Напоминание

"Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса"


Авторы: Греченко Наталья Вячеславовна, Наталья Вячеславовна Греченко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 5"
Населённый пункт: г. Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса"
Раздел: начальное образование





Назад




Взаимное обучение как способ повышения эффективности

образовательного процесса

Современный мир меняется очень быстро, от современных выпускников

требуется обладание не только новыми компетенциями, но и умение

взаимодействовать в команде, стремление к саморазвитию, постоянному

самообразованию. С учетом этих требований содержание образования также

меняется: внедряются новые планы, программы, учебники, но при этом

сохраняется классно-урочная система. Важным становиться то, что обучение

должно содействовать комплексному развитию личности: нужно включить

каждого ученика в активную работу на уроке, научить его совместно решать

задачи,

искать

их

решение.

Совместная

деятельность

на

занятиях

способствует формированию личности, учит

планировать, распределять

обязанности, учит общению, создает благоприятные условия для включения

в деятельность каждого учащегося. Важнейшей задачей педагогов становится

организация сотрудничества между детьми во всех сферах школьной жизни,

в том числе и в учебной сфере, которая считается монополией взрослых. Эту

задачу поможет разрешить взаимное обучение учащихся.

Взаимное обучение - это форма организации учебной деятельности, в

соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшие учебной

программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством

педагога.

Взаимное обучение базируется на трех основополагающих принципах:

1) Приведение в соответствие образного и логического мышления учащихся

в

познавательной

деятельности

путем

реализации

принципа

одновременности их функционирования.

2) Признание равноправными компонентами содержания личностный опыт

учащегося и предметную представленность, а условием их равнозначного

существования считать организованное взаимодействие.

3)

Замещение

традиционного

последовательно-параллельного

способа

развертывания содержания на информационно емкий, оптимальный, другими

словами, параллельно-взаимный.

Суть системы взаимного обучения состоит в том, что старшие ученики

сначала под руководством педагога сами изучают материал, а затем, получив

соответствующие инструкции, обучают своих младших товарищей. Девиз

взаимного обучения звучит так: «Помоги другому и поймёшь сам!»

Знания в данной системе работы транслируется не только сверху вниз,

от учителя к ученику, в готовом виде, а может быть итогом самостоятельной

работой детской мысли. Конечно, данная ситуация должна быть тщательно

1

подготовлена и организована взрослым, но, при постановке новой задачи

детям не дается готовый образец действий, а

пошагово направляет их

действия к заранее спланированному «открытию».

Такая специально

организованная совместная деятельность детей по поиску решения новой

задачи и есть образ учебного сотрудничества как формы самостоятельного

открытия детьми новых знаний.

Благодаря взаимному обучению каждый ребенок получает возможность

овладеть репродуктивной деятельностью по усвоению готовых знаний,

умений и навыков как с позиции ученика, получателя знаний, так и с позиций

учителя,

который

дает

образцы

и

помогает

ученику

эти

образцы

воспроизвести.

Методика взаимного обучения в парах сменного состава имеет

следующие преимущества:

- каждый абзац темы подробно изучается и обсуждается в паре, что

позволяет хорошо усвоить изучаемый материал;

- после проработки темы ученик имеет подробный план;

-

в

ходе

работы

содержание

каждого

пункта

плана

неоднократно

восстанавливается и пересказывается, что обеспечивает прочность знаний и

развивает навыки и умение грамотно и компактно излагать свои мысли;

- при проработке одной темы учащийся параллельно знакомится с другими

темами (при изучении другой темы некоторые понятия этой темы ему уже

знакомы,

а

в

проработке

отдельных

абзацев

он

сам

принимал

непосредственное участие);

- в ходе работы многократно встречаются ранее изученные темы, что

предоставляет ребенку возможность регулярно повторять пройденный

материал.

Благодаря тому, что каждый ученик получает возможность обсудить и

осмыслить определенный вопрос с разными членами группы, у школьников

появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и

самостоятельной работы, пробуждается и усиливается интерес к изучаемому

предмету,

повышается

активность

работы

в

группе,

обеспечивается

прочность знаний.

Подготовка учащихся к реализации взаимного обучения включает

несколько этапов (по методике А.Г. Ривина).

Подготовительный этап. Перед началом организации работы в парах

сменного состава, нужно выделить время на проведение тренингов для

выработки навыков, необходимых для парной работы. К таким навыкам

относится:

- умение ориентироваться в пространстве;

2

- умение слушать партнера и слышать то, о чем он говорит;

- умение работать в шумовой среде;

- умение находить нужную информацию;

- умение использовать листки индивидуального учета;

- умение переводить образы в слова и слова в образы.

Данный этап является важным, т.к. помогает в дальнейшем достичь

желаемого результата: дети в парах трудятся легко, непринужденно,

комфортно.

Ознакомительный этап

включает в себя главное требование –

усвоение

«правил игры», сообщение целевых установок, определение

способа учета результатов учения.

Начало

работы

в

парах. Знакомство

учеников

с

новой

темой

начинается с диагностики: ученикам предлагается выполнить контрольную

работу по изученному материалу. Если обнаружились какие-то пробелы в

знаниях, то данный ученик продолжает изучение материала с учителем в

традиционной системе. Ученик, который выполнил контрольную работу

безошибочно, получает право двигаться дальше. С этим учеником учитель

проводит индивидуальный мини-урок по заранее составленному опорному

конспекту нового раздела учебника и помогает выполнять задания на

применение нового знания.

Так пошагово в изучение следующей темы включаются все новые и

новые ученики, работающие под руководством своих одноклассников,

начавших изучение темы с опережением.

Контроль обучения. Для того чтобы не сделать обучение формальным,

ученик

получает

программу-вопросник,

содержащий

все

вопросы

и

контрольные задания по новой теме. Работа с опросником позволяет:

-

сделать

чтение

учебника

и

копирование

опорного

конспекта

содержательным (ученик читает текст учебника для того, чтобы найти в нем

ответы на вопросы программы – вопросника);

- систематизировать контроль за знаниями учащихся (каждый ученик,

заканчивающий изучение нового параграфа, отвечает на все вопросы

опросника учителю-взрослому или сверстнику);

- лучше организовать преподавание в детских парах (у каждого «учителя»

есть план опроса своего «ученика»).

Применение знаний на практике. Ученик, ответивший на вопросы

программы-вопросника, получает задание выполнить несколько упражнений

по новой теме. Проверка упражнений и разбор ошибок – это один из

центральных

моментов

взаимного

обучения.

Можно

организовать

демонстрацию диалога учащихся

при проверке заданий.

Педагог

3

акцентирует внимание на то, что при правильном ответе на вопрос задачи

можно сразу двигаться дальше, при ошибке в решении нужно задать вопрос

типа: «Как ты получил этот ответ?» или «Докажи, что это так».

Контрольная работа. Когда работа над решением задач опросника

окончена и были даны правильные ответы учителю-однокласснику, можно

приступать к выполнению контрольной работы. Контрольную работу может

проводить как сам учитель, так и учитель-одноклассник. Содержание

контрольной работы должно быть типичным, обычным, и каждый ученик

пишет ее в свое время, тогда, когда к ней полностью готов.

Повторение, подготовка к экзамену и сам экзамен также имеют свою

специфику в системе взаимного обучения. Тема (раздел) или вся программа

считается пройденной окончательно лишь после того, как ученик, сдавший

экзамен, поможет подготовиться к нему кому-либо из своих одноклассников.

Таким образом, главным отличием технологии взаимного обучения от

традиционного обучения, основанного на отношении «ребенок - взрослый»,

является то, что каждый ученик включается в систематическую работу по

обучению. Процессом

взаимного

обучения

управляет

педагог,

он

контролирует работу учебных групп, вносит свои коррективы. Главное,

следует организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были

вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за

результат каждого.

Достоинства и недостатки метода взаимного обучения.

Преимущества метода взаимного обучения:

- Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли

новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при

совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно.

В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к

учителю.

- Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

- У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё

мнение.

- Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания

готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно

приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.

-

Дети

учатся

общаться

между

собой,

с

учителями,

овладевают

коммуникативными умениями.

- Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

4

- Взаимная форма обучения даёт большой эффект и в воспитании учащихся:

дети

привыкают

работать

вместе,

учатся

находить

общий

язык

и

преодолевать сложности общения.

- Активно включаются в работу так называемые слабые ученики. Практика

показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах

высказываются чаще, чем обычно, в группах они не боятся говорить и

спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей

успешнее формировать знания, умения и навыки.

- Систематическая организация взаимной формы обучения учащихся

способствует

глубокому

усвоению

учебного

материала:

ученик,

проговаривая информацию, лучше ей усваивает.

- В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются

навыки

логического

мышления

и

понимания;

в

процессе

речевой

деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа

памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

- Каждый ребенок чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном

темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за

результаты коллективного труда; отпадает необходимость в сдерживании

темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно

сказывается на микроклимате в коллективе.

- Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и

способностей, достоинств и ограничений.

У метода взаимного обучения имеются и недостатки:

- Отсутствие педагогического опыта у обучающего ученика.

-

Стиль

детских

взаимоотношений.

«Учитель-ребенок»

может

самоутверждаться за счет «ученика», высмеивая и выпячивая его ошибки,

что

неминуемо перерастает в межличностный конфликт. Дети разных

социальных слоев по-разному могут воспринимать замечания из уст своих

«учителей-одноклассников» (для кого-то это будет толчком к действию, а

для кого-то как наказание или вызов).

- Для некоторых детей в роли учителя ситуация обучения своего

одноклассника может вызывать высокую внутреннюю напряженность.

- Дети, находящиеся в роли «учителя» сталкиваться с трудностями в

оценивании знаний своих «учеников».

Таким образом, взаимное обучение как форма организации детского

сотрудничества положительно влияет на успеваемость школьников. У

школьников,

работающих

в

позиции

учителя,

растет

самоуважение,

появляется более содержательное отношение к учительскому труду и самому

процессу обучения. Дети, которых учат другие дети, высоко ценят то, что

5

получают больше индивидуального внимания и общения со сверстниками.

Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные,

прислушиваться к мнению других. При такой форме организации учебного

процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские

отношения. Развивается самостоятельность. Технология взаимного обучения

дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу

сверстников. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий,

которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах

товарищей, дополнить их, внести коррективы - все это значительные

критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие,

что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то

есть осуществляется развивающее обучение.

До

настоящего

времени

проблема

взаимного

обучения

остается

актуальной: существует множество «за» и «против». Однако следует

признать, что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах

сменного состава взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах

происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг

с другом, самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают

новые способы решения поставленной задачи в различных вариантах.

6



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники