Напоминание

«Проектная деятельность как средство развития функциональной грамотности»


Автор: Перминова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Урай, ХМАО–Югра
Наименование материала: Методическая статья
Тема: «Проектная деятельность как средство развития функциональной грамотности»
Раздел: начальное образование





Назад




Статья «Проектная деятельность как средство развития функциональной грамотности»

Практические дела всегда говорят громче, чем слова.

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали

кардинального

пересмотра

целей,

результатов

образования,

традиционных

методов

преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Человек должен быть функционально

грамотным. Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и

навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных

отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно

осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для

решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и

социальных отношений.

На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные

исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х

классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся

(PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки,

приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах

человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000

года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не

поднялись выше 27-го места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности,

не означая, однако, что наши школьники мало знают или, что их плохо учат. Знаний у них

достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что

необходимо современному человеку. Российская школа, верная своим традициям, наполняет

головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему,

находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на

практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный

опыт, российских школьников не учат. Понятие «функциональная грамотность» в последнее

время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой

проблемы развития функциональной грамотности.

Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является

актуальной задачей педагога. в настоящее время.

Функциональная грамотность - сюда входят способности свободно использовать навыки

чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации

в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой

деятельности;

способность

адекватно

понимать

чужую

устную

и

письменную

речь;

самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной,

которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в

справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного

содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать

информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД)

и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности,

планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения,

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

№ Этап

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Подготовительная

работа

-

повторение

теоретических основ

проектной

деятельности;

- изучение интересов

обучающихся

в

предметных

областях знаний;

-

формирование

проектных команд и

комиссий

(по

предметной

направленности)

Сентябрь

-

ноябрь

Зам.директора

по

ИМР,

руководители

МО

Классные

руководители

Зам.директора

по

ИМР,

руководители

МО

2

Работа педагогов

с учащимися

-

выбор

тем

и

выполнение

индивидуальных

и

групповых проектов

и исследовательских

работ

Декабрь

-

март

Учителя

-

предметники

3

Защита проектов

в

каждой

проектной

команде

-

выступления

учащихся,

оценка

проектов

комиссиями

Март

Зам.директора

по

ИМР,

руководители

МО

4

Школьная

конференция

проектов

-

выступление

победителей

в

каждой

предметной

области;

- награждение

Март

Зам.директора

по ИМР

5

Районный

фестиваль

проектов

«Радуга»

-

участие

в

фестивале

Апрель

Зам.директора

по

ИМР,

учителя

-

предметники

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТА

Подготовительная работа.

Повторение теоретических основ проектной и исследовательской деятельности.

Проведение

обучающих

семинаров,

рассмотрение

данных

вопросов

на

метод.совете,

заседаниях

ШМО.

Изучение

учрежденческого

положения

о

проектно-исследовательской

деятельности

рамках

реализации

ФГОС).

Разработка диагностических материалов для оценки уровня сформированности

проектно-исследовательских умений обучающихся (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Ответственность учителя в образовании всегда была исключительной, но в

условиях введения ФГОС эта ответственность существенно возрастает.

Современное информационное общество ставит

перед образованием новые

задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо

накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие

способности

приобретать

знания и

формирования

умения

использовать

приобретённые знания на практике.

Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового

поколения?

Основное

отличие

нового

Стандарта

заключается

в

изменение результатов, которые

мы

должны

получить

на

выходе

(планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

Инструментом

достижения

данных

результатов

являются универсальные

учебные действия (программы формирования УУД);

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам,

является системно-деятельностный подход;

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного

подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в

структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в

нем основному подходу.

Практическая деятельность начинается с опроса детей

о приоритетности

предметов, по которым они хотели бы выполнять проект. Этой работой

занимаются классные руководители. Они составляют списки детей, в которых

указывается

3

предмета

по

желанию

каждого

ученика

(по

приоритету)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Были выбраны предметные области: русский язык, литература, биология,

география,

математика,

информатика,

физика,

физическая

культура,

ИЗО,

технология, история, обществознание, английский язык, краеведческий туризм,

психология, музыка.

На заседании методического совета рассматривается информация о выборе

предметных областей, и все дети распределяются по группам, в зависимости от их

выбора. Каждому учителю формируются группы по 6-10 человек (ПРИЛОЖЕНИЕ

3).

Формируется 6 проектных команд (по предметной направленности):

2. Работа педагогов с учащимися

Следующий этап – это выбор тем и выполнение индивидуальных и групповых

проектов и исследовательских работ под руководством педагогов. В процессе

совместной деятельности над проектом учителя обучают учеников планированию,

формируют у них навыки сбора и обработки информации, коммуникативные

умения,

способы

анализа,

приемы

оформления

полученных

результатов.

Следовательно, развивают у обучающихся функциональную грамотность и

повышают мотивационную базу.

3. Защита проектов.

Согласно положению в каждой проектной команде выбирается комиссия, члены

которой заслушивают проект каждого ученика и оценивают работы по критериям с

учетом приобретения УУД и применения теоретических знаний на практике.

В протоколах указываются общие баллы каждого обучающегося, выводится

средний балл каждого выступающего и отмечаются лучшие проекты в каждой

группе.

4. Школьная конференция проектов.

Итогом этого проекта является школьная конференция, на которую приглашаются

учащиеся, занявшие 1 – 3 места в своих предметных группах. В торжественной

обстановке

им

вручаются

грамоты,

а

победители

в

каждой

номинации

представляют свои проекты.



В раздел образования