Напоминание

И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"


Автор: Роянова Елена Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1347
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект урока
Тема: И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект урока по литературе 5 класс.

Тема: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

(урок чтения и обсуждения)

Цели:
1. Уяснение своеобразия творческого метода И.А.Крылова. 2. Познакомить детей с понятиями: «басня», «мораль». 3. Развивать речевые навыки, мышление, воображение.
Ход урока

I.

Организационный момент.

II.

Проверка домашнего задания.

Накануне учитель дал задание вспомнить басни Крылова, изученные в

начальной школе.

Учитель вызывает прочитать басни 3-4 ученика.

Кратко учитель сообщает о И.А. Крылове (биография).

И.А. Крылов (1769-1844)
Басни И.А. Крылов, писал будучи человеком зрелого возраста. Литературную деятельность начал в конце XVIII века комедиями и изданием сатирического журнала. Известность Крылова как баснописца начала расти после опубликования басен «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». В его баснях воеводами, сторожами, судьями выступают хищные звери – медведи, лисы, волки. Особый вольный стих, позволивший приблизить язык литературных произведений к разговорной народной речи. Басенная мораль – выводы басни, которые вошли в обиход нашей разговорной речи в качестве пословиц и поговорок
На доске:
1. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. 2. У сильного всегда бессильный виноват. 3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. 4. Кто про свои дела кричит всем без умолку. В том, верно, мало толку. 5. Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!

(Ученики объясняют, как они понимают данные морали.)

III. Изучение новой темы: И.А.Крылов

Басня «Лебедь, Щука и Рак»

Учитель читает начало басни:
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.
- Как вы понимаете эти слова?

- К каким случаям жизни их можно отнести?

(А теперь , медленно, читаем саму басню. Тот случай из жизни,

о котором ведётся рассказ:
«Однажды Лебедь, Рак да Щука, Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись Из кожи лезут вон …
- Как видим, всё прекрасно. Но дальше, что?

- Что выйдет из всех этих огромных усилий?

- Читаем следующую фразу:
«… а возу всё нет ходу!»
- В чём же дело? В чём причина?

- Почему же « возу всё нет ходу?»

- Может быть , им очень тяжело?

- Нет, « поклажа бы для них казалась и легка…»

- Но в чём же дело?
«Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятиться назад, А Щука тянет в воду»
- А почему? – Они не могут иначе.

Против природы не пойдёшь. А каков результат их совместной

деятельности? – «Да только воз и ныне там

- И так, как видим, все герои басни:

1. взялись за хорошее дело- везти с поклажей воз;

2. взялись дружно, верно, « и вместе трое все в него впряглись»;

3. – стараются: «из кожи лезут вон…»

- Но почему ничего не получается?

- Им не надо было браться. Каждый хочет решить эту задачу своим

способом, но действия не согласуются. В результате - провал.


- А теперь опять вернёмся к морали басни, помещённой перед

текстом рассказа.

- Какой смысл, вкладывает Крылов в слово «согласье»? (единство

целей и способов действий».

- А что же такое басня?

(короткий рассказ, часто стихотворный, обычно про животных,

говорящих и действующих по-человечески и при нём короткая мораль, прямо

формулируемая идея рассказа».

Вывод делает учитель:

- Итак, прочитанное нами произведение – басня.

Задание: - учитель раздаёт каждому ученику карточку с вопросом.

«Выразительно прочитай данное тебе стихотворение. Определи,

можно ли его назвать басней.

Учитель вместе с учениками обсуждают и делают выводы.

IV. Итог урока:

- Какую басню мы сегодня разбирали?

- Что такое басня?


В раздел образования