Напоминание

«Особенности работы на произведением П.И.Чайковского «Песнь жаворонка» из цикла «Времена года»


Автор: Ольга Альбертовна Дорофеичева
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ Борисоглебский
Населённый пункт: п.Борисоглебский, Ярославская обл.
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Особенности работы на произведением П.И.Чайковского «Песнь жаворонка» из цикла «Времена года»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок

Особенности работы над произведением П.И. Чайковского

«Песнь жаворонка» из цикла « Времена года»

Предмет: Фортепиано

Обучающийся: Белова Алина

Тип урока: Комбинированный

Форма проведения: Индивидуальная

Цель : показать работу над воплощением художественного образа на

примере произведения П.И. Чайковского «Песнь жаворонка» из цикла

«Времена года»

Задачи:

-

показать

этапы

работы

над

произведением

- развивать творческое отношение к работе над произведением

- расширять общий художественный кругозор

Методы:

- словесный

- наглядный

- показа

Работа над любым произведением представляет собой единый целостный

процесс, но в нем следует выделить несколько ступеней, которые должны

быть пройдены учащимся. При изучении произведения те или иные разделы

работы не только неразрывно связаны между собой, но нередко совпадают

или частично взаимопроникают.

Начиная учить произведение, учащийся обычно проигрывает его,

знакомится с ним в целом. Первое знакомство с сочинением очень важно, так

как ученик получает первое представление о музыке, ее содержании,

настроении, знакомится с формой произведения. Далее ученик разбирает

текст, то есть приступает к тщательному его изучению.

Грамотный, осмысленный разбор закладывает основу для дальнейшей

правильной работы, поэтому нельзя допускать небрежного отношения к

этому этапу работы.

Воспитание внимательного отношения к тексту еще при разборе должно

переходить далее во вдумчивое изучение и тщательное выполнение всех

встречающихся в произведении авторских указаний. При разборе

произведения почти всегда необходимо добиваться сравнительной полноты

звучания, при этом требуется постоянное вслушивание в музыку и ее

понимание.

Точность выполнения нотных знаков, тщательность в метро-ритмическом

отношении, выполнение точной артикуляции, аппликатуры, должны

соблюдаться при разборе любых произведений. К этому следует добавить

внимание к фразировке, иначе игра ученика будет лишена всякого смысла.

Надо приучить детей видеть начало каждой фразы, почувствовать ее

вершину и окончание. ( К этому мы должны стремиться в своей работе).

Нередко, не успев дослушать фразу, ученик «набрасывается» на следующую,

не слышит цезур между ними, не чувствует грани более крупных

построений. Причина заключается в непонимании «дыхания» в музыке.

Однако, роль его очень велика, и требуемые от ученика при разборе

осмысленность фразировки всегда будет связана и с правильным ощущением

дыхания.

Углублённое изучение текста всегда будет связано и с последующей

работой над произведением. Поэтому, уже умея играть его на память,

обязательно следует учить по нотам, вчитываясь, вдумываясь во все детали

текста. Механическое заучивание текста путем многократного проигрывания

произведения основано, главным образом, на моторной памяти, которая

легко может изменить исполнителю при волнении. Моторная память нужна,

как фактор, дополняющий активное заучивание. А это запоминание

неразрывно связано с музыкой, с обязательным вслушиванием в звучание

мелодии, сопровождение, в гармонические обороты, в те или иные детали

формы, в развитие данной музыкальной мысли. Иногда, при запоминании

гармонической фигурации, полезно заставить ученика играть данный

отрывок аккордами, выявить гармоническую основу построения, услышать

линию баса.

Учить произведения на память лучше по отдельным эпизодам, частям, в

медленном темпе, переходя затем к соединению этих частей в более крупные

и далее - также к медленному и сознательному исполнению наизусть всего

произведения. «Если человеку, когда он играет наизусть, сказать - играй

медленнее, и ему сделается от этого труднее, то это первый признак, что он,

собственно, не знает наизусть, не знает той музыки, которую играет, а просто

наболтал ее руками. Вот это набалтывание – величайшая опасность, с

которой нужно постоянно и упорно бороться…» (с) А.Б. Гольденвейзер.

Знание музыки идет впереди ее технического освоения, нередко

требующего более продолжительного времени для автоматизации

необходимых движений и двигательных навыков.

В любом произведении надо выявить как относительную законченность,

так и взаимосвязь основных его частей, показать музыкально-

художественный смысл каждой, в то же время ощутить и дать почувствовать

слушателю единство целого, его развитие.

Важно развивать

Ход урока:

История создания цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

Фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года» создан по

заказу издателя журнала «Нувелист» и основателя нотоиздательской фирмы

М.И. Бернарда. В журнале печатались новые сочинения русских и

зарубежных композиторов. П.И. Чайковский сотрудничал с этим журналом и

в 1875году получил заказ на фортепианный цикл.

Сборник «Времена года « состоит из 12 пьес, небольших музыкальных

зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года. Средствами

музыкальных звуков композитор рисует картины природы или душевное

состояние человека в определенную пору года. Очень точно переданы

малейшие изменения настроения в природе, в душе человека, чему

соответствует поэтический эпиграф, который помогает настроиться на

картину.

Итак, обратимся к пьесе «Песнь жаворонка»

Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

А. Н. Майков

Пение жаворонков в России связано с наступлением весны. Пробуждение

природа от зимней спячки, яркое солнце, прозрачный воздух, голубое небо,

таяние снега, щебетание птиц- все это отображается в музыке и живописи, в

стихах.( Пример из сборника «Чиста небесная лазурь»).

Лирическая мелодия весны и трели, имитирующие трели жаворонка - вот

основные темы этой пьесы.

Музыка П.И. Чайковского очень живописна, столько в ней красок,

оттенков, глубины чувств. Работая над пьесой, полезно прослушать ее в

исполнении пианистов, особенно в исполнении симфонического оркестра.

В «Песне жаворонка» мы слышим проведение тем у различных

инструментов оркестра: кларнета, низких струнных, флейты…

Это помогает в работе над звуком, дыханием в музыке.

Детям, живущим в сельской местности, все приметы прихода весны в

природе знакомы очень хорошо. А знакомство со стихами и картинами

русских художников еще более глубоко дадут возможность прочувствовать

настроение музыки (выдержки из стихов, иллюстрации картин).

Чтобы воплотить художественный образ в исполнение произведения, нужно

умело справиться с техническими задачами пианиста.

В работе над исполнением произведения мы определяем несколько задач:

выразительное исполнение мелодии ( выразительное исполнение штрихов,

динамики), умелое исполнение аккомпанемента - гармонической основы,

аккуратная работа педали.

Определяем строение произведения: 3х частная форма.

После разбора пьесы, в первую очередь, работаем над левой рукой. Слушаем

гармонии, соединяя бас со средним голосом. Выстраивая мелодическую

линию, добавляем педаль, которая не сразу получается. Очень важно

услышать в пьесе тему и провести ее в разных голосах различным тембром.

( вот здесь и помогает нам звучание оркестра). Важно дослушивать каждую

фразу, показать ее кульминацию, окончание.

О чем рассказывает музыка каждой части? Для фантазии здесь большое

поле деятельности: 1 раздел вводит нас в атмосферу тишины и покоя,

возможно, это утро, это начало каких-то событий, это состояние

умиротворения, неторопливого течения мыслей (в левой руке звучит

вступление, как бы покачивающиеся гармонические созвучия, которые

полезно поиграть и послушать, исполняя аккордами); 2 раздел будит

радостным пением жаворонка, его трелями ( форшлаги в музыке нужно

исполнить ловко, четко, звонко, почувствовать смену гармонии в окончаниях

эпизодов, обратить внимание на точность аппликатуры);

3 раздел- реприза в музыке, говорит об окончании дня, о воспоминании о

прошлом.

Нежно и звонко разливаются трели птиц над полями. Слушаешь и

ощущаешь весеннее солнце, прозрачный и чистый воздух, уже начал таять

снег и вся природа ждет настоящей весны. П.И. Чайковский своей музыкой

передает прозрачность мартовского воздуха, яркость солнечных лучей на

белом снегу, ожидание тепла, которого еще не много в этот мартовский день.

Заключение.

Пьесы из цикла П.И.Чакйковского «Времена года» исключительно полезны

для художественного и пианистического развития обучающихся.

В них показано как композитор любил свою Родину, русского человека,

русский склад ума, русские обычаи.

Концертное исполнение пьесы ученицей.

Используемая литература:

Н. Любомудрова « Еще о работе над музыкальным произведением»

Стихи русских поэтов.

Л.Жукова Стихи русских поэтов «Чиста небесная лазурь» изд. «Белый город»

2008г.

Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»,1965г

А. Гольденвейзер «О музыкальном исполнительстве» ,1958г.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники