Напоминание

ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ. ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ МУЗЫКАНТА.


Автор: Бадыкшина Наиля Дамировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Уруссинская ДШИ"
Населённый пункт: РТ Ютазинский район,пгт Уруссу
Наименование материала: методический доклад
Тема: ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ. ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ МУЗЫКАНТА.
Раздел: дополнительное образование





Назад




ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ.

ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ МУЗЫКАНТА.

Фортепианный ансамбль как "один из самых парадных жанров

музыки" в последние десятилетия переживает необычайный взрыв

популярности во всем мире. Востребованность этого вида

камерного музицирования обусловлена рядом факторов. Среди них:

общая тенденция к возрождению забытых ансамблевых традиций

прошлых веков; обилие высокохудожественных произведений

композиторов XVIII-XX веков, неиссякающий интерес к жанру

современных композиторов. Ввиду того, что фортепианный

ансамбль становится любим и узнаваем массовым слушателем,

известные пианисты-солисты все чаще объединяются в ансамбли.

Сегодня совместные выступления ведущих пианистов (Аргерих -

Плетнев, Петров - Гиндин, Любимов - Соколов, Руденко -

Луганский и др.) становятся привычным явлением концертной

жизни. Одной из примет времени стало появление постоянных

составов фортепианного ансамбля. Концертная и просветительская

деятельность таких известных фортепианных дуэтов, как Брук -

Тайманов, Эден - Тамир, Бахчиев - Сорокина, в немалой степени

способствовала популяризации жанра. В наши дни происходит

лавинообразное увеличение количества международных конкурсов

и фестивалей фортепианных дуэтов.

В настоящее время, наряду с коммуникативной функцией жанра,

чрезвычайно востребована его педагогическая функция. Для

образовательного процесса жанр фортепианного ансамбля имеет

ряд привлекательных качеств, выделяющих его из общего списка

специальных дисциплин.

Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения и

самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с

сольным, оказывает благотворное влияние на студентов не только в

профессиональном плане, но и формирует человеческие качества:

чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте

предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и

дружеского общения пианистов-солистов.

На уроках фортепианного ансамбля формируется навык чтения с

листа, хотя сам по себе он не гарантирует профессионализм в

ансамблевой игре. По меткому выражению А. Готлиба, "некоторые

превосходные музыканты, пользующиеся заслуженной

известностью, довольно посредственно читают с листа, и в то же

время есть немало посредственных музыкантов, которые делают

это с завидной легкостью" .

Для курса фортепианного ансамбля характерен и ряд

специфических трудностей в процессе обучения. Несмотря на то,

что игра в фортепианном ансамбле предполагает наличие двух

творческих личностей, преобладающей тенденцией в процессе

обучения становится стремление максимально сблизить

исполнительский уровень участников ансамбля. "Настоящий

ансамбль - это близость во всём: близость индивидуальностей,

этических установок, интеллектуальных уровней. Это - духовное

единение, эмоциональное родство, близость методов, форм,

направлений в совместной работе" . В этом вопросе не последнюю

роль играет чувство состязательности ансамблистов, которое дает

максимальную концентрацию внимания, повышая качество уроков.

Процесс привыкания ансамблистов друг к другу невероятно сложен

и требует большой психологической работы, которая подчас лежит

и в сфере морально-этических взаимоотношений. Не секрет, что, в

отличие от исполнителей на оркестровых инструментах, которые с

детства обучаются навыкам ансамблевой игры - от выступлений с

концертмейстером, до игры в различных ансамблях, оркестрах, -

"пианисты овладевают своим мастерством в условиях

индивидуальных занятий и привыкают к ним, как к единственно

возможной форме работы" . Поэтому психологические установки

пианиста-солиста часто оказываются помехой на пути к

достижению ансамблевого единства.

Как было уже отмечено, все большую популярность в последнее

время приобретают международные конкурсы фортепианных

дуэтов, среди которых особое место занимают конкурсы - члены

Женевской международной федерации - в Майами, Мюнхене,

Кальтаниссетте и другие. Безусловно, это является положительным

фактором в популяризации жанра, а также прекрасным стимулом

для плодотворных занятий в классе фортепианного ансамбля.

Ответственность предстоящего творческого состязания

предъявляет жесткие требованию к качеству исполнения. На

первый план выходит ряд задач, связанных непосредственно с

публичным выступлением.

Система дирижерских жестов.

Любой концертирующий фортепианный дуэт должен иметь свою

систему определенных жестов, взглядов и даже вздохов,

позволяющую синхронно начинать произведение, грамотно

показывая ауфтакт, снимать заключительный аккорд и т.п. Причем,

такие жесты должны быть практически незаметны публике.

Камнем преткновения для начинающего ансамбля может стать

непривычное расположение инструментов.

Так, в консерваторских классах рояли обычно стоят рядом друг с

другом, и студенты привыкают к определенной системе

коммуникации. При такой постановке инструментов развиваются

"чувство локтя", "боковое зрение"; для совместного вступления

порой достаточно оказывается еле слышного вздоха. На конкурсах

же используется иной способ расстановки роялей - "валетом", при

котором у одного из инструментов снимается крышка. Такая

"классическая" расстановка доставляет поначалу большие

трудности, на устранение которых требуется не одна репетиция.

С особыми трудностями сталкиваются музыканты при игре в

четыре руки на одном фортепиано. По мнению Е.Г.Сорокиной

"близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует

их внутреннему единству" и с ним трудно спорить. Но такое

единство возникает в том случае, когда партнеры имеют немалый

опыт в музицировании подобного рода, в противном же случае у

партнеров подчас возникает желание подвинуть коллегу, опасаясь

удара локтем в "солнечное сплетение". Весьма комично выглядит

ситуация на первом уроке ансамбля в 4 руки, когда педагог

вынужден расставлять стулья за инструментом и показывать

"демаркационную линию" студентам. Кроме того, большую

трудность при игре в 4 руки представляет педализация, так как

пианист, исполняющий вторую партию, часто должен

педализировать в собственной паузе.

В связи с этим, очень важно умение педагога привить навыки и

вкус к работе в обоих типах ансамбля, каждый из которых имеет

свои специфические особенности.

Синхронность звучания - один из главных показателей качества

ансамблевой игры. Особую трудность представляет совместное

rubato, органично и адекватно соответствующее авторскому тексту.

Необходимо, чтобы все ускорения и замедления темпа были

прочувствованны, выверены и отработаны еще в домашних

условиях, при этом не становясь некими заученными раз и навсегда

"общими местами". "Свобода непосредственного музыкального

высказывания отнюдь не сковывается ансамблевым

выступлением... Но она проявляется в меньших дозах, чем при

сольной игре" .

Аналогичный принцип должен соблюдаться и при работе над

динамическими оттенками. В отличие от сольного

исполнительства, варьирование динамического рисунка во время

эстрадного выступления одним из ансамблистов может негативно

сказаться на качестве исполнения, разрушив целостность и

выразительность звучания.

К исполнению двухрояльного репертуара в последнее время

предъявляется требование игры наизусть. Так, на Международном

конкурсе фортепианных дуэтов в Майами обязательно исполнение

двух концертных программ и концерта для двух фортепиано с

оркестром на память (при этом программа в 4 руки может

исполняться по нотам). Оставив за рамками нашего сообщения

разговор о целесообразности этого требования, отметим, что

исполнение ансамблевого репертуара наизусть предполагает знание

обеих партий. И в этом, несомненно, есть большой плюс, так как

обмен партиями "способствует углубленному пониманию

ансамблевой фактуры сочинения" .

При концертном исполнении произведений в четыре руки не

последнюю роль играет умение грамотно переворачивать

страницы. Как часто выступление бывает загублено от

недостаточного внимания в домашней работе к этому, казалось бы,

малозначительному компоненту дуэтной игры! * *

Представляется целесообразным введение дифференцированной

оценки уже с первого полугодия, а также требование к исполнению

экзаменационных произведений наизусть. Это позволит, на наш

взгляд, поднять роль ансамбля в глазах учеников до уровня

специального фортепиано. Необходима также работа по

сближению курса с другими специальными дисциплинами:

оркестровкой, историей фортепианного исполнительства, историей

зарубежной, отечественной музыки.

Создать полноценный ансамбль за один год обучения - задача

почти невыполнимая. Студенты первого курса объединяются в

пары по самым разным соображением, и чаще всего, только к

концу учебного года у педагога складывается представление о том,

кого целесообразно объединить в ансамбль.

Желательно проведение занятий по фортепианному ансамблю в

качестве факультатива в течение всех пяти лет обучения, в то же

время не подменяя занятия в классе камерного ансамбля,

являющегося, по словам А. П. Бородина "одним из самых

могущественных средств для развития музыкального вкуса и

понимания" .

Процесс обучения в классе фортепианного ансамбля чрезвычайно

сложен и многогранен. "Культура камерности требует от

исполнителя превосходства интеллекта и строгой осмысленности,

чтобы тем самым переводить музыку на высшие ступени познания,

в область внечувственного, разумного содержания" . Обилие

высокохудожественного репертуара, возможность самообучения

студентов, более тесного профессионального и человеческого

контакта студентов-пианистов определяет особую роль курса в

становлении профессионального музыканта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аджемов К. Избранные сочинения Клода Дебюсси в классе

камерного ансамбля. M. 1979

2. Асафьев Б. Русская музыка XIX начала XX века. Л.1968

3. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-

педагогический процесс. М. 1979

4. Бородин А. Письма. М. 1936

5. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное

исполнительство, вып. 8. М. 1973

6. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М. 1971

7. Лузум Н. В ансамбле с солистом. Н.Н. 2005

8. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М. 1988

9. Ступель А. Беседа о камерной музыке. Л. 1963

10. Шуман Р. О музыке и музыкантах. М. 1979

ДОКЛАД НА ТЕМУ

ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ.

ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ МУЗЫКАНТА.

Выполнила:

преподаватель МБУ ДО УДШИ

Бадыкшина Н.Д.

2023г



В раздел образования