Автор: Ульченко Ольга Михайловна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская детская музыкальная школа" муниципального района Красноярский Самарской области
Населённый пункт: п.Мирный Красноярского района Самарской области
Наименование материала: Программа по учебному предмету
Тема: Программа по учебному предмету ПО.01.УП.03. Концертмейстерский класс
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Мирновская детская музыкальная школа»
муниципального района Красноярский Самарской области
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области музыкального искусства
«Фортепиано»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.03. Концертмейстерский класс
Мирный 2021
1
2
3
Содержание
I.
Пояснительная записка …………………………………………………...6
I.1 . Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе………………………………………………………………………6
I.2 . Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»…...7
I.3 . Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на
реализацию учебного предмета………………………………………..…...7
I.4 . Форма проведения учебных аудиторных занятий……………………….7
I.5 . Цели и задачи учебного предмета…………………………………...........8
I.6 . Обоснование структуры программы учебного предмета…………….….9
I.7 . Методы обучения…………………………………………………………..9
I.8 . Описание материально-технический условий реализации учебного
предмета……………………………………………………………..………10
II.
Содержание учебного предмета …………………………………...…….11
II.1
. Сведения о затратах учебного
времени…………………………….........12
II.2
. Годовые требования по классам……………………………………….
…13
II.3
. 7 класс (первый год обучения)
…………………………………………...14
II.4
. 8 класс (второй год обучения)……………………………………………
23
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся …..………………...35
IV.
Форма и методы контроля, система оценок…………………………...36
IV.1
. Аттестация: цели, виды, форма, содержание……………………...
…….36
4
IV.2
. Критерии оценок………………………………………….…………….
…37
V.
Методическое обеспечение учебного процесса………………………...38
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам…...….……38
5.2. Методические рекомендации при работе с учащимися в классе
вокального аккомпанемента……………………………………………...39
5.3. Методические рекомендации при работе над аккомпанементом в классе
балалайки………………………………………………………………….40
5.4.
Рекомендации
по
организации
самостоятельной
работы
обучающихся……………………………………………….……………..42
VI. Форма проведения учебных занятий в условиях дистанционного
обучения с применением дистанционных технологий………….….43
6.1.
Организационно-методическое
обеспечение
дистанционного
обучения…………………………………………………………………..44
6.2. Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения…..45
6.3. Формы дистанционной работы…………………………………………...45
VII. Список рекомендуемой методической литературы…………..…….46
5
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.1
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» разработана на
основе
и
с
учётом
Федеральных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
музыкального искусства «Фортепиано».
Учебный предмет «Концертмейстерский класс» направлен на воспитание
разносторонне-развитой личности с большим творческим потенциалом путём
приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах
лучших
образцов
вокальной
и
инструментальной
музыки,
а
также
на
приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на
развитие
самостоятельности
в
данных
видах
деятельности.
Воспитать
художественный вкус и чувство стиля, а главное – развить умение слушать и
создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором.
Навыки, приобретённые в концертмейстерском классе, могут пригодиться в
повседневной
музыкальной
практике
(художественная
самодеятельность,
домашний досуг и т.д.) как музыканту – профессионалу, так и музыканту-
любителю. Развитие различных форм музицирования (ансамбль, аккомпанемент,
импровизация, чтения нот с листа и т.д.) особенно востребовано в настоящее
время.
Создание программы продиктовано необходимостью более широкого
развития профессиональных исполнительских навыков обучающихся, в том числе
и как концертмейстеров. Опыт работы показал, что подобная форма способствует
расширению
музыкального
кругозора
детей,
обогащению
их
духовного
мировоззрения, развитию художественного вкуса, а главное – повышает их
интерес к фортепиано как универсальному инструменту.
6
Программа «Концертмейстерский класс» составляет единый комплекс с
предметом «Фортепиано», тесно интегрируя со специальным инструментом
«Фортепиано», а также предметами музыкально-теоретического и музыкально-
эстетического циклов.
1.2. Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский
класс»
Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс» по 8-
летнему учебному плану составляет полтора года (7 класс и первое полугодие 8
класса). Возраст обучающихся – 14-15 лет.
1.3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным
планом образовательного учреждения на реализацию предмета
«Концертмейстерский класс»:
Виды учебной нагрузки
7 класс – 1 полугодие 8 класса
Количество часов (общее на 1,5 года)
Максимальная нагрузка
122,5 часа
Количество
часов
на
аудиторную
нагрузку
49 часов (из расчета 1 час в неделю)
Количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
73,5 часа (из расчета 1,5 часа в неделю)
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.
Продолжительность урока – 45 минут.
7
Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает
привлечение иллюстраторов. В нашей школе иллюстраторами могут быть
обучающиеся
инструментального
отделения,
исполняющие
вокальные
произведения, и ребята, занимающиеся по специальности «балалайка». Поэтому
данная программа рассчитана на работу в концертмейстерском классе над
вокальными произведениями и пьесами для балалайки в сопровождении
фортепиано.
1.5. Цели и задачи учебного предмета «Концертмейстерский
класс»
Цели программы:
• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных ими знаний, умений и навыков в области музыкального
исполнительства;
•
стимулирование развития эмоциональности,
памяти,
мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле.
Задачи программы:
• формирование навыков совместного творчества обучающихся в области
музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного
музицирования;
• развитие интереса к совместному развитию музыкального творчества;
• развитие умений и навыков аккомпанирования;
• развитие пианистических и технических возможностей в процессе
исполнения различных видов аккомпанемента;
•
приобретение
навыка:
умение
одновременно
следить
за
партией
фортепиано и солиста;
• умение осмыслить всё произведение в целом, чувствовать солиста и
поддерживать все его творческие замыслы;
• приобретение навыков работы над звуковым балансом в работе с солистом;
• приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа
нетрудного текста с солистом;
• приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта
публичных выступлений;
•
формирование
у
наиболее
одаренных
выпускников
мотивации
к
продолжению профессионального обучения в профильных образовательных
учреждениях.
8
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
«Концертмейстерский класс»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- формы и методы контроля, система оценок;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- методическое обеспечение учебного процесса.
1.7. Методы обучения
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала);
наглядный
(показ,
демонстрация
отдельных
частей
и
всего
произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки
и последующая организация целого);
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
9
индивидуальный
подход
к
каждому
обучающемуся
с
учётом
возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные
методы
работы
в
рамках
предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках
и
сложившихся
традиций
ансамблевого
исполнительства
на
фортепиано.
Программа предполагает различные виды деятельности:
образовательно-воспитательный, обеспечивающий целенаправленное
влияние преподавателя на поведение и деятельность детей, его
содействие семье в развитии творческого потенциала личности
ребенка;
эстетический, приобщающий детей к различным видам искусства и
позволяющий формировать у них социально значимые ценности,
активное деятельное включение ребёнка в творческий процесс через
проведение учебных занятий, конкурсных программ, организацию
концертов;
развивающий,
нацеленный
на
творческое
развитие
детей
художественно-эстетическими средствами произведения, используются
художественные ценности, которые приобретают новое звучание после
их совместной обработки;
коммуникативный, обеспечивающий привлечение детей к совместному
творческому труду, игре.
1.8. Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные классы по учебному предмету «Концертмейстерский класс»
должны иметь площадь не менее 9 м
2
.
В школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и
ремонта музыкальных инструментов, а также нотная библиотека, фонотека, CD-
проигрыватель, магнитофон, компьютер.
10
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС»
Урок
в
концертмейстерском
классе
является
продолжением
занятий
специального фортепиано, а также класса фортепианного ансамбля, на уроках
которого учащиеся научились слышать друг друга, играть в одной манере,
соблюдать синхронную артикуляцию, внимательно относиться к звуковому
балансу,
фразировке.
За
время
обучения
в
концертмейстерском
классе
обучающиеся
должны
познакомиться
с
жанровыми
и
стилистическими
особенностями различной музыки.
Концертмейстер должен приобрести навык восприятия трёхстрочной или
многоголосной фактуры.
Музыкальный материал основывается на лучших образцах музыкальной
литературы, который ежегодно дополняется новым, в зависимости от уровня
«продвижения» ученика.
11
2.1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного
предмета
«Концертмейстерский
класс»,
на
максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Распределение по годам обучения
Классы
1
2
3
4
5
6
7
8
Продолжительность учебных
занятий (в неделях)
-
-
-
-
-
-
33
16
Количество часов на
аудиторные занятия (в неделю)
-
-
-
-
-
-
1
1
Общее количество часов на
аудиторные занятия (на все
время обучения)
49
Количество часов на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу
(часов в неделю)
-
-
-
-
-
-
1,5
1,5
Общее количество часов на
внеаудиторную работу (на все
время обучения)
73,5
Общее максимальное
количество часов на весь
122,5
12
период обучения
Объём времени на самостоятельную работу обучающихся планируется 1,5
часа в неделю, определяется с учётом сложившихся педагогических традиций,
методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях школы и
др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объём времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
2.2. Годовые требования по классам
В
концертмейстерский
класс
дети
приходят
с
различным
уровнем
подготовки. На первых уроках нужно выяснить степень общего развития
обучающегося, индивидуальные особенности психики – медлительность или
торопливость, смелость или застенчивость, уровень технического развития,
грамотность. После этого подбирается примерный репертуар, который в
дальнейшем может меняться. Начинать работу в концертмейстерском классе
следует с изучения наиболее простого репертуара (эта работа планируется в 7
классе).
13
2.3. 7 класс (первый год обучения)
Затраты учебного времени:
Максимальная учебная нагрузка – 90 часов
Самостоятельная работа – 57 часов
Аудиторные занятия – 33 часа
За год обучающиеся должны пройти 5-6 произведений.
В первом полугодии следует подробно пройти в классе не менее трёх
произведений и регулярно читать с листа в классе и дома.
В конце полугодия ученик должен сыграть одно произведение на зачёте или
концерте.
В конце учебного года обучающиеся сдают зачёт из 1-2 произведений.
Зачётом может считаться выступление на классном вечере, концерте или
академическом вечере.
Реализация программы:
1.
Вводное занятие: ознакомление учащихся с содержанием предмета.
2.
Развитие навыков беглого чтения с листа:
умение видеть текст «вперёд» и осмысливать его особенности;
выработка аппликатурной техники, то есть доведённое до автоматизма
умение выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой
ситуации.
3.
Изучение аккомпанемента в песнях и романса с различной формой:
14
куплетной;
периода;
сквозного развития.
4.
Изучение аккомпанемента в различных произведениях для балалайки:
народных;
народов мира;
классических зарубежных авторов;
классических русских авторов;
отечественных композиторов XX – XXI веков.
5.
Исполнение вокальных произведений под собственное сопровождение:
организация музыки во времени /т.е. без остановок/;
соблюдение ритмической чёткости;
соблюдение темпа, динамики, цезур.
6.
Работа с иллюстратором. Работа над:
звуковым балансом солиста и фортепиано;
образной, содержательной стороной аккомпанемента;
осмыслением роли вступлений и заключений.
7.
Работа над концертным исполнением репертуара. Работа над контролем
выполнения всех художественных и технических задач, непрерывность
исполнения.
8.
Организация самостоятельной работы, выполнение домашней работы,
посещение концертов, участие в конкурсах, фестивалях, школьных
мероприятиях.
15
ПРИМЕРНЫЙ РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ПЕРВОГО
ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Русская вокальная музыка XIX века:
1.
Алябьев А. «Воспоминание», «Соловей», «Два ворона»
2.
Балакирев М. «Взошел на небо», «Слышу ли голос твой»
3.
Бородин А. «Песня темного леса», «Фальшивая нота»
4.
Варламов А. «Красный сарафан», «Горные вершины», «Белеет
парус одинокий», «На заре ты ее не буди»
5.
Глинка М.
«Скажи, зачем», «Бедный певец», «Сомнение»,
«Признание», «Как сладко с тобою мне быть»
6.
Гурилёв А. «Разлука», «Матушка-голубушка», «Гори, звёздочка,
блистай, ясная», «Грусть девушки»
7.
Даргомыжский А. «Шестнадцать лет», «Мне грустно», «Я вас
любил», «Юноша и дева»
8.
Кюи Ц. «Коснулась я цветка», «Царскосельская статуя»
9.
Римский-Корсаков Н. «На холмах Грузии», «Не ветер, вея с
высоты», «Эхо»
10.Рубинштейн А. «Клубится волною», «Певец»
Зарубежная вокальная музыка:
1.
Бах И. С. 10 песен из книги напевов Г.К.Шемелли
2.
Бетховен Л. «Тоска разлуки», «Люблю тебя»
16
3.
Брамс И. «Колыбельная»
4.
Григ Э. «Песня Сольвейг», «Первая встреча», «Розы»
5.
Каччини Д. «Амариллис»
6.
Лист Ф. «Как утро, ты прекрасна»
7.
Масканьи П. «Сицилиана»
8.
Мендельсон Ф. «На крыльях песни», «Фиалка»
9.
Моцарт В. «Вы, птички, каждый год», «Волшебник»
10.Шуберт Ф. «Юноша у ручья», «К музыке»
Песни отечественных композиторов XX века:
1.
Благов В. «Чудак»
2.
Витлин В. «Добрый Дед Мороз», «Кошечка»
3.
Журбин А. Вторая песенка Дядюшки Ау из м/ф «Дядюшка Ау»
4.
Иванов А. «Первый раз в первый класс» переложение Глуховой
С.А.
5.
Иорданский М. «Песенка про чибиса»
6.
Кабалевский Д. «Песенка умного крокодила»
7.
Савельев Б. «Песенка кота Леопольда «В небесах высоко»,
«Хорошо и плохо», «Если добрый ты», «Неприятность эту мы
переживём»
8.
Фрадкин М. «Там за облаками»
9.
Молчанов К. «Журавлиная песня»
10.Флярковский А. «Солнечный зайчик»
11.Монастырский Б. «9 класс»
Русские народные песни:
1.
Ах ты, душечка
2.
Валенки
3.
Вот мчится тройка почтовая
4.
Дубинушка
17
5.
Живёт моя отрада
6.
Из-под дуба, из-под вяза
7.
Мы на лодочке катались
8.
Распрягайте, хлопцы, коней
9.
Солдатушки, бравы ребятушки
10.Что ты жадно глядишь на дорогу
Песни военных лет:
1.
Жарковский Е. «Прощайте, скалистые горы»
2.
Колмановский Э. «Алёша»
3.
Левашов В. «Бери шинель, пошли домой»
4.
Листов К. «В землянке»
5.
Новиков А. «Дороги»
6.
Новиков А. «Смуглянка»
7.
Окуджава Б. «Нам нужна одна победа»
8.
Петербургский Г. «Синий платочек»
9.
Соловьёв-Седой В. «Где же вы теперь, друзья однополчане?»
10.Соловьёв-Седой В. «Потому что мы пилоты»
Примерный список произведений для зачётов в 7 классе:
1.
Булахов Г. «Не пробуждай воспоминаний»
2.
Варламов А. «На заре ты ее не буди», «Напоминание»
3.
Глинка М. «Признание», «Как сладко с тобою мне быть»
4.
Гурилёв А. «Матушка-голубушка», «И скучно, и грустно»
5.
Даргомыжский А. «Мне грустно», «Я вас любил», «Привет»,
«Старина»
6.
Чайковский П. «Средь шумного бала», «Вечер»
7.
Римский-Корсаков Н. «Пленившись розой соловей»
18
8.
Мурадели В. «Россия – Родина моя»
9.
Глиэр Р. «Сладко пел душа-соловушка»
10.Мокроусов Б. «Когда весна придёт»
11.Фрадкин М. «Песня о любви»
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР ПЬЕС ДЛЯ БАЛАЛАЙКИ И ФОРТЕПИАНО
Русская народная музыка:
1.
Раз полосоньку я жала. Русская народная песня. Обр. П.Манича
2.
Уж как по мосту, мосточку.
Русская народная песня. Обр.
Ю.Блинова
3.
На Иванушке чапан. Русская народная песня. Обр. Б.Трояновского
4.
Сиротинка. Русская народная песня. Обр. Ю.Слонова
5.
Я с комариком плясала. Русская народная песня. Обр. Ю.Слонова
6.
Неделька.
Русская народная песня. Обр. Н.Будашкина
7.
Вы послушайте, ребята, что струна-то говорит. Русская народная
песня. Обр. А.Илюхина
8.
У голубя сизого. Русская народная песня. Обр. В.Городовского
9.
Вдоль
по
улице
в
конец.
Русская
народная
песня.
Обр.
Б.Фоктистова
10.Вспомним, братцы, Русь да славу. Русская народная песня. Обр.
В.Тамарина
Пьесы русских композиторов:
1.
Андреев В. Вальс «Искорки»
2.
Андреев В. Полонез №1
19
3.
Андреев В. Чардаш
4.
Аренский А. Журавель
5.
Глинка
М.
Славься
(заключительный хор
из оперы «Иван
Сусанин»)
6.
Глинка М. Андалузский танец
7.
Грибоедов А. Вальс Ля мажор
8.
Кюи Ц. Куколки
9.
Римский-Корсаков Н. Интермеццо из оперы «Царская невеста»
10.Чайковский П. Вальс, соч.39 №8
11.Чайковский П. Гавот из балета «Спящая красавица»
12.Чайковский П. Неаполитанский танец
Пьесы зарубежных композиторов:
1.
Бах И.С. Гавот (из Французской сюиты №5)
2.
Бонончини Дж. Рондо Ре мажор
3.
Вебер К.М. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
4.
Вебер К.М. Крестьянский марш из оперы «Волшебный стрелок»
5.
Вебер К.М. Танец До мажор
6.
Гайнд Й. Менуэт Ми мажор
7.
Гайдн Й. Менуэт Соль мажор
8.
Гендель Г. Сарабанда ре минор
9.
Госсе И. Менуэт ля минор
10.Госсе И. Бурре Ля мажор
11.Корелли А. Гавот Фа мажор
12.Мендельсон Ф. У колыбели
13.Моцарт В.А. Багатель Соль мажор
14.Райчев А. У мельницы. Перелож. В.Глейхмана
15.Роули А. На мотоцикле. Перелож. В.Глейхмана
16.Телеман Г. Ариозо
17.Р.Шуман. Песенка
20
Пьесы отечественных композиторов:
1.
Блинов Ю. Вальс «Снегурочка»
2.
Блинов Ю. Колыбельная
3.
Дагушин А. На ослике
4.
Дварионас Б. Прелюдия
5.
Зверев А. Жалоба
6.
Зверев А. Гавот фа-диез минор
7.
Иванов Аз. Полька. Обр. В.Глейхмана
8.
Кабалевский Д. Барабанщик
9.
Кабалевский Д. Мечтатели
10.Кабалевский Д. Пинг-понг
11.
Карш Н. Наф-наф строит дом
12.
Косенко В. Балетная сценка
13.
Котельников В. Танец
14.
Куликов П. Плясовая
15.
Манич П. У реки
16.
Металлиди Ж. Весёлый дятел
17.
Петров А. Вальс из музыки к/ф «Берегись автомобиля»
18.
Попов Е. Пони
19.
Попов Е. Частушка
20.
Прокофьев С. Утренняя серенада из балета «Ромео и Джульетта»
21.
Прокофьев С. Танец девушек с лилиями из балета «Ромео и
Джульетта»
22.
Соколов В. Весёлый мяч
23.
Чайкин Н. У околицы
24.
Шольц П. Непрерывное движение
25.
Шостакович Д. Вальс-шутка
26.
Шостакович Д. Гавот ля мажор
21
Музыка народов мира:
1.
Перепёлочка. Белорусская народная песня. Обр. И.Балмашова
2.
Перепёлочка. Белорусская народная песня. Обр. Ю.Слонова
3.
Перепёлочка. Белорусская народная песня. Обр. А.Комаровского
4.
Микита. Белорусский народный танец. Обр. Е.Авксентьева
5.
Печальная. Болгарская народная песня. Обр. Ю.Блинова
6.
Про лису. Немецкая народная песня. Обр. Блинова
7.
Запоздалый путник. Норвежская народная песня. Обр. Ю.Блинова
8.
Башкирский танец. Обр. Ю.Блинова
9.
Татарский танец. Обр. Ю.Блинова
10.
Во бору дремучем. Польская народная песня. Обр. Ю.Блинова
11.
Сеяли гурали. Польская народная песня. Обр. М.Низюрского
12.
Вышли в поле косари. Украинская народная песня. Обр.
П.Манича
13.
Галя по садочку ходила. Украинская народная песня. Обр.
И.Белорусца
14.
Алый платочек. Чешская народная песня. Обр. Ю.Блинова
15.
Аннушка. Чешский народный танец. Обр. К.Фортунатова
16.
Пой,
малышка,
песенку.
Эстонская
народная
песня.
Обр.
Ю.Блинова
Примерный список произведений для зачётов в 7 классе:
1.
Неделька. Русская народная песня. Обр. Н.Будашкина
2.
Вы послушайте, ребята, что струна-то говорит. Русская народная
песня. Обр. А.Илюхина
3.
Перепёлочка. Белорусская народная песня. Обр. И.Балмашова
4.
Во бору дремучем. Польская народная песня. Обр. Ю.Блинова
5.
Андреев В. Полонез №1
6.
Андреев В. Чардаш
7.
Аренский А. Журавель
22
8.
Вебер К.М. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
9.
Гайдн Й. Менуэт Ми мажор
10.
Гендель Г. Сарабанда ре минор
11.
Кабалевский Д. Мечтатели
12.
Петров А. Вальс из музыки к к/ф «Берегись автомобиля»
13.
Прокофьев С. Утренняя серенада из балета «Ромео и Джульетта»
14.
Чайковский П. Вальс, соч.39 №8
15.
Шостакович Д. Гавот Ля мажор
2.4. 8 класс (второй год обучения)
Объём часов рассчитан на одно полугодие.
Затраты учебного времени:
Максимальная учебная нагрузка – 32 часа
Самостоятельная работа – 16,5 часов
Аудиторные занятия – 16 часов
В восьмом классе продолжается работа над аккомпанементом, который
усложняется и включает различные комбинации типов фактуры.
Следует познакомить ученика с навыками транспонирования: сначала на
интервал увеличенной примы (прибавление диеза или бемоля), а затем для
наиболее способных учеников – на интервал большой или малой секунды.
Материалом для транспонирования служат самые лёгкие аккомпанементы.
За полугодие учащиеся должны пройти в классе (с разным уровнем
подготовки) минимум 3 произведения различного характера.
В конце первого полугодия ученики исполняют на зачёте одно произведение.
23
Реализация программы:
1.
Вводное занятие: ознакомление учащихся с содержанием предмета
2.
Развитие беглости чтения с листа при помощи ранее приобретённых
навыков и умений.
3.
Умение определить смысловую нагрузку аккомпанемента: фон, диалог,
конфликт.
4.
Исполнение произведений (пение романсов, песен) под собственное
сопровождение, при этом развивать навык: умение анализировать своё
исполнение.
5.
При
работе
с
иллюстратором
развивать
способность
к
созданию
художественного образа.
6.
Концертная деятельность: участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Русская вокальная музыка XIX века:
1.
Алябьев А. «Я вижу образ твой», "И я выйду ль на крылечко"
2.
Андреев В. «Грёзы», переложение Глуховой С.А.
3.
Булахов Н. «Не для меня», «К ней»
4.
Гурилёв А. «Домик-крошечка», «Воспоминание»
5.
Варламов А. «Ты не пой, душа-девица», «Красный сарафан»
6.
Глинка М. «Северная звезда»,
«Венецианская ночь», «Не
искушай меня без нужды», «Песня Ильиничны»
7.
Даргомыжский А. «Влюблён я, дева-красота», «Не скажу
никому», «Привет», «Оделась туманом», «Старина»
8.
Чайковский П. Из песен для детей: «Весна», «Мой садик»,
«Детская песенка», «Ни слова, о, друг», «Нам звёзды кроткие
сияли», «Средь шумного бала»
9.
Шереметьев Б. «Я вас любил»
24
10.
Мусоргский М. «Странник»
11.
Римский-Корсаков Н. «Восточный романс», «О чём в тиши
ночей»
Зарубежная вокальная музыка:
1.
Бетховен Л. «Шотландская застольная»
2.
Гайдн Й. «Старый добрый клавесин»
3.
Григ Э. «Лебедь», «Люблю тебя», «Сердце поэта», «В челне»
4.
Лист Ф. «Всюду тишина и покой»
5.
Мендельсон Ф. «Весенняя песня»
6.
Моцарт В. «Мой тяжек путь», «Тоска по весне»
7.
Шопен Ф. «Желание», «Колечко»
8.
Шуберт Ф. «Блаженство»
9.
Шуман Р. Альбом для юношества: «Подснежник», «Совёнок»,
«Приход весны»
Песни отечественных композиторов XX века:
1.
Блантер М. «Джон Грей»
2.
Островский А. «Пусть всегда будет солнце»
3.
Прокофьев С. «Растёт страна»
4.
Шаинский
В.
«Песенка
крокодила
Гены»,
«Песенка
про
кузнечика», «Песенка Чебурашки», «Улыбка», «Чунга-чанга»
5.
Крылатов Е. «Кабы не было зимы», «Песенка о лете»
6.
Крутой И. «Признание»
7.
Газманов О. «Москва»
8.
Чичков Ю. «Родная песенка»
9.
Локтев В. «День счастливый»
10. Пугачёва А. «Бессонница»
25
Русские народные песни:
1.
Ах вы, сени
2.
Ах, Настасья
3.
Вдоль по Питерской
4.
Мой костёр
5.
Москва златоглавая
6.
Наша жизнь коротка
7.
Не слышно ума городского
8.
Не уезжай ты, мой голубчик
9.
Очи чёрные
10. Утёс Степана Разина
Песни военных лет:
1.
Баснер В. «На безымянной высоте»
2.
Блантер М. «В лесу прифронтовом»
3.
Богославский Н. «Тёмная ночь»
4.
Мурадели В. «Бухенвальдский набат»
5.
Ножкин М. «Последний бой»
6.
Соловьёв-Седой В. «Пора в путь дорогу»
7.
Соловьёв-Седой В. «Соловьи»
8.
Табачников Н. «Давай закурим»
9.
Тухманов Д. «День Победы»
10. Френкель Я. «Журавли»
Песни народов мира:
1.
Помнишь ли ты. Английская народная песня. Обр. Дж.Г.Бейли
2.
Пер-музыкант. Норвежская народная песня. Перевод О.Фадеевой
26
3.
Тки, дочка. Немецкая народная песня. Обр. К.Молчанова
4.
Песенка сапожника. Английская народная песня. Обр. Т.Весселса
5.
Родные просторы. Ковбойская песня
6.
Что ж ты не шёл? Словацкая народная песня. Обр. В.Неедлы
7.
Я
сказала
лишь
словцо.
Чешская
народная
песня.
Обр.
А.Александрова
8.
Мой дорогой. Английская народная песня. Обр. В.Уайтткера
9.
В сердце боль от расставанья. Венгерская народная песня. Обр.
Б.Бартока
10. Сторож с серебряным рогом. Австрийская народная песня. Обр.
И.Ильина
Современные песни (со сложным ритмом и в стиле джаза):
1.
Шмитц М. «Ветка вишни», «В ожидании зимы», «Её он страстно
любил»
2.
Липпмен С. «Рано нам ещё любить»
3.
Гершвин Д. «Любимый мой», «Хлопай в такт»
4.
Легран М. «Лето знает»
5.
Чаплин Ч. «Маленькие туфельки», «Весна»
6.
Вайс Д. «Не могу не могу полюбить тебя»
Примерный список произведений для зачёта в 8 классе:
1.
Глинка М. «Не пой, красавица, при мне», «Мери», «Я люблю, ты
мне твердила»
2.
Даргомыжский А. «Как часто слушаю», «Русая головка»
3.
Чайковский П. «То было раннею весною»
27
4.
Рахманинов С. «У моего окна»
5.
Шуман Р. «Приход весны»
6.
Григ Э. «В челне»
7.
Свиридов Г. «Берёзка»
8.
Коваль М. «Горленка»
9.
Пащенко А. «Посмотри, милый друг»
10.
Речменский Н. «На берегу»
11.
Соловьёв-Седой В. «Подмосковные вечера»
12.
Лепин А. «Песенка о хорошем настроении»
13.
Таривердиев М. «Маленький принц»
14.
Крылатов Е. «Крылатые качели»
15.
Снежина Т. «Позови меня с собой»
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР ПЬЕС ДЛЯ БАЛАЛАЙКИ И ФОРТЕПИАНО
Русская народная музыка:
1.
Зелёная яблоня. Русская народная песня. Обр. В.Иванова
2.
Я на горку шла. Русская народная песня. Обр. И.Балмашева
3.
Как пошли наши подружки. Русская народная песня. Обр.
И.Балмашева
4.
Во саду ли, в огороде. Русская народная песня. Обр. А.Марьина
5.
По долинам и по взгорьям. Русская народная песня. Обр.
В.Городовской
6.
Ивушка. Русская народная песня. Обр.
7.
Цвели,
цвели
цветики.
Русская
народная
песня.
Обр.
Б.Трояновского
8.
Чей-то звон.
Русская народная песня. Обр. И.Белорусца
28
9.
Однозвучно гремит колокольчик. Русская народная песня. Обр.
О.Глухова
10.
Ах ты, берёза. Русская плясовая. Обр. Б.Трояновского
11.
За реченькой диво. Русская народная песня. Обр. В.Городовской
12.
Под
яблонью
кудрявой.
Русская
народная
песня.
Обр.
Г.Камалдинова
Пьесы русских композиторов:
1.
Варламов А. Вальс
2.
Глинка М. Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин»
3.
Лядов А. Протяжная
4.
Андреев В. Воспоминания о Гатчине
5.
Андреев В. Полонез №2
6.
Андреев В. Бабочка (вальс)
7.
Андреев В. Румынская песня
8.
Верстовский А. Вальс
Пьесы зарубежных композиторов:
1.
Делиб Л. Пиццикато из балета «Сильвия»
2.
Куперен Ф. Пастораль Обр. Г.Кассадо
3.
Люлли Ж. Гавот Ми мажор
4.
Люлли Ж. Гавот ре минор
5.
Люлли Ж. Мюзет ми минор
6.
Массне Ж. Элегия
7.
Обер Л. Тамбурин
8.
Огинский М. Полонез
9.
Шуман Р. Дед Мороз
10.
Фибих З. Поэма
Пьесы отечественных композиторов:
1.
Белавин М. Юный барабанщик
29
2.
Блинов Ю. Воспоминание (вальс)
3.
Блинов Ю. Новелла
4.
Блинов Ю. Сонатина ля минор
5.
Демянишин В. Танец
6.
Дремлюга Н. Народный танец
7.
Зверев А. Весёлая прогулка
8.
Карш Н. Поросята победили
9.
Зверев А. Колыбельная
10.
Зверев А. Лесной ручеёк
11.
Зверев А. Маленькое рондо
12.
Зверев А. По ягоды
13.
Зверев А. Русская песня
14.
Иванов Ю. Спокойной ночи
15.
Комаровский А. Весёлая пляска
16.
Лысенко Н. Элегия
17.
Марченко И. Журавли
18.
Марченко И. Концертная пьеса
19.
Перфильев В. Русский танец
20.
Тобис Б. Вариации на тему пионерской песни «Картошка»
21.
Толстой Н. Скерцо
22.
Толстой Н. Танец
23.
Шевченко М. Казачья
24.
Шостакович Д. Полька-шарманка
Музыка народов мира:
1.
Звук,
несущийся
из
сада.
Азербайджанская
мелодия.
Обр.
М.Ипполитова-Иванова
2.
Горлица. Украинский народный танец. Обр. А.Незовибатько
3.
Горлица. Украинская народная песня. Обр. Е.Блинова
4.
Белорусский танец. Обр. Ю.Блинова
30
5.
Румынская песня. Обр. В.Андреева
6.
Чардаш. Румынский танец. Обр. В.Андреева
7.
Думы мои. Украинская народная песня. Обр. А.Лысаковского
8.
Филиппинская народная мелодия. Обр. В.Бубнова
9.
Ехал казак за Дунай. Украинская народная песня. Обр. А.Илюхина
Примерный список произведений для зачётов в 8 классе:
1.
Ивушка. Русская народная песня. Обр. Н.Успенского
2.
Чтой-то звон. Русская народная песня. Обр. И Белорусца
3.
Ах ты, берёза. Русская плясовая. Обр. Б.Трояновского
4.
Звук,
несущийся
из
сада.
Азербайджанская
мелодия.
Обр.
М.Ипполитова-Иванова
5.
Ехал казак за Дунай. Украинская народная песня. Обр. А.Илюхина
6.
Филиппинская народная мелодия. Обр. В.Бубнова
7.
Андреев В. Бабочка (вальс)
8.
Андреев В. Полонез №2
9.
Блинов Ю. Сонатина ля минор
10.
Верстовский А. Вальс
11.
Зверев А. Колыбельная
12.
Куперен Ф. Пастораль Обр. Г.Кассадо
13.
Толстой Н. Скерцо
14.
Фибих З. Поэма
31
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ ВОКАЛЬНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
1.
«Юному аккомпаниатору». Музыкальные примеры для пения с
сопровождением
для
учащихся
1-7
классов
ДМШ.
Сост.
Арцышевский Г., Арцышевская Ж. М: Советский композитор, 1986
2.
Варламов Л. Избранные романсы и песни. М: Музыка, 1991
3.
Жаров
В.
Любимые
русские
народные
песни
для
голоса
в
сопровождении фортепиано. М: Музыка, 1989
4.
Зацарный Ю. «День победы». Песни военных и послевоенных лет. М:
Советский композитор, 1964
5.
«Смешинки». Песни из мультфильмов для детей. Выпуск 2. Сост.
Кирилина Г. Киев: Музична Украïна,1977
6.
Марисова И. Детский хор. Пособие для хормейстера. Выпуск 1. М:
Музыка, 1982
32
7.
Мендельсон Ф. Избранные песни для голоса в сопровождении
фортепиано. Тетрадь I. Составитель Г.Орентлихер. М: Музыка, 1965
8.
«Улыбка». Мелодии из мультфильмов. Сост. Модель В., Модель Ф.
