Автор: Платонова Александра Ивановна Должность: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Диринская СОШ "АГРО" Населённый пункт: с. Дирин, Чурапчинский улус, РС(Я) Наименование материала: Проект Тема: "Я-маленький хозяин земли" Раздел: начальное образование
Проект «Я - Маленький хозяин земли»
«От близкого к далекому, от родного порога – в мир общечеловеческих знаний».
«Воспитание на личном примере»
У
народа
Саха
всегда
было
много
традиций,
облагораживающих
жизнь.
Это
выражались в отношении к природе, в поэзии земледельческого труда, в устном народном
творчестве, в удивительных ремеслах, в красоте одежды.
В настоящее время происходит возрождение традиций. Изменилось представление о
национальных традициях, как о чем-то, фиксирующем только моменты различия наций.
Сложившиеся в прошлом некоторые традиции, выражающиеся в национальной форме, еще
не исчерпали своих прогрессивных возможностей и с успехом могут быть использованы в
современном образовании.
Опираясь
на
исторический
опыт
цивилизации,
моральные
критерии,
ставшие
общечеловеческими, школьные учреждения призваны формировать у детей такие качества,
как трудолюбие, уважение к людям труда, старшему поколению, чувство коллективизма,
чувство долга, чувство красоты.
Основным средством формирования указанных качеств являются трудовые традиции
этноса. Обилие информации, воспитание в соответствующей среде, жизненная многовековая
практика
показали,
что
дети
должны
овладевать
различными
трудовыми
умениями,
навыками и переносить их на любой вид деятельности, свойственной данному народу, так
как
дети
воспитываются
и
обучаются
на
предшествующих
и
настоящих
примерах
производственной деятельности народа.
Воспитание
детей
в
процессе
домашнего,
общественно-полезного
и
производственного труда относится к лучшим традициям народа Саха. Но на современном
этапе развития общества прогрессивные традиции народа Саха утрачивают свою значимость.
В связи с этим использование народных традиций в современной практике обучения и
воспитания является настоятельной необходимостью.
Основной вид деятельности жителей с.Дирин – разведение скота, выращивание
картофеля, овощей закрытого и открытого грунтов.
Проект является подпрограммой общешкольного проекта «Мой двор». Идея данного
проекта заключается в организации педагогической среды воспитания сельских школьников
в тесном сотрудничестве школы и семьи как фактор развития будущих хозяев земли. К работе
над
проектом
привлекаются
родители,
которые
выделяют
участок
на
своем
огороде
и
помогают совершить опыт. Все это основывается
на представление народа о сущности
воспитания:
оберегай ребенка, имея его перед глазами, сохраняй, присматривая;
расти, не спуская с него глаз.
развивай, постоянно следя за ним.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: Подготовка учащихся младшего школьного возраста к жизни
и труду с учетом
традиционного уклада, трудовых традиций народа
Задачи:
создать условия для развития трудовой, исследовательской и творческой деятельности
ребёнка
на
основе
народных
традиций
народа
Саха,
способного
грамотно
вести
приусадебное хозяйство и планировать бюджет семьи.
формировать
положительную
мотивацию
к
труду,
как
к
традиционному
занятию
народа саха;
приобщить учащихся к трудовой, исследовательской и творческой деятельности
формировать
личность
школьника,
ориентированной
на
высокие
нравственные
качества народа саха;
фактическое
накопление
знаний
по
этнической
культуре,
умение
применять
полученные знания в жизни;
Объект исследования: воспитание детей в процессе домашнего, общественно-полезного и
производственного труда
Предмет
исследования:
теоретические
основы
и
педагогические
условия
трудового
воспитания детей младшего школьного возраста на традициях народа саха.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Исполнители проекта: Мастера производственного обучения, педагоги, учащиеся
начальных классов, родители.
Ученик в тесном сотрудничестве с руководителем разрабатывает проект оформления
выделенного участка из личного подворья. Руководителем является как родитель, так и
учитель.
Разработанный
проект
выполняется
путем
последовательного
осуществления
перечисленных ниже этапов.
1.
Формулировка названия проекта и его цели.
2.
Планирование работы в виде задач, которые следует решить для достижения
цели проекта.
3.
Виды деятельности (трудовые, исследовательские, творческие)
Для этого учащиеся должны:
ознакомиться
с
основами
цветочно-декоративного
оформления
территории:
с
классической регулярной и ландшафтной формами планировки, с элементами
садово-паркового дизайна;
подготовить
эскиз
цветочной
композиции
и
пояснительной
записки
к
нему,
красочное оформление эскиза на бумаге в виде схемы. Расчет количества растений,
необходимых для создания объекта;
провести
подготовительные
работы:
покупка
семян
цветочных
культур,
посадочного материала; выбор состава почвосмеси и ее приготовление; изучение
условий, необходимых для выращивания рассады цветочных и овощных культур;
соблюдать с правилами ухода и содержания телят и коров, технологию молочного
дела, соблюдение технологии выращивания цветочных и овощных культур.
наблюдать за птицами, насекомыми в своем участке
4.
Участие школьников в конкурсах, тематических вечерах, выставках-ярмарках,
НПК.
В завершение работы участники проекта должны самостоятельно, на основе рабочих
тетрадей и дневников наблюдений, составить отчет и сформулировать выводы и заключения,
предложить план дальнейшего благоустройства села и школьной территории.
В целях мотивации школьников следует организовать различные мероприятия:
конкурс рисунков «Мой участок»
составление проектов «Оформление участка-Зеленый наряд»
выпуск альбома «Моя первая энциклопедия»
выставка творческих работ
выставка фото
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Направления и формы
деятельности
Виды деятельности
Организационная
Составить проект «Я - маленький хозяин земли»;
Создать группу по реализации проекта
Разработка Положений конкурсов, выставок-ярмарок;
Составить список участников проекта;
Оценка эффективности проекта учащихся;
Проведение родительского собрания
Оформление трехстороннего совместного договора;
Проведение
установочных
семинаров
для
учащихся,
родителей
по
ведению
опытно-исследовательских
работ,
отчетов.
Основная
деятельность
Р а з ра бот ка
п ро е кт а
уч а щ и хс я
п о
о з е л е н е н и ю ,
ландшафтному дизайну созданию садово-парковых участков
личного
подворья,
проведению
опытов
по
выращиванию
молодняка
скота,
использованию
удобрений
для
выращивания
овощных,
цветочных
культур,
организации
вермиучастков в условиях личного подворья, изготовление
сельскохозяйственных орудий
Апробация проекта;
Корректировка проектов;
Участие в школьных, улусных, зональных, республиканских
выставках-ярмарках
сельского
хозяйства,
НПК,
смотрах-
конкурсах.
Оформление
документации
Ведение дневника наблюдений за опытом, ходом реализации
проекта;
Расчет семейного бюджета;
Анализ эффективности производства подсобного хозяйства
семьи;
Определение
долевого
участия
ученика
в
семейной
экономике;
Составление
отчета
и
анализа
работы
по
реализации
проекта
Отзыв родителей.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ПРОГРАММЫ.
Созданные
руками
детей
«объекты
зеленого
строительства»:
клумбы,
бордюры,
дорожки,
наблюдение
и
уход
за
домашними
животными
должны
приносить
эстетическое наслаждение, радость всем участникам общешкольного проекта.
Формирование
и
воспитание
правильно
ориентированного
в
реальной
действительности человека;
Воспитание у школьников творческого отношения к труду;
Подготовка учащихся к активной трудовой и общественной деятельности;
Воспитание чувств ответственности, любви к природе, родной школе и своей малой
родине.
Созданные
руками
детей
«объекты
зеленого
строительства»:
клумбы,
бордюры, дорожки, наблюдение и уход за домашними животными должны приносить
эстетическое наслаждение, радость всем участникам общешкольного проекта.
В среднем звене и старших классах
Обучение экономически грамотного человека;
Подготовка выпускника, социально ориентированного в сфере сельскохозяйственного
производства;
Формирование предпринимательских и деловых качеств у учащихся