Автор: Мхоян Нуне Арсеновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МбОУ "Лицей Крымской весны"
Населённый пункт: Симферопольский район,с.Мирное
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Физическое воспитание и формирование культуры здоровья".
Раздел: начальное образование
Автор:
Мхоян Нуне Арсеновна
Должность:
учитель начальных классов
Учебное заведение:
МБОУ "Лицей Крымской весны"
Населённый пункт:
г.Симферополь
Наименование материала:
Методическая статья
Тема:
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Раздел:
начальное образование
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
Сохранность здоровья детей представляет собой довольно сложную и
многогранную проблему. Обеспечение детского здоровья является одной из
главных задач настоящего и будущего, поскольку дальнейшее социальное и
экономическое развитие страны, ее обороноспособность, уровень жизни,
науки и культуры зависит от того, насколько молодое поколение нашего
общества
будет
здоровым
и
работоспособным.
Уровень
и
продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во
многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одним
из аспектов данного процесса является формирование культуры здоровья как
части общей культуры человека - осознание здоровья – как жизненно важной
ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью,
здоровью окружающих людей и природной среды. Важное место в
механизме формирования культуры здоровья подрастающего поколения,
воспитания ценностных ориентаций на здоровье творение занимает система
образования.
За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и
практический материал по проблеме здоровья человека, по валеологизации
школьного учебно-методического процесса. Социально-философский аспект
здорового образа жизни раскрыт в трудах И.В. Бестужева – Лада,
Ю.П. Лисицина, Л.Г. Матроса, В.П. Петленко, A.B. Сахно, А.Г. Щедриной и
других. Эколого-гигиеническому аспекту посвящены публикации И.Д.
Зверева, И.И. Соковня-Семеновой, И.Т. Суравегиной, А.Г. Хрипкой и других.
Множество литературы и нормативных документов свидетельствует о том,
что проблеме здоровья человека, валеологическим аспектам образования
посвящено большое количество исследований. Однако, на наш взгляд, не
проведено достаточно глубокого анализа и обобщения теоретических
предпосылок и методического обоснования работы по формированию
культуры здоровья учащихся начального звена школы. Между тем, именно
дошкольный и младший школьный возраст - период наиболее
стремительного развития ребенка, первоначального формирования
физических и психических качеств и свойств, делающих его личностью,
установления фундамента образа жизни и моделей поведения в обществе.
Социальная и научно-методическая значимость проблемы формирования
культуры здоровья подрастающего поколения .
Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя он в значительной
степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во
многом
зависит
от
мотивов
деятельности
конкретного
человека,
от
особенностей
его
психики,
состояния
здоровья
и
функциональных
возможностей
организма.
Этим,
в
частности,
объясняется
реальное
многообразие вариантов образа жизни различных людей [24,c.17].
В отечественной педагогической науке о физическом воспитании,
проблема сохранения и укрепления здоровья средствами физической
культуры (физическими упражнениями, сочетаемыми с естественными
факторами природы, расширением теоретических знаний и умений в сфере
телесной культуры человека) впервые стала объектом научной разработки в
трудах Петра Францевича Лесгафта [55, c.10].
П.Ф. Лесгафт выдающийся отечественный ученый, педагог, анатом и
врач,
основоположник
научной
системы
физического
образования
и
врачебно-педагогического
контроля
в
физической
культуре,
заложил
теоретические
основы
здоровьесбережения
при
занятиях
физическими .упражнениями. В организованной им в 1893 г. Биологической
лаборатории разрабатывались физиологические основы оздоравливающего
влияния физических упражнений на системы и органы человеческого тела,
на их анатомическую структуру и функции. На базе Биологической
лаборатории в 1918 г. был создан Естественно- научный институт им.
Лесгафта.
Созданные
П.Ф.
Лесгафтом
курсы
воспитательниц
и
руководительниц физического образования явились прообразом открытых
впоследствии в нашей стране вузов физической культуры. Ученый,
владеющий знанием естественнонаучных основ развития ребенка, считал,
что решающее значение в становлении личности имеют нравственные
основания, формированию которых способствует и умственное и физическое
воспитание [17, c.9].
Придавая решающее значение условиям среды, в которой проходит
обучение
и
воспитание
обучающихся,
Лесгафт
заложил
основы
педагогической науки о физическом образовании, целью которой было
гармоническое,
всестороннее
развитие
и
воспитание
здорового
подрастающего
поколения.
«Лесгафт
стремился
глубже
обосновать
педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии и
психологии, однако считал педагогику «филиальной ветвью биологических
наук». Принимая принципиальные положения учения П.Ф. Лесгафта о
физическом образовании, как основе гармонического, всесторонне развитого,
здорового
поколения
людей,
мы
не
можем
принять
это
последнее
утверждение [24, c.15].. Педагогика и ее самостоятельная содержательная
часть
–
теория
и
методика
физического
воспитания
являются
самостоятельными научными дисциплинами, имеющими свой научный
аппарат, предмет изучения, методы научного исследования, которые имеют
самодостаточное научное содержание. Это, естественно, не снимает и
важного
значения
биологических
знаний
для
обоснования
здоровьесберегающего содержания огромного арсенала средств физической
культуры.
Неоспоримы высокие заслуги академика И.П. Павлова, лауреата
Нобелевской премии, всемирно известного ученого-физиолога, основателя
крупнейшей школы физиологии высшей нервной деятельности, в разработке
теоретических основ здоровьесбережения. Принципы работы целостного
организма (целостность, структурность, приурочение функции к структуре
органа или системы) стали отправными положениями в учении о системной
регуляции жизнедеятельности организма и сохранении здоровья человека
[44, c.15]. Пристальное внимание И.П. Павлова к соотношению умственной
деятельности и физического труда, его представления о необходимости их
гармоничного сочетания подкрепили добытые И.М. Сеченовым факты о
благотворном влиянии активного отдыха (отдыха после выполнения работы,
заполняемого активными движениями, физическими упражнениями) на
работоспособность и состояние здоровья [44, c.17].
В отечественной системе здоровьесбережения получили развитие идеи
профилактики,
предупреждения
болезненных
расстройств,
сохранения
здоровья и работоспособности людей, с широким использованием средств
психолого-педагогической
реабилитации,
оздоровительной
физической
культуры, развертыванием сети лечебно-профилактических учреждений и
оздоровительных комплексов.
В
первые
десятилетия
советской
власти
занятия
физическими
упражнениями были подчинены решению главной для страны задачи —
защиты социалистического отечества от внешних врагов. И ценностные
отношения к физической культуре определялись ее ролью в подготовке
защитника социалистического отечества. Государство проявляло высокий
интерес к подготовке физически крепких, идейно закаленных борцов за
коммунистические идеалы. Проблема здоровье сбережения в этих условиях
не
могла
быть
сколько-нибудь
серьезно
осмыслена,
так
как
за
коммунистические идеалы предлагалось жертвовать не только здоровьем, но
и самой жизнью [11, c.45]..
По мнению М.П. Осиповой и др., культура здорового образа жизни –
это общечеловеческие ценности, отраженные в здоровье сберегающих
знаниях, которые вырабатываются в навыках, нормах поведения человека,
проявляющихся в деятельности и позволяющих формировать и сохранять
свое здоровье, строить отношения с другими людьми на основе признания их
права быть здоровыми [24, c.17].
В формировании культуры здорового образа жизни недостаточно
знания способов и методов укрепления здоровья, профилактики заболеваний.
Необходимо повысить «роль личностных качеств человека в сознательном и
волевом принятии принципов здорового образа жизни».