Напоминание

Кто что ест? Цепи питания.


Автор: Бринюк Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2 УИИЯ
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Конспект
Тема: Кто что ест? Цепи питания.
Раздел: начальное образование





Назад





Тема: Кто что ест? Цепи питания.

Цели урока:
-сформировать у учащихся понятия о группах животных по типу питания, о цепи питания; дать представление о взаимосвязи животных и растений в природе; - развивать операции логического мышления : анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; создать благоприятные условия для изучения новой темы за счёт использования информационных технологий и кинезиологических методов обучения; -воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Ход урока:

1. Орг. момент
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
2. Актуализация опорных знаний.
?????? - Ребята, давайте проверим ваши знания по теме, изученной на прошлом уроке. Тест ( на столе у детей карточки, надо поставить + или -) 1. Животные, у которых 6 ног, это ракообразные? (нет - ) 2. Животные, у которых кожа голая, нежная, это земноводные? (да +) 3. Пауки – это насекомые? (нет -) 4. Животные, тело которых покрыто шерстью – это млекопитающие? (да +) 5. Тело рыб покрыто чешуёй? (да +). Взаимопроверка – по слайду. -Поднимите руку, у кого всё верно. Молодцы! У кого были ошибки – повторите дома изученные темы.
3. Сообщение темы урока.
Слайд № 2 (фото животных) - На какие группы можно разбить этих животных?
(звери, птицы).
Докажите. - А ещё?
(земноводные)
- А я предлагаю разбить их на 4 группы: 1) заяц, лось 2)дятел, жаба 3) лиса, волк 4)медведь, ёж
- Как вы думаете, почему именно так? - Если присмотреться к пище этих животных, то их можно разделить на 4 группы - Прочитайте тему урока. - Кто что ест? Цепи питания. На какие вопросы мы должны будем ответить в конце урока ? - Кто что ест? Что такое цепи питания?
4. Работа по теме урока.
Работа в группах: (
1 группа
– заяц, лось;
2 группа
– дятел, жаба;
3 группа
– лиса, волк;
4 группа
– медведь, ёж) - Повторим правила работы в группах (слайд)


КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ.
1. Работать дружно. 2. Спокойно высказывать своё мнение и выслушивать мнение других, не перебивая. 3. Вместе находить правильное решение. 6. Говорить коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
Задание
: у вас на столах по 2 карточки с изображением животных. Вы должны, используя учебник, энциклопедии, узнать, чем и как питаются эти животные. Как называется группа животных, к которым они относятся. * От каждой группы выступает 1 человек (слайды)
Выводы:

1 группа
– растительноядные животные. Им нужна растительная пища. Это растения, листья, тонкие ветки, кора, ягоды, грибы, орехи. К растительноядным животным относятся ….
2 группа
– хищные животные или хищники. Это животные питающиеся другими животными. К хищникам относятся ….
3 группа
- насекомоядные животные. Их пища насекомые. К насекомоядным животным относятся ….
4 группа
- всеядные животные. Они едят и растительную пищу и животную пищу. К всеядным животным относятся …. - Итак, мы знаем по способу питания 4 группы животных. Какие? - Кстати, а каких из рассмотренных нами животных можно встретить в нашем лесу? (НРК)

5. Физминутка ( под музыку)

-
А сейчас мы превратимся в зверей. Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте.)
Вот лиса идет по лесу. Кто там скачет, интересно?
(Ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос.
(Потягивания – руки вперед.)
Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе?
(Прыжки на месте.)
Тренировки помогают! И зайчата убегают.
(Бег на месте.)
Вот голодная лиса
(Ходьба на месте.)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх.) Тяжело вздыхает,
(Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. Ребята, а к какой группе животных относится лиса? Заяц?
6. Включение в систему знаний и повторение.
- Давайте закрепим наши открытия и выполним задание в тетради № 1, стр. 27 (дети работают самостоятельно)

- Поставьте рефлексии.
Зеленый кружок – разобрался сам, желтый кружок – разобрался с помощью, красный кружок – не понял. -У кого зелёный кружок? Молодцы. -У кого жёлтый кружок? Значит, вы где-то были невнимательны. -Красный? Таких нет.
Цепи питания:

-
Посмотрите на тему урока. - Что ещё мы не рассмотрели? - О чём будем говорить? (Цепи питания)
-
Животные питаются растениями, насекомыми или другими животными и ученые говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Учитель:
- Я предлагаю вам поработать в группах. Цепи питания – это связи живого по питанию. У вас на столе 3 полоски: зеленая – сосна, красная – дятел, желтая – жук – короед. Склейте полоски, чтобы у вас получилась цепочка. В какой последовательности вы это сделаете? Как по цвету будет выглядеть ваша цепочка?
Ученик:
- Зеленая, желтая, красная.
Учитель:
А что произойдет, если уберем одно звено цепочки? Например насекомых?
Ученик:
Дятлу нечем будет питаться. Значит, он погибнет, а за ним и деревья, так как их съест жук – короед.
Учитель:
Молодцы ребята. Вы сами сделали еще одно маленькое открытие для себя. Нельзя нарушать экологическое равновесие. - Теперь склейте следующую цепь питания. Рожь, змея, мышь. (Дети работают самостоятельно). - Что у вас получилось?
Ученик:
обратимся к нашему главному помощнику – учебнику. Расскажите, опираясь на него, о цепях питания.
Учитель:
Ребята, какое же первое звено в цепи питания? А какое последнее?
Ученик:
Первое – растения, последнее – хищник.
Учитель:
В основе любой цепи питания лежит растения. Растения строят свой организм из воздуха, почвенной влаги и растворённых в ней веществ, используя энергию солнца. Растения дают другим животным пищу и кислород. А животные едят готовую пищу – растения или других животных.
7. Итог урока.

Учитель:
На какие группы делятся животные в зависимости от их питания?
Ученик:
Животные делятся на растительноядных, насекомоядных, всеядных и хищников.

Учитель:
Чтобы убедиться в том, что вы умеете относить животных к той или иной группе, я проведу игру «Растительноядные, насекомоядные, всеядные и хищные». У вас на столах карточки с названием животных. Поставьте возле названия животного букву группы, к которой оно относится: растительноядные – Р, хищные – Х, насекомоядные – Н, всеядные – В. ( Работа – групповая???) Заяц, ёж, лиса, медведь, лось, жаба, волк, дятел. Проверка по слайду.( Р, В, Х, В, Р, Н, Х, Н). У какой группы не было ошибок? Молодцы! Вы хорошо усвоили сегодняшнюю тему, ваша группа получает – 5. А как обстоят дела в других группах? (Поставить оценки).
8. Рефлексия.
- Ребята, продолжите фразы. Я узнал… я удивился…. Я понял, что….
9. Домашнее задание.

Учитель:
Кроме зверей и птиц в лесу обитают и другие животные – ящерицы, змеи, насекомые. Вот о них вы подготовите на следующий урок свои сообщения и прочитаете по учебнику статью «Доброе слово о хищниках».


В раздел образования