Автор: Шешукова Анна Владимировна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБОУ ОШ "Горизонт"
Населённый пункт: города Тюмени
Наименование материала: статья
Тема: "Ребенок с аутизмом, как привлечь внимание?"
Раздел: начальное образование
Ребенок с аутизмом, как
привлечь внимание?
Для детей с аутизмом характерны проблемы со вниманием, кроме
того, у них снижено социальное внимание – внимание к другим людям и
тому, что они делают. Отсутствие социального внимания может быть
особенно большой проблемой для детей с аутизмом. Это затрудняет
игры, совместные занятия и взаимодействие с ребенком в целом.
Кто бы ни занимался с аутичным ребенком (педагог, родитель,
терапевт), он понимает, как важно привлечь и удержать внимание
ребенка. Даже если вы начали занятие с послушным, тихим и
внимательным учеником, у вас нет гарантий, что он останется таким же к
концу занятия.
То, что большинство взрослых считают признаками внимания
(поддержание контакта глазами, немедленная реакция), для ребенка с
аутизмом — трудное поведение. Самостимуляции могут затруднять
внимание, равно как и проблемы со слуховым восприятием. Например,
если я в если я в классе с ребёнком, и я пытаюсь дать ему инструкцию, то
мне придется конкурировать с шумом других детей. Моему ученику
будет трудно отфильтровать весь этот шум, чтобы сосредоточиться на
том, что я говорю.
Проблемы с социализацией также мешают ребенку с аутизмом уделять
внимание во время занятия. Прямой взгляд мне в глаза может быть
очень неприятен для ребенка, и если я потребую от него «смотреть мне в
глаза», то полученный дискомфорт помешает ему сосредоточиться на
том, что я говорю. В других ситуациях физическая близость ко мне
может быть ему неприятна, и это может затруднить понимание моих
слов. Когда мы пытаемся привлечь и удержать внимание ребенка с
аутизмом, мы должны учесть все эти факторы.
Вот несколько советов по привлечению внимания:
1.
Во время занятия с ребенком следите за своей манерой держаться – не
надо говорить строго, монотонно и без эмоций. Старайтесь проявлять
сильные и позитивные эмоции – действуйте с энтузиазмом, говорите
радостно, много жестикулируйте. Ребенку будет проще удержать на вас
внимание, если вы будете демонстрировать радость от общения с ним.
2. Расположитесь в непосредственной близости от ребенка и напротив
него.
Найдите
такое
положение,
чтобы
ребенку
было
просто
посмотреть вам в глаза или на лицо. Во время совместной игры
старайтесь
постоянно
находиться
напротив
ребенка.
Можно
расположиться напротив за маленьким столом, на коврике для игры
или сесть с ребенком на стулья напротив друг с друга, хотя последний
вариант
и
может
показаться
необычным.
Иногда
для
поиска
оптимального
расположения
можно
поэкспериментировать
–
некоторым
детям
лучше
подходят
напольные
мешки
или
им
понравится не сидеть, а стоять за столом с игрушками напротив вас.
3. Не надо давать ребенку инструкцию о том, чтобы он обратил на вас
внимание, например, не надо говорить «Посмотри на меня». Вместо
этого
попробуйте
«вернуть»
внимание
ребенка
восторженным
комментарием, громким звуком, которым вы сопровождаете свое
действие, пошуметь предметами или начать напевать песенку.
4.
Позвольте ребенку выполнять ведущую роль, а сами присоединитесь к
его действию. Если вы попытаетесь прервать то, что ребенок делает, и
предложите что-то другое, это может вызвать негативную реакцию.
Вместо этого попробуйте присоединиться к тому, то делает ребенок,
например, с помощью подражания, и только потом попробуйте
привлечь его внимание к чему-то еще.
5.
Попробуйте комментировать действия ребенка, выражайте одобрение
(например, с помощью «ура» и аплодисментов), добавляйте звуковые
эффекты к действиям или описывайте происходящее простыми
фразами. Например, если ребенок играет с машинками, возьмите на
себя роль спортивного комментатора гонок. Таким образом, вы
создаете ситуацию, когда вы сосредоточили внимание на одном и том
же предмете.
6.
Помогайте ребенку в его действиях. Например, подавайте упавшие
игрушки или другие нужные ребенку предметы. При этом не просто
кладите предметы под руку ребенка, а передавайте ему их так, чтобы
каждый раз он смотрел на вас и обращал внимание на ваше
присутствие. Старайтесь передавать ему предметы только по одному
или разделить предмет небольшие части – так у вас будет больше
возможностей для взаимодействия. Каждый раз, когда протягиваете
ребенку предмет, называйте его, это поможет ему лучше понимать
речь и пользоваться ею.
7.
Следите за социальным комфортом ребенка – он должен быть
расслаблен
и
не реагировать
на вас
негативно.
Если
ребенок
протестует против вашего присутствия или ваших попыток вмешаться
в его деятельность, то дайте ребенку привыкнуть к вам – просто
комментируйте, помогайте ему в игре, предлагайте интересные
предметы. Вы сможете перейти к более активному обучению, когда
ребенок будет радоваться вашему присутствию.