Напоминание

"Решение задач на встречное движение"


Автор: Дорошенко Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 10 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Находка, Приморский край
Наименование материала: конспект урока по математике (4 класс, УМК "Школа России")
Тема: "Решение задач на встречное движение"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока

«Решение задач на встречное движение»

Провела: ДорошенкоМ.Н.

Цель:

формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию

практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для

развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути

их решения,

учить применять на практике. Развивать интерес к

дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную

деятельность. Воспитывать стремление детей к успеху в учебе, умение

адекватно оценивать свой труд, чувства дружбы и товарищества.

Вид урока - урок применения знаний и умений.

Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice 2007

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Power Point.

Ход урока:

Девизом сегодняшнего урока я взяла слова итальянского

художника, ученого-инженера, архитектора эпохи Возрождения Леонардо да

Винчи :

« Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде

замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет » (слайд).

Как вы их понимаете? (ответы детей)

Человек- самое разумное существо на планете. И хотя за всю историю своего

существования человек сделал множество открытий и изобретений, он не

останавливается на достигнутом.

Эти слова пусть будут девизом нашего урока.

I. Самоопределение к деятельности.

- Что такое движение?

- Движение – это перемещение ... в пространстве

Запомните. Это ключевое слово нашего урока.

- А математическая разминка – это движение мысли.

II. Актуализация знаний.

- Посмотрите на таблицу.

- Какие единицы измерения не используются в задачах на движение?

Слайд 6.

Дети: тонны, центнеры, м

2

, кг.

Единицами измерения каких величин они являются?

- На какие три группы можно распределить оставшиеся единицы измерения?

Д: скорость, время, расстояние. Слайд 7.

- Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?

Д. Скоростью называют то расстояние, которое преодолевает предмет за

единицу времени.

- Итак, скорость, расстояние, время – это величины, характеризующие

процесс движения?

-Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?

Соберите формулы (на партах, работа в парах).

Проверка. Проговаривание формул. (Формулы вывешиваются на доске.)

3.

Постановка учебной задачи (слайды, чтение темы)

Работа по учебнику.

Стр. 20 № 7 (устно)

Рассмотрите таблицу. Какие величины нам даны?

Как вы думаете, кто может двигаться со скоростью 5 км/ч? А что двигается

со скоростью 100 км/ч?

Какое расстояние прошёл человек, проехал автомобиль?

Под таблицей написаны выражения. Объясните, что обозначает каждое

выражение. (Дети устно объясняют выражения.)

Предметы могут двигаться в разных направлениях. Если предметы двигаются

навстречу друг другу, как называется это движение? А если в разные

стороны?

Д: - Встречное движение и движение в противоположных направлениях.

Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока.

Какие задачи мы сегодня будем решать?

Д: Задачи на встречное движение. Слайд 8.

Фронтальная работа с проговариванием

Составьте задачу по рисунку. Слайд 9.

Д: Из двух пунктов навстречу друг другу одновременно вышли два поезда.

Один двигался со скоростью 70 км/час, а другой 80 км/час. Они встретились

через 2 часа. Какое расстояние было между поездами первоначально?

- Какие величины известны?

Д: Скорость и время

Какие нет?

Д: Расстояние между пунктами.

- С помощью чего мы решаем задачи на движение?

Д: чертеж

Начертите чертеж. (Ребенок выполняет у доски)

- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

-Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?

Д: да, мы знаем скорость и время.

-Второй?

Д: тоже известно время и скорость поезда.

(решение) ( учащиеся выходят к доске, решают)

-А теперь мы можем узнать все расстояние?

Д: можем, сложить расстояния, которые прошли 2 поезда вместе.

- А есть ли другой способ решения задачи?

Д: думаем, что да

- Как еще можно найти расстояние, более коротким, рациональным

способом?

Д: можно узнать скорость сближения

-Что это такое?

Д: на сколько км они сближаются за 1 час

-Каждый

час

расстояние

между

поездами

будет

увеличиваться

или

уменьшаться?

Д: уменьшатьcя

- Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?

Д: выполняется меньше действий. (Один ученик объясняет у доски)

- Кто прокомментирует ответ?

- Кому не понятно решение задачи?

Физминутка.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, наверх,

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

4

Самостоятельная работа с самопроверкой

Слайд 10.

Самостоятельное решение задач.

Перед вами 3 карточки разного цвета. Задания разные по сложности.

Карточка желтого цвета – самое простое задание, синего – сложнее, на

карточке красного цвета – самое сложное задание. Выберите любую из них.

Представьте в виде чертежа или таблицы. Решите самостоятельно.

1.

Карточка желтого цвета.

v = 6 км/ч

t = 3 ч

s = ? км

s = 8 км

t = 2 ч

v = ? км/ч

v = 20 км/ч

t = 4 ч

s = ? км

S = 60 км

V = 12км/ ч

t = ? ч

v = 6 м/мин

t = 15мин

s = ? м

s = 60 см

v =15 см/с

t = ? с

2.

От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера

и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29 км / ч, а

другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами?

3.

Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два

автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а

другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.

Кто решал первую задачу? И т. д.

Проверка задач (на слайде) Слайд 11.

V

.

Рефлексия деятельности. Слайд 12.

Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь»

- Как вы понимаете её?

Д: если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно

проехать без проиcшествий.

- Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются предметы?

Д: конечно, нет.

Помогите мне, распределите скорость движения. ( на слайде) Слайд 13.

Итоговая рефлексия. Слайд 14.

Какие виды работ выполняли на уроке?

Какое задание было для вас интересным?

Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и

почему?

Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени и скорости

в жизни?

Спасибо за урок! Слайд 15.

Резерв (устный счет)

1) За 3 часа трёхпалый ленивец преодолевает 450 м. С какой скоростью

передвигается это

животное?

450:3=150 м/ч

2) Скорость самого медлительного животного на Земле, ленивца – 150 м/ч,

когда как скорость черепахи – 700 м/ч. Узнайте, на сколько скорость ленивца

меньше скорости черепахи?

700-150=550 м/ч

3) Пора отправиться в подводный мир. Знаете ли вы, какая рыба на Земле

является самой быстрой? Самой быстрой признана рыба-парусник. Скорость

её движения 109 км/ч. А развивает она такую скорость благодаря плавнику

похожему на парус. Питается рыба-парусник сардинами и анчоусами. Какое

расстояние преодолеет эта рыба за 5 часов?

109*5= 545 км



В раздел образования