Напоминание

Приемы сочинения музыки на уроках сольфеджио


Автор: Светлакова Светлана Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО " Гремячевская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Гремячево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приемы сочинения музыки на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование





Назад




31

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Гремячевская детская школа искусств»

Методическая разработка

«Композиция на уроках сольфеджио»

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Первой квалификационной категории

Светлана Николаевна Светлакова

Гремячево

2023 г

32

Рассмотрим занятия композицией (сочинением) на уроках сольфеджио.

Большое значение здесь имеет раннее приобщение ребенка к этой

форме деятельности.

Самая практикуемая задача - построение музыкальной темы, мелодии. В

отличие от импровизации, в работе над композицией у ребенка, с одной стороны,

есть необходимое для обдумывания время, с другой – отсутствие заданных

параметров композиции, минимальных знаний о строении музыки существенно

может затруднить выполнение задания. Поэтому

на

примере образцов

профессиональной музыки

желательно объяснить ученикам определенные

закономерности в построении мотива, фразы, мелодии.

Г.И. Шатковский предлагает выявлять следующие закономерности ]:

1.Минимум средств- максимум выразительности ( звуков как можно

меньше, красоты и смысла больше).

2.Единство ритма (один ритмический рисунок (« ядро») проходит по всей

теме).

3. Единство интонации (тема вырастает из одного интонационного « зерна»)

4.Повторность музыкальных построений (повторяются без изменений или с

изменением высотного или ритмического характера).

5. Оригинальность мелодии (индивидуальная особенность и красота).

Данные правила вполне применимы в обучении учеников младших классов

(1-4 кл.).

В младших классах лучше всего удается сочинение мелодии на заданный

текст (см. приложение 1), который нужно хорошо выучить наизусть, затем

придать ему различные оттенки (шутка, просьба, жалоба и т.п.). Важно,чтобы

ученики учились входить в образ, искренне переживали те или иные эмоции и

чувства в предлагаемой ситуации. Основная задача состоит в том, чтобы на

основе одного текста с помощью метроритма и выразительных средств музыки

создать как можно больше разнохарактерных мелодий. Например, сочинение

мелодии на текст:

«Андрей-воробей, не гоняй голубей»

33

Можно использовать и такое задание: сочинить сказку, в котором герой в

своем путешествии встречает различных сказочных героев. Каждый из них поет

свою песню, но слова в песнях у всех одинаковые.

Применение таких заданий

способствует усвоению музыкальной речи,

связи музыки и речи, дает

возможность ученикам в последствии

быстро,

грамотно и выразительно строить музыкальные темы, повышает интерес к

сочинению вообще.

Во 2 классе можно переходить к сочинению мелодий на текст, который

несет в себе определенный образ, настроение. Эта конкретность ограничивает

учащихся в выборе выразительных средств (лад, динамика, ритм, темп, регистр),

поэтому сочинение мелодии необходимо начать с анализа текста. Например,

стихотворение С.Есенина «Белая береза».

«Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

34

Точно серебром».

Вместе с учениками в беседе можно выявить выразительные особенности

содержания и выбрать соответствующие музыкальные выразительные средства.

Далее следует привести несколько музыкальных примеров на эти

стихи, например:

Примеры хорошо пропеть вместе с учениками, чтобы они закрепились в

памяти.

Могут

помочь

и

ассоциативно-тематические

методы,

затрагивающие

различные темы, например: времена года, пейзаж («На берегу океана»,

«Солнечный день» и др.), человеческие

чувства

(«Мне грустно»,

«Радость» и т.п.), характерные сценки (« Танец слонов», «Ссора птиц»).

Можно предлагать и свободные(любимые) темы, как правило,

излюбленными являются «Моя мама» /«Мой папа».

35

С самого начала обучения сочинению полезно конкретизировать

задания на каждом уровне, учитывая объем проходимого в классе теоретического

материала.

Например, в 1 классе в сочинении можно применить ход мелодии по

тоническому трезвучию, сочинять мелодию с применением опевания, главных

ступеней. Во 2 классе, когда пройдены интервалы, учиться с их помощью

создавать различные музыкальные характеры.

Далее можно применять сочинение мелодии

в определенной

тональности, в определенном размере и т.д.

Наиболее удачные мелодии нужно варьировать, т.е. применять простейшие

средства варьирования (смена лада, темпа, размера, регистра, динамики), а также

придавать черты различных жанров.

36

Например,

Для показа характерных признаков различных жанров можно использовать

ход темы по звукам тонического трезвучия. Например,

37

Эта формула может стать основой для построений в различных жанрах:

Для того, чтобы показать ученикам простейшие средства варьирования,

нужно взять простую, краткую и всеми знакомую мелодию. Например,

38

Первую вариацию можно получить с помощью смены лада.

Также можно одновременно сменить лад и тональность.

Следующую вариацию можно сочинить посредствам смены размера.

Интересная вариация получится ,если изменить регистр.

В разные регистры тему можно переносить не целиком, а отдельными

мотивами.

39

Также простым способом варьирования является смена темпа, изложение

темы в увеличении или в уменьшении. Например,

Средства варьирования могут также быть использованы в различных

сочетаниях ( смена размера, лада, темпа)

Но все же на первом этапе не рекомендуется применять различные

сочетания средств варьирования, лучше их использовать дифференцированно.

Таким образом, почти все теоретические темы уроков сольфеджио с 1 по

8

классы

могут

быть

освоены

через

сочинение

мелодии:

творческая,

практическая интерпретация теории музыки здесь поддерживает целостное

восприятие музыкального искусства, соединяя в сознании ребенка через

сочинение такие понятия, как «слушать музыку», «исполнять музыку» и -

«понимать музыку».

40



В раздел образования