Л.: Музыка, 1991
9.
Русские романсы и песни. Сборник. М: Советская Россия, 1959
10.В лёгком жанре: играем и поём. Учебное пособие по классу
аккомпанемента для голоса и фортепиано. Сост. Коробейникова Л.,
Сирина Е. Санкт-Петербург: Композитор, 2009
11.Популярная музыка из кинофильмов и телефильмов. Для голоса в
сопровождении фортепиано. Выпуск 1. М: Интро-вэйв, 2006
12.Песни военных лет. Юбилейный выпуск, посвящённый 60-летию
Победы. Для голоса с аккомпанементом фортепиано и гитары. Сост.
Г.Выстрелов. М: Издательство В.Н.Зайцева, 2005
13.Библиотека фольклора. Русские народные песни для голоса с
аккомпанементом фортепиано и гитары. Сост. Г.Выстрелов. М:
Издательство В.Н.Зайцева, 2005
14.За праздничным столом. Популярные песни в переложении для
фортепиано и гитары с голосом. Выпуск 1. Сост. В.Катанский. М:
Издательство Владимира Катанского, 2003
15.Русский шлягер. Популярные песни и романсы для голоса в
сопровождении фортепиано (гитары). Выпуск 13. Санкт-Петербург:
Композитор, 1999
16. Булахов П. Романсы и песни: / сост. Г. Гослова, М., Музыка,1969
17. Варламов А. Романсы и песни. Полное собрание, том 4. М., Музыка,
1976
18. Глинка М. Романсы и песни. М., Музыка, 1978
19. Григ Э. Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1980
20. Даргомыжский А. Романсы. М., Музыка, 1971
21. Моцарт В. Песни. М., Музыка, 1981
33
22. Популярные романсы русских композиторов. Сост. С.Мовчан,
Музыка, 2006
23. Свиридов Г. Романсы и песни. М., Музыка, 1970
24. Чайковский П. Романсы. М., Музыка, 1978
25. Шуберт Ф. Песни на стихи Гёте. М., Музыка, 1961
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ ПЬЕС ДЛЯ БАЛАЛАЙКИ В
СОПРОВОЖДЕНИИ ФОРТЕПИАНО:
1.
Альбом для юношества. Пьесы для балалайки. Выпуск 1. Сост. В.Зажигин.
М: Музыка, 1984
2.
Балалайка. 5 класс. Первая часть. Учебный репертуар детских музыкальных
школ. Сост. П.Манич. Киев: Музична Украïна, 1985
3.
Балалайка. 5 класс. Вторая часть. Учебный репертуар детских музыкальных
школ. Сост. П.Манич. Киев: Музична Украïна, 1987
4.
Блинов Ю. Пьесы для балалайки и фортепиано. М: Советский композитор,
1981
5.
Лёгкие пьесы для балалайки с сопровождением фортепиано. Выпуск 1.
Сост. А.Дорожкин. М: Советский композитор, 1959
6.
Педагогический репертуар балалаечника. 3–5 классы детских музыкальных
школ. Выпуск 1. Сост. В.Глейхман. М: Музыка, 1973
34
7.
Педагогический репертуар балалаечника. 3–5 классы детских музыкальных
школ. Выпуск 2. Сост. О.Глухова. М: Музыка, 1977
8.
Педагогический репертуар балалаечника. 3–5 классы детских музыкальных
школ. Выпуск 3. Сост. О.Глухова. М: Музыка, 1979
9.
Педагогический репертуар балалаечника. 3–5 классы детских музыкальных
школ. Выпуск 5. Сост. В.Глейхман. М: Музыка, 1982
10.Юный балалаечник. Пьесы для балалайки с фортепиано. Л: Музыка, 1982
11.Юный балалаечник. Пьесы для балалайки и фортепиано. Выпуск 2. Сост.
А.Зверев. Л: Музыка, 1986
12.Юный балалаечник. Пьесы для балалайки и фортепиано. Выпуск 3. Сост.
А.Зверев. Л: Музыка, 1989
13.Хрестоматия
по
аккомпаниаторской
практике.
Сост.
Б.Егоров,
Г.Левкодимов. М: Музыка, 1991
III.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К моменту окончания обучения у обучающихся должно выработаться
чувство ответственности за качество освоения собственной партии. Обучающиеся
должны достигать при исполнении произведений точности в темпе, ритме,
штрихах, динамике, агогике и различать специфику тембрового звучания.
Обучающиеся должны развить в себе такие навыки, как:
знание основного концертмейстерского репертуара;
знание основных принципов аккомпанирования солисту;
вместе вступать и заканчивать произведение;
навыки
по
воспитанию
слухового
контроля,
умение
слышать
произведение целиком, умение управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
умение
аккомпанировать
солистам
несложные
музыкальные
произведения, в том числе с транспонированием;
умение
создавать
условия,
необходимые
для
раскрытия
исполнительских возможностей солиста;
35
умение
разбираться
в
тематическом
материале
исполняемого
произведения с учетом характера каждой партии;
навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
уметь целостно воспринимать музыкальное произведение;
умение планировать свою домашнюю работу;
умение осуществлять самостоятельный контроль над своей учебной
деятельностью;
уметь давать объективную оценку своему труду, формированию
навыков
взаимодействия
с
преподавателем
и
обучающимися
в
образовательном процессе;
воспитывать в себе уважительное отношение к иному мнению и
художественно-эстетическим
взглядам,
понимания
причин
успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;
уметь
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»
включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию
обучающихся в конце учебного года в седьмом классе. В восьмом классе
промежуточная аттестация проходит в конце первого полугодия.
В
качестве
средств
текущего
контроля
успеваемости
используются
академические зачёты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий
контроль
успеваемости
обучающихся
проводится
в
счёт
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в виде «зачёта» по окончании
седьмого класса в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
По
завершении
изучения
учебного
предмета
оценка
промежуточной
аттестации
заносится
в
свидетельство
об
окончании
образовательного
учреждения.
36
4.2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения и навыки.
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
Технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
Оценка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как техническом плане, так
и в художественном)
3 («удовлетворительно»)
Исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
37
свободы игрового аппарата и т.д.
2
(«неудовлетворительно»)
Комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия домашних занятий, а также плохой
посещаемости аудиторных занятий
«зачёт» (без метки)
Отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций школы и с учётом
целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой
«+» (плюс) и «–» (минус), что даёт возможность более конкретно и точно оценить
выступление обучающихся.
Фонды
оценочных
средств
призваны
обеспечивать
оценку
качества
приобретённых выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности
обучающихся
к возможному продолжению
профессионального
образования в области музыкального искусства.
Реализация программы предусматривает проведение консультаций для
обучающихся с целью подготовки их к зачётам, конкурсам, фестивалям,
концертам. Консультации проводятся рассредоточено, в соответствии с учебным
планом и графиком образовательного процесса.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Условием
успешной
реализации
программы
по
учебному
предмету
«Концертмейстерский класс» является наличие в школе квалифицированных
специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих с
различными
инструментами
(голосами),
знающих
репертуар,
владеющих
методикой преподавания данного предмета, а также наличие иллюстраторов.
В
работе
с
учащимися
преподаватель
должен
следовать
принципам
последовательности,
постепенности,
доступности,
наглядности
в
освоении
материала. Весь процесс обучения строится с учётом принципа – от простого к
сложному,
опирается
на
индивидуальные
особенности
ученика:
интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень
его подготовки.
38
Необходимо привлекать внимание обучающихся к прослушиванию лучших
примеров исполнения вокальной музыки, а также пьес в исполнении на балалайке
в сопровождение фортепиано.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа с
солистом над синхронностью исполнения, работа над звуковым балансом,
одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе
начать фразу и вместе её закончить.
Для
создания
яркого
художественного
образа
ученику
необходимо
осмыслить содержание стихотворного текста и музыкального языка, а также
проанализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие
разделы, которые будут прорабатываться отдельно.
Форма произведения является также важной составляющей частью общего
представления о произведении, его смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнёров должна быть на одном уровне.
Отставание
одного
из
них
будет
очень
сильно
влиять
на
общее
художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьёзная
индивидуальная работа.
Важной
задачей
преподавателя
должно
быть
обучение
учеников
самостоятельной работе: умение отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять
штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна
быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над
своей партией, затем ему следует изучить партию солиста.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план
для учащегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать
индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В
репертуар
необходимо
включать
произведения,
доступные
по
степени
технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию,
разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.
5.2. Методические рекомендации при работе с учащимися в
классе вокального аккомпанемента
В
концертмейстерский
класс
дети
приходят
с
различным
уровнем
подготовки. На первых уроках нужно выяснять степень общего развития
обучающегося, индивидуальные особенности психики – медлительность или
торопливость, смелость или застенчивость, уровень технического развития,
грамотность. После этого подбирается примерный репертуар, который в
дальнейшем может меняться.
39
Начинать работу в концертмейстерском классе следует с вокальной музыки,
так как человеческий голос – естественный природный музыкальный инструмент.
Через пение ребёнок получает понятие о музыкальном «дыхании», фразе,
интонации, мелодической линии, характере исполнения.
Основное место в репертуаре вокального аккомпанемента должна занимать
академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов, но с
обязательным включением современных композиций.
Для начального этапа занятий в концертмейстерском классе подойдут
романсы и песни русских и других композиторов, у которых ясная мелодия,
фразировка, простая форма и доступное сопровождение.
В начале работы над произведением учащемуся следует познакомиться с
поэтическим
текстом,
выразительно
его
продекламировать
с
выявлением
смысловых кульминаций, особенностей фонетики, ритма стиха. Важно, чтобы он,
приступая к освоению аккомпанемента, изучил вокальную строчку, обратил
внимание на характер вокальной мелодии (плавный или прерывистый, спокойный
или стремительный, кантиленный или речитативный), осознал интонационный
смысл, определил указанный автором динамический диапазон и фразировку.,
научился интонировать мелодию голоса с соблюдением цезур и правильной
сменой дыхания.
Особое внимание нужно уделить фортепианному вступлению и заключению,
обычно выражающим основное настроение романса, а также и сольным
фортепианным эпизодам при переходе от одного раздела к другому. Работая над
аккомпанементом, нужно точно установить аппликатуру, педаль, фразировку,
характер звучности.
Обучающихся,
аккомпанирующих
певцу,
необходимо
познакомить
со
специфическими особенностями вокального исполнительства:
как вокалист берёт и как держит дыхание;
что такое пение «на опоре» и «бездыханное» пение;
различать
чистую
и
фальшивую
интонацию,
а
также
иметь
представление о «филировке» звука, пении «portamento».
Необходимо сразу определить основной темп произведения, а также
обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. подробные
отступления
диктуются
стилистическими
требованиями
и
особенностями
индивидуальной интерпретации произведения у каждого солиста.
Выступление певца и концертмейстера – это единый, целостный процесс, он
не делим. Только условно можно представить себе раздельное существование
вокальной и инструментальной партии. Разбирая фортепианную партию, можно
легко
установить,
что
она
состоит
из
сольных
эпизодов,
«чистого»
аккомпанемента (ритмической и гармонической поддержки) и равноценного
40
партнёрства в ансамбле с партнёром. Концертмейстер-пианист – это, таким
образом,
и
солист,
и
равноправный
ансамблист,
и
аккомпаниатор,
сопровождающий
вокалиста.
Это
триединство
и
составляет
суть
концертмейстерского искусства.
В строгом понимании слова, концертмейстер – это не только пианист,
выступающий с певцом, но и музыкант, изучающий с ним различные вокальные
сочинения.
Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого движения,
избегая отставания или опережения его партии, добиваться свободы исполнения
за счёт слышания всей фактуры.
5.3. Методические рекомендации при работе над
аккомпанементом в классе балалайки
Концертмейстерское обучение в классе балалайки целесообразно начинать с
несложных произведений, с простой, но красивой мелодией, состоящей из
коротких фраз и предложений.
Поскольку балалайка – народный инструмент, то в этом случае должна
преобладать музыка народная, с включением в репертуар как классических
произведений
отечественных
и
зарубежных
композиторов,
так
и
пьес
современных авторов.
Приступая
к
работе
над
художественным
материалом
в
классе
концертмейстерской практики, педагог должен объяснить ученику, что, в отличие
от сольного исполнения успех интерпретации будет зависеть от совместных
усилий солиста и концертмейстера.
Ученику-концертмейстеру
необходимо
развивать
умение
внимательно
слушать солиста, понимать его художественные намерения и гибко дополнять
общее звучание, создавая нужный звуковой образ, колорит, настроение. Только
охватывая музыкальное целое (симбиоз содержания и формы), можно найти
необходимые пропорции в звучании самых мелких деталей.
С
одной
стороны
аккомпанемент,
являясь
частью
музыкального
произведения, содержит разнообразные выразительные средства – ритмо-
гармоническую основу, определённую метрическую пульсацию, мелодические
образования, регистровые и тембровые контрасты, с другой – имеет своё
смысловое
единство
и
требует
особого
художественно-исполнительского
решения. Важно точно определить, какую смысловую нагрузку будет нести
аккомпанемент. Различают три степени смысловой нагрузки аккомпанемента:
фон – сопровождение полностью подчинено солирующему инструменту, отсюда
более приглушенный уровень звучания; диалог – партия аккомпанемента может
41
уравновешиваться в звучании с солистом; конфликт – сопровождение может
создать резкий контраст к основному образу, т.е. динамическая шкала звучания
аккомпанемента может значительно изменятся в ту или иною сторону.
В зависимости от содержания изучаемого музыкального произведения,
особенностей его формы и структуры, а также от смысловой значимости партии
сопровождения
необходимо
построить
работу
над
всеми
средствами
выразительности,
какие
использовал
композитор
в
каждом
конкретном
сочинении. Главнейшие из них – артикуляция, фразировка, динамика, агогика.
Работая над артикуляцией и фразировкой, ученик должен глубоко проникать
в структуру музыкальной речи. Здесь необходимо ясно различать два основных
уровня – фонетический (характер штрихов) и синтаксический (строение мотивов,
фраз, предложений, периодов). В зависимости от характера звучания (штриха) и
логики (структуры) музыкальной речи решаются и технологические задачи
исполнения – выбор соответствующих приёмов звукоизвлечения, аппликатуры,
нахождение звукового баланса партий правой и левой руки.
Динамика и агогика теснейшим образом связаны с артикуляцией и
фразировкой
и
наполняют
музыкальную
речь
гибкими
мельчайшими
изменениями временного и интонационного плана. Общая линия развития
динамики
в
произведении
непосредственно
зависит
от
логической
последовательности основных элементов музыкальной речи. Всё это требует
тщательного анализа всех средств выразительности в процессе работы над
музыкальным сопровождением.
Важным разделом работы над художественным аккомпанементом является
изучение акустических особенностей балалайки как солирующего инструмента.
Необходимо знать её рабочие диапазоны, особенности звучания в разных
регистрах, динамическую шкалу. Эти знания помогут найти соответствующую
палитру звуковых красок для создания необходимого художественного образа и
будут способствовать большей выразительности исполнения.
Творческая активность концертмейстера может ярко проявляться в тех
разделах произведения, где фортепиано звучит самостоятельно – во вступлении,
проигрыше или заключении. В них концертмейстер должен дополнить логическое
развитие музыкального образа. Так, например, во вступлении важно создать
соответствующее
художественно-эмоциональное
настроение
и
подготовить
вступление солиста, а затем гибко следовать за ним. В заключительном разделе
необходимо добиться художественной завершённости музыкального развития,
которое было достигнуто в процессе исполнения.
Ясное понимание своих функций в раскрытии содержания исполняемого
музыкального
произведения,
единые
художественные
и
исполнительские
42
намерения солиста и концертмейстера создают необходимые предпосылки для
хорошего профессионального ансамбля.
5.4. Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающегося
Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом
всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию
аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах –
темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет
необходимости.
Партию
солиста
следует
для
ознакомления
поиграть
на
фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.
Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые
он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых
произведений и посещать концерты инструментальной музыки.
VI. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Под дистанционным обучением понимается реализация программы с
применением
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий.
Дистанционное
обучение
позволяет
школе
расширить
свои
возможности в осуществлении образовательной деятельности в разных условиях,
в том числе при изменении режимов работы школы (по климатическим,
санитарно-эпидемиологическим и другим причинам), в обеспечении эффективной
самостоятельной работы обучающихся в период каникулярного времени, в
создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей.
43
Школа обеспечивает переход обучающихся на дистанционное обучение.
Видами дистанционного обучения являются:
Реализация предмета или его частей с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
Реализация предмета или его частей с использованием электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
как
вспомогательных средств обучения.
При
реализации
учебного
предмета
«Концертмейстерский
класс»
с
применением
исключительно
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий школа:
Создаёт условия для функционирования электронной информационно-
образовательной
среды
(платформы),
обеспечивающей
освоение
обучающимися
предмета
в
полном
объёме
независимо
от
места
нахождения обучающихся;
Обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа
которой осуществляется школой самостоятельно, и контроль соблюдения
установленных
условий,
в
рамках
которых
осуществляется
оценка
результатов обучения.
6.1. Организационно-методическое
обеспечение дистанционного обучения
Переход на дистанционное обучение объявляется для всех обучающихся
приказом директора школы. Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на организацию учебного процесса в форме дистанционного
обучения
подтверждается
документально
(наличие
письменного
заявления
родителя (законного представителя)) по форме. Заполненная и подписанная
форма
заявления
родителя
(законного
представителя)
о
переходе
на
дистанционное обучение присылается на адрес электронной почты преподавателя
44
класса посредством сканкопии, фотографии рукописного или печатного на
компьютере текста заявления.
Школа обеспечивает дистанционное обучение:
Формирует расписание занятий на каждый день в соответствии с
учебным планом по каждому учебному предмету, предусматривая
дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока
до 30 минут;
Информирует
обучающихся
и
их
родителей
о
реализации
образовательных
программ
или
их
частей
с
применением
дистанционного обучения, в том числе знакомит с расписанием
занятий, графиком проведения текущего и промежуточного контроля
по учебным предметам, проведения консультаций;
Организует ведение учета результатов образовательного процесса в
электронной форме.
При
реализации
предмета
с
применением
электронного
обучения
и
дистанционных
образовательных
технологий
школа
обеспечит
внесение
соответствующих корректировок в рабочие программы учебных предметов и
(или) учебные планы в части изменения календарных, календарно-тематических
планов, графика промежуточной аттестации, форм обучения, использование
технических средств обучения.
6.2. Материально-техническое обеспечение дистанционного
обучения
Школа обеспечивает доступ обучающихся к электронной информационной
образовательной
среде.
Организация
дистанционного
обучения
может
осуществляться на базе электронных ресурсов – платформ Telegram, Skype и
WhatsApp. Преподаватели самостоятельно осуществляют выбор и использование
бесплатной доступной платформы.
Для
организации
дистанционного
обучения
необходимо
обеспечение
процесса техническим оборудованием. В случае необеспеченности отдельных
45
обучающихся
техническим
оборудованием,
решение
об
обеспечении
дистанционного обучения для таких обучающихся решается в индивидуальном
порядке.
6.3. Формы дистанционной работы
Проведение урока онлайн с помощью различных сервисов, например
Telegram, Skype, ТамТам и т.п.;
Запись индивидуального задания с помощью различных сервисов
Telegram, Skype, ТамТам и т.п. и электронной почты;
Размещение на сайте школы ссылок на видео и аудио материалы,
ссылок на информационные ресурсы.
VII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Визная И., Геталова О. Аккомпанемент. СПб: Композитор, 2009
2.
Живов
Л.
Подготовка
концертмейстеров-аккомпаниаторов
в
музыкальном
училище
//
Методические
записки
по
вопросам
музыкального образования. М,1966
3.
Живов Л. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими
романсами М.Глинки // О работе концертмейстера. М: Музыка,1974
46
4.
Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л:
Гос.муз.изд-во, 1961
5.
Кубанцева
Е.
Концертмейстерский
класс.
Учебное
пособие
для
студентов высших учебных заведений. М: Academia, 2002
6.
Кубанцева Е. Методика работы над фортепианной партией пианиста-
концертмейстера // Музыка в школе, 2001: № 4
7.
Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: методологические
основы. Л: Музыка,1972
8.
Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе
концертмейстера. М: Музыка,1974
9.
Смирнова М. О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974
10.
Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4
11.
Чачава В. Искусство концертмейстерства. СПб: Композитор, 2007
12.
Хрестоматия
по
аккомпаниаторской
практике.
Сост.
Б.Егоров,
Г.Левкодимов. М: Музыка, 1991
47