Коррекционно-образовательные: формирование критического отношения к
своей речи; выполнение правильной артикуляции звука [л]; закрепление
навыка произношения звука [л] в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, зрительного и
слухового внимания; развитие фонематического слуха; развитие
подвижности и гибкости кончика языка, умение им управлять; развитие
словаря (изменение существительных во множественном числе,
согласование с числительными).
Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к занятиям, умения
контролировать себя.
Оборудование: зеркало, мяч, коврик «травка», предметные картинки со
звуком [л].
Ход занятия:
I.
Организационный момент.
Л.: Послушай стихотворение и скажи, какой звук ты слышишь чаще других:
Лопата копала, копала, копала,
Потом улеглась – видно очень устала.
(звук л)
Л.: Мы с тобой сегодня продолжим учиться правильно произносить звук
[л].
II.
Основной этап.
Л.: Сядем ровно, спину держим правильно, руки на коленях.
1.
Артикуляционная гимнастика.
Л.: Для начала настроим язычок на работу.
Выполняется комплекс упражнений « Сказка о весёлом язычке»:
Упражнения:
«Лопаточка» - « Иголочка»
«Качели»
«Грибок»
«Вкусное варенье»
«Лошадка»
2.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Массаж пальцев рук и ладоней. Работа с ковриком «травка».
(поглаживание, пощипование, касание коврика кончиками пальцев и
ладонью и др.)
3.
Произношение изолированного звука л.
Л.: Начинаем мы полёт
Песню самолёт поёт – л-л-л…. (показать картинку).
Рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок,
воздушная струя.
Л.: Вспомни и покажи, что делают губы, когда мы произносим звук [л]? Где
находится язычок? (Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в
верхние зубы.)
Упражнение «Летим на самолёте».
Проведи пальчиком по следу, который оставил самолёт между облаками и
гуди – л-л-л-л……
4.
Развитие словаря.
Игра «Посчитай».
Л.: Посчитай предметы от 1до 6, правильно называй звук л.
Игра «Один-много».
Л.: Я буду называть один предмет, а ты – множество таких же предметов.
Лапа- лодка- лупа-
Лампочка- ложка- лужа-
Ласточка- лошадь- луч-
Лампа-лопата- луковица-
7.
Автоматизация звука л в предложениях.
Л.: Закончи предложения словом со звуком л. (с мячом)
У кошки не ноги, а мягкие ….(что?)
Мама красит ногти…… (чем?)
Суп едят…..(чем?)
Лодочник плывёт на…..(чём?)
Лыжник едет на…..(чём?)
В лампу ввернули …..(что?)
Быстрые ноги с копытами у…..(кого?)
На дорогах после дождя остаются…..(что?)
8.
Дифференциация понятий «живые – неживые».
Л.: Назови картинки. Какие предметы живые, а какие неживые?
III. Итог занятия.
Л.: Какой звук закрепляли на занятии? Понравилось тебе занятие?
Домашнее задание.