Напоминание

«Использование процесса студийной записи голоса в ходе обучения эстрадному вокалу»


Авторы: Красилова Ирина Валерьевна, Босенко Дмитрий Владимирович
Должность: Директор, Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦТиР №1
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование процесса студийной записи голоса в ходе обучения эстрадному вокалу»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование процесса студийной записи голоса

в ходе обучения эстрадному вокалу

Начнем с того, что слово «вокал» в переводе с итальянского « voce» означает

«голос». Мы рассматриваем вокал как технологический процесс художественного

пения. Потому что искусство пения – это образы и эмоции, это процесс, в котором

участвует не только звук, но и осмысленное слово. Каждый вокалист должен владеть

вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Чтобы управлять

голосом, необходима постановка голоса, овладение различными приемами пения, а

затем уже возможно формирование сценического образа и манеры исполнения.

Голос – универсальный инструмент, и поэтому урок вокала проходит в

индивидуальной форме, то есть, преподаватель работает на уроке с одним учеником.

Кроме

преподавателя

еще

должен

быть

концертмейстер

-

человек,

аккомпанирующий ученику, то есть играющий на музыкальном инструменте, в

основном, на фортепиано. Зачастую эти функции совмещает преподаватель.

Причины разные – банальная экономия часов, то есть денег, которые идут на оплату

работы концертмейстера. Или это нехватка специалистов концертмейстеров.

С одной стороны, когда преподаватель сам играет на уроке, время

используется оптимально – нет необходимости объяснять и ставить задачи

концертмейстеру. Особенно, если ученик занимается эстрадным вокалом, и

репертуар исполняет под фонограмму. В идеале, на уроке должен быть и

преподаватель, и концертмейстер. В нашей студии «Золотой камертон» помимо

преподавателя Людмилы Владимировны, находится концертмейстер – Дмитрий

Владимирович, который владеет навыками игры на фортепьяно и умеет пользоваться

программами для записи и сведения голоса, а также вносит изменения в

аранжировку произведений и редактирует музыкальный материал.

И в идеале ученик должен овладеть на уроке:

— теорией и методикой пения

— комплексом вокально-технических упражнений для развития голоса,

направленных

на

выработку

точной

интонации,

расширения

диапазона,

подвижности и гибкости голоса

— навыками певческого дыхания

— работать над усовершенствованием артикуляции и дикции

— изучать строение голосового аппарата, иметь представление о певческой

установке, типах атаки звука, о резонаторах, знать правила гигиены и охраны голоса.

Вот чем должны заниматься на уроке вокала.

Я как звукорежиссер студии «Золотой камертон» пришел к выводу, работая

много лет там, что в ходе записи песен, ученики лучше запоминают материал и

формирование вокального аппарата идёт быстрее. При записи голоса учащиеся

видят все свои ошибки, неточности. Сравнивают голос не редактированный

(неисправленный) и редактированный специальными программами («Cubase» и

другие). И на ошибках учатся. И уже при живом пении стараются не допускать

фальшивых нот, поют точнее. Работа в студии идёт на пользу ученикам и облегчает

процесс понимания вокального материала.

После того как песня "впета" можно идти в студию звукозаписи. Там люди

находится в специальной комнате для записи, они надевают большие наушники, там

они слышат музыку и свой голос. Когда ученики приходят в студию в первые, то

ловят очень необычные ощущения от такого процесса записи, голос слышен и виден

как на ладони и все огрехи тоже.

И потом начинается запись, настройка звука, чтоб всем было удобно

ученикам и звукорежиссёру.

Если нужно подправить ноты или ритм, это не проблема, звукорежиссёр

может это сделать. Наложить нужные эффекты, сделать голос по громче, объемнее -

всё это чудеса звукорежиссуры.

Выучите слова песни, выберите и запишите на флешку «минус» (музыка без

слов, большая подборка есть на сайте x-minus.me). Спойте ее несколько раз для

тренировки. Можно записать себя на диктофон телефона и отрепетировать трудные

моменты. Запись вокала является одновременно и самым сложным, и самым

интересным процессом, который должен проходить в творческой обстановке.

Необходимо запланировать достаточное количество времени для этого вида

работы. Причем, чем неопытнее вокалист, тем больше времени ему нужно, чтобы

освоиться, привыкнуть к микрофону, найти удобное положение наушников и тому

подобное.

Основным

условием

для

записи

вокала

является

подготовленное

произведение, знание текста, правильное интонирование, качественно отработанные

вокальные навыки и приёмы, расстановка дыхания, пауз и так далее. Поскольку при

записи вокала ничто не должно отвлекать исполнителя от процесса записи.

Передать настроение, характер песни, создать образ персонажа, от лица

которого она поётся, - главная задача вокалиста в студии. Важно помнить, что певец

является живым организмом, и качество вокала напрямую зависит от того, насколько

здоров, подготовлен и свеж этот организм. Связки - это мышцы, которые

необходимо подготовить не долгими простыми и эффективными распевками.

Однако следует помнить, что мышцам также свойственно уставать, и чем дольше

они находятся в работе, тем менее упругими становятся.

Добиться

от

певца

наилучшего

исполнения

помогает

в

основном

психологический аспект работы в студии. Все, что происходит при записи должно

быть направлено на создание удобной для него обстановки. В понятие "создание

удобной обстановки" входит комфортная температура в студии, удобное количество

света, баланс инструментального сопровождения в наушниках и так далее.

Есть некоторые закономерности, которые следует знать, чтобы быстро и

оперативно реагировать на проблемы, возникающие с интонацией. Если вокалист

занижает - есть вероятность того, что вокал в наушниках звучит слишком громко,

или исполнителю просто не хватает гармонической опоры в фонограмме, и стоит

сделать громче бас, гитары, клавишные, или просто приподнять в целом уровень

инструментов. Если же вокалист завышает - возможно, что в наушниках слишком

мало вокала.

Другим характерным признаком того, что певец себя плохо слышит, является

его постоянное стремление приблизиться к микрофону. Попробуйте поменять баланс

и выясните у исполнителя, что бы ему хотелось добавить или убрать для

наибольшего комфорта. И, в конце концов, если изменения баланса не помогают,

можно посоветовать снять один из наушников, чтобы он мог контролировать себя в

более привычном состоянии. При этом наушник следует обязательно сдвинуть

назад, по направлению к затылку, но не вверх или вперед, для наименьшего

проникновения звука из наушников в микрофон.

Продолжая тему комфортного самочувствия певца в студии, необходимо

упомянуть еще одну очень важную вещь - его физическое состояние. Свобода и

раскрепощение во всем теле - вот правильный подход. Работа связок (то есть мышц)

требует поддержки всего тела, как, например, в беге. Никому не придет в голову

бежать стометровку, заложив руки за спину или же скрестив их впереди. Свободное

положение рук, их раскованность - лучшая помощь связкам.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники