Напоминание

Процесс вокальных репетиций в театрализованной постановке на примере музыкального спектакля «Брысь!»


Автор: Валеев Линар Рашитович
Должность: преподаватель музыкальных дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа театрального искусства"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Процесс вокальных репетиций в театрализованной постановке на примере музыкального спектакля «Брысь!»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Валеев Линар Рашитович

преподаватель музыкальных дисциплин

МАУДО «Детская школа театрального искусства»

Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Процесс вокальных репетиций в театрализованной постановке на

примере музыкального спектакля «Брысь!»

Музыкальная сказка «Брысь!» была поставлена режиссером Валеевой Валерией

Александровной на сцене МАУДО «Детская школа театрального искусства» в декабре

2021 года. Над музыкальным оформлением и вокальными партиями спектакля работали

Валеев Линар Рашитович и Василенко Александр Иванович.

Театральный коллектив, с которым режиссеру предстояло работать, – это

воспитанники пятого года обучения русского театрального отделения муниципального

автономного учреждения дополнительного образования города Набережные Челны

«Детская школа театрального искусства». Учитывая возрастные особенности

обучающихся, материал должен быть написан для детей, быть для них понятным и

доступным, написанным простым языком, истории близки детской аудитории,

музыкальные партии посильны для постановки в конкретной группе. Так и сложилось с

пьесой В. Зимина «Брысь! Или истории кота Филофея». У каждого из ребят есть или были

домашние животные, а кто-то только мечтает о пушистом друге. Поэтому тема

брошенных кошек стала для них интересной. Ведь те, у кого есть четвероногие друзья,

после знакомства с литературным материалом, начинают еще больше любить и ценить

своих питомцев. Те, у кого было домашнее животное, представляют, как трудно терять

близкое и родное существо. Ну а те ребята, которые только хотят взять под свое крыло

пушистого товарища, поняли, насколько большая ответственность лежит на хозяевах. В

любом случае, все усвоили простую истину: «Мы в ответе за тех, кого приручили», а

значит, пьеса нашла отклик в сердцах юных актеров.

Произведение соответствует количеству ребят в театральном коллективе. Для всех

персонажей нашлись актеры, которые смогут их сыграть, подходят по характеру и

внешности. Так как ребята седьмой год посещают учебный предмет «Вокальный

ансамбль», то в группе определились обучающиеся, способные исполнить музыкальные

партии.

Зрителями, которые будут посещать музыкальный спектакль «Брысь!», являются

дошкольники и школьники младшего звена (возрастной ценз 6+). Во-первых,

большинству ребят этого возраста нравятся кошки и коты. Они милые, пушистые,

практически каждый хочет к себе в дом такого или с радостью делится со сверстниками

тем, что у него есть пушистый друг. Это значит, что главные герои понравятся целевой

аудитории. Пьеса написана доступным языком, истории бытовые, персонажи знакомые

всем (бабушка, мама, папа, девочки, мальчики), есть смена локаций, музыкальные номера,

а главная мысль проста и понятна. Во-вторых, на сцене играют дети. Такие же как они,

немного постарше. Благодаря всем этим факторам, маленьким зрителям удастся не только

посмотреть интересный музыкальный спектакль, но и извлечь из его сюжета полезный

урок.

Вокальная репетиция – репетиция, на которой репетиторы по вокалу ставят

вокальные номера, входящие в спектакль. На этих репетициях преподаватель по вокалу

определяет, все ли замыслы музыкальных номеров могут быть осуществлены в

соответствии с вокальными данными ребенка. А также происходит корректировка

музыкальных партий и продолжительности песен. Здесь важно, чтобы режиссер и

преподаватель вокала работали слаженно и сообща.

Опера, музыкальный спектакль, музыкальная сказка, музыкальная фантазия,

мюзикл – это те же жанры, в которых музыке принадлежит главенствующая роль.

Посредством музыкальных образов, точных вокальных характеристик композитор

обогащает сказочные персонажи, делая их интонационно богаче, интереснее и, в целом,

более выразительными.

Почти все главные герои в спектакле имеют сольные партии (кошка Киса, котенок

Фунтик, кот Мурзик, кот Плутон), также в спектакле присутствуют дуэты: дуэт актрисы и

ее кошки Офелии; дуэт кошки Анфисы и бабы Капы. Завершает пьесу совместная песня

всех котов и кошек под руководством кота Филофея «Огонек добра».

Хоровая сцена исполняется всеми участниками спектакля.

Каждый вокальный номер – это фрагмент сквозного развития и рассматривается в

контексте всего спектакля.

Вокальная работа в музыкальном спектакле занимает одно из главных мест, в

каждой сцене спектакля есть вокальные номера. Для передачи образа героя в

музыкальном спектакле, нужно владеть вокальными навыками: все исполнительские

эмоции должны быть выражены в грамотной вокальной форме. При пении следует

добиваться естественного, непринуждённого и интонационно чистого звучания, без

напряжения и форсирования.

Изучив характеристики героев, дети совместно с режиссером обсудили, кто из них

сможет сыграть какого персонажа, с учетом внешних данных, пластических и вокальных

способностей, а также были обозначены основные речевые признаки персонажей.

Вокальная работа данного проекта включала в себя следующие этапы:

- знакомство с клавиром (прослушиванием);

- разбор нотного текста, работа по фразам над чистой интонацией;

- выявление мелодических, ритмических трудностей;

- работа над певческим произношением;

- работа над интонационной спецификой каждого персонажа (художественного образа),

эмоциональностью;

- исполнение вокальной партии в сочетании с движением;

- ввод в спектакль.

Пение упражнений (распевание или распевка) занимало в репетиции 10-15 минут.

В комплекс упражнений включались и фрагменты из вокальных номеров спектакля.

Работа над вокальными партиями велась по трем направлениям, которые представлены в

табл. 1.

Таблица 1 – Работа над вокальными партиями

интонация

певческая артикуляция

ритм

пение а' сареllа;

выравнивание гласных;

прохлопывание

пение по фразам в

медленном темпе;

пение на слог;

дублирование

мелодии.

проговаривание текста в

быстром темпе;

пение с оттенками,

акцентами, логическими

ударениями.

ритмического

рисунка;

проговаривание

текста в заданном

ритме;

пение на

определенный слог;

пение в разных

темпах.

В музыкальном спектакле исполнение сольных партий чаще всего сочетается с

движением (шаги, танцевальные движения). Это непростая задача даже для

профессиональных артистов (сбивается дыхание, происходит перераспределение

внимания со звучания голоса на движение), а для детей изначально кажется вовсе

неосуществимой. Поэтому, важно уже на начальном этапе разучивания партий сочетать

пение с движением (шаги, повороты).

Сочетание вокализации с движением еще больше усиливало эмоционально-

художественную трактовку образа того или иного персонажа и позволяло вести

вокальную работу не в виде механического заучивания, а творчески, в форме

исполнительской импровизации.

Основные требования в работе над хоровым номером:

- Ритмическая точность (одновременное начало и окончание фраз);

- чистота интонирования;

- грамотное формирование гласных в академической манере;

- певческая артикуляция;

- точное воплощение художественного образа.

Благодаря пению, у ребенка формируется певческое дыхание, улучшается дикция,

развивается сила голоса. Также происходит исправление речевых недостатков, таких как

невнятное произношение согласных звуков, заикание.

Обладая определенными вокальными навыками, участники музыкального

спектакля смогли более ярко передать свои чувства и эмоции, что во многом помогло

раскрыть образы героев на сцене в сольных и хоровых номерах спектакля.

Посмотрев спектакль «Брысь!», каждый ребенок сделает свои выводы. У

произведения есть принцип узнаваемости: герои, которых можно встретить в обычной

жизни, знакомые каждому ситуации, истории с понятиями о любви и дружбе, с которыми

близки все. Герои сопереживают зрителю, демонстрируя поступки ребят, таких же по

возрасту, как сами зрители (получил двойку, не послушал маму, обманул друга, не

проявил заботу, чересчур капризничал). Песни, написанные выдающимся композитором

Яковом Дубравиным и поэтом Виктором Гином, запоминаются с первого раза. Выходя из

зала, ребята напевают и обсуждают, какая из песен и историй понравилась больше всего.



В раздел образования