Авторы: Красилова Ирина Валерьевна, Босенко Дмитрий Владимирович
Должность: Директор, Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦТиР №1
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование процесса студийной записи голоса в ходе обучения эстрадному вокалу»
Раздел: дополнительное образование
Использование процесса студийной записи голоса
в ходе обучения эстрадному вокалу
Начнем с того, что слово «вокал» в переводе с итальянского « voce» означает
«голос». Мы рассматриваем вокал как технологический процесс художественного
пения. Потому что искусство пения – это образы и эмоции, это процесс, в котором
участвует не только звук, но и осмысленное слово. Каждый вокалист должен владеть
вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Чтобы управлять
голосом, необходима постановка голоса, овладение различными приемами пения, а
затем уже возможно формирование сценического образа и манеры исполнения.
Голос – универсальный инструмент, и поэтому урок вокала проходит в
индивидуальной форме, то есть, преподаватель работает на уроке с одним учеником.
Кроме
преподавателя
еще
должен
быть
концертмейстер
-
человек,
аккомпанирующий ученику, то есть играющий на музыкальном инструменте, в
основном, на фортепиано. Зачастую эти функции совмещает преподаватель.
Причины разные – банальная экономия часов, то есть денег, которые идут на оплату
работы концертмейстера. Или это нехватка специалистов концертмейстеров.
С одной стороны, когда преподаватель сам играет на уроке, время
используется оптимально – нет необходимости объяснять и ставить задачи
концертмейстеру. Особенно, если ученик занимается эстрадным вокалом, и
репертуар исполняет под фонограмму. В идеале, на уроке должен быть и
преподаватель, и концертмейстер. В нашей студии «Золотой камертон» помимо
преподавателя Людмилы Владимировны, находится концертмейстер – Дмитрий
Владимирович, который владеет навыками игры на фортепьяно и умеет пользоваться
программами для записи и сведения голоса, а также вносит изменения в
аранжировку произведений и редактирует музыкальный материал.
И в идеале ученик должен овладеть на уроке:
— теорией и методикой пения
— комплексом вокально-технических упражнений для развития голоса,
направленных
на
выработку
точной
интонации,
расширения
диапазона,
подвижности и гибкости голоса
— навыками певческого дыхания
— работать над усовершенствованием артикуляции и дикции
— изучать строение голосового аппарата, иметь представление о певческой
установке, типах атаки звука, о резонаторах, знать правила гигиены и охраны голоса.
Вот чем должны заниматься на уроке вокала.
Я как звукорежиссер студии «Золотой камертон» пришел к выводу, работая
много лет там, что в ходе записи песен, ученики лучше запоминают материал и
формирование вокального аппарата идёт быстрее. При записи голоса учащиеся
видят все свои ошибки, неточности. Сравнивают голос не редактированный
(неисправленный) и редактированный специальными программами («Cubase» и
другие). И на ошибках учатся. И уже при живом пении стараются не допускать
фальшивых нот, поют точнее. Работа в студии идёт на пользу ученикам и облегчает
процесс понимания вокального материала.
После того как песня "впета" можно идти в студию звукозаписи. Там люди
находится в специальной комнате для записи, они надевают большие наушники, там
они слышат музыку и свой голос. Когда ученики приходят в студию в первые, то
ловят очень необычные ощущения от такого процесса записи, голос слышен и виден
как на ладони и все огрехи тоже.
И потом начинается запись, настройка звука, чтоб всем было удобно
ученикам и звукорежиссёру.
Если нужно подправить ноты или ритм, это не проблема, звукорежиссёр
может это сделать. Наложить нужные эффекты, сделать голос по громче, объемнее -
всё это чудеса звукорежиссуры.
Выучите слова песни, выберите и запишите на флешку «минус» (музыка без
слов, большая подборка есть на сайте x-minus.me). Спойте ее несколько раз для
тренировки. Можно записать себя на диктофон телефона и отрепетировать трудные
моменты. Запись вокала является одновременно и самым сложным, и самым
интересным процессом, который должен проходить в творческой обстановке.
Необходимо запланировать достаточное количество времени для этого вида
работы. Причем, чем неопытнее вокалист, тем больше времени ему нужно, чтобы
освоиться, привыкнуть к микрофону, найти удобное положение наушников и тому
подобное.
Основным
условием
для
записи
вокала
является
подготовленное
произведение, знание текста, правильное интонирование, качественно отработанные
вокальные навыки и приёмы, расстановка дыхания, пауз и так далее. Поскольку при
записи вокала ничто не должно отвлекать исполнителя от процесса записи.
Передать настроение, характер песни, создать образ персонажа, от лица
которого она поётся, - главная задача вокалиста в студии. Важно помнить, что певец
является живым организмом, и качество вокала напрямую зависит от того, насколько
здоров, подготовлен и свеж этот организм. Связки - это мышцы, которые
необходимо подготовить не долгими простыми и эффективными распевками.
Однако следует помнить, что мышцам также свойственно уставать, и чем дольше
они находятся в работе, тем менее упругими становятся.
Добиться
от
певца
наилучшего
исполнения
помогает
в
основном
психологический аспект работы в студии. Все, что происходит при записи должно
быть направлено на создание удобной для него обстановки. В понятие "создание
удобной обстановки" входит комфортная температура в студии, удобное количество
света, баланс инструментального сопровождения в наушниках и так далее.
Есть некоторые закономерности, которые следует знать, чтобы быстро и
оперативно реагировать на проблемы, возникающие с интонацией. Если вокалист
занижает - есть вероятность того, что вокал в наушниках звучит слишком громко,
или исполнителю просто не хватает гармонической опоры в фонограмме, и стоит
сделать громче бас, гитары, клавишные, или просто приподнять в целом уровень
инструментов. Если же вокалист завышает - возможно, что в наушниках слишком
мало вокала.
Другим характерным признаком того, что певец себя плохо слышит, является
его постоянное стремление приблизиться к микрофону. Попробуйте поменять баланс
и выясните у исполнителя, что бы ему хотелось добавить или убрать для
наибольшего комфорта. И, в конце концов, если изменения баланса не помогают,
можно посоветовать снять один из наушников, чтобы он мог контролировать себя в
более привычном состоянии. При этом наушник следует обязательно сдвинуть
назад, по направлению к затылку, но не вверх или вперед, для наименьшего
проникновения звука из наушников в микрофон.
Продолжая тему комфортного самочувствия певца в студии, необходимо
упомянуть еще одну очень важную вещь - его физическое состояние. Свобода и
раскрепощение во всем теле - вот правильный подход. Работа связок (то есть мышц)
требует поддержки всего тела, как, например, в беге. Никому не придет в голову
бежать стометровку, заложив руки за спину или же скрестив их впереди. Свободное
положение рук, их раскованность - лучшая помощь связкам.