Автор: Маглаева Ольга Алексеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: РС Якутия г.Мирный
Наименование материала: Презентация
Тема: "Функциональная грамотность в начальной школе
Раздел: начальное образование
Функциональная грамотность
в начальной школе
(из опыта работы Маглаевой О.А., учителя начальных классов МБОУ
«СОШ №1» г. Мирный)
Функциональная грамотность - это умение применять в жизни
знания
и
навыки,
полученные
в
школе,
способность
человека
вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и
функционировать в ней.
Функциональная
грамотность
рассматривается,
как
способность человека использовать все постоянно приобретаемые
в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в
различных
сферах
деятельности,
общения
и
социальных
отношений.
Основные признаки функционально
грамотной личности
-самостоятельный;
-легко адаптирующийся в любом социуме;
-умеющий отвечать за свои решения;
-владеющий приемами учения и готовый к постоянной
переподготовке;
-хорошо владеющий устной и письменной речью;
-владеющий современными информационными
технологиями
Цель учителя:
перевести мышление в
абстрактно-логическое
развивать речь, память,
внимание, воображение,
фантазию
пространственное
мышление
коммуникативные
способности
умение контролировать
эмоции, управлять своим
поведением
Педагогические технологии:
проблемно-диалогическая
технология освоения знаний
технология формирования
правильной читательской
деятельности
обучение на основе учебных
ситуаций
уровневая дифференциация
обучения
информационные и
коммуникационные технологии
технология проектной
деятельности
Виды функциональной грамотности:
Коммуникативная
грамотность
Информационная грамотность
Деятельностная грамотность
Компоненты функциональной грамотности:
Предметные: языковая, литературная, математическая,
естественно-научная
Интегративные: коммуникативная, читательская,
информационная, социальная грамотность
Формы и приёмы для формирования
функционально-грамотной личности
Групповая форма работы
Игровая форма работы
Творческая форма работы
Дифференцированное обучение
Элементы критического мышления
Тестовые задания
Применение ИКТ
Онлайн-задания, конкурсы, олимпиады
Математика
Виды работ на уроках математики:
-составление опорной схемы по теме;
- составление кластера;
- решение нестандартных задач;
- задания практического содержания;
- дидактические игры.
Литературное чтение
Прием- «Читаем с остановками»
Прием- «Синквейн»
Прием- «Вопросник»
Прием- «Мозговой штурм»
Прием- «Уголки»
Прием- «Викторина»
Прием- «Мое творчество»
Русский язык
Тестовые материалы задания разделены на три уровня:
-Репродуктивный уровень – действие по образцу, ориентация на
внешние характеристики.
-Рефлексивный уровень – действие с пониманием, ориентация на
существенные отношения как основу способа действия
-Функциональный уровень – компетентное действие, ориентация
на поле и границы возможностей способа действия.
Результаты данных диагностической работы показали, что с
выполнением заданий первого и второго уровня у учащихся
практически
не
возникло
трудностей.
Выполнение
заданий
третьего
(функционального)
уровня,
вызвало
у
большинства
детей затруднения в ходе его выполнения.
Внеурочная деятельность
Благодарим за внимание!