Автор: Бадыкшина Наиля Дамировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Уруссинская ДШИ"
Населённый пункт: РТ Ютазинский район,пгт Уруссу
Наименование материала: методический доклад
Тема: ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ. ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ МУЗЫКАНТА.
Раздел: дополнительное образование
ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ.
ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ МУЗЫКАНТА.
Фортепианный ансамбль как "один из самых парадных жанров
музыки" в последние десятилетия переживает необычайный взрыв
популярности во всем мире. Востребованность этого вида
камерного музицирования обусловлена рядом факторов. Среди них:
общая тенденция к возрождению забытых ансамблевых традиций
прошлых веков; обилие высокохудожественных произведений
композиторов XVIII-XX веков, неиссякающий интерес к жанру
современных композиторов. Ввиду того, что фортепианный
ансамбль становится любим и узнаваем массовым слушателем,
известные пианисты-солисты все чаще объединяются в ансамбли.
Сегодня совместные выступления ведущих пианистов (Аргерих -
Плетнев, Петров - Гиндин, Любимов - Соколов, Руденко -
Луганский и др.) становятся привычным явлением концертной
жизни. Одной из примет времени стало появление постоянных
составов фортепианного ансамбля. Концертная и просветительская
деятельность таких известных фортепианных дуэтов, как Брук -
Тайманов, Эден - Тамир, Бахчиев - Сорокина, в немалой степени
способствовала популяризации жанра. В наши дни происходит
лавинообразное увеличение количества международных конкурсов
и фестивалей фортепианных дуэтов.
В настоящее время, наряду с коммуникативной функцией жанра,
чрезвычайно востребована его педагогическая функция. Для
образовательного процесса жанр фортепианного ансамбля имеет
ряд привлекательных качеств, выделяющих его из общего списка
специальных дисциплин.
Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения и
самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с
сольным, оказывает благотворное влияние на студентов не только в
профессиональном плане, но и формирует человеческие качества:
чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте
предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и
дружеского общения пианистов-солистов.
На уроках фортепианного ансамбля формируется навык чтения с
листа, хотя сам по себе он не гарантирует профессионализм в
ансамблевой игре. По меткому выражению А. Готлиба, "некоторые
превосходные музыканты, пользующиеся заслуженной
известностью, довольно посредственно читают с листа, и в то же
время есть немало посредственных музыкантов, которые делают
это с завидной легкостью" .
Для курса фортепианного ансамбля характерен и ряд
специфических трудностей в процессе обучения. Несмотря на то,
что игра в фортепианном ансамбле предполагает наличие двух
творческих личностей, преобладающей тенденцией в процессе
обучения становится стремление максимально сблизить
исполнительский уровень участников ансамбля. "Настоящий
ансамбль - это близость во всём: близость индивидуальностей,
этических установок, интеллектуальных уровней. Это - духовное
единение, эмоциональное родство, близость методов, форм,
направлений в совместной работе" . В этом вопросе не последнюю
роль играет чувство состязательности ансамблистов, которое дает
максимальную концентрацию внимания, повышая качество уроков.
Процесс привыкания ансамблистов друг к другу невероятно сложен
и требует большой психологической работы, которая подчас лежит
и в сфере морально-этических взаимоотношений. Не секрет, что, в
отличие от исполнителей на оркестровых инструментах, которые с
детства обучаются навыкам ансамблевой игры - от выступлений с
концертмейстером, до игры в различных ансамблях, оркестрах, -
"пианисты овладевают своим мастерством в условиях
индивидуальных занятий и привыкают к ним, как к единственно
возможной форме работы" . Поэтому психологические установки
пианиста-солиста часто оказываются помехой на пути к
достижению ансамблевого единства.
Как было уже отмечено, все большую популярность в последнее
время приобретают международные конкурсы фортепианных
дуэтов, среди которых особое место занимают конкурсы - члены
Женевской международной федерации - в Майами, Мюнхене,
Кальтаниссетте и другие. Безусловно, это является положительным
фактором в популяризации жанра, а также прекрасным стимулом
для плодотворных занятий в классе фортепианного ансамбля.
Ответственность предстоящего творческого состязания
предъявляет жесткие требованию к качеству исполнения. На
первый план выходит ряд задач, связанных непосредственно с
публичным выступлением.
Система дирижерских жестов.
Любой концертирующий фортепианный дуэт должен иметь свою
систему определенных жестов, взглядов и даже вздохов,
позволяющую синхронно начинать произведение, грамотно
показывая ауфтакт, снимать заключительный аккорд и т.п. Причем,
такие жесты должны быть практически незаметны публике.
Камнем преткновения для начинающего ансамбля может стать
непривычное расположение инструментов.
Так, в консерваторских классах рояли обычно стоят рядом друг с
другом, и студенты привыкают к определенной системе
коммуникации. При такой постановке инструментов развиваются
"чувство локтя", "боковое зрение"; для совместного вступления
порой достаточно оказывается еле слышного вздоха. На конкурсах
же используется иной способ расстановки роялей - "валетом", при
котором у одного из инструментов снимается крышка. Такая
"классическая" расстановка доставляет поначалу большие
трудности, на устранение которых требуется не одна репетиция.
С особыми трудностями сталкиваются музыканты при игре в
четыре руки на одном фортепиано. По мнению Е.Г.Сорокиной
"близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует
их внутреннему единству" и с ним трудно спорить. Но такое
единство возникает в том случае, когда партнеры имеют немалый
опыт в музицировании подобного рода, в противном же случае у
партнеров подчас возникает желание подвинуть коллегу, опасаясь
удара локтем в "солнечное сплетение". Весьма комично выглядит
ситуация на первом уроке ансамбля в 4 руки, когда педагог
вынужден расставлять стулья за инструментом и показывать
"демаркационную линию" студентам. Кроме того, большую
трудность при игре в 4 руки представляет педализация, так как
пианист, исполняющий вторую партию, часто должен
педализировать в собственной паузе.
В связи с этим, очень важно умение педагога привить навыки и
вкус к работе в обоих типах ансамбля, каждый из которых имеет
свои специфические особенности.
Синхронность звучания - один из главных показателей качества
ансамблевой игры. Особую трудность представляет совместное
rubato, органично и адекватно соответствующее авторскому тексту.
Необходимо, чтобы все ускорения и замедления темпа были
прочувствованны, выверены и отработаны еще в домашних
условиях, при этом не становясь некими заученными раз и навсегда
"общими местами". "Свобода непосредственного музыкального
высказывания отнюдь не сковывается ансамблевым
выступлением... Но она проявляется в меньших дозах, чем при
сольной игре" .
Аналогичный принцип должен соблюдаться и при работе над
динамическими оттенками. В отличие от сольного
исполнительства, варьирование динамического рисунка во время
эстрадного выступления одним из ансамблистов может негативно
сказаться на качестве исполнения, разрушив целостность и
выразительность звучания.
К исполнению двухрояльного репертуара в последнее время
предъявляется требование игры наизусть. Так, на Международном
конкурсе фортепианных дуэтов в Майами обязательно исполнение
двух концертных программ и концерта для двух фортепиано с
оркестром на память (при этом программа в 4 руки может
исполняться по нотам). Оставив за рамками нашего сообщения
разговор о целесообразности этого требования, отметим, что
исполнение ансамблевого репертуара наизусть предполагает знание
обеих партий. И в этом, несомненно, есть большой плюс, так как
обмен партиями "способствует углубленному пониманию
ансамблевой фактуры сочинения" .
При концертном исполнении произведений в четыре руки не
последнюю роль играет умение грамотно переворачивать
страницы. Как часто выступление бывает загублено от
недостаточного внимания в домашней работе к этому, казалось бы,
малозначительному компоненту дуэтной игры! * *
Представляется целесообразным введение дифференцированной
оценки уже с первого полугодия, а также требование к исполнению
экзаменационных произведений наизусть. Это позволит, на наш
взгляд, поднять роль ансамбля в глазах учеников до уровня
специального фортепиано. Необходима также работа по
сближению курса с другими специальными дисциплинами:
оркестровкой, историей фортепианного исполнительства, историей
зарубежной, отечественной музыки.
Создать полноценный ансамбль за один год обучения - задача
почти невыполнимая. Студенты первого курса объединяются в
пары по самым разным соображением, и чаще всего, только к
концу учебного года у педагога складывается представление о том,
кого целесообразно объединить в ансамбль.
Желательно проведение занятий по фортепианному ансамблю в
качестве факультатива в течение всех пяти лет обучения, в то же
время не подменяя занятия в классе камерного ансамбля,
являющегося, по словам А. П. Бородина "одним из самых
могущественных средств для развития музыкального вкуса и
понимания" .
Процесс обучения в классе фортепианного ансамбля чрезвычайно
сложен и многогранен. "Культура камерности требует от
исполнителя превосходства интеллекта и строгой осмысленности,
чтобы тем самым переводить музыку на высшие ступени познания,
в область внечувственного, разумного содержания" . Обилие
высокохудожественного репертуара, возможность самообучения
студентов, более тесного профессионального и человеческого
контакта студентов-пианистов определяет особую роль курса в
становлении профессионального музыканта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аджемов К. Избранные сочинения Клода Дебюсси в классе
камерного ансамбля. M. 1979
2. Асафьев Б. Русская музыка XIX начала XX века. Л.1968
3. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-
педагогический процесс. М. 1979
4. Бородин А. Письма. М. 1936
5. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное
исполнительство, вып. 8. М. 1973
6. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М. 1971
7. Лузум Н. В ансамбле с солистом. Н.Н. 2005
8. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М. 1988
9. Ступель А. Беседа о камерной музыке. Л. 1963
10. Шуман Р. О музыке и музыкантах. М. 1979
ДОКЛАД НА ТЕМУ
ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ.
ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ МУЗЫКАНТА.
Выполнила:
преподаватель МБУ ДО УДШИ
Бадыкшина Н.Д.
2023г