Напоминание

Понятие учебной мотивации в психолого – педагогической литературе


Автор: Тыртышник Юлия Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ "Аврора"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: Понятие учебной мотивации в психолого – педагогической литературе
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план

выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям,

навыкам, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля,

обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на

Земле. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему

характеристиками являются результатом образовательного процесса. При

этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы

его потребностей и мотивов. Характер учебной мотивации и особенности

личности являются, по сути, показателями качества образования.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной

в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид,

учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой

деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной

системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная

деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-

третьих,—

субъектными

особенностями

обучающегося

(возраст,

пол,

интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка,

его

взаимодействие

с

другими

учениками

и

т.д.);

в-четвертых,—

субъектными

особенностями педагога и

прежде всего

системой его

отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета.

[13]

Герасимова отмечала, что «учебная мотивация – это направленность

учащегося на отдельные стороны учебной работы».[10]

Алимов Б.Н. говорил что, «учебная мотивация – частный вид мотивации,

включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в

получении знаний».

Учебная мотивация проявляется в целях, которые учащийся преследует в

учебной деятельности. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные

результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов.

Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта.

Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело

к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса [11].

Среди разнообразных мотивов учения, авторы как Ильин В.С, Маркова

А.К., Мильман В.Э., Фридман Л.М. выделяли внешние и внутренние мотивы.

Л. М. Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие

данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по

отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с

самой деятельностью, то их называют внутренними» [37, с. 93].

Внешние (мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения

успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного

благополучия, избегания неприятностей).

Внутренние (интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к

овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию).

Внешние мотивы могут оказывать заметное негативное влияние на

характер и результаты учебного процесса. Одной из основных задач учителя

является повышение в структуре мотивации учащихся доли внутренней

мотивации.[25]

Наряду с вышеназванными мотивами, выделяют познавательные и

социальные мотивы.

Познавательные мотивы, заложены в самой учебной деятельности, они

связаны с содержанием учебной деятельности или с самим процессом

учения, направленные на содержание учебного предмета, связанные с

познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от

процесса познания;

- широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми

знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

- учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов

добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

- мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных

знаний, на самосовершенствование личности.

Социальные – это мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной

деятельности, мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного

процесса; это мотивы, при которых само знание не выступает целью учения,

учащийся отчужден от процесса познания, а мотивированной учебная

деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного

предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может

быть получение хорошей оценки (аттестата), похвалы, признания товарищей,

подчинение требованию учителя и др.

Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

- широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности,

понимания социальной значимости учения;

-

узкие

социальные

мотивы

(позиционные)

стремление

занять

определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их

одобрение);

- мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и

способы взаимодействия с другими людьми.

Учебная мотивация имеет ряд специфических факторов.

Во-первых,

она

определяется

самой

образовательной

системой,

образовательным учреждением,

Во-вторых, организацией образовательного процесса.

В-третьих, субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол,

интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и

его взаимодействие с другими учениками).

В-четвертых, субъективными особенностями педагога и прежде всего его

отношение к ученику, делу,

В-пятых, спецификой учебного предмета.

Учебная

мотивация

побуждается

иерархией

мотивов,

в

которой

доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с

содержанием

этой

деятельности

и

ее

выполнением,

либо

широкие

социальные

мотивы,

связанные

с

потребностью

ребенка

занять

определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с

возрастом

происходит

развитие

соотношения

взаимодействующих

потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и

их иерархизация.[26]

Учебная мотивация складывается из ряда постоянно изменяющихся и

вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и

смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому

становление мотивации есть не простое возрастание положительного или

углубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним

усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений,

появление новых более зрелых, иногда противоречивых отношений между

ними.

Соответственно при анализе учебной мотивации стоит задача определения

не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры

мотивационной сферы. Рассматривая эту сферу применительно к учению

А.К.Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так в нее входят:

потребности в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции,

отношение и интерес.[20]

По А.К.Марковой, мотив учения – это направленность ученика на

различные стороны учебной деятельности. Мотив показывает, ради чего

ребенок учится.

М.В.Матюхина тоже выделяет два основных типа мотивов.[21]

Мотивы, заложенные в самом процессе деятельности:

1.

мотивация содержанием:

-

интерес – занимательность

-

интерес к фактам

-

интерес к сути явлений, их происхождению

2.

мотивация процессом:

-

исполнительский – как выполнение деятельности

-

поисково-исполнительский – как выведение правила

-

творческий – как самостоятельное составление задания

Оба типа мотивов являются существенно необходимыми для деятельности

учения, поскольку она является совместной деятельностью ученика и

учителя. Следовательно, иерархия мотивов учения является двуевершинной:

ведущими являются как познавательные так и социальные мотивы.

Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она

характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в

работах Л.И. Божович и ее сотрудников, на материале исследования учебной

деятельности школьников отмечалось, что она побуждается иерархией

мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы,

связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо

широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять

определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с

возрастом

происходит

развитие

взаимодействующих

потребностей

и

мотивов,

изменение

ведущих

доминирующих

потребностей

и

их

иерархизации. «...Мотивация учения складывается из ряда постоянно

изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений

(потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции,

интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание

положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а

стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в

нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых

отношении между ними» [38, с. 14]. Соответственно при анализе мотивации

учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий

побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы

человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова

подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в

учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.[3]

Таким образом, учебная мотивация- это направленность учащегося на

отдельные стороны учебной работы. Учебная мотивация характеризуется

устойчивостью и динамичностью. Мы рассмотрели разные классификации

мотивов, среди которых наиболее значимы для младшего школьника

социальные и познавательные мотивы. В следующем пункте нашей работы,

мы рассмотрели возрастные особенности развития учебной мотивации

младшего школьника.

При определении понятия «мотивации» нет единства взглядов. В

настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по разному.

В одном случае - как совокупность факторов определяющих поведение, в

другом случае - как совокупность мотивов, в третьем - как побуждение,

вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

Кроме того, Е.П. Ильин рассматривает мотивацию как процесс действия

мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и

способы осуществления конкретных форм деятельности [17].

Большинство же психологов считают мотивацию источником активности и

направленности

поведения

(А.К.

Макарова,

Е.П.

Ильин).

Выделим

положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего

школьника и ее динамику на протяжении этого возраста.

В

качестве

благоприятных

черт

мотивации

отмечается

общее

положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов,

любезность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что

их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в

программу

даже

средне

школы.

Любознательность

является

формой

проявления

широкой

умственной

активности

младших

школьников.

Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их

вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнить любые его

задания являются благоприятными условиями для упрочнения в этом

возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания

необходимости учиться.

Мотивация

младших

школьников

имеет

и

ряд

негативных

черт,

характеристик,

препятствующих

учению.

Так,

интересы

младших

школьников отличающиеся следующими особенностями:[15]

недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают

учебную деятельность;

неустойчивы,

то есть ситуативны,

быстро удовлетворяются и без

поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и

задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);

мало осознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и

почему ему нравится в данном предмете;

слабо обобщены то есть, охватывают один или несколько учебных

предметов по объединенным, по их внешним признакам;

содержат в себе школьника чаще на результат учения (знание, причин с

фактической иллюстративной стороны и лишь затем - закономерности), а не

на способы учебной деятельности, до конца начальной школы порой не

складываются интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что не

редко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке

оценивается прежде всего результат, а не стремление к преодолению

трудностей, которая чревата неуспехом).

В 1 классе учение привлекает детей как серьезная социально значимая

деятельность; из дополнительных мотивов наиболее ярко проявляется

интерес к внешней стороне школьной жизни. К 3-4 классу одним из

основных мотивов учения становится стремление занять определенное место

в коллективе сверстников.

Было показано что познавательные мотивы учения у младших школьников

играют меньшую роль чем социальные но и они подвергаются изменениям: в

1-2 классе у школьников доминирует интерес к процессу учения а к 3-4

классу – интерес к содержанию учебного предмета.

Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев

недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и

беспечным отношением к школе. Если проследить общую динамику мотивов

учения от 1 к 3 классу, то выявляют следующее. В начале у школьников

преобладает интерес к внешней стороне, пребывания в школе (сидение за

партой, ношения портфеля и т.д.), затем возникает интерес к первым

результатам труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым

отметкам учителя) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще

позднее к способам добывания знаний (Е.П. Ильин) [16].

Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие

школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к

закономерностям,

принципам.

В

последние

годы

психологические

исследования показали, что уже в середине младшего школьного возраста

может закладываться и интерес к способностям приобретения знаний. В

младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они

представлены

самой

простой

формой-

интересом

к

дополнительным

источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг. По

мнению Ильина Е.П. [17], социальные мотивы развивающиеся от общего

недифференциального понимания социальной значимости учения, с которым

ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин

необходимости учиться, к пониманию смысл учения «для себя» что делает

социальные мотивы более действительными. Позиционные социальные

мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным

образом одобрение учителя. Отношение младших школьников к учителю в

целом доброжелательное и доверчивое, хотя его огорчает получение плохих

оценок. Уже появляется стремление занять определенное место и в

коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы

коллективной работы широко приветствуется у младших школьников, но

пока в самом общем и наивном их проявлении.

Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами

учащихся планомерно возрастает в первых и вторых классах и заметно

снижается в третьем классе. Как показал анализ, снижение интереса

происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала

установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где

активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер.

Как было установлено, ученики третьего класса больше всего не любят

пересказывать прочитанное, списать упражнение с доски, учить наизусть

правила и стихи, а любят самостоятельно решать примеры и задачи,

наблюдать за явлениями природы, лепить, рисовать. Иными словами

учащиеся начальной школы проявляет интерес к тем заданиям, где есть

возможность инициативы самостоятельности.[25]

В качестве причин снижения интереса к учению в начальной школе В.А.

Сухомлинский

называл

злоупотребление

учителя

плохой

отметкой,

снижение

стремления

ребенка

учиться

и

его

уверенность

в

своих

возможностях.

Некоторое общее снижение мотивации учения к концу начальной школы

не должно дезориентировать учителя. Дело в том, что угасает лишь общее

положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как оно

уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка

непосредственную

эмоциональную

привлекательность,

он

к

этому

привыкает. Понимание социальной значимости учения теперь (во 2-х- 3-х

классах) должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения,

к способам добывания знаний. Там, где учителю удается это сделать,

снижение мотивации учения к концу начальной школы не наступает.

Таким образом, младший школьный возраст- начало адаптации к

школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию

школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него

ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое

мышление, он создает необходимую базу для последующего обучения. От

результатов

обучения

также

зависит

развитие

личности

младшего

школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки

ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.

Сказанное свидетельствует о том, что мотивационная сфера в младшем

школьном возрасте существенно перестраивается: общая познавательная и

социальная направленность дошкольника конкретизируется в ''позиции

школьника'' - стремлении посещать школу, затем эта позиция

удовлетворяется и должна быть заменена новым типом отношения - учебно-

познавательным мотивам и более зрелыми формами социальных мотивов. К

концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо

сформировать хотя бы в первом приближении учебно-познавательный мотив

- интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим

закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний.

Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в

среднюю школу. Формирование этих новых уровней мотивации составляет

резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.



В раздел образования