Автор: Саломахина Марина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: статья.
Тема: Патриотическое воспитание в дополнительном образовании средствами изобразительного искусства
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества г. Минеральные Воды
Патриотическое воспитание
в дополнительном образовании
средствами изобразительного искусства.
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Саломахина Марина Петровна
2023г.
Изобразительное искусство содержит богатый фактический материал
для бесед на военно – патриотические темы, поскольку все значительные
события в истории нашей Родины, подвиги народа и отдельных
представителей нашли отражение в изобразительном искусстве. В честь
этих подвигов воздвигались архитектурные и скульптурные памятники и
создавались различные живописные произведения.
Зрительно воспринимаемые образы живописи, графики, скульптуры,
наиболее четко фиксируются памятью человека, способствуют
формированию чувства прекрасного, правильного отношения к миру,
активно формируют сознание подрастающего поколения.
При проведении бесед на военно – патриотическую тему с
привлечением произведений изобразительного искусства необходимо
помнить, что только анализ единства содержания и формы может раскрыть
перед учащимися истинный смысл произведения и пробудить
патриотические чувства, сознание своей причастности к судьбе Родины и
своего народа. Как показывает педагогическая практика, чтобы
художественное произведение прочно закрепилось в памяти обучающихся,
педагог должен обратить внимание не только на то, что запечатлел
художник, но и как запечатлел и какими средствами пользовался и почему.
Сопоставляя конкретные исторические события с тем, как и в какой момент,
они запечатлены в произведении искусства, обучающиеся невольно,
мысленно переживают их, и задумываются над сущностью художественных
произведений. Следовательно, выстраивая беседу, необходимо задавать
больше вопросов, побуждая обучающихся к активному анализу
произведений изобразительного искусства.
Беседы лучше проводить с небольшими группами обучающихся,
чтобы ребята чувствовали себя свободно и активно высказывали своё
мнение, если даже оно ошибочное. В ходе беседы или в итоге педагог даёт
необходимые разъяснения. Беседы на военно – патриотические темы
необходимо строить с учётом возрастных особенностей учащихся
.
Рассмотрим основной методологический принцип изложения
материала в таких беседах на конкретных примерах. Материалы о
конкретных исторических событиях собраны в многочисленной литературе,
и мы о них подробно говорить не будем. Остановимся на событиях, когда
решалась судьба нашей Родины и всего российского народа. Это военные
события в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. С каждым
годом все многочисленнее становятся ряды Бессмертного полка, и почти не
осталось живых свидетелей тех событий. В каждом городе и селе есть
памятники погибшим солдатам, и горит вечный огонь.
Скульптура – это трехмерное искусство. Она может быть
экспонирована на открытой местности. Выполненная в прочных
пластических материалах (камень, металл), она в первую очередь служит
для увековечивания подвигов народа и его героев. Искусство не копирует
жизнь, оно выражает отношение автора к жизни, его мировоззрение, а
значит и мировоззрение того общества, в котором живёт художник. В этом
году исполняется 80 лет великой битве за город Сталинград ( город
Волгоград). Зависимость образного решения произведения от духа времени
и материала скульптуры можно проследить на примере памятника –
ансамбля «Героям Сталинградской битвы» (1963 – 1964) и памятника
«Советский воин – освободитель (1946 – 1949) скульптора Е. В. Вучетича.
Памятник – ансамбль расположен на высоком кургане, начинается он с
вводной
композиции, изображающей группу людей, идущих со
склоненными знаменами отдать почести тем, кто с честью выдержал
испытание в тяжелые для Родины дни. Выше расположился памятник воину,
который в одной руке держит гранату, а в другой - автомат. У основания этой
гигантской статуи слова клятвы: «Стоять насмерть!». Далее расположена
композиция «Стены – руины», со скопированными настоящими надписями,
которые оставляли солдаты в дни Сталинградской битвы. Недалеко от
вершины кургана на Площади героев расположены 6 двух фигурных
скульптурных композиций, изображающих эпизоды великой битвы.
Затем расположена площадь скорби с залом воинской славы. И завершает
композицию символическая фигура «Родина – мать». Она хорошо видна
отовсюду. Своим размером, экспрессивным движением символизирует
грандиозность Сталинградской битвы, явившейся поворотным моментом в
ходе второй мировой войны. «Родина – мать» чисто символический образ
женщины с мечом в руках и страстным призывом к победе. Она
символизирует не только Сталинградскую битву, она напоминает людям об
их патриотическом долге, который овеян славными подвигами наших
предков. Теперь проследим зависимость образа от материала. Там, где
требовалась композиция со свободными , резкими движениями (фигура
«Родины – матери») или скульптурные композиции, отражающие
конкретные события битвы, фигуры сделаны в металле. Скульптуры более
обобщенного и символического содержания ( «Воин – богатырь»)
выполнены в камне. А символический образ «Воина - освободителя »,
немыслим ни в каком другом материале, кроме бронзы. Помимо
материала, к выразительным средствам скульптуры относится композиция, т.
е. организация отдельных элементов в целое. Композиция имеет в
скульптуре свою специфику. Если в изображении на плоскости мы имеем
дело с одной точкой зрения, то в скульптуре таких точек множество.
Скульптурная композиция, если это не рельеф, характерна тем, что каждая
точка зрения при круговом осмотре скульптуры, открывает максимально
выразительные контуры. Смысловую нагрузку несут в скульптуре все
детали: поза героя, постамент, всевозможные аксессуары и расположение
памятника в определенном месте. Ребятам надо научиться видеть и
понимать смысловую сторону сочетания деталей и частей скульптуры, а
также характер связи её с окружающей местностью, архитектурой. Большое
значение имеют в скульптуре и аксессуары. Так, разрубленная свастика,
раздавленная змея, колючая проволока, которую разрезает герой и т. п.
являются наиболее простыми и доступными для понимания символами.
Особое внимание в деле военно – патриотического воспитания
следует уделить плакату. Плакат не рассчитан на длительное изучение и
любование. Он должен дать зрителю максимум того, что заключается в
этом произведении искусства. Громадную воспитательную и организующую
роль сыграл плакат в годы Великой Отечественной войны. В золотой фонд
советского изобразительного искусства вошел плакат военного времени –
«Родина – мать зовет!» художника И. Таидзе (1941). Контур, красный цвет и
предельно выразительная одно фигурная композиция при самых
необходимых аксессуарах найдены с непревзойденным чувством
художественной меры.
В годы Великой Отечественной войны большую роль играла
карикатура, вызывая гнев и презрение к врагу. Карикатурное изображение
отличается от других видов изображения резким, порой доведенным до
уродства преувеличением , заострением и искажением характерных
движений, форм , пропорций с целью высмеять и осудить пороки людей.
Наиболее известны «Карикатуры периода Великой Отечественной войны»
братьев Кукрыниксов и серия карикатур художника Б. Ефимова.
Графические и живописные произведения военных лет до сих пор играют
большую роль в деле военно – патриотического воспитания. Молодое
поколение, не пережившее войны, с помощью художественных
произведений сможет понять все тяготы, которые вынес российский народ в
годы Великой Отечественной войны.
Использованная литература:
-История советского искусства, Живопись, скульптура, графика. М, 1956
– 1968.
-Альбом плакатов Великой Отечественной войны. М. 1988
-Видео фильм «Город –герой Сталинград».