Автор: Пономарева Вера Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 410
Населённый пункт: Пушкинский район Санкт- Петербург
Наименование материала: технологическая карта урока Русского языка
Тема: " Имя числительное."
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Класс: 4 «Г»
Учитель: Пономарева Вера Михайловна
Тема урока «Имя числительное. Простое, сложное, составное»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительные
Задачи урока
Дидактические:
1.
Ознакомление с простыми, сложными и составными числительными;
2.
Формирование умений различать числительные по строению, правильно писать их и произносить.
Развивающие:
1.
Развивать умение создавать текст на заданную тему с числительными, правильно употребляя их окончания;
2.
Развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные:
1.
Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
2.
Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап
Образо
ватель
ная
цель
Форм
ы,
метод
ы и
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Планируемые
результаты
(П, М, Л)
Дидактические
средства и
интерактивное
оборудование
Самоопределение к деятельности
(1-2 мин)
Включение в учебную деятельность на
личностно -значимом уровне
Словесный (психологиечский
настрой, эпигра)
Ф
Осуществляет психологический настрой учащихся на
продуктивную работу на уроке.
- Здравствуйте, ребята.
- Хочу начать урок с эпиграфа. Прочитайте его.
- «На уроках русского языка формируется личность с
ценностным взглядом на родной язык, постоянным
стремлением совершенствоваться в знаниях и умениях.»
- Как вы его понимаете?
Ответное приветствие
Отвечают. (Русский язык всегда
важен, изучая его, мы совершен-
ствуемся, становимся более гра-
мотными)
Л.: мотивация к
учебной деятельности
Актуализация знаний и мотивация
(4-5 мин)
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий
Практический (стихотворение), проблемный, моделирование (аналитический), Ф
1. Задает задание для дальнейшей работы
- Ребята, запишите число в тетради. Сегодня двенадцатое
мая. Сидите прямо, держите ручку правильно. Определи-
те часть речи слова двенадцатое .( Один ученик.) А какое
ещё это слово?
Минутка чистописания
Записали это слово ( целую срочку)
- Запишите предложения, меняя цифры на слова.
Сделайте синтаксический разбор предложений.
100рож построил про100рный дом.
Ча100 3 40ножки бродят у него под 100лом.
-Что в этих предложениях интересного? Какая часть речи
вам встретилась? Какое это числительное?
2. Организует самооценивание деятельности.
- Сегодня на уроке я приготовила вам карту успеха, куда
вы будете записывать баллы за правильно выполненное
задание. Критерии оценивания такие: правильно
выполнено – это 2 балла, допущено 2-3 ошибки – это 1
балл.
Задает вопрос и предлагает задание на новое понятие,
изученное раньше.
- Ребята, а что же такое имя числительное? Посмотрите
на слайд и вставьте пропущенные слова. Отвечаем по
руке.
-
Имя числительное - _____ часть речи, которая обозначает
______ предметов, ____ их при счете. По значению имя
числительное делится на _______ и ______. ______
числительные отвечают на вопрос ________, _____
числительные отвечают на вопрос ________.
- Молодцы.
3. Создает проблемную ситуацию.
-Давайте откроем учебники на странице 112, упр-е 188.
Прочитаем задание.
- Начинаем по цепочке, читаем слово и выделяем в нем
корень.
- Что мы с вами заметили в этих словах?
- Давайте распределим эти слова в группы. Как вы
думаете, по какому признаку?
- Верно. Но я приготовила вам еще некоторые слова
(распечатка на доске), которые вы также должны
соотнести в какую-либо группу.
Выполняют. (Имя числительное)
-
словарное
Списывают.
Отвечают. (Имя числительное.
Количественное)
Отвечают. (самостоятельная,
количество, порядок,
количественные и порядковые,
кол-ые, сколько, пряд-ые,
который)
Читают.
Выполняют.
- У некоторых 2 корня
- Слова с 1 корнем, 2 и более
П: извлечение
необходимой
информации
П: анализ, синтез,
сравнение, обобщение
Презентация
Презентация
Учебное
пособие
Постановка учебной задачи
(4-5 мин)
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
Словесный (беседа, рассуждение), Ф
4. Предлагает сформулировать тему и цель.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Какую цель мы с вами можем поставить?
5. Вовлекает учащихся в определение
последовательности действий на уроке.
- Давайте составим план. Я подготовила вам опорные
слова, а вы должно продолжить:
1. Узнать…
2. Находить…
3. Закрепить…
Отвечают.
- Имя числительное.
- узнать, какие имена
числительные бывают по
строению
- Узнать, какие бывают имена
числительные, находить эти
имена числительные в тексте,
закрепить новый материал
П: постановка и
формулирование
проблемы
Р: целеполагание
Презентация
"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
Словесный (частично-поисковый), репродуктивный (объяснительно-иллюстративный), Ф, П
- Посмотрите, как мы распределили с вами слова на
группы. Как вы думаете, как можно назвать каждую из
этих групп? Например, как называется группа, где один
корень? Или два?
- Давайте посмотрим, что нам дает учебник, какие
числительные бывают по строению.
- Ребята, я предлагаю вам рассказать это друг другу еще
раз, чтобы вы запомнили.
Осуществляется проверка материала.
- Я спрошу пару человек. Что тебе рассказал твой сосед?
Какие имена числительные называются простыми?
- Правильно. Следующая пара, расскажи, какие
числительные бывают сложными?
- И еще одна пара. Какие числительные составные?
- Вы совершенно правы.
- Давайте с вами проверим, как вы запомнили строение
имен числительных. Упражнение 189. Прочитайте его.
- Составьте по 3 примера на каждое строение. Запишите
примеры у себя в тетрадях, прочитайте их соседу, а ваш
сосед должен назвать, какие строения вы использовали в
данных примерах. И наоборот. Выполняем.
- Ребята, кто хочет прочитать нам свои примеры, а ваши
одноклассники определят, какие числительные вы
использовали.
- Вы большие молодцы. Обратимся к нашей карте успеха.
Какой вывод мы можем сделать с вами по первому и
второму заданию? Чему вы узнали, научились? Что вы
умеете?
- Верно. Отметьте свой балл. Напомню, 2 балла – не было
ошибок, 1 балл – есть несколько ошибок.
ФИЗМИНУТКА
1.
Самолёты загудели
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели
(руки в стороны, наклоны вправо, влево).
На поляну тихо сели
(приседают, руки на колени).
Предполагают.
Читают.
Рассказывают.
Отвечают. (простые – это те, где
есть один корень)
(Где есть 2 корня)
(Такие числительные состоят из
нескольких слов)
Выполняют.
Один ученик выходит и читает,
другие определяют строение.
Отвечают. (умеем определять
строение имени числительного:
простое сложное, составное)
Р: познавательная
инициатива
П: поиск
необходимой
информации
П: анализ, синтез,
обобщение
Учебное
пособие
Учебное
пособие
Первичное закрепление
(4-5 мин)
Усвоение нового способа действий
Практический (упражнение) Ф, И
Предлагает выполнить упражнение по конкретизации
первичных знаний.
- Давайте обратимся к учебнику. Упражнение 191.
Прочитайте задание.
- Итак, ребята. Кто хочет прочитать первый вопрос и
ответить на него?
- Назови имена числительные, которые ты употребил.
Какие они по составу?
- Запишите все свой ответ в тетради, подчеркните имя
числительное и укажите какое оно по составу.
Организует проверку.
- Вы большие молодцы! Кто назовет мне еще раз, какие
числительные мы с вами употребляли? И почему именно
они, а не другие?
Читают.
Отвечают.
Отвечают.
Р: выполнение
учебного действия
К: выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и
точностью
К: аргументация
своего мнения
Учебное
пособие
Самостоятельная работа с взамопроверкой
(4-5 мин)
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная
рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха
Практический (упражнение), И
Осуществляется самостоятельная работа с
взаимопроверкой.
- Посмотрите на свои парты, у каждого лежит листок, где
написаны вопросы, на которые вам нужно ответить,
используя числительные.
- На работу у вас есть 4 минуты. Время пошло.
1) Сколько лет жили старик со старухой в сказке «Сказка о
рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина?(30 лет и 3 года)
2)Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто
меняющего свои решения?(семь)
3) Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
(семь)
4) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни
одного не догнать?(два)
Сверка с эталоном.
- Ребята, а теперь поменяйтесь листочками с соседом.
Сверьте с эталоном на экране вопросы. Если правильно,
поставьте + за каждый правильный ответ. Внимательно
проверяйте, правильно ли ваш сосед ответил и написал
имя числительное. Если есть вопросы, задавайте.
- Посмотрите, какого числительного не хватает.
Придумайте и допишите.
- Обратимся еще раз к нашей карте успеха. Оцените свою
работу по тому, как проверил ее ваш одноклассник. Если
у вас не было ошибок, то вы ставите себе 2 балла, если у
вас допущены ошибки – ставьте 1 балл.
- Что каждый из вас сейчас умеет, исходя из задания?
Выполняют работу.
Проверяют друг у друга работы.
Отвечают. (Умею писать имена
числительные в нужном
строении)
П: построение
логической цепи
рассуждения
Раздаточный
материал
Включение в систему знаний, повторение
(7-8 мин)
Включение"открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
Практический (упражнение), взаимопроверка, Ф, Г
Учащимся работа в группах, задание по пройденной теме.
- А теперь вам предстоит работа в группах. Вам нужно в
таблицу вписать предложенные числительные,
распределив их по разряду и составу. Будьте
внимательны. Давайте мы с вами вспомним правила
работы в группе.
Числительные
Простые Сложные
Составные
Количествен-
ные
Шесть
Сто
Одинна-
дцать
Двенадцать
Пятьсот двадцать
семь
Порядковые
Четвер-
тый
Сотый
Пятидеся-
тый
Восьми со-
тый
Триста девяносто пер-
вый
Проверка с эталоном.
- Давайте сверим с тем, что на экране.
- У какой группы сделано по-другому?
- Давайте рассуждать. Какая из групп хочет обосновать
нам, почему они распределили имена числительные
именно так?
- Какие словарные слова вы заметили?
- Кто-то считает по-другому? Таких нет. Значит, вы
сделали всё правильно! Молодцы. Оцените свою работу в
группе. Если вы соотносили слова, помогали, ставите 2
балла, если вы не сильно помогали группе – ставьте 1
балл.
(
Говори спокойно ясно, только по
делу. Точно выполняй
возложенную на тебя роль. Каждый
работает в группе.)
Выполняют работу в группах.
Один из представителей группы
высказывает мнение своей
группы. (Пять и сто – 1 корень,
пятьдесят, пятьсот – 2 корня,
пятьсот пятьдесят пять –
несколько слов и т.д.)
- одиннадцать, двенадцать,
двадцать
Отмечают.
Р: познавательная
инициатива, волевая
саморегуляция
Л:
смыслообразование
Раздаточный
материал
Рефлексия деятельности
(2-3 мин)
Самооценка результатов деятельности, осознание метода
построения, границ применения нового знания
Словесный (аналитический)
Задает вопросы по пройденной теме.
- Давайте с вами вспомним, какая тема урока у нас была?
- Какую цель мы с вами ставили? Достигли мы ее?
- Давайте вспомним про наш план на урок. Все ли пункты
мы с вами выполнили?
- Отлично. А теперь давайте подсчитаем ваши баллы в
карте успеха. Кто набрал 6 баллов, поднимите руку
- Кто набрал 4-5 баллов?
- Давайте оценим работу всего класса.
- Ребята, вы большие молодцы. Вы изучили очень
интересную и важную тему. Вы сегодня хорошо
поработали. Спасибо за урок.
Дом.задание с.113, № 192, Правило с. 113.
Отвечают. (Имя числительное)
(Да)
(Да)
Поднимают.
Оценивают.
П: рефлексия
способов и условий
действий
К: выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и
точностью