Автор: Роянова Елена Борисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ Школа №1347 Населённый пункт: Москва Наименование материала: конспект урока Тема: И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак" Раздел: начальное образование
Цели:
1.
Уяснение своеобразия творческого метода И.А.Крылова.
2.
Познакомить детей с понятиями: «басня», «мораль».
3.
Развивать речевые навыки, мышление, воображение.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Накануне учитель дал задание вспомнить басни Крылова, изученные в
начальной школе.
Учитель вызывает прочитать басни 3-4 ученика.
Кратко учитель сообщает о И.А. Крылове (биография).
И.А. Крылов (1769-1844)
Басни И.А. Крылов, писал будучи человеком зрелого возраста.
Литературную деятельность начал в конце XVIII века комедиями и изданием
сатирического журнала.
Известность Крылова как баснописца начала расти после опубликования
басен «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». В его баснях воеводами,
сторожами, судьями выступают хищные звери – медведи, лисы, волки. Особый
вольный стих, позволивший приблизить язык литературных произведений к
разговорной народной речи.
Басенная мораль – выводы басни, которые вошли в обиход нашей
разговорной речи в качестве пословиц и поговорок
На доске:
1.
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.
2.
У сильного всегда бессильный виноват.
3.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
4.
Кто про свои дела кричит всем без умолку. В том, верно, мало толку.
5.
Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!
(Ученики объясняют, как они понимают данные морали.)
III. Изучение новой темы: И.А.Крылов
Басня «Лебедь, Щука и Рак»
Учитель читает начало басни:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
- Как вы понимаете эти слова?
- К каким случаям жизни их можно отнести?
(А теперь , медленно, читаем саму басню. Тот случай из жизни,
о котором ведётся рассказ:
«Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись
Из кожи лезут вон …
- Как видим, всё прекрасно. Но дальше, что?
- Что выйдет из всех этих огромных усилий?
- Читаем следующую фразу:
«… а возу всё нет ходу!»
- В чём же дело? В чём причина?
- Почему же « возу всё нет ходу?»
- Может быть , им очень тяжело?
- Нет, « поклажа бы для них казалась и легка…»
- Но в чём же дело?
«Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятиться назад,
А Щука тянет в воду»
- А почему? – Они не могут иначе.
Против природы не пойдёшь. А каков результат их совместной
деятельности? – «Да только воз и ныне там
- И так, как видим, все герои басни:
1. взялись за хорошее дело- везти с поклажей воз;
2. взялись дружно, верно, « и вместе трое все в него впряглись»;
3. – стараются: «из кожи лезут вон…»
- Но почему ничего не получается?
- Им не надо было браться. Каждый хочет решить эту задачу своим
способом, но действия не согласуются. В результате - провал.
- А теперь опять вернёмся к морали басни, помещённой перед
текстом рассказа.
- Какой смысл, вкладывает Крылов в слово «согласье»? (единство
целей и способов действий».
- А что же такое басня?
(короткий рассказ, часто стихотворный, обычно про животных,
говорящих и действующих по-человечески и при нём короткая мораль, прямо
формулируемая идея рассказа».
Вывод делает учитель:
- Итак, прочитанное нами произведение – басня.
Задание: - учитель раздаёт каждому ученику карточку с вопросом.