Напоминание

«Особенности техники выполнения поворотов на одной ноге на опоре без перемены места на вольных упражнениях и на бревне в спортивной гимнастике».


Автор: Исаенко Светлана Андреевна
Должность: тренер-преподаватель по хореографии
Учебное заведение: МБУДО СШ по спортивной гимнастике
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Реферат
Тема: «Особенности техники выполнения поворотов на одной ноге на опоре без перемены места на вольных упражнениях и на бревне в спортивной гимнастике».
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

спортивная школа по спортивной гимнастике

(МБУДО СШ по спортивной гимнастике)

Реферат по теме самообразования:

«Особенности техники выполнения поворотов на

одной ноге на опоре без перемены места на

вольных упражнениях и на бревне в спортивной

гимнастике».

Выполнила: Исаенко С.А.

Смоленск

2023

Содержание:

1.Гимнастика как один из прекрасных и изящных видов спорта………..

2.Классификация гимнастических поворотов……………………………

3.Схема типичных поворотов.

4.Момент силы.

5.Момент инерции.

6.Практика. Нюансы:

-начало разучивания поворотов;

-умение держать равновесие;

-конституция гимнасток;

7.Чувство моментов.

8.Заключение.

2

Гимнастика - это прекрасный и странный вид спорта, сделавший своим

предметом движения, не известные в повседневном, «разумном» обиходе,

совершенно далекие от естественных локомоций и, казалось бы, вообще от

здравых

человеческих

целей.

Вид

спорта,

целиком

сотканный

из

искусственных телодвижений, подобно тому, как музыка слагается из

звуков, не известных живой природе...

Наблюдая тренировочный процесс с участием лучших отечественных

тренеров, выдающихся гимнастов и гимнасток мира, нетрудно убедиться,

что одна из главных проблем, постоянно встающих перед любым тренером и

его учеником, это - проблема постоянного, часто мучительного преодоления

технических затруднений, требующих и от наставника и от его подопечного

не только верных практических действий, но и - прежде всего

-

правильного понимания сути движения, связанных с этим двигательных

задач и, самое главное - способов их решения; задач, число которых

неумолимо растёт по мере того, как спортсмен совершает свое трудное

восхождение к высотам мастерства.

Главное же заключается в том, что вдумчивый, непредвзятый (и, надо было

бы добавить - не высокомерный) подход к анализу более или менее

простых упражнений помогает в понимании самых важных, базисных

закономерностей, от которых зависит освоение и исполнение даже самых

малодоступных

трюков.

Нужно

вновь

и

вновь

подчеркнуть,

что

гимнастические упражнения - независимо от их сложности и трудности! -

представляют собой единую систему двигательных действий и движений, в

которой всё чрезвычайно тесно связано и взаимообусловлено. Если тренер

недостаточно глубоко и тонко понимает каковы на самом деле структура и

механизмы «простого» упражнения (которое кажется таким, только потому,

что им легче овладеть), то это вне сомнения означает, что он совсем уж слабо

разбирается в более сложных движениях, в которых, как правило,

3

аккумулируются разнообразные биомеханические эффекты, свойственные

более доступным упражнениям.

Одна из ситуаций, в которой проверяется устойчивость тела гимнастки -

повороты на ногах.

Повороты

выполняются

путём

вращательного

движения

вокруг

вертикальной оси. Они могут выполняться на полупальцах или на всей

ступне.

Повороты делятся на повороты на двух ногах и одной. Повороты на двух

ногах - переступанием, скрестно на 180°, 360° и т.д.; на одной -

одноименные и разноименные. Одноименные повороты выполняются на

правой ноге в правую сторону, на левой ноге - в левую. Разноименные

повороты выполняются на правой ноге в левую сторону, на левой - в

правую, с различными положениями свободной ноги, туловища, рук.

Увеличение количества оборотов вокруг определенной оси приводит к

усложнению элемента конкретной структурной группы.

При выполнении поворотов тело гимнастки совершает вращательное

движение вокруг некоторой оси. Кинематическими характеристиками

такого движения являются угловая скорость и угловое ускорение тела.

К

силам, действующим на гимнастку, следует отнести силу тяжести,

распределённую нагрузку-реакцию опоры, которую при рассмотрении

такого

движения

целесообразно

представить

в

виде

суммы

сил

-

вертикальной (нормальной реакции) и горизонтальных (сил трения),

образующих пары сил, препятствующих вращению.

При обсуждении технических возможностей поворотов, выполняемых в

гимнастике, силами сопротивления воздуха можно пренебречь.

4

В спортивной практике все движения целенаправленны, а эффективность

различных вариантов движений зависит от того, насколько рационально

спортсмен использует свои возможности и законы движения.

Одним их факторов, позволяющих эффективно управлять процессом

постижения и технического совершенствования разнообразных движений

в спортивной гимнастике, является учёт механических закономерностей

двигательных действий.

Существуют следующие возможности совершенствования поворотов,

основанные на использовании механических закономерностей:

1. Уменьшение силы трения пропорциональной нормальной реакции, в

начале движения за счёт активного поднимания со всей стопы на

полупальцы. В этом случае центр масс системы приобретает ускорение,

направленное по вертикали, и нормальная составляющая реакции

уменьшается на величину равную произведению массы тела на ускорение

центра масс.

2. При прочих равных условиях, большее приращение угловой скорости

получит тело с меньшим моментом инерции относительно оси вращения.

Уменьшение момента инерции производится за счёт приближения

конечностей к туловищу.

3.Увеличение начального момента количества движения, приводящее к

более быстрым поворотам, может быть реализовано за счёт взмахов

конечностей с последующей их остановкой относительно тела.

При формировании базовых навыков у детей младшего возраста возможно

адаптированное информирование о действии перечисленных законов.

В хореографии повороты на полу принято делить на малые и

большие. В малых поворотах свободная нога согнута у

5

щиколотки или колена, в больших отведена на 90

и выше. В

зависимости от положения, из которого исполняются малые и

большие повороты, их можно подразделить на следующие

группы: 1) повороты из II позиции; 2) из IV (невыворотной)

позиции; 3) из III позиции; 4 из равновесия на одной или двух

ногах; 5) после поворота (поточные повороты). Изменяя

положение рук, головы, стопы можно ярче подчеркнуть характер

музыкального сопровождения.

Повороты в спортивной гимнастике отличаются сложностью форм и

большим количеством вращений, нежели в классическом танце. Поэтому

гимнасты, чтобы скрутить поворот, вынуждены выходить за каноны

хореографии. Но прежде чем перешагнуть эти каноны, следует овладеть

хореографической базой поворотов: умением взять опору, держать ось и

чувствовать линию.

Среди многообразия хореографических вращений ( Tour ), принятых в

спорте, мы будем рассматривать повороты на одной ноге без перемены

места, то есть Pirouette.

В спортивной хореографии выворотность ног и позиции рук не столь

чисты, как в классическом танце. Но принцип удержания квадрата «плечи-

бёдра» остаётся незыблемым.

При переходе к гимнастическим поворотам квадрат «плечи-бёдра» на

замахе может трансформироваться подобно резиновому жгуту, производя

упругую скрутку вдоль продольной оси тела.

Для взятия повышенной крутки или при выполнении поворота со сменой

формы упругой деформации может быть подвергнута сама продольная ось

тела (например, путём сгибания или наклона и т. п.). Но такой способ

6

можно применять, только когда обычные способы не обеспечивают

необходимого вращения.

Общая схема типичных поворотов следующая:

1) исходное положение напоминает кратковременное равновесие с

выстроенной вертикальной осью тела, вокруг которой будет производиться

поворот;

2) «взведение пружины» на поворот – замах;

3) «раскрытие пружины» - так называемая крутка, или Force ;

4) вращение по инерции в принятой форме;

5) завершение поворота кратковременным равновесием в точке, это

почему-то многие забывают выполнять.

В качестве примера рассмотрим спортивно - хореографический вариант

учебного вращения в Passe на левой ноге (для правшей) против часовой

стрелки – Pirrouette en de Dedans .Напомню, что гимнастические позиции

рук отличаются от аналогичных хореографических позиций большей

вытянутостью и распрямлённостью линии. Гимнастическое Passe в

отличие от хореографического может выполняться невыворотно по

шестой позиции.

Стадия(действие)

Позиция ног

Позиция рук

Примечание

0. Исходное

положение

Пятая позиция на

полупальцах (левая нога

спереди). Вес тела

распределён равномерно

на обеих ногах.

Руки в стороны (2-я

гимнастическая

позиция).

В данном положении

следует

продемонстрировать

устойчивую точку, но

стоять долго, как на

равновесии, не следует.

1.Подготовительная

стадия: шаг в

четвёртую позицию с

замахом руками.

Шаг левой в четвёртую

позицию (выворотно на

полную стопу). Центр

тяжести тела

проецируется строго

посередине между

Руки переходят в замах:

левая рука в средней

позиции, правая - во

второй гимнастической

позиции.

Следует удерживать

квадрат «плечи-бёдра».

Под «средней»

позицией рук обычно

понимают первую, но

руки чуть выше, на

7

стопами.

уровне груди.

2.Основная стадия:

выход на вращение.

Перенос веса тела на

опорную (левую) ногу с

одновременным

активным выходом на

высокое Releve с

посылом пятки вперёд с

подъёмом из Plie.

Правая нога

выпрямляется в

коленном и

голеностопном суставе

вместе с маховым

движением в Passe по

кратчайшему пути через

первую позицию!

Руки маховым

движением переходят в

третью гимнастическую

позицию – «руки

вверх».

При переходе во

вращение вертикальная

ось тела (и центр

тяжести!) проецируется

между головками 2-3

плюсневых костей. Не

допускайте навала на

первый палец и завала

голеностопа внутрь

(вальгус).

3.Стадия реализации:

вращение по инерции.

Положение

соответствует форме

равновесия в Passe с

несколько смещённым

вверх по оси вращения

центром тяжести.

Руки в третьей позиции

тянутся вверх вместе с

шеей и грудной

клеткой. Плечи

расслабить и следить,

чтобы они не

поднимались.

Тянуться вверх следует

всем телом, вытягивая

линию от опорной ноги.

Верхнюю часть спины

нужно подать чуть

вперёд, держать

поясницу в тонусе и

втягивать живот.

4.Завершающая

стадия: остановка

вращения.

Форма та же, стоя на

полупальце.

Форма та же либо руки

в стороны.

Важно удержать точку –

форму поворота в

равновесии.

Следуя общей схеме, одни с трудом выполняют поворот на 360 градусов, а

другие могут скрутить 3 и более. В чём же дело? Дьявол, как известно,

кроется в мелочах. Обсудим эти мелочи …

«В классике, - писала А.Я. Ваганова ,- Force , берётся руками, а отнюдь не

корпусом, который должен быть неподвижен ; необходимо помнить , что

Force не берётся также плечом …».Так исполняются самые чистые

повороты!

8

Но уже в Школе Энрике Чеккети замечают, что «едва заметный, но всё же

решительный толчок плеч, сопровождающийся движением рук, усиливает

импульс». То есть Force стали брать и корпусом.

В дальнейшем поиски Force перешли в область биомеханики, с позиции

которой вращение телу на повороте придаёт момент силы. Усиление

вращения происходит за счёт уменьшения момента инерции тела

гимнастки при его «собирании» (вытягивании) вдоль оси вращения.

Интуитивное владение моментом силы и моментом инерции как раз и

является искусством взятия Force !

Максимальный Force достигается при способности спортсмена

произвести наибольший момент силы при наименьшем моменте

инерции. Биомеханика стала определять оптимальность взятия Force и

отход от классических канонов.

Разберём составляющие Force подробнее:

МОМЕНТ СИЛЫ, как и любая сила, идёт от опоры.

Основной вклад в момент силы даёт маховое движение руками совместно

с выходом на Releve и подъёмом из Plie на опорной ноге. Дополнительный

вклад происходит за счёт махового движения свободной ноги в

принимаемую форму.

Чувство опоры, умение взять опору очень важны в гимнастике и

хореографии! Даже маховое движение руками производится как бы от

опоры (ковра или бревна).

Для усиления махового движения руками допустим замах плечевого пояса

с упругой круткой в квадрате «плечи-бёдра» при максимальной оттяжке

руки на замахе (что является выходом за каноны классической

хореографии). Далее раскрутка начинается от таза с упругим

9

восстановлением квадрата «плечи-бёдра» и возвратным движением

маховой руки.

Подчеркну ещё раз: упругая скрутка и раскрутка корпуса вдоль

вертикальной продольной оси идёт от таза.

В распрямлении опорной ноги участвует голеностопный, коленный и

тазобедренный суставы. При этом важно почувствовать

взаимообусловленность движений в указанных трёх суставах.

Существует мнение, что выходить на Releve следует постепенно, по мере

разгибания в коленном и тазобедренном суставах, а не максимально

быстро, как при подъёме из Plie .

Важно, что выворотное положение опорной ноги из Plie достигается

только за счёт раскрытия бедра в тазобедренных суставах, а голень и стопа

должны располагаться строго вдоль линии бедер. Иными словами,

средняя (в колене и нижняя (в голеностопе) выворотность недопустима.

Лишнюю крутку такая выворотность не даст, а нестабильность суставов с

последующим падением крутки обеспечена!

МОМЕНТ ИНЕРЦИИ, точнее, его минимизация за счёт «собирания»

тела, позволяет значительно увеличить скорость начавшегося

вращения .Этому способствуют описанные выше :

-перенос центра тяжести из «середины» четвёртой позиции на опорную

ногу (к оси вращения);

-распрямление опорной ноги (натягивание колена тут крайне важно, оно

обеспечивает «замок стабильности» в опорной конечности – один из

секретов устойчивости на вращении);

-восстановление первоначально скрученного в пояснице и плечевом поясе

квадрата «плечи-бёдра» и приведение рук к оси вращения (что можно

10

достичь простым приближением рук к корпусу либо вытягиванием рук

вверх);

-маховое движение к оси вращения свободной ноги.

Но самый существенный вклад в уменьшение момента инерции вносит

«собирание» тела в центре тяжести – закрытие и удержание таза с

поясницей на вращении. То есть важно так называемое собирание таза за

счёт доворота корпуса к опорной ноге (En dedans) .При этом бедро

опорной ноги будет переходить в невыворотное положение – шестую

позицию, в которой и происходит дальнейшее вращение. «Если мышцы

хотя бы на мгновения расслабятся, то всё исполнение движения идёт

насмарку», - подчёркивал Грациозо Черкетти.

ФОРМА и её СМЕНА. Каждой форме вращения соответствует свой

момент инерции. Если эти повороты расположить в порядке увеличения

моментов инерции принимаемой формы, то получится следующее:

-поворот в Passe ,

-поворот в передней/боковой затяжке,

-поворот в задней затяжке,

-поворот в кольце,

-поворот в аттитюд,

-поворот в арабеске (передний или задний).

И именно в этом порядке будут располагаться повороты по степени

сложности их крутки. Поэтому легче и правильнее менять форму на

вращении по направлению уменьшения момента инерции (по нашей

таблице снизу-вверх). Тем самым последующая форма будет усиливать

вращение предыдущей формы.

11

Если идти в обратном порядок, то вращение станет уменьшаться. Поэтому

из поворота в аттитюде намного проще выйти в поворот в Passe, но не

наоборот!

Немаловажным нюансом таких комбинированных поворотов является сам

процесс смены форм. Так, перевод ноги из задней затяжки в Passe через

опускание свободной ноги приводит к значительному уменьшению крутки

(раскрывается форма поворота, что и увеличивает момент инерции). А

перевод формы из задней затяжки в переднюю следует признать наиболее

благоприятным по моменту инерции, хотя требует от гимнастки

значительной гибкости.

ПРАКТИКА. НЮАНСЫ

«Если упадёте, поднимитесь, отряхнитесь и начните снова», - говорил

Антуанетт Сибли, президент Английской Королевской академии танца, о

поворотах.

НАЧАЛО.

Начинать разучивать повороты в спорте следует с классики, строго

выдерживая квадрат, ось и линию. Лучше всего выполнять медленные

вращения на минимуме прилагаемого Force .Главное – добиваться

стабильных выходов из поворотов , когда вращение постепенно

замедляется вплоть до полной остановки и перехода в равновесие в той же

форме ,что является признаком мастерства !

РАВНОВЕСИЕ.

Насколько важно умение держать статическое равновесие в заданной

форме до перехода к аналогичному по форме повороту? Механизмы

удержания позы в стационарном равновесии и при вращении разны. Ось на

поворотах намного легче удержать именно за счёт присутствующего на

12

вращении момента инерции (в неподвижном состоянии момент инерции

отсутствует, и принципы удержания равновесия иные – см.

«Гимнастика»№1 ,2013). Поэтому нет смысла подолгу выстаивать в

равновесии для тренировки стабильности формы поворота.

КОМУ легче крутить? Гимнастам с вытянутыми пропорциями тела, то

есть с долихоморфным типом конституции. А вот равновесие легче

удержать брахиморфным гимнастам (у них центр тяжести расположен

ниже). Конституционный тип следует учитывать при расстановке

приоритетов в составлении композиции – делать акцент на поворотах или

равновесиях.

МЫШЦЫ. Какие мышцы нужно тренировать и как? Внимание следует

уделить трём мышечным системам:

1) мышечный корсет с акцентом на поясницу, мышцы брюшного пресса и

глубокие мышцы таза (рекомендуется хореография на бревне);

2) мышцы-разгибатели на Plie-Releve у станка;

3) косые мышцы тела очень важны для взятия Force ! Они обеспечивают

упругий стержень на скрутке-раскрутке квадрата. Тренировать их лучше

всего путём выполнения скручивающих корпус реверсных упражнений

при фиксированной опоре. Эти же упражнения помогают выработать

чувство моментов силы и инерции.

ЧУВСТВО МОМЕНТОВ (без выработки этого чувства дальнейшее

обучение поворотам будет затруднено).

Момент инерции проще всего прочувствовать при вращении на кольце.

Разведение находящихся в тонусе ног увеличивает момент инерции тела,

что отражается на соответствующем замедлении вращения; сведения ног

13

наоборот, уменьшает момент инерции и, соответственно, усиливает

вращение.

С руками – аналогично: разведение рук в стороны удваивает момент

инерции по сравнению с положением рук вдоль тела.

Момент силы за счёт махового движения корпуса и рук несложно ощутить

при выполнении пируэтов на батуте и мини – трампе.

Начинать обучение поворотам следует с полуоткрытых поворотов

(например, нога вперёд под прямым углом). Такие формы позволяют в

дальнейшем энергетически усилить крутку за счёт компоновки позы. А

научиться «пользоваться позой» намного важнее, чем бороться за

повышение начальной скорости вращения!

ВЗГЛЯД: фиксировать или не фиксировать?

Каноны классического танца требуют фиксации взгляда в точке с

последующим быстрым поворотом – возвратом головы на повороте. Такой

подход имеет под собой не только эстетическое (взгляд в зрительный зал),

но и физиологическое основание.

При всех вращениях вокруг продольной оси возникает так называемый

нистагм – рефлекс, когда глазные яблоки начинают поворачиваться в

противоположную повороту сторону с последующим быстрым

возвращением в исходное положение. Этот же рефлекс вызывает

непроизвольный поворот головы вслед за движением глазных яблок.

Фиксация взгляда на поворотах в классическом танце осуществляется

центральным зрением. Но в спортивных поворотах на больших скоростях

зрение начинает работать в периферическом режиме, и все попытки

концентрации на центральном зрении приводят лишь к дестабилизации

движения. Поэтому быстрые повороты в спорте осуществляются без

14

«переброса взгляда »: голова во время вращения остаётся в неизменном

положении.

Заключение

В спортивной практике все движения целенаправленны, а эффективность

различных вариантов движений зависит от того, насколько рационально

спортсмен использует свои возможности и законы движений.

Одним из факторов, позволяющих эффективно управлять процессом

постижения и технического совершенствования разнообразных движений

в спортивной гимнастике (равно, как и в любом другом виде спорта),

является учет механических закономерностей двигательных действий.

Чёткое представление тренера об открытиях и достижениях в сфере наук

(теоретическая

механика,

биофизика,

биомеханика),

связанных

с

двигательными актами, позволит на научной основе строить алгоритмы

обучения и совершенствования техники реализации сложных движений.

Коррекция неправильных с технической стороны действий, кроме прочего,

должна опираться на информацию о физико-механических параметрах

движения и быть направленной на установление границ их оптимальных

значений, определяемых выполнением того или иного закона (теоремы о

движении центра масс, об изменении количества движения, кинетического

момента,

кинетической

энергии

механической

системы,

условия

равновесия произвольных систем сил и др.). При этом поиск возможного

логико-вербального

объяснения

требований

остается

за

грамотным

тренером.

Несмотря на наукоёмкость обобщенного моделирования движений в

сложно-координационных видах спорта, использование современных

компьютерных технологий позволяет продолжать разработки в этом

направлении.

15

Литература :

1.

Аксенов Е. М. Педагогические основы технической подготовки

спортсменов (на примере спортивной гимнастки): СПБ: ГАФК, 2002. – 80с.

2.

Ашмарин

Б.

А.

Теория

и

методика

педагогических

исследований в физическом воспитании.

3.

Борисенко С. И. Повышение исполнительского мастерства

гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки. –

СПБ. ГАФК, 2000. – 21с.

4.

Васильев О., Гимнастика №2(16)2013.-Издательское агентство

«А2» ,2013.-80с.

5.

Гавердовский Ю.К.

Техника гимнастических упражнений

Популярное пособие .- М.: Терра-Спорт ,2002.-512с.

6.

Донской Д. Законы движения в спорте :Очерки по теории

структурности движения.-М.:ФиС,1968.-175с.

7.

Журавин М.Л. , Загрядская О.В. Гимнастика.-М.: Издательский

центр «Академия»,2002.-448с. ISBN

8.

Ишлинский А.Ю. Классическая механика и силы инерции.-

М.:Наука,1987.-320с.

9.

Лисицкая Т. С., Заслада В. Е. Вольные упражнения женщин. М.:

Физкультура и спорт. 1977. – 11с.

10.

Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике. – М.: Физкультура и

спорт. 1976. – 175с.

11.

Митюшов Е.А. ,Берестова С.А. Теоретическая механика. -М.:

Издательский центр «Академия»,2006 .-320с.

12.

Морель Ф. Р. Хореография в спорте. - М.: Физкультура и спорт.

1971. – 110с.

13.

Понова

Е.

Г.

Исследование

специальной

выносливости

гимнасток на примере вольных упражнений – Л. 1978. – 45с.

16

14.

Пшеничникова Г. Н. Исследование способности сохранения

статистических равновесий и методов их совершенствования у юных

гимнасток. – М.: ГЦОЛИФК. 1969. – 16с.

15.

Рябчиков А. И. Вольные упражнения // Гимнастика и методика

её преподования. – СПБ.: изд. РГПУ ин. А. И. Герцена. 1998. – с.242-248.

16.

Савельева

Л.

А.

Подготовка

тренеров-хореографов

по

спортивной

гимнастике

на

основе

комплексного

анализа

вольных

упражнений. – СПБ.: ГАФК. 1997. – 22с.

17.

Тихонравова Т. В., Вайти А. Н. Новая волна./ Гимнастика. – М.:

Физкультура и спорт. 1986. – с.53-56.

18.

Тухватулин Р. М. Вольные упражнения. – Смоленск: СШФФК.

2001. – 18с.

17



В раздел образования