Автор: Шарифуллина Джамиля Артиковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"СОШ№13"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение кейстехнологии в начальной школе
Раздел: начальное образование
Мастер-класс «Применение кейстехнологии в начальных классах»
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ№13»
Шарифуллиной Д.А.
На
современном
этапе
изменилась
не
только
сумма
знаний,
необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли
в способах изучения нового.
В связи с модернизация образовательной системы - предлагаются: иное
содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем
учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить
результативно?”.
Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с
заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому
учить только традиционными методами нельзя.
Вот учителю и приходится постоянно искать
эффективные методы
обучения.
Для себя я выбрала кейс-технологии.
На сегодняшний день данные технологи широко используются в
средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.
В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов
использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной
школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере
конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую
мотивацию к учёбе.
А так как отличительной особенностью технологии обучения на
конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет
развивать такие личностные качества младшего школьника
как
способность
к
сотрудничеству,
чувство
лидерства
и
ответственности за решение группы,
и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ
деловой этики.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и
метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс-технология
предполагает значительную индивидуализацию учебного
процесса при активной позиции учащихся в процессе обучения.
Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется
индивидуальный план, каждый обучающийся получает так
называемый кейс, содержащий пакет учебных карт,
правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные
вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.
Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.
Разрабатываются квесты (интернетовское название) на разных уровнях
обучения. Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет,
тему, могут быть и межпредметными.
Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут
быть и межпредметными.
Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в
виде презентаций (в начальной школе)
Виды заданий для кейсов:
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления
материалов из разных источников в новом формате: создание
презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на
основе заданных условий.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре -
создание стихотворения, видеоролика.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов
на основе уникальных он-лайн источников.
В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые
отражают реальные жизненные ситуации;
обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление
исследовательской деятельности.
Учителя начальных классов в своей работе могут использовать
практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее
часты в жизни. По сути дела кейс создает практическую, что
называется«действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть
максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к
познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство
сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана
личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в
процессе принятия решения.
Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому
предмету,
развивает
у
школьников
такие
качества,
как
социальная
активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои
мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так
и в составе группы:
анализировать информацию,
сортировать ее для решения заданной задачи,
выявлять ключевые проблемы,
генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и
т.п.
Кроме того, дети:
получают коммуникативные навыки
развивают презентационные умения
формируют
интерактивные
умения,
позволяющие
эффективно
взаимодействовать и принимать коллективные решения
приобретают экспертные умения и навыки
учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для
решения ситуационной проблемы
изменяют мотивацию к обучению.
Требования к содержанию кейса.
В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой
включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение
определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную
проблему, так и частную задачу.
Виды пакетов кейсов в обучении:
Вводный кейс (осведомлённость о наличии проблемы, ситуации,
явления, границы рассматриваемого предмета);
Предоставление информации (знаний по теме или проблеме), в
зависимости от предмета может быть более или менее
детализированным;
Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях
неопределённости и решать проблемы с преобладанием комплексных,
необусловленных факторов);
Исследовательский кейс (схож с групповым и индивидуальным
проектом, анализирует определённую ситуацию или проблему, а
результаты этого анализа представляются в форме изложения).
Кейс, имеющий целью развитие определённых навыков (закрепляет,
тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных
ситуаций, в зависимости от характера навыков может быть более или менее
детализированным, объёмным).
Структура кейса:
Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и
более страниц) объём информации, первичных данных, образцов
документов, видеороликов, компьютерных программ и т. п.
Кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может
использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.
Кейс - практическая задача содержит небольшой или средний объём
информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны
выполнить задание по теме.
Технология организации (или модерации) деятельности по методу кейсов:
Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 3-5
человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). На нём
лежит ответственность за организацию работы групп, распределении
вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения
работы модератор делает доклад или сообщение о результатах выполненной
работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за
учителем.
Структура обучения методом кейсов
Действия преподавателя (до занятия)
Действия школьника(до занятия)
1. Подбирает кейс.
2. Определяет основные и вспомогательные
материалы для подготовки школьника.
3. Разрабатывает сценарий занятия.
1. Получает кейс и список рекомендаций.
2. Индивидуально готовится к занятию.
Во время занятия:
1. Организует предварительное обсуждение
кейса.
Во время занятия:
1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание
кейса и проблемы.
2. Делит класс на группы.
3. Руководит обсуждением кейса в группах,
обеспечивая их дополнительными
сведениями.
2. Разрабатывает варианты решений,
слушает, что говорят другие.
3. Принимает решение или участвует в
принятии решения.
После занятия:
1. Оценивает работу школьников.
2. Оценивает принятые решения или
поставленные вопросы.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе
реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение
знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на
определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не
испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается
эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.
И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать
кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение
конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего
интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к
этому нас призывает ФГОС начального образования.
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно
стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где
бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и
обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время
воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные
предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки;
создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.
Ведь погоду в классе делаем Мы с вами. Так давайте делать ее разумно,
качественно и, по возможности, солнечно.
И давайте делать только хорошую погоду!