Автор: Перминова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Урай, ХМАО–Югра
Наименование материала: Методическая статья
Тема: «Проектная деятельность как средство развития функциональной грамотности»
Раздел: начальное образование
Статья «Проектная деятельность как средство развития функциональной грамотности»
Практические дела всегда говорят громче, чем слова.
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали
кардинального
пересмотра
целей,
результатов
образования,
традиционных
методов
преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Человек должен быть функционально
грамотным. Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и
навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных
отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно
осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для
решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений.
На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные
исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х
классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся
(PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки,
приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000
года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не
поднялись выше 27-го места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности,
не означая, однако, что наши школьники мало знают или, что их плохо учат. Знаний у них
достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что
необходимо современному человеку. Российская школа, верная своим традициям, наполняет
головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему,
находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на
практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный
опыт, российских школьников не учат. Понятие «функциональная грамотность» в последнее
время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой
проблемы развития функциональной грамотности.
Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является
актуальной задачей педагога. в настоящее время.
Функциональная грамотность - сюда входят способности свободно использовать навыки
чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации
в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой
деятельности;
способность
адекватно
понимать
чужую
устную
и
письменную
речь;
самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной,
которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в
справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного
содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать
информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД)
и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности,
планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ Этап
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Подготовительная
работа
-
повторение
теоретических основ
проектной
деятельности;
- изучение интересов
обучающихся
в
предметных
областях знаний;
-
формирование
проектных команд и
комиссий
(по
предметной
направленности)
Сентябрь
-
ноябрь
Зам.директора
по
ИМР,
руководители
МО
Классные
руководители
Зам.директора
по
ИМР,
руководители
МО
2
Работа педагогов
с учащимися
-
выбор
тем
и
выполнение
индивидуальных
и
групповых проектов
и исследовательских
работ
Декабрь
-
март
Учителя
-
предметники
3
Защита проектов
в
каждой
проектной
команде
-
выступления
учащихся,
оценка
проектов
комиссиями
Март
Зам.директора
по
ИМР,
руководители
МО
4
Школьная
конференция
проектов
-
выступление
победителей
в
каждой
предметной
области;
- награждение
Март
Зам.директора
по ИМР
5
Районный
фестиваль
проектов
«Радуга»
-
участие
в
фестивале
Апрель
Зам.директора
по
ИМР,
учителя
-
предметники
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТА
Подготовительная работа.
Повторение теоретических основ проектной и исследовательской деятельности.
Проведение
обучающих
семинаров,
рассмотрение
данных
вопросов
на
метод.совете,
заседаниях
ШМО.
Изучение
учрежденческого
положения
о
проектно-исследовательской
деятельности
(в
рамках
реализации
ФГОС).
Разработка диагностических материалов для оценки уровня сформированности
проектно-исследовательских умений обучающихся (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Ответственность учителя в образовании всегда была исключительной, но в
условиях введения ФГОС эта ответственность существенно возрастает.
Современное информационное общество ставит
перед образованием новые
задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо
накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие
способности
приобретать
знания и
формирования
умения
использовать
приобретённые знания на практике.
Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового
поколения?
Основное
отличие
нового
Стандарта
заключается
в
изменение результатов, которые
мы
должны
получить
на
выходе
(планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
Инструментом
достижения
данных
результатов
являются универсальные
учебные действия (программы формирования УУД);
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам,
является системно-деятельностный подход;
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного
подхода является проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в
структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в
нем основному подходу.
Практическая деятельность начинается с опроса детей
о приоритетности
предметов, по которым они хотели бы выполнять проект. Этой работой
занимаются классные руководители. Они составляют списки детей, в которых
указывается
3
предмета
по
желанию
каждого
ученика
(по
приоритету)
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Были выбраны предметные области: русский язык, литература, биология,
география,
математика,
информатика,
физика,
физическая
культура,
ИЗО,
технология, история, обществознание, английский язык, краеведческий туризм,
психология, музыка.
На заседании методического совета рассматривается информация о выборе
предметных областей, и все дети распределяются по группам, в зависимости от их
выбора. Каждому учителю формируются группы по 6-10 человек (ПРИЛОЖЕНИЕ
3).
Формируется 6 проектных команд (по предметной направленности):
2. Работа педагогов с учащимися
Следующий этап – это выбор тем и выполнение индивидуальных и групповых
проектов и исследовательских работ под руководством педагогов. В процессе
совместной деятельности над проектом учителя обучают учеников планированию,
формируют у них навыки сбора и обработки информации, коммуникативные
умения,
способы
анализа,
приемы
оформления
полученных
результатов.
Следовательно, развивают у обучающихся функциональную грамотность и
повышают мотивационную базу.
3. Защита проектов.
Согласно положению в каждой проектной команде выбирается комиссия, члены
которой заслушивают проект каждого ученика и оценивают работы по критериям с
учетом приобретения УУД и применения теоретических знаний на практике.
В протоколах указываются общие баллы каждого обучающегося, выводится
средний балл каждого выступающего и отмечаются лучшие проекты в каждой
группе.
4. Школьная конференция проектов.
Итогом этого проекта является школьная конференция, на которую приглашаются
учащиеся, занявшие 1 – 3 места в своих предметных группах. В торжественной
обстановке
им
вручаются
грамоты,
а
победители
в
каждой
номинации
представляют свои проекты.