Автор: Хухлаева Марина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ - ООШ п.Водопьяновка
Населённый пункт: Марксовский район Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика работы с иллюстративным материалом на уроках ОРКСЭ"
Раздел: начальное образование
Методика работы с
иллюстративным материалом на
уроках ОРКСЭ
Хухлаева Марина Михайловна,
учитель начальных классов
МОУ – ООШ п.Водопьяновка
2022-2023 уч.год
СЛАЙД 1.
Методика работы с иллюстративным материалом в рамках изучения
курса ОРКСЭ
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая
детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В связи с
непрерывным
процессом
развития
общества
происходит
постоянное
обновление и усложнение всех условий жизни и деятельности человека.
Поколение современных детей формируется под влиянием изменяющихся
условий жизни, поэтому перед педагогами возникают всё новые и более
сложные задачи обучения и воспитания которые нельзя решить беседой,
чтением текста.
СЛАЙД 2
Дитя мыслит образами, звуками, красками. К.Д. Ушинский.
Работа с иллюстрациями – это визуальное дополнение к тексту.
Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который
«проговаривается про себя», озвучивается учителем и воспринимается
только последовательно. По этой причине, хорошо проиллюстрированный
текст оказывает гораздо более сильный эффект, чем просто текст.
Иллюстрация – это произведение изобразительного искусства,
предназначенное для восприятия в единстве с текстом. Иллюстрация
помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский
замысел, четче увидеть события, действующих лиц. Созданные художником
образы иногда подтверждают, закрепляют впечатление от прочитанного,
иногда заставляют переосмыслить первоначальный взгляд.
Художественный язык иллюстрации чрезвычайно богат и разнообразен,
но всегда соответствует содержанию, форме, стилю изучаемого материала,
выражая, дополняя, а порой и обогащая его. Художники разных эпох
зачастую по-разному интерпретируют одно и то же жизненное (или
мифологическое)
явление,
в
иллюстрациях
всегда
присутствует
индивидуальное отношение художника к сюжету, героям и их поступкам.
СЛАЙД 3
Основные дидактические функции учебных иллюстраций
-Иллюстрация может работать как пояснение текста.
-Иллюстрация
может
заменить
основной
текст,
самостоятельно
раскрывать содержание учебного материала.
-Иллюстрация призвана помочь выразить смысл, компенсировать то,
что трудно выразить словами
Иллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова,
обозначающие предметы и явления.
Иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к
окружающей действительности, уважение к своей стране, ее святыням.
СЛАЙД 4
Учебные иллюстрации позволяют решать задачи:
развивать у учащихся наглядно-образное мышление;
понимать и запоминать теоретические сведения;
раскрывать познавательные и воспитательные функции текста;
помогать осваивать практические навыки. 5
СЛАЙД 5:
Виды иллюстраций
Рисунки
Гравюры
Фотоснимки
Репродукции
Карты
Схемы, таблицы
Фотоколлаж
Галерея образов
СЛАЙД 6:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
СЛАЙД 7:
Приёмы
Соотнесение фраз текста или его фрагмента с иллюстрациями («Какой
фрагмент текста подходит к этой иллюстрации?»)
Составление рассказа по рисунку
Нахождение
последовательности
в
иллюстрациях
(«Пронумеруй
иллюстрации в соответствии с содержанием текста...»)
Отличительные возможности каждого вида (типа) иллюстраций.
СЛАЙД 8:
Таблицы дают педагогу возможность:
-
организовать
как
фронтальную
работу
с
классом,
так
и
индивидуальную деятельность учащихся;
-обеспечить длительный показ информации;
-облегчить возвращение к ранее пройденному и продемонстрировать
перспективу в изучении нового материала;
-систематизировать, обобщать ранее изученное.
СЛАЙД 9:
7 Фотоколлажи помогают создать определенные речевые ситуации.
Фотографии позволяют:
-отражать
характерные
черты
повседневности
той
или
иной
исторической эпохи;
-показывать
важнейшие
исторические
события
и
исторических
деятелей в наиболее ярких образах, действиях, ситуациях.
СЛАЙД 10
8 Репродукции
картин
известных
художников
воспитывают
эстетический вкус, расширяют кругозор учащихся.
Рисунки-схемы юмористического характера развивают образное
мышление, придают характер неравнодушного отношения к изучаемой
теории.
Одной из интересных форм работы является составление галереи
образов,
которая
имеет
свои
преимущества
и
задачи:
–
формирование
образного
восприятия
изучаемого
материала;
– установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на
визуальном
уровне;
– формирование культурной эрудиции учащихся.
СЛАЙД 11
Содержание Галереи образов фотографии, иллюстрации, репродукции
картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии
музейных
экспозиций,
костюмы,
ритуальные
и
бытовые
предметы,
характерные для рассматриваемой религиозной культуры.
Галерея образов может быть представлена как выставка, оформленная
учащимися или, благодаря активному внедрению в учебный процесс
информационных технологий, иметь виртуальный характер.
Три аспекта художественного восприятия ребенка
Познавательный – обеспечивается эрудицией ребенка и связан с усвоением
информации об искусстве.
Чувственный
– определяется эмоциональной отзывчивостью, чувством
формы и структуры произведения в их совокупности с содержанием.
Нравственно-волевой (аффективный) – связан с сопереживанием явлению
искусства в его целостности.
СЛАЙД 12: сайты
ВАЖНЕЙШИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИКТ- ТЕХНОЛОГИЙ
- подбор необходимого иллюстративного материала практически для
каждого урока;
- самостоятельное его оформление;
- адресность и ситуативная локализованность материала: возможность отбора
материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса;
- ресурсы сети Интернет - незаменимый источник для проведения заочных
экскурсий и поиска справочной информации по теме.
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ. ТРЕБОВАНИЯ:
-
лаконичность:
на
минимальном
объёме
информации
необходимо
стремиться достичь максимального уровня обобщения
- разнообразие иллюстративного материала по форме и единообразие по
содержанию
- структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров
должна отражать методическую логику и познавательную деятельность
учащихся и «работать» на концепцию урока
- предпочтителен индуктивный метод, то есть выведение общих принципов
на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами, которые
должны быть тематически и сюжетно взаимосвязаны.
ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением
заданий;
•
Рассказ
учащегося
(или
группы
учащихся),
сопровождающийся
видеорядом;
• Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным
учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы:
чтение и выполнение заданий;
• Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и
Интернет-ресурсов.
СЛАЙД 14
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
- помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для
галереи образов;
- рассказ родителей о посещении ими культовых мест, о религиозных
святынях и артефактах (по теме урока) в сопровождении фотографий или
фрагментов видеофильмов; - привлечение родителей к внеурочным
мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.;
- проведение видеосъемки и фотографирования для расширения фонда
иллюстративных материалов.
К. Д. Ушинский «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка
каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно
мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок
усвоит их налету»