Автор: Ольга Сергеевна Маврина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №7"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Программа
Тема: Развитие технических навыков в классе фортепиано (5 год обучения)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Детская школа искусств №7" города Нижнего Новгорода
Программа:
Развитие технических навыков в классе
фортепиано
(5 год обучения)
Выполнила: Маврина Ольга Сергеевна
преподаватель фортепиано
Нижний Новгород
2023 год
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………3
1 четверть…………………………………………………….………….……….5
2 четверть………………………………………………………………..………10
3 четверть…………………………………………….………………................15
4 четверть………………………………………………………………………..25
Нотные материалы…………………………………………………………..….29
Пояснительная записка
Данная программа посвящена проблеме технического развития учащихся в
классе фортепиано.
Систематическое и планомерное развитие технических навыков, учащихся
является одной из главных задач обучения исполнительскому мастерству на
любом
музыкальном
инструменте.
Современная
русская
педагогика
рассматривает гаммы и упражнения как важное и эффективное средство для
технического развития ученика. Их значение в том, что они дают
возможность в наиболее сконцентрированном виде работать над основными
фактурными формулами, над самым ядром пианистических трудностей, что
способствует рационализации процесса обучения.
Упражнения и гаммы нужны в повседневной работе как материал,
позволяющий уделять значительную часть внимания игровым движениям,
чего нельзя делать ни в пьесах, ни даже в этюдах. Растущие требования к
развитию виртуозности предполагают обращение к более интенсивным
методам работы над техникой, как новым и неопробованным, так и
частичное возвращение к старым и полузабытым. Именно таким старым,
проверенным практикой, но сегодня недостаточно используемым и по
существу полузабытым методом и является работа над фортепианными
упражнениями.
Актуальность вопроса о специальных технических упражнениях отмечалась
еще А.А. Николаевым: «Если на протяжении XX столетия многие
выдающиеся пианисты и обогатили фортепианную методику рядом ценных
высказываний о принципах работы над музыкальным произведением, то
вопрос о специальных технических упражнениях в сущности остался
неразработанным»
1
.
Современная
ситуация
развития
пианистического
мастерства
заставляет
нас
по-новому
взглянуть
на
потенциальные
возможности метода работы над фортепианными упражнениями и по-новому
оценить, и переосмыслить его, используя достижения в области современной
психологии и других смежных наук.
Обучение проходит в 5 классе. Рекомендуемые объём занятия -15 минут.
Целью
развитие учащихся с учётом их природных возможностей,
обучение основам пианизма и исполнительского
искусства, формирование музыкально – эстетического сознания, как части
общей духовной культуры личности.
Контроль и учет знаний осуществляется в конце каждой четверти в форме
зачета.
На зачетах предлагается оценивать следующие позиции:
1. Знание теоретической базы.
2. Качество исполняемого текста (штрих, ритм, темп, звук).
1 Николаев А. Л. Работа над этюдами и упражнениями // Очерки по методике обучения игре на фортепиано.
- 1955. - Вып. 1. - С. 154.
3. Координация рук (соотношение звука).
4. Стабильность исполнения.
5. Артистизм.
Задачи:
1) работа над разными видами техники.
2) развитие навыков самостоятельной работы над техникой.
3) формирование способности анализировать качество своего исполнения.
Данная программа рассчитана на детей, учащихся в 5 классе ДМШ.
Занятия проводятся в объеме – 15 минут 2 раза в неделю. 1 полугодие
включает 30 уроков, 2 полугодие включает 33 урока.
Основная форма обучения
– индивидуальное занятие преподавателя с
учеником.
Формы контроля успеваемости: успеваемость учащихся проверяется на
технических зачетах 2 раза в год, где ученик должен представить исполнение
2 этюдов и нескольких видов гамм.
Примерный репертуарный список:
Черни этюды соч. 299
Лешгорн этюды соч. 66, 136
Шитте этюды соч. 68 «25 этюдов»
Лак этюды соч. 75, 95 «20 избранных этюдов»
Аренский этюды соч. 19
Бургмюллер Избранные этюды (ред. Геталовой)
1 полугодие
Номер урока
Работа на уроке
Домашнее задание
I четверть
1.
Вводный урок. Выбираем
этюды. Останавливаем свой
выбор на этюдах К.Черни из
ор. 299 №5 и №22. Этюд №5
сочетает в себе работу над
прямым видом гамм и в
правой, и в левой руках. Это
немаловажно, ведь левой руке
уделяется меньше внимания,
и, соответственно,
техническое развитие этой
руки существенно отстает.
Играем прямой (в октаву,
терцию, сексту, дециму),
смешанный и хроматический
вид гамм С, a, G, e (первая
аппликатурная группа). В
гаммах а, е играем
натуральный, гармонический
и мелодический минор.
Разобрать этюд
отдельно каждой рукой.
2.
Работаем над короткими,
длинными и ломаными
арпеджио в тональностях C, a,
G, e. Сначала разбираем
аппликатуру – в правой руке 4
палец в секстаккорде и
квартсекстаккорде, в левой – в
Играть
прямой
(в
октаву, терцию, сексту,
дециму),
смешанный,
хроматический
вид
и
арпеджио в пройденных
тональностях,
учить
правую руку в этюде.
трезвучии и секстаккорде.
Прорабатываем каждой рукой
отдельно, с акцентами от
первой ноты. В этюде –
работаем над пассажами в
правой руке, добиваемся
ровного звучания в рабочем
темпе.
3.
Проверка домашнего задания.
Учим пассажи в правой руке,
работаем над подкладыванием
1 пальца при движении
наверх. Для этого вводим
упражнение из сборника
Шарля Ганона «Пианист-
виртуоз» для подкладывания
1 пальца после третьего (упр.
№33).
Закрепить
полученные
на уроке навыки.
4.
Проверка домашнего задания.
Играем арпеджио различными
штрихами, полезно поучить на
стаккато. Работа над этюдом –
для самостоятельности 4 и 5
пальца в правой руке вводим
упр. №27 из сборника Ш.
Ганона.
Учить этюд и работать
над
ровностью
в
гаммах.
5.
Проверка домашнего задания.
Вводим в работу
четырехзвучные аккорды в
тех же тональностях. Играем
Играть все виды гамм в
тональностях C, a, G, e,
учить этюд.
тенуто и стаккато. Учим
пассажи левой руки в этюде.
Используем метод
акцентировки, для того чтобы
добиться ровности.
6.
Проверка домашнего задания.
Работа над гаммами, играем
пассажи в левой и правой
разными штрихами и в разной
динамике, например, вверх
левая на стаккато и крещендо,
правая на легато и
диминуэндо, вниз наоборот.
Это улучшит координацию,
сосредоточит внимание
ученика. В этюде – учим
пассажи в правой руке,
используя упражнение Ш.
Ганона № 34, для
подкладывания первого
пальца после четвертого.
Подготовить
к
сдаче
гаммы C, a, G, e, учить
этюд до конца.
7.
Сдаем в классе гаммы в
пройденных тональностях,
даем оценку полученным
результатам. Работаем над
этюдом, добиваемся ровности
в пассажах, играем
упражнения Ш. Ганона (№27,
33, 34). Учим места в этюде,
где правая и левая играют в
Закрепить
полученные
навыки
работы
над
этюдом.
расходящемся движении,
используя разные штрихи и
динамику в разных руках.
8.
Проверка домашнего задания.
Вводим в работу новые
тональности гамм – D, h.
Играем прямой (в октаву,
терцию, сексту, дециму),
смешанный и хроматический
вид. В гамме h не забываем
про 3 вида минора. Соединяем
этюд двумя руками.
Учить наизусть этюд,
играть гаммы D, h.
9.
Проверка домашнего задания.
Работа над арпеджио в
тональностях D, h. Учим
этюд, используя упражнения
Ш. Ганона. Для ровности
пассажей используем
упражнение №38.
Гаммы,
учить
этюд,
используя
полученные
на уроке навыки.
10.
Проверка домашнего задания.
Вводим в работу аккорды в
тональностях D, h. Следим за
правильным положением
руки, в частности локтя, и
кисти, смотрим, чтобы не
было зажима и провисания.
Работаем над этюдом,
используя упражнения
Ганона.
Доучивать наизусть
этюд, играть аккорды.
11.
Проверка домашнего задания.
Подготовить
к
сдаче
Устраняем недочеты в гаммах
D, h, используя полученные на
предыдущих уроках приемы.
Играем этюд. Работаем над
целостностью исполнения в
рабочем темпе.
гаммы в тональностях
D,
h, играть этюд в
среднем темпе целиком.
12.
Сдаем гаммы D, h, даем
оценку полученным
результатам. Проверяем
домашнюю работу над
этюдом. Учим детали,
работаем над ровностью
пальцев в пассажах, используя
известные нам упражнения
Ганона.
Добиваться четкости и
ровности
в
этюде,
уделить
больше
внимания пассажам в
левой руке.
13.
Вводим в работу прямой (в
октаву, терцию, сексту,
дециму), смешанный и
хроматический вид гаммы в
тональности A. Играем
упражнения Ганона.
Проверяем домашнюю работу
над этюдом. Учим трудные
места, используя известные
нам методы.
Постепенно прибавлять
темп в этюде, играть
гамму в тональности A.
14.
Проверка домашнего задания.
Работа над всеми видами
арпеджио в тональности A.
Исполнение этюда в более
подвижном темпе. Анализ
Играть гамму A, этюд в
быстром темпе.
успехов и недочетов. Для
достижения беглости,
независимости, силы и
равномерного развития
пальцев, вводим упражнение
Ганона №1.
15.
Работа над аккордами в
тональности А. Исполнение
этюда 2 раза в быстром темпе,
далее работа над устранением
недочетов в медленном темпе,
проговаривая каждую ноту в
пассажах. Игра упражнений
Ганона.
Подготовиться
к
итоговому
занятию,
играть гаммы во всех
пройденных
тональностях,
этюд
подвижно,
ровно,
артикулировано,
без
ошибок.
16.
Итоговое занятие I четверти.
Исполнение этюда и
некоторых видов гамм (на
выбор педагога). Анализ
результатов.
Задание на каникулы –
играть гамму E, разбор
этюда №22.
II четверть
1.
Проверка домашнего задания
на каникулы. Начинаем урок с
игры гаммы в тональности E.
Работаем над ровностью
пальцев в прямом (в октаву,
терцию, сексту, дециму) и
смешанном виде, играем
отдельно повороты с первым
пальцем. Вспоминаем
Играть арпеджио в
тональности E.
Выучить три строчки
этюда.
аппликатурные принципы в
аккордах, играем на тенуто и
стаккато. Проверяем разбор
этюда №22. Выявляем
основную сложность –
репетиции на одной ноте.
Подбираем удобную
аппликатуру вместе с
учеником.
2.
Проверка домашнего задания.
Играем часть этюда, заданную
на прошлом уроке. Для
качественного исполнения
репетиций вводим
упражнение №47 из сборника
Ганона. При этом упражнении
следует хорошо отделять
пальцы один от другого, не
поднимая ни кисти, ни
запястья. Играем гамму Ми,
работаем над скоростью и
ровностью. Вводим гамму в
тональности c.
Играем в
прямом виде (в октаву,
терцию, сексту, дециму) в 3
видах – натуральном,
гармоническом и
мелодическом миноре.
Играть гаммы E, c.
Учить этюд, играть
упражнение Ганона.
3.
Проверка домашнего задания.
Подготовить к сдаче
Работа над гаммой в
тональности c. Играем этюд,
работаем над репетициями в
левой руке.
гаммы в тональностях
E, c. Учить репетиции в
левой руке в этюде.
4.
Сдаем гаммы E, c.
Анализируем исполнение
вместе с учеником. Играем 6
строчек этюда в медленном
темпе, проговаривая каждую
ноту. Вспоминаем
упражнение Ганона.
Разобрать гамму в
тональности H. Учить
наизусть 6 строчек
этюда.
5.
Проверка домашнего задания.
Разбираем аппликатурные
трудности гаммы H (левая
рука начинает с 4ого пальца).
Вспоминаем пройденные в
прошлой четверти
упражнения Ганона для
ровной игры гамм. Играем
этюд. Проходим до конца
правую руку, учим октавные
скачки.
Играть аккорды и
арпеджио в
тональности H. Учить
правую руку в этюде, в
месте, где обе руки
играют репетиции.
6.
Проверка домашнего задания.
Играем гамму H, работаем над
скоростью. Вводим гамму g.
Работаем над этюдом, играем
репетиции в правой руке.
Вспоминаем упражнения
Играть гаммы H, g.
Учить до конца левую
руку в этюде.
Добиваться ровности в
репетициях.
Ганона.
7.
Проверка домашнего задания.
Работаем над арпеджио в
тональностях H, g. Играем на
крещендо при движении
вверх. Ломаные арпеджио с
акцентами на первую долю.
Работаем над этюдом.
Соединяем двумя руками
место, где левая и правая
играют репетиции. Учим в
медленном темпе.
Играть гаммы в
тональностях H, g.
Добиваемся скорости.
Этюд учить до конца в
медленном темпе.
Играть упражнения
Ганона.
8.
Проверка домашнего задания.
Работаем над левой рукой в
гаммах H, g. При игре двумя
руками выделяем левую,
правую прибираем. Играем
упражнения Ганона. Учим
окончание этюда, работаем
над октавными скачками и
репетициями.
Подготовить к сдаче
гаммы H, g. Этюд
играть наизусть до
конца в медленном
темпе без ошибок.
9.
Сдаем гаммы H, g. Даем
оценку исполнению,
обсуждаем успехи и
недочеты. Работаем над
этюдом. Прибавляем
скорость, следим за тем,
чтобы у ученика не было
зажима рук. Вводим в работу
гаммы F, f, играем прямой ( в
Играть прямой,
смешанный и
хроматический вид
гамм в тональностях F,
f. Работать над темпом
в этюде.
октаву, терцию, сексту,
дециму), смешанный,
хроматический вид.
10.
Проверка домашнего задания.
Играем аккорды и арпеджио в
тональностях F, f. Играем
этюд 1 раз в быстром темпе,
анализируем результат,
работаем над устранением
недочетов в рабочем темпе.
Играть все виды гамм в
тональностях F, f.
Работать над этюдом,
над ровностью пальцев,
артикуляцией. В
быстром темпе много
не играть, чтобы не
«заболтать». Постоянно
возвращаться к
рабочему темпу.
11.
Проверка домашнего задания.
Работаем над четкостью
пальцев в гаммах. Играем
упражнения Ганона. В этюде
работаем над целостностью
исполнения, над динамикой и
скоростью.
Подготовить к сдаче
гаммы F, f. Этюд играть
в медленном темпе,
проговаривая каждый
палец. Играть отдельно
левую руку, следить за
ровностью пальцев.
12.
Сдаем гаммы в тональностях
F, f. Даем оценку исполнению.
Играем этюд в подвижном
темпе. Проходим отдельно
каждую руку в рабочем темпе
и 1 раз в быстром.
Вспомнить гаммы во
всех пройденных за
полгода тональностях.
Играть этюд без
ошибок, ровно и
подвижно.
13.
Проверка домашнего задания.
Готовимся к зачету. Проходим
гаммы разных видов в
тональностях C, a, G, e, D, h,
Готовиться к зачету,
используя навыки,
полученные на уроке.
A, E, c, H, g, F, f. Играем этюд
в концертном варианте.
Находим слабые места и учим
их в медленном темпе.
14.
Зачет первого полугодия.
Исполнение разных видов
гамм в пройденных за полгода
тональностях (на выбор
комиссии). Исполнение этюда
№22 Карла Черни. Анализ
результатов.
2 полугодие
Номер урока
Работа на уроке
Домашнее задание
III четверть
1.
Проверка полученных раннее
знаний в виде беседы, игры
выборочной гаммы, арпеджио
и аккордов. Знакомство со 2-й
аппликатурной группой, а
именно gis, cis, fis, As.
Объяснение аппликатуры,
выявление ключевых знаков.
Играем в медленном темпе 2
октавы gis, cis, fis, As с целью
выявить аппликатурные
закономерности, запоминаем
знаки, затем переходим к gis –
Повторить gis-moll в
гармоническом и
мелодическом виде в
две октавы.
moll в гармоническом и
мелодическом виде в две
октавы, с опорой на каждый
звук, чтобы добиться нужных
ощущений в последующей
игре. (Часто дети играют
«облегченным звуком»)
2.
Играем gis-moll в две октавы в
умеренном темпе.
Увеличиваем диапазон до 4
октав, с опорой на каждый
палец, «прошагиваем» каждую
ноту. Проучиваем пунктиром и
на staccato, для достижения
ровности звучания. Добавляем
в работу gis в терцию и
дециму. Узнаем аппликатуру в
арпеджио, играем длинные и
короткие в две октавы,
добиваемся ясности, четкости
в звуке. Играем
хроматическую гамму в две
октавы, от c и cis.
Проучивать разными
приёмами gis-moll, в
октаву, терцию,
дециму и арпеджио.
Повторить
хроматические гаммы
от c и cis.
3.
Играем gis-moll в прямом
движении, с динамикой
(crescendo при движении
вверх, и diminuendo при
движении вниз), проучиваем
на различные ритмические
группы, штрихи, с акцентами
Учить gis-moll
добиваясь ровного
звучания. Разобрать
отдельно каждой рукой
этюд №9. Вспомнить
хроматические гаммы
от d и es.
на нижнем и верхнем звуке,
для того, чтобы ощущать
крайние точки гаммы (часто
дети скрупулёзно
высчитывают сколько октав
играть, теряя при этом
скорость
либо играют
лишнее,). Работаем над
короткими, длинными и
ломанными арпеджио. Вводим
4-х звучные аккорды. Играем
гамму в прямом, смешанном и
расходящемся движении.
Разбираем этюд Черни ор.299
№9. Он сочетает в себе работу
над прямым видом гамм и в
правой, и в левой руках. Это
немаловажно, ведь левой руке
уделяется меньше внимания, и,
соответственно, техническое
развитие этой руки
существенно отстает.
Вспоминаем хроматическую
гамму от d и es.
4.
Проучиваем этюд отдельно
каждой рукой, разными
штрихами, акцентами,
выявляем закономерности
(чтобы ученик быстрее
ориентировался в нотном
Повторить gis-moll, в
сексту, терцию,
дециму, октаву.
Проучить этюд
различными приёмами.
тексте).
Учим упражнение
№39(с.56), а именно, gis-moll
№№1,2 из сборника
Виртуозный пианист
Ш.Ганона. Проучиваем
арпеджио c проговариванием
названия руки, в которой
сейчас должен быть 4й палец.
Играем gis в сексту.
5.
Знакомимся с cis-moll,
исполняем в гармоническом и
мелодическом виде, в
медленном темпе в две октавы,
затем на громко на staccato
(чтобы избежать «подснятого»
звука). Играем в терцию и
дециму. Проучиваем трелями
подкладывание первого
пальца. Для выработки
ощущения положения пальцев
в позиции Г. Нейгауз
рекомендовал играть в каждой
тональности упражнение на
плавное подкладывание 1-го
пальца и переносы через него
остальных пальцев на стыках
позиций гаммы. Этюд учим
наизусть отдельно каждой
рукой.
Повторить cis-
moll.Этюд учить
наизусть.
6.
Проучиваем cis-moll, играем
Проучить cis-moll,
медленно, прозвученно 4
октавы в прямом движении,
добавляем движение в терцию,
дециму, сексту. Выясняем
аппликатуру в арпеджио, учим
подкладывание 1 пальца,
путём исключения среднего
звука в аккорде (вверх до#-
соль#-до, вниз соль#-до,
повторяем два раза и играем
также t6 и t64). Соединяем
двумя руками этюд, играем
медленно и громко, с каждым
разом постепенно увеличиваем
темп
гамму и арпеджио.
Этюд играть двумя
руками.
7.
Учим cis-moll с акцентами.
Большую пользу дает
исполнение гамм триолями,
квартолями, квинтолями,
слегка выделяя первый звук
каждой группы нот (а затем
перенося ударение на 2-ой,3-
ий и следующие звуки).
Добавляем арпеджио, аккорды
в медленном темпе.
Вспоминаем gis-moll, играем в
прямом движении 4 октавы,
арпеджио и аккорды. Этюд
играем на крышке
инструмента, с целью выявить
Учить наизусть этюд.
Проучивать cis-moll
различными приёмами.
слабые пальцы и неровности,
над чем работать в
дальнейшем.
8.
Играем cis-moll. Добиваемся
уверенного allegro в 4 октавы,
в различном движении. Играем
в терцию, дециму, сексту
разделяя руки по
динамическим нюансам,
например, правая рука играет
на f, а левая на p. Исполняем
этюд, ставя ориентиры на
ровность и качество звука.
Доучиваем первые три строки
до уверенного Allegro.
Повторить сis-
moll.Проучивать этюд,
добиваясь ровности и
скорости.
9.
Знакомство с fis-moll,
выясняем аппликатуру, знаки
при ключе. Играем в
гармоническом и
мелодическом виде,
медленном темпе, с арпеджио
и аккордами.
Полезно поучить
гаммы скрещиванием рук,
поменяв их местами. Учим
упражнение №39(с.58), а
именно, fis -moll №№1,2 из
сборника Виртуозный пианист
Ш.Ганона. Исполняем этюд
пунктиром, затем играем
наизусть с динамикой.
Повторить
упражнение, этюд, fis-
moll хроматические
гаммы от черных
клавиш, в прямом и
расходящемся
движении.
Проучиваем хроматические
гаммы от fis,gis,as.
10.
Проучиваем fis –moll на
предмет подкладывания 1го
пальца, учим поворот трелями
и позициями, выпуская
средние ноты до первого
пальца. Играем в терцию,
дециму, сексту. Арпеджио и
аккорды играем с называнием
руки в какой сейчас должен
быть 4й палец. Для развития
аккордовой техники,
взять
октаву, затем легким
“похлопывающим” движением
пальцев “из ладони” брать
средние звуки аккорда. И
наоборот, поставить терцию\
кварту и захватывать
несколько раз октаву.
Упражняясь в игре аккордов,
ученик должен добиваться
уверенного знания клавиатуры,
находить их сразу без
предварительного ощупывания
клавиш.
Повторить
упражнение, этюд, fis-
moll.
11.
Добиваемся уверенного и
четкого исполнения fis –moll в
прямом, смешанном и
расходящемся видах, в
Повторить gis, cis, fis
гаммы и арпеджио,
этюд. Повторить
упражнения Ш. Ганона
арпеджио и аккордах.
Проучиваем короткие
арпеджио с остановками на
первых звуках обращений, и
повтором этого звука.
Проигрываем этюд громко и
на non legato.
на gis, fis.
12.
Играем гаммы gis, cis, fis, на
staccato, legato, с акцентами по
2,3,4 звука, с различной
динамикой, в быстром темпе.
Исполнение этюда на крышке,
учим трелями.
Повторить гаммы 2-й
аппликатурной
группы. Учить этюд в
среднем темпе.
13.
Знакомство с As, выясняем
аппликатуру, знаки при ключе.
Играем в гармоническом и
мелодическом виде,
медленном темпе, с арпеджио
и аккордами. Анализируем
трудности и находим способы
их устранения. Исполняем
этюд наизусть.
Прорабатывать As-dur
как на уроке, учить
этюд от медленного
темпа и опёртого звука
до быстрого
исполнения.
14.
Проучиваем различными
приемами As-dur. Учим
упражнение №39(с.53), а
именно As-dur, из сборника
Виртуозный пианист
Ш.Ганона Играем арпеджио
gis, cis, fis, As с остановкой на
5-м пальце, тремоло, с
Повторить этюд.
остановкой на 2-м пальце
после подкладывания и
прокручивая обратно,
прорабатываем
подкладывания. Полезно
проучить арпеджио
наращиванием звуков, с
остановкой на верхнем звуке
(Начать с 4х звуков,5 и т.д.)
Этюд играем с динамикой.
15.
Повторить As-dur. Длинное
арпеджио должно звучать как
ровная, непрерывно льющаяся
мелодическая линия, без
лишних движений, толчков и
акцентов, которые особенно
часто появляются под первым
пальцем. Проучиваем этюд
различными приемами,
выявляя трудные и неточные
мечта.
Повторить gis, cis, fis,
As и этюд.
16.
Осуществляем проверку
знаний на тему гамм 2-й
аппликатурной группы, играя
выборочно гаммы в различных
движениях, арпеджио и
аккорды. Знакомство с 4-й
аппликатурной группой, а
именно B, b, Es, es.
Объяснение аппликатуры,
Выучить ключевые
знаки в B, b, Es, es.
выявление ключевых знаков.
Играем в две октавы B, b, Es,
es.
17.
Играем в медленном темпе b-
moll в гармоническом и
мелодическом виде в две
октавы, затем пунктиром.
Играем хроматические гаммы
в прямом движение от f, g, a, h.
Разбор этюда № 12 оп.299
Черни.
Прорабатывать b-moll
как на уроке, в
медленном темпе и
опёртым звуком.
Этюд- разбор отдельно
каждой рукой.
18.
Играем b-moll в
гармоническом и
мелодическом виде,
медленном темпе, в октаву,
терцию, дециму, сексту.
Выявляем аппликатуру в
арпеджио. Учим с акцентами
на крайних звуках, с
динамическими оттенками, и
проговариванием
аппликатуры.
Проучивание b-moll.
Проучивать этюд
отдельно каждой рукой
первую страницу, с
акцентами по 3,4 звука.
19.
Учим упражнение №39(с.54 №
№1,2), а именно b-moll, из
сборника Виртуозный пианист
Ш.Ганона, арпеджио с
акцентами по 3 и 4 звука, и на
крайних звуках. Разбираем
этюд, проучиваем первые три
строки, анализируем
Учить b-moll
различными приемами.
Этюд играть отдельно
каждой рукой.
трудности, функции,
тональности всего этюда.
Проучиваем b-moll гаммы в
прямом, смешанном и
расходящемся движении от
медленного темпа, постепенно
доводя до быстрого. В
медленном темпе играем
грузно и тяжело, с опорой на
каждый звук, для уверенного
ощущения клавиатуры и
качественного звука.
20.
Повторяем арпеджио и
аккорды, с акцентами по 3, с
динамическим планом.
Разбираем этюд до конца.
Повторить гаммы 1,2,3
группы.
IV четверть
1.
Вспоминаем выборочно
гаммы, арпеджио, аккорды
1,2,3 аппликатурных групп.
Анализируем результат.
Проучить этюд
пунктиром и все
подкладывания 1
пальца трелями.
2.
Проучиваем этюд, соединяем
двумя руками, играем с
акцентами по 4. Знакомимся с
B-dur. Играем в медленном
темпе в гармоническом и
мелодическом виде в две
октавы, затем пунктиром.
Соединить двумя
руками этюд в
медленном темпе.
Повторить B-dur как на
уроке.
3.
Играем B-dur арпеджио и
гаммы, называя руку в какой
Проучивать
подкладывания 1
сейчас должен быть 4й палец.
Играем в терцию, дециму,
сексту. Проучиваем арпеджио
с называнием руки, играя с
акцентами по 3,4 и cresc. При
движении вверх и dimin. вниз.
Учим этюд наизусть.
пальца в арпеджио
арпеджио. Играть
аккорды со свободой в
руках.
Учить этюд
наизусть.
4.
Проучиваем аккорды
полновесным звуком,
арпеджио играем в уверенно в
среднем темпе. Проучиваем
этюд кусками, постепенно
ускоряя темп.
Играть этюд двумя
руками медленно и
громко. Учить
арпеджио и аккорды в
B-dur.
5.
Знакомимся с es-moll. Играем в
медленном темпе в
гармоническом и
мелодическом виде в две
октавы, затем пунктиром.
Этюд продолжаем учить
кусками, добиваемся
уверенности и качества звука.
Повторить es-moll.
Играть этюд двумя
руками медленно и
громко.
6.
Этюд играем от начала до
конца наизусть. Играем es-moll
арпеджио и гаммы, называя
руку в какой сейчас должен
быть 4й палец. Проучиваем
арпеджио с называнием руки,
играя с акцентами по 3,4.
Учить как на уроке
гамм, арпеджио и
аккорды es-moll.
7.
Вспоминаем пройденный
материал. Гаммы gis, cis, fis,
Вспомнить gis, cis, fis,
As, B, b, es в
As, B, b, es. Добиваемся
свободы исполнения как в
гаммах, так и в этюде. Читаем
с листа этюд №3 Черни ор.299.
медленном темпе,
чтобы не «заболтать».
Проучивать этюд.
8.
Знакомимся с Es-dur. Играем в
медленном темпе в
гармоническом и
мелодическом виде в две
октавы.
Играть в медленном
темпе Es-dur.
Добиваться
концертного
исполнения этюда.
9.
Добавляем в работу аккорды
арпеджио играем полновесным
звуком, в уверенном в среднем
темпе. Гамму играем в 4
октавы.
называя руку в какой
сейчас должен быть 4й палец.
Играем в терцию, дециму,
сексту. Проучиваем арпеджио,
играя с акцентами по 3,4 и
cresc. При движении вверх и
dimin. вниз.
Проучивать как на
уроке – аккорды и
арпеджио.
10.
Учим этюд, от медленного
темпа к быстрому. Пунктиром,
различными штрихами, помня
динамический план. Добиваясь
свободы в руках, корпусе,
ясности и четкости звука, и
яркости характера исполнения.
Учить
Es-dur как на
прошлых уроках.
Добиваться
концертного
исполнения этюда.
11.
Проучиваем упражнения на
гаммы
gis, cis, fis, As, B, b, Es,
es из сборника Виртуозный
Повторить этюд,
подготовка к зачету.
пианист Ш.Ганона.
12.
Готовимся к зачету. Проходим
гаммы разных видов в
тональностях gis, cis, fis, As, B,
b, Es, es. Играем этюд в
концертном варианте.
Находим слабые места и учим
их в медленном темпе.
Проучить все гаммы
поменяв руки местами.
Быстро много не
играть. Возвращаться к
медленному темпу.
13.
Зачет второго полугодия.
Исполнение разных видов
гамм в пройденных за полгода
тональностях (на выбор
комиссии). Исполнение этюда
№12 Карла Черни. Анализ
результатов.
Нотные материалы.
Карл Черни этюды №5, №9, №12 №22 ор 299.
Упражнения из сборника Ганона №1, 27, 33, 34, 38, 47.
Из сборника
Виртуозный пианист №39.