Автор: Греченко Наталья Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 5"
Населённый пункт: Г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса"
Раздел: начальное образование
Взаимное обучение как способ повышения эффективности
образовательного процесса
Современный мир меняется очень быстро, от современных выпускников
требуется обладание не только новыми компетенциями, но и умение
взаимодействовать в команде, стремление к саморазвитию, постоянному
самообразованию. С учетом этих требований содержание образования также
меняется: внедряются новые планы, программы, учебники, но при этом
сохраняется классно-урочная система. Важным становиться то, что обучение
должно содействовать комплексному развитию личности: нужно включить
каждого ученика в активную работу на уроке, научить его совместно решать
задачи,
искать
их
решение.
Совместная
деятельность
на
занятиях
способствует формированию личности, учит планировать, распределять
обязанности, учит общению, создает благоприятные условия для включения
в деятельность каждого учащегося. Важнейшей задачей педагогов становится
организация сотрудничества между детьми во всех сферах школьной жизни,
в том числе и в учебной сфере, которая считается монополией взрослых. Эту
задачу поможет разрешить взаимное обучение учащихся.
Взаимное обучение - это форма организации учебной деятельности, в
соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшие учебной
программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством
педагога.
Взаимное обучение базируется на трех основополагающих принципах:
1) Приведение в соответствие образного и логического мышления учащихся
в
познавательной
деятельности
путем
реализации
принципа
одновременности их функционирования.
2) Признание равноправными компонентами содержания личностный опыт
учащегося и предметную представленность, а условием их равнозначного
существования считать организованное взаимодействие.
3)
Замещение
традиционного
последовательно-параллельного
способа
развертывания содержания на информационно емкий, оптимальный, другими
словами, параллельно-взаимный.
Суть системы взаимного обучения состоит в том, что старшие ученики
сначала под руководством педагога сами изучают материал, а затем, получив
соответствующие инструкции, обучают своих младших товарищей. Девиз
взаимного обучения звучит так: «Помоги другому и поймёшь сам!»
Знания в данной системе работы транслируется не только сверху вниз,
от учителя к ученику, в готовом виде, а может быть итогом самостоятельной
работой детской мысли. Конечно, данная ситуация должна быть тщательно
1
подготовлена и организована взрослым, но, при постановке новой задачи
детям не дается готовый образец действий, а
пошагово направляет их
действия к заранее спланированному «открытию».
Такая специально
организованная совместная деятельность детей по поиску решения новой
задачи и есть образ учебного сотрудничества как формы самостоятельного
открытия детьми новых знаний.
Благодаря взаимному обучению каждый ребенок получает возможность
овладеть репродуктивной деятельностью по усвоению готовых знаний,
умений и навыков как с позиции ученика, получателя знаний, так и с позиций
учителя,
который
дает
образцы
и
помогает
ученику
эти
образцы
воспроизвести.
Методика взаимного обучения в парах сменного состава имеет
следующие преимущества:
- каждый абзац темы подробно изучается и обсуждается в паре, что
позволяет хорошо усвоить изучаемый материал;
- после проработки темы ученик имеет подробный план;
-
в
ходе
работы
содержание
каждого
пункта
плана
неоднократно
восстанавливается и пересказывается, что обеспечивает прочность знаний и
развивает навыки и умение грамотно и компактно излагать свои мысли;
- при проработке одной темы учащийся параллельно знакомится с другими
темами (при изучении другой темы некоторые понятия этой темы ему уже
знакомы,
а
в
проработке
отдельных
абзацев
он
сам
принимал
непосредственное участие);
- в ходе работы многократно встречаются ранее изученные темы, что
предоставляет ребенку возможность регулярно повторять пройденный
материал.
Благодаря тому, что каждый ученик получает возможность обсудить и
осмыслить определенный вопрос с разными членами группы, у школьников
появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и
самостоятельной работы, пробуждается и усиливается интерес к изучаемому
предмету,
повышается
активность
работы
в
группе,
обеспечивается
прочность знаний.
Подготовка учащихся к реализации взаимного обучения включает
несколько этапов (по методике А.Г. Ривина).
Подготовительный этап. Перед началом организации работы в парах
сменного состава, нужно выделить время на проведение тренингов для
выработки навыков, необходимых для парной работы. К таким навыкам
относится:
- умение ориентироваться в пространстве;
2
- умение слушать партнера и слышать то, о чем он говорит;
- умение работать в шумовой среде;
- умение находить нужную информацию;
- умение использовать листки индивидуального учета;
- умение переводить образы в слова и слова в образы.
Данный этап является важным, т.к. помогает в дальнейшем достичь
желаемого результата: дети в парах трудятся легко, непринужденно,
комфортно.
Ознакомительный этап
включает в себя главное требование –
усвоение
«правил игры», сообщение целевых установок, определение
способа учета результатов учения.
Начало
работы
в
парах. Знакомство
учеников
с
новой
темой
начинается с диагностики: ученикам предлагается выполнить контрольную
работу по изученному материалу. Если обнаружились какие-то пробелы в
знаниях, то данный ученик продолжает изучение материала с учителем в
традиционной системе. Ученик, который выполнил контрольную работу
безошибочно, получает право двигаться дальше. С этим учеником учитель
проводит индивидуальный мини-урок по заранее составленному опорному
конспекту нового раздела учебника и помогает выполнять задания на
применение нового знания.
Так пошагово в изучение следующей темы включаются все новые и
новые ученики, работающие под руководством своих одноклассников,
начавших изучение темы с опережением.
Контроль обучения. Для того чтобы не сделать обучение формальным,
ученик
получает
программу-вопросник,
содержащий
все
вопросы
и
контрольные задания по новой теме. Работа с опросником позволяет:
-
сделать
чтение
учебника
и
копирование
опорного
конспекта
содержательным (ученик читает текст учебника для того, чтобы найти в нем
ответы на вопросы программы – вопросника);
- систематизировать контроль за знаниями учащихся (каждый ученик,
заканчивающий изучение нового параграфа, отвечает на все вопросы
опросника учителю-взрослому или сверстнику);
- лучше организовать преподавание в детских парах (у каждого «учителя»
есть план опроса своего «ученика»).
Применение знаний на практике. Ученик, ответивший на вопросы
программы-вопросника, получает задание выполнить несколько упражнений
по новой теме. Проверка упражнений и разбор ошибок – это один из
центральных
моментов
взаимного
обучения.
Можно
организовать
демонстрацию диалога учащихся
при проверке заданий.
Педагог
3
акцентирует внимание на то, что при правильном ответе на вопрос задачи
можно сразу двигаться дальше, при ошибке в решении нужно задать вопрос
типа: «Как ты получил этот ответ?» или «Докажи, что это так».
Контрольная работа. Когда работа над решением задач опросника
окончена и были даны правильные ответы учителю-однокласснику, можно
приступать к выполнению контрольной работы. Контрольную работу может
проводить как сам учитель, так и учитель-одноклассник. Содержание
контрольной работы должно быть типичным, обычным, и каждый ученик
пишет ее в свое время, тогда, когда к ней полностью готов.
Повторение, подготовка к экзамену и сам экзамен также имеют свою
специфику в системе взаимного обучения. Тема (раздел) или вся программа
считается пройденной окончательно лишь после того, как ученик, сдавший
экзамен, поможет подготовиться к нему кому-либо из своих одноклассников.
Таким образом, главным отличием технологии взаимного обучения от
традиционного обучения, основанного на отношении «ребенок - взрослый»,
является то, что каждый ученик включается в систематическую работу по
обучению. Процессом
взаимного
обучения
управляет
педагог,
он
контролирует работу учебных групп, вносит свои коррективы. Главное,
следует организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были
вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за
результат каждого.
Достоинства и недостатки метода взаимного обучения.
Преимущества метода взаимного обучения:
- Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли
новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при
совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно.
В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к
учителю.
- Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
- У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё
мнение.
- Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания
готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно
приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
-
Дети
учатся
общаться
между
собой,
с
учителями,
овладевают
коммуникативными умениями.
- Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
4
- Взаимная форма обучения даёт большой эффект и в воспитании учащихся:
дети
привыкают
работать
вместе,
учатся
находить
общий
язык
и
преодолевать сложности общения.
- Активно включаются в работу так называемые слабые ученики. Практика
показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах
высказываются чаще, чем обычно, в группах они не боятся говорить и
спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей
успешнее формировать знания, умения и навыки.
- Систематическая организация взаимной формы обучения учащихся
способствует
глубокому
усвоению
учебного
материала:
ученик,
проговаривая информацию, лучше ей усваивает.
- В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются
навыки
логического
мышления
и
понимания;
в
процессе
речевой
деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа
памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
- Каждый ребенок чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном
темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за
результаты коллективного труда; отпадает необходимость в сдерживании
темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно
сказывается на микроклимате в коллективе.
- Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и
способностей, достоинств и ограничений.
У метода взаимного обучения имеются и недостатки:
- Отсутствие педагогического опыта у обучающего ученика.
-
Стиль
детских
взаимоотношений.
«Учитель-ребенок»
может
самоутверждаться за счет «ученика», высмеивая и выпячивая его ошибки,
что
неминуемо перерастает в межличностный конфликт. Дети разных
социальных слоев по-разному могут воспринимать замечания из уст своих
«учителей-одноклассников» (для кого-то это будет толчком к действию, а
для кого-то как наказание или вызов).
- Для некоторых детей в роли учителя ситуация обучения своего
одноклассника может вызывать высокую внутреннюю напряженность.
- Дети, находящиеся в роли «учителя» сталкиваться с трудностями в
оценивании знаний своих «учеников».
Таким образом, взаимное обучение как форма организации детского
сотрудничества положительно влияет на успеваемость школьников. У
школьников,
работающих
в
позиции
учителя,
растет
самоуважение,
появляется более содержательное отношение к учительскому труду и самому
процессу обучения. Дети, которых учат другие дети, высоко ценят то, что
5
получают больше индивидуального внимания и общения со сверстниками.
Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные,
прислушиваться к мнению других. При такой форме организации учебного
процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские
отношения. Развивается самостоятельность. Технология взаимного обучения
дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу
сверстников. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий,
которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах
товарищей, дополнить их, внести коррективы - все это значительные
критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие,
что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то
есть осуществляется развивающее обучение.
До
настоящего
времени
проблема
взаимного
обучения
остается
актуальной: существует множество «за» и «против». Однако следует
признать, что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах
сменного состава взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах
происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг
с другом, самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают
новые способы решения поставленной задачи в различных вариантах.
6