Напоминание

"Историко-бытовой танец"


Автор: Лапшова Евгения Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №7"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Доклад
Тема: "Историко-бытовой танец"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №7»

городского округа Самара

Доклад по теме

«Историко-бытовой танец»

Выполнила:

Педагог

дополнительного

образования МБУ ДО

«ДШИ №7» г.о. Самара

Лапшова

Евгения

Александровна

Самара, 2023

Окончание полевых работ, возвращение сохоты и из военных походов,

значительные

события

в

семейном

быту

отмечались

очень

торжественно. На этих праздниках танцы занимали не последнее место.

Простейшим из них был хоровод. Хоровод- это круг. Водили его под

музыку или песню.Часто хороводы сопровождались разыгрыванием

каких-либо бытовых сценок. Образную характкристику хоровода дает

академик Б.В. Асафьев ( И.Глебов):

"Хоровод" является

драматическим

действием, в котором разыгрываются под песню,

соответственно ее тексту, сцены, выявляющие наиболее яркие черты из

бытового уклада.

С течентем времени хороводные пляски видоизменялись, в них

появлялись новые темы, усложнялись мелодии, текст приревов и сама

пластическая структура. Появилось много местных разновидностей

хороводных песен и игр.

Самые распространенные формы хоровода-хороводы игры и

хороводы-пляски. В первых всесторонне отражена тема трудовой

деятельности русского крестьянства. В песнях, сопровождающих

хороводы, говорится о полевых работах, о подготовке земли к посевам

и уборке урожая. Ряд хороводов отражает устои семейного быта,

тяжелое положение русской женщины в семье мужа и привольное

житье под родительским кровом.

Композиция хоровода была различна, но чаще всего она имела

форму круга. Круги варьировались, они могли удваиваться, переходить

в парные колонны, восьмерки, зигзаги, которые превращались в

змеевидные ходы, а те в свою очередь принимали форму линий-рядов.

Ряды наступали один на другой. "Заводили" хоровод вожаки. Они

должны были обладать выдумкой и фантазией. Хороводниками могли

быть и мужчины и женщины. Подражая движению солнца, хоровод

начинал двигаться в левую сторону. В медленных хороводах движения

были плавные, они подчеркивали величавость русской девушки, про

которую говорили: плывет как пава.

Деревенские

хороводы

переходили

из

деревни

в

деревню.

Весенние и летние праздники часто были связаны с ярмарками, на

которые съезжались крестьяне из окрестных деревень. Здесь водились

большие хороводы, которые объединяли не одну сотню людей.

Развитию народных соборов, игр, массовых общественных плясок

во многом способствовали скоморохи. Скоморошество-историческое,

самобытное явление русской культуры. Скоморохи были носителями

актерского, музыкально-вокальнльного и хореографического искусства

в Древней Руси.

Питая народ своим искусством,они в то же время брали многое из

того, что создавалось в народе. Но скоморохи выступали не только

перед народом. Скоморохи являлись участниками боярских и царских

свадеб.

Трудно

переоценить

значение

скоморохов

в

развитии

танцевального искусства в нашей стране, в популяризации простейших

форм общественных танцев. Кочуя из города в город, являясь

непременными

участниками

различных

праздников,

скоморохи

прививали любовь к танцу, совершенствовали изобретенные народом

пляски, сочиняли новые хороводы, игры и песни. Их танцевальное

творчество, неразрывно связанное с трудом, бытом, думами и чаянием

народа, стало той первоосновой, которая дала толчок к развитию

профессиональной хореографии.

Конец XVII и начало XVIII века -значительная эпоха в истории

России. Грандиозные реформы Петра 1 ставили своей задачей

ликвидацию экономической, политичесуой и культурной отсталости

страны. Преобразования Петра коснулись всех сторон русской жизни.

Правила поведения устанавливаются не только для торжественных и

церемониальных приемов, как это было раньше, но и для семейных

праздников, именин, свадеб, вечеров.

Во

время

заграничных

путешествий

Петр

интересовался

танцквальным искусством, отыскивал учителей, поощрял интерес

приближенных к светским увеселениям и пляскам, сам не раз с

увлечением танцевал на придворных праздниках и гуляниях.

Петр

всячески

стремился

внушить

дворянству

интерес

к

общественной жизни, вывести женщин из теремов, познакомить с

достижениями западной культуры. Но и без влияния царя во многих

дворянских домах стали заводить оркестры, устраивать музыкальные

вечера.

Многие

исследователи

совершенно

справедливо

считают

ассамблеи первыми русскими балами, на которые являлись одетыми по

последней моде, где совершенствовались в танцах и изысканных

манерах. На ассамблеях все должны были принимать участие в таецах,

и тот, кто не умел хорошо танцевать, считался дурно воститанным. В

связи с ассамблеями и вечерами интерес к танцам возрастал. Русское

дворянство начинает старательно изучать иноземные танцы. Первыми

учителями были пленные шведские офицеры.

Об

увлечении

молодых

дворян

и

бояр

эпохи

Петра

1

танцевальным искусством свидетельствуют многие страницы дневника

камер-юнкера Берхольца. « Нельзя себе вообразить , до какой степени

они любят танцы,и травно как и здешние молодые купцы, из которых

многие танцуют очень хорошо... Русские дамы мало уступают немкам

и француженкам в тонкости обращения и светкости».

В 30-40 годах XVIII столетия на пышных придворных балах

исполнялись все модные иностранные танцы, среди которых видное

место занимал менуэт.

Популярность бытовых танцев немало спопобствует в то, что в

различных учебных заведениях танец входит в число обязательных

предметов.

Танцы

и

манеры

преподавали

опытные

учителя,

снискавшие славу далеко за пределами России. Среди них были такие,

как Самуил Шмид, Филипп Базанкур, Иоанн Якоб Шмит и, наконец

Иоанн Батист Ланде, с чьеим именем связано открытие первой в

России танцевальной школы.

Во второй половине XVIII века бальный танец прочно входит в

русский быт. Он уже не является диковинкой, доступной только

высшему сословию, военной знати и придворным кругам.

Мелкопоместное

дворянство,

чиновники,

разночинная

интеллигенция с увлечением танцуют на семейных вечерах, городских

блах и свадьбах.

Здесь вырабатывается своя манера исполнения- непринужденная и

естественная.

Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой

высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с

каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной

художественно-педагогической

системе.

Петербург

и

Москва

постепенно становились самыми значительными

«хореографическими

центрами»

Европы,

где

прекрасно

обученный

кордебалет

и

одаренные

солисты

позволяли

отечественныими и иностранным балетмейстерам осуществлять самые

сложные балетные спектакли.

Многие из преподавателей стремились обобщить и зафиксировать

свой педагогический опыт, описать танцевальные схемы и движения,

создать учебники и самоучители. В XIX столетии вышло немало

пособий и книг по бальному танцу, принадлежащих перу русских

автором.

Количество танцев, популярных в России в XIX веке, очень

велико. Сюда входитряд названий из репертуара XVIII столетия, такие

как полонез, гросфатер, «Гавот Вестриса». Уже в самом начале века

большим успехом пользуется вальс в «два па», в Париже его называют

«Русским вальсом».

В 20-е годы вальс и мазурка в четыре пары, экосез, французкая

кадриль, котильон и лансье становятся повсеместно известными

танцами.

На всех вечерах танцевали вальс, мазурку, па-де-шаль и особенно

алеман.

С мазуркой и вальсом в 50-х годах стала соперничать полька-

живой массовый танец. В России полька входила в программу всех

балов и празднеств.

В самом конце века в репертуар танцевальных вечеров входят

такие танцы, как падекатр,миньон,шакон, фигурный вальс.

На протяжении всего XIX века на русских балах и праздниках

исполнялись характерные танцы: фанданго, русская, казачок, кавказкая

лезгинка.

Балы и танцевальные вечера XIX века запечатлены во многих

произведениях русской классической литературы. Особенно яркие

страницы посвящены им в «Евгении Онегине» А.Пушкина и « Войне и

мире» Л.Толстого.

Список литературы

1. «Историко-бытовой танец» автoр М.Васильева-Рождественская.

2. « Историко-бытовой танец» автор И.А.Воронина



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники