Автор: Пилипенко Алла Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУДО Веневская детская школа искусств
Населённый пункт: г. Венев Тульская область
Наименование материала: тематическая лекция
Тема: Лекция - концерт памяти Фридерика Шопена
Раздел: дополнительное образование
Лекция - концерт памяти Фридерика Шопена.
I.
(На фоне звучащей прелюдии №6)
Варшава. Краковское предместье. Костёл Святого Креста.
В одну из его колонн вмурована мраморная доска с именем и датами жизни
человека, ставшего основоположником польской музыкальной классики, и вместе с
тем одного из величайших мастеров мировой музыкальной культуры. Ниже
начертаны слова из шестой главы Евангелия от Матфея: «Где сокровище твое, там и
сердце твое.»
Эта мемориальная доска прикрывает нишу, в которой находится драгоценный
сосуд с его сердцем, ставшим национальной реликвией Польши. Имя этого
человека, по праву названного гражданином мира, Фредерик Шопен.
II.
В музыке прозвучавшей прелюдии Шопена слышатся скорбные интонации,
вызванные переживаниями и размышлениями композитора о новых испытаниях,
выпавших на долю его многострадального народа. Цикл из 24 прелюдий, ставший
уникальным в мировой музыкальной культуре, явился непосредственным откликом
Шопена на трагические события, связанные с польским восстанием 1830 года и его
поражением.
Буквально за три недели до начала восстания ничего не ведающий Шопен по
настоянию родных и друзей отправился в заграничную поездку с целью
усовершенствования своего искусства и завоевания мирового признания. Люди,
называвшие Шопена «польским Моцартом» и «Паганини фортепиано», прочили ему
в учителя европейских знаменитостей, не понимая в полной мере, что эти самые
знаменитости были пигмеями по сравнению с юношей, открывавшим новую эпоху в
музыкальном творчестве и исполнительском искусстве.
Известие о восстании застало Шопена в Вене, и он решает вернуться в
Польшу. Но его родители, зная мятежный дух сына, опасались, что, вернувшись на
родину, Фридерик непременно примкнёт к повстанцам, среди которых было много
его друзей. Шопен с тяжёлым сердцем выполняет просьбу горячо любимых им
родителей и остаётся в Вене.
В эти месяцы мысли Шопена были больше всего заняты событиями, которые
уносили жизни многих тысяч его соотечественников. Будучи уже в Париже, он
узнал о поражении восстания, о расправе с польскими патриотами, что делало
невозможным его возвращение в Варшаву.
1
Шопен начал понимать, что в день отъезда за границу он услышит звук
колоколов Варшавы в
последний раз.
Именно
поэтому
скорбные
чувства
преобладают в цикле шопеновских прелюдий.
И всё же круг эмоций, запечатлённых в них, необычайно широк. Он вобрал в
себя и светлые образы, связанные с воспоминаниями о родине. Именно ей посвящал
он «души прекрасные порывы».
( Звучит Прелюдия №7 Ля мажор.)
III.
Несмотря на то, что прелюдии писались и до Шопена, никто до него не
трактовал этот жанр, как он. Как известно, прелюдия служила вступлением к
следующей за ней пьесе. «Польский Моцарт», по существу, заново создал жанр
инструментальной прелюдии, дав в каждой из них совершенно законченный образ.
То же произошло и с жанром этюда в творчестве Шопена. Этюдами, или иначе
экзерсисами, т.е. упражнениями, в то время назывались пьесы, в которых ставились
обычно задачи развития техники игры или пения. Лишь немногие авторы достигали
выразительности музыкального содержания. Шопен решительно реформировал
жанр этюда и подчёркивал в письмах к друзьям, что сочиняет этюды «своим
собственным способом». Благодаря этому «способу» его этюды разрослись до
масштабов вдохновенных романтических поэм, в каждой из которых дан
законченный образ высокой художественной зрелости, навеянный светлыми
воспоминаниями, как то мы слышим в этюде №5, или, напротив, мыслями о
трагических судьбах родины, как, например, в знаменитом этюде №12, получившем
название «революционный». В этом этюде воплотился дух ноябрьского восстания,
обусловивший всё: и гневные возгласы, и скорбные, реквиемные звучания, и
яростные пассажи, завершающиеся громовыми ударами аккордов. Так силой
творческого гения в сочетании с глубоким и могучим интеллектом упражнение для
развития техники игры превратилось в высокохудожественное произведение.
( Звучат Этюд №5, Этюд №12.)
IV.
Первую
тетрадь
этюдов
Шопен
посвятил
своему
другу
венгерскому
композитору Ференцу Листу, вторую – графине Марии д
,
Агу, которая на
протяжении многих лет была подругой жизни Листа.
Трудно представить себе художников более разных по складу, чем Шопен и
Лист. В первые годы пребывания Шопена в Париже оба музыканта часто
встречались, много играли друг другу, ещё больше удивлялись друг другу, причём
без всякого оттенка зависти. Они нередко выступали вместе в концертах, приводя
парижский музыкальный мир в состояние экстаза.
2
То была эпоха романтизма в искусстве, нёсшего в себе свободолюбивые идеи,
идеи национального освобождения, которые были так близки и понятны Шопену.
Бесспорно,
Шопен
был
композитором-романтиком.
Ему
были
свойственны
романтические
порывы,
исполненные
самого
возвышенного
чувства.
Его
одухотворённые творения, благоухающие, как самые прекрасные нежные цветы,
несут в себе революционный заряд огромной взрывчатой силы. Немецкий
композитор Роберт Шуман назвал произведения Шопена «пушками, прикрытыми
цветами».
Однако Шопену были чужды романтические преувеличения и излишества. По
этой причине он не любил творений некоторых композиторов-романтиков, в том
числе и творений Листа. Шопен исповедовал культ классической красоты. Среди
романтиков – он классик, среди классиков – романтик.
В кