Напоминание

"Физическое воспитание и формирование культуры здоровья".


Автор: Мхоян Нуне Арсеновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МбОУ "Лицей Крымской весны"
Населённый пункт: Симферопольский район,с.Мирное
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Физическое воспитание и формирование культуры здоровья".
Раздел: начальное образование





Назад




Автор:

Мхоян Нуне Арсеновна

Должность:

учитель начальных классов

Учебное заведение:

МБОУ "Лицей Крымской весны"

Населённый пункт:

г.Симферополь

Наименование материала:

Методическая статья

Тема:

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Раздел:

начальное образование

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Сохранность здоровья детей представляет собой довольно сложную и

многогранную проблему. Обеспечение детского здоровья является одной из

главных задач настоящего и будущего, поскольку дальнейшее социальное и

экономическое развитие страны, ее обороноспособность, уровень жизни,

науки и культуры зависит от того, насколько молодое поколение нашего

общества

будет

здоровым

и

работоспособным.

Уровень

и

продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во

многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одним

из аспектов данного процесса является формирование культуры здоровья как

части общей культуры человека - осознание здоровья – как жизненно важной

ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью,

здоровью окружающих людей и природной среды. Важное место в

механизме формирования культуры здоровья подрастающего поколения,

воспитания ценностных ориентаций на здоровье творение занимает система

образования.

За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и

практический материал по проблеме здоровья человека, по валеологизации

школьного учебно-методического процесса. Социально-философский аспект

здорового образа жизни раскрыт в трудах И.В. Бестужева – Лада,

Ю.П. Лисицина, Л.Г. Матроса, В.П. Петленко, A.B. Сахно, А.Г. Щедриной и

других. Эколого-гигиеническому аспекту посвящены публикации И.Д.

Зверева, И.И. Соковня-Семеновой, И.Т. Суравегиной, А.Г. Хрипкой и других.

Множество литературы и нормативных документов свидетельствует о том,

что проблеме здоровья человека, валеологическим аспектам образования

посвящено большое количество исследований. Однако, на наш взгляд, не

проведено достаточно глубокого анализа и обобщения теоретических

предпосылок и методического обоснования работы по формированию

культуры здоровья учащихся начального звена школы. Между тем, именно

дошкольный и младший школьный возраст - период наиболее

стремительного развития ребенка, первоначального формирования

физических и психических качеств и свойств, делающих его личностью,

установления фундамента образа жизни и моделей поведения в обществе.

Социальная и научно-методическая значимость проблемы формирования

культуры здоровья подрастающего поколения .

Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя он в значительной

степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во

многом

зависит

от

мотивов

деятельности

конкретного

человека,

от

особенностей

его

психики,

состояния

здоровья

и

функциональных

возможностей

организма.

Этим,

в

частности,

объясняется

реальное

многообразие вариантов образа жизни различных людей [24,c.17].

В отечественной педагогической науке о физическом воспитании,

проблема сохранения и укрепления здоровья средствами физической

культуры (физическими упражнениями, сочетаемыми с естественными

факторами природы, расширением теоретических знаний и умений в сфере

телесной культуры человека) впервые стала объектом научной разработки в

трудах Петра Францевича Лесгафта [55, c.10].

П.Ф. Лесгафт выдающийся отечественный ученый, педагог, анатом и

врач,

основоположник

научной

системы

физического

образования

и

врачебно-педагогического

контроля

в

физической

культуре,

заложил

теоретические

основы

здоровьесбережения

при

занятиях

физическими .упражнениями. В организованной им в 1893 г. Биологической

лаборатории разрабатывались физиологические основы оздоравливающего

влияния физических упражнений на системы и органы человеческого тела,

на их анатомическую структуру и функции. На базе Биологической

лаборатории в 1918 г. был создан Естественно- научный институт им.

Лесгафта.

Созданные

П.Ф.

Лесгафтом

курсы

воспитательниц

и

руководительниц физического образования явились прообразом открытых

впоследствии в нашей стране вузов физической культуры. Ученый,

владеющий знанием естественнонаучных основ развития ребенка, считал,

что решающее значение в становлении личности имеют нравственные

основания, формированию которых способствует и умственное и физическое

воспитание [17, c.9].

Придавая решающее значение условиям среды, в которой проходит

обучение

и

воспитание

обучающихся,

Лесгафт

заложил

основы

педагогической науки о физическом образовании, целью которой было

гармоническое,

всестороннее

развитие

и

воспитание

здорового

подрастающего

поколения.

«Лесгафт

стремился

глубже

обосновать

педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии и

психологии, однако считал педагогику «филиальной ветвью биологических

наук». Принимая принципиальные положения учения П.Ф. Лесгафта о

физическом образовании, как основе гармонического, всесторонне развитого,

здорового

поколения

людей,

мы

не

можем

принять

это

последнее

утверждение [24, c.15].. Педагогика и ее самостоятельная содержательная

часть

теория

и

методика

физического

воспитания

являются

самостоятельными научными дисциплинами, имеющими свой научный

аппарат, предмет изучения, методы научного исследования, которые имеют

самодостаточное научное содержание. Это, естественно, не снимает и

важного

значения

биологических

знаний

для

обоснования

здоровьесберегающего содержания огромного арсенала средств физической

культуры.

Неоспоримы высокие заслуги академика И.П. Павлова, лауреата

Нобелевской премии, всемирно известного ученого-физиолога, основателя

крупнейшей школы физиологии высшей нервной деятельности, в разработке

теоретических основ здоровьесбережения. Принципы работы целостного

организма (целостность, структурность, приурочение функции к структуре

органа или системы) стали отправными положениями в учении о системной

регуляции жизнедеятельности организма и сохранении здоровья человека

[44, c.15]. Пристальное внимание И.П. Павлова к соотношению умственной

деятельности и физического труда, его представления о необходимости их

гармоничного сочетания подкрепили добытые И.М. Сеченовым факты о

благотворном влиянии активного отдыха (отдыха после выполнения работы,

заполняемого активными движениями, физическими упражнениями) на

работоспособность и состояние здоровья [44, c.17].

В отечественной системе здоровьесбережения получили развитие идеи

профилактики,

предупреждения

болезненных

расстройств,

сохранения

здоровья и работоспособности людей, с широким использованием средств

психолого-педагогической

реабилитации,

оздоровительной

физической

культуры, развертыванием сети лечебно-профилактических учреждений и

оздоровительных комплексов.

В

первые

десятилетия

советской

власти

занятия

физическими

упражнениями были подчинены решению главной для страны задачи —

защиты социалистического отечества от внешних врагов. И ценностные

отношения к физической культуре определялись ее ролью в подготовке

защитника социалистического отечества. Государство проявляло высокий

интерес к подготовке физически крепких, идейно закаленных борцов за

коммунистические идеалы. Проблема здоровье сбережения в этих условиях

не

могла

быть

сколько-нибудь

серьезно

осмыслена,

так

как

за

коммунистические идеалы предлагалось жертвовать не только здоровьем, но

и самой жизнью [11, c.45]..

По мнению М.П. Осиповой и др., культура здорового образа жизни –

это общечеловеческие ценности, отраженные в здоровье сберегающих

знаниях, которые вырабатываются в навыках, нормах поведения человека,

проявляющихся в деятельности и позволяющих формировать и сохранять

свое здоровье, строить отношения с другими людьми на основе признания их

права быть здоровыми [24, c.17].

В формировании культуры здорового образа жизни недостаточно

знания способов и методов укрепления здоровья, профилактики заболеваний.

Необходимо повысить «роль личностных качеств человека в сознательном и

волевом принятии принципов здорового образа жизни».



В раздел образования