Автор: Светлакова Светлана Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО " Гремячевская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Гремячево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приемы сочинения музыки на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование
31
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Гремячевская детская школа искусств»
Методическая разработка
«Композиция на уроках сольфеджио»
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Первой квалификационной категории
Светлана Николаевна Светлакова
Гремячево
2023 г
32
Рассмотрим занятия композицией (сочинением) на уроках сольфеджио.
Большое значение здесь имеет раннее приобщение ребенка к этой
форме деятельности.
Самая практикуемая задача - построение музыкальной темы, мелодии. В
отличие от импровизации, в работе над композицией у ребенка, с одной стороны,
есть необходимое для обдумывания время, с другой – отсутствие заданных
параметров композиции, минимальных знаний о строении музыки существенно
может затруднить выполнение задания. Поэтому
на
примере образцов
профессиональной музыки
желательно объяснить ученикам определенные
закономерности в построении мотива, фразы, мелодии.
Г.И. Шатковский предлагает выявлять следующие закономерности ]:
1.Минимум средств- максимум выразительности ( звуков как можно
меньше, красоты и смысла больше).
2.Единство ритма (один ритмический рисунок (« ядро») проходит по всей
теме).
3. Единство интонации (тема вырастает из одного интонационного « зерна»)
4.Повторность музыкальных построений (повторяются без изменений или с
изменением высотного или ритмического характера).
5. Оригинальность мелодии (индивидуальная особенность и красота).
Данные правила вполне применимы в обучении учеников младших классов
(1-4 кл.).
В младших классах лучше всего удается сочинение мелодии на заданный
текст (см. приложение 1), который нужно хорошо выучить наизусть, затем
придать ему различные оттенки (шутка, просьба, жалоба и т.п.). Важно,чтобы
ученики учились входить в образ, искренне переживали те или иные эмоции и
чувства в предлагаемой ситуации. Основная задача состоит в том, чтобы на
основе одного текста с помощью метроритма и выразительных средств музыки
создать как можно больше разнохарактерных мелодий. Например, сочинение
мелодии на текст:
«Андрей-воробей, не гоняй голубей»
33
Можно использовать и такое задание: сочинить сказку, в котором герой в
своем путешествии встречает различных сказочных героев. Каждый из них поет
свою песню, но слова в песнях у всех одинаковые.
Применение таких заданий
способствует усвоению музыкальной речи,
связи музыки и речи, дает
возможность ученикам в последствии
быстро,
грамотно и выразительно строить музыкальные темы, повышает интерес к
сочинению вообще.
Во 2 классе можно переходить к сочинению мелодий на текст, который
несет в себе определенный образ, настроение. Эта конкретность ограничивает
учащихся в выборе выразительных средств (лад, динамика, ритм, темп, регистр),
поэтому сочинение мелодии необходимо начать с анализа текста. Например,
стихотворение С.Есенина «Белая береза».
«Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
34
Точно серебром».
Вместе с учениками в беседе можно выявить выразительные особенности
содержания и выбрать соответствующие музыкальные выразительные средства.
Далее следует привести несколько музыкальных примеров на эти
стихи, например:
Примеры хорошо пропеть вместе с учениками, чтобы они закрепились в
памяти.
Могут
помочь
и
ассоциативно-тематические
методы,
затрагивающие
различные темы, например: времена года, пейзаж («На берегу океана»,
«Солнечный день» и др.), человеческие
чувства
(«Мне грустно»,
«Радость» и т.п.), характерные сценки (« Танец слонов», «Ссора птиц»).
Можно предлагать и свободные(любимые) темы, как правило,
излюбленными являются «Моя мама» /«Мой папа».
35
С самого начала обучения сочинению полезно конкретизировать
задания на каждом уровне, учитывая объем проходимого в классе теоретического
материала.
Например, в 1 классе в сочинении можно применить ход мелодии по
тоническому трезвучию, сочинять мелодию с применением опевания, главных
ступеней. Во 2 классе, когда пройдены интервалы, учиться с их помощью
создавать различные музыкальные характеры.
Далее можно применять сочинение мелодии
в определенной
тональности, в определенном размере и т.д.
Наиболее удачные мелодии нужно варьировать, т.е. применять простейшие
средства варьирования (смена лада, темпа, размера, регистра, динамики), а также
придавать черты различных жанров.
36
Например,
Для показа характерных признаков различных жанров можно использовать
ход темы по звукам тонического трезвучия. Например,
37
Эта формула может стать основой для построений в различных жанрах:
Для того, чтобы показать ученикам простейшие средства варьирования,
нужно взять простую, краткую и всеми знакомую мелодию. Например,
38
Первую вариацию можно получить с помощью смены лада.
Также можно одновременно сменить лад и тональность.
Следующую вариацию можно сочинить посредствам смены размера.
Интересная вариация получится ,если изменить регистр.
В разные регистры тему можно переносить не целиком, а отдельными
мотивами.
39
Также простым способом варьирования является смена темпа, изложение
темы в увеличении или в уменьшении. Например,
Средства варьирования могут также быть использованы в различных
сочетаниях ( смена размера, лада, темпа)
Но все же на первом этапе не рекомендуется применять различные
сочетания средств варьирования, лучше их использовать дифференцированно.
Таким образом, почти все теоретические темы уроков сольфеджио с 1 по
8
классы
могут
быть
освоены
через
сочинение
мелодии:
творческая,
практическая интерпретация теории музыки здесь поддерживает целостное
восприятие музыкального искусства, соединяя в сознании ребенка через
сочинение такие понятия, как «слушать музыку», «исполнять музыку» и -
«понимать музыку».
40