Напоминание

Развитие творческой индивидуальности учащихся в процессе обучения по ДО программе "Наследие предков: Радуга плетения"


Автор: Рябова Лидия Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ГДТ "Академия талантов"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие творческой индивидуальности учащихся в процессе обучения по ДО программе "Наследие предков: Радуга плетения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие творческой индивидуальности учащихся в процессе обучения по

дополнительной образовательной программе «Наследие предков: Радуга плетения».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наследие предков:

«Радуга плетения» художественной направленности,

являясь прикладной, носит

практико-ориентированный характер. Программа создаёт благоприятные условия для

развития познавательной активности и интереса к народному искусству и направлена на

овладение обучающимися основными приёмами техники плетения, активное приобщение

детей к художественному творчеству.

В

настоящее

время

актуальной

стала

проблема

сохранения

культурной

и

исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных

ценностей ненецкого народа и народов, проживающих на территории Ямало-Ненецкого

автономного округа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный

быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции.

Плетение и ткачество – древнейшие виды ремесла. Ткачество возникло как

эволюция плетения. Имея многовековую историю, данный вид деятельности развился от

бытового и в некотором роде потребительского до самостоятельного вида творчества и

даже искусства. Сегодня можно с полной уверенностью говорить о том, что плетение,

ручное ткачество подразумевает под собой проектно-художественную деятельность по

созданию текстильных изделий. Помимо того, что получившиеся предметы имеют

прикладную направленность, они (точнее, весь процесс их создания) развивают

художественно-эстетическую сторону обучающихся, знакомят не только с ручным

трудом, но и с культурными ценностями. Это, в свою очередь, поможет повысить престиж

старинного ремесла, его преемственность в будущих поколениях.

Обучение детей различным видам ремесла - плетению и ткачеству, включающих в

себя различные виды этого искусства, способствуют дальнейшему развитию ремесла, не

дают прерваться традиции, воспитывают трудолюбие, упорство, уважение к мастерам

(любых профессий), вкус. На занятиях ребята занимаются плетением изделий в различных

техниках, создают своими руками поделки, сувениры, украшения для декора и украшения

интерьера и все, что подскажет фантазия.

Приобщение

к

основам

традиционных

ремесел

осуществляется

через

адаптированный для данного возраста теоретический материал и разнообразные

практические

задания.

Знакомство

с

каждым

из

видов

традиционных

ремёсел

сопровождается исторической справкой, включающей описание каждого ремесла по

следующим пунктам: традиционные места бытования, характеристика используемого

природного материала, основные приемы и навыки (технология) работы с материалом,

перечень

основных

изделий

данного

вида

ремесла,

имена

известных

мастеров

декоративно-прикладного творчества.

Новизна программы основана на комплексном подходе в изучении (как с точки

зрения исторического прошлого ремесла, так и с точки зрения современного искусства)

процесса

плетения,

используя

национальный

колорит,

свойственный

народам,

проживающим на территории ЯНАО.

В последние годы возникла тенденции к популяризации ручного труда и к

возрождению старинных ремесел. Это, а также социальный запрос со стороны

обучающихся, обуславливают актуальность программы «Радуга плетения».

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она

позволяет в системе дополнительного образования эффективно сохранять, развивать и

внедрять национальную культуру народов Севера на основе декоративно-прикладного

искусства.

Целью

данной

программы является

развитие

творческих

способностей

обучающихся в процессе формирования навыков овладения основными приемами

техники плетения и ручного ткачества из различных материалов.

Для достижения данных целей необходимо решение таких задач, как изучение

максимально большого количества видов и способов плетения, известных в нашем

регионе, знакомство с историей ремесла и состоянием этой сферы деятельности на

сегодняшний день, знакомство с современными мастерами, обеспечение подходящих

условий для полноценных занятий.

Задачи:

Воспитательные:

способствовать формированию уважительного отношения к другому мнению,

истории и культуре других народов через декоративно-прикладное искусство;

способствовать формированию эстетических потребностей, ценностей, чувств;

Развивающие:

развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях;

Образовательные:

познакомить детей с народными промыслами коренных народов Ямала;

способствовать формированию у обучающихся базовых представлений о плетении

(в том числе о ручном ткачестве), как ремесле и виде творчества;

познакомить с различными видами, техникой и алгоритмом составления схем

плетения изделий, дать основы технологической грамотности;

обучить технологии плетения различных изделий с применением разнообразных

материалов и инструментов.

способствовать формированию умения в рамках совместной деятельности

слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии;

сформировать навыки выполнения последовательности действий на занятии и

умений их оценивания;

сформировать умения выполнять задания по предложенному алгоритму.

Формы контроля и оценочные материалы

Проверка результатов обучения проходит в течение всего года при выполнении

образцов. Оценка проделанной обучающимся работы предполагает главным образом

профессиональный совет, поддержание достижений, поощрение творческой инициативы.

В процессе обучения педагог контролирует качество выполняемых заданий по

каждой теме, умение ученика самостоятельно довести работу до конца, активность

участия в обсуждении готовых работ и в устных опросах, уровень самостоятельности при

выполнении изделий.

Проведение просмотров детских работ, даже в незавершенном виде даст

возможность и педагогу, и ребенку увидеть динамику развития работы, а также дать

индивидуальные профессиональные советы и пожелания обучающемуся в дальнейшей

деятельности и лучшим образом завершить работу.

Представление работ к участию в выставках и конкурсах детского творчества,

участие работ в фестивалях и праздниках, дает возможность учащимся повысить

творческую активность и стимулирует их желание создавать новые работы.

Виды контроля:

- Вводный контроль (проверка знаний обучающихся на начальном этапе освоения

программы). Проводится в начале учебного года. Педагог определяет степень мастерства

ребёнка в рукоделии при выполнении первых работ.

- Итоговый контроль.

Заключительное подведение проверки знаний, умений,

навыков к последнему занятию. Активность участия в итоговой выставке творческих

работ и результаты участия в институциональных, городских конкурсах и выставках.

Критерии

оценки

планируемых

результатов

освоения

программы.

Оценки

выставляются по пяти бальной шкале: от слабой заинтересованности и выполнении

учебной программы (1 балл) до демонстрации высокой заинтересованности в учебной и

творческой деятельности, составляющей содержание программы (5 баллов).

Кроме этого, педагог проводит анкетирование воспитанников и их родителей на

предмет их удовлетворенности образовательным процессом в детских творческих

объединениях, работающих по данной образовательной программе.

Личностные изменения воспитанников диагностируются с помощью следующих

методик:

диагностика личностного роста школьников. Степанов П.В., Григорьев Д.В.,

Кулешова И.В.;

диагностика интересов;

методика диагностики саморазвития;

исследования уровня креативности;

диагностика нравственной воспитанности. Макарова Т.А.

Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса.

Форма обучения – очная.

Методы обучения - при реализации программы используются как традиционные

методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, так и

нетрадиционные: частично-поисковый, проблемный, проектный.

Словесные.

Рассказы

о

возникновении

народных

промыслов.

Различные

технологии, применяемые в художественной обработке дерева. Беседы о народных

мастерах. Инструкции, которые применяются при работе с деревом. Правила техники

безопасности при работе в столярной мастерской. Пооперационный разбор предстоящей

задачи.

Наглядные.

Показ образцов изделий из дерева, выполненных с помощью

различных технологий. Демонстрация слайдов или видеороликов. Демонстрация готовых

изделий, выставки. Использование наглядных пособий (схемы, шаблоны, цветовой круг и

т.д.). Просмотр книг, альбомов, различных журналов, изделий, изготовленных детьми.

Практические операции. Упражнения, применяемые при выполнении той или иной

операции. Отработка навыков выполнения ручной и механической обработки дерева.

Последовательная обработка технического узла. Способы правильного выполнения

различных операций. Требования к высокому качеству выполнения операций. Способы

достижения качества выполнения изделий из дерева.

Аналитические. Самоконтроль во время выполнения операции. Получение того или

иного результата. Самооценка. Коллективный разбор выполнения изделия по теме.

Сравнение своей работы с предложенным образцом. Ответы на вопросы преподавателя.

Оценка работ детей преподавателем. Анализ выполнения работы и продвижение ребенка с

одного уровня на другой. Похвала как обязательный элемент поощрения, даже если

ребенок не достиг высоких результатов. Оформление мини-выставок по пройденным

темам. Участие в выставках декоративно-прикладного творчества различного уровня.

Формы организации образовательного процесса – занятия организуются с учетом

разного уровня подготовки детей, возрастных и гендерных особенностей контингента

объединения; предусматривают коллективную, групповую и индивидуальную формы

работы.

Формы организации учебного занятия – выбор формы организации учебного

занятия зависит от содержания учебного материала, подготовки обучающихся и

результата, который должен быть получен по итогам изучения того или иного материала.

Диапазон форм, которые могут быть использованы для организации учебного

занятия в дополнительном образовании, широк. Остановимся на нескольких, которые

представляются нам наиболее целесообразными и эффективными:

беседа

применяется

с

целью

активизации

умственной

деятельности

обучающихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления

полученных ранее;

учебное

занятие

основная

традиционная

форма

учебного

процесса,

используется педагогом при изучении нового учебного материала, закреплении знаний и

способов деятельности, а также при проверке, оценке, коррекции знаний и способов

деятельности (если нецелесообразно использовать нетрадиционные формы);

творческая мастерская – нетрадиционная форма организации образовательной

деятельности, в рамках которой обучающиеся выполняют практические задания: создают

творческие

продукты,

отрабатывают

умения

и

навыки

работы

со

столярным

инструментом;

творческая лаборатория – нетрадиционная форма организации образовательной

деятельности; используется педагогом для того, чтобы обучающиеся овладели новой

учебной информацией, знаниями опытным, экспериментальным путём или в ходе

исследования технического материала;

вернисаж – выставка творческих работ, на которой присутствуют специально

приглашённые лица;

игра-путешествие

- нетрадиционная форма организации образовательной

деятельности, в процессе которой обучающиеся, посещая интересные места (реальные,

виртуальные, воображаемые) в игровой форме получают новые знания, умения и навыки,

формируют новые компетенции;

виртуальная экскурсия – форма организации образовательной деятельности,

отличающаяся

от

реальной

экскурсии

виртуальным

отображением

реально

существующих объектов (музеи, парки, картины, памятники архитектуры и т.д.).



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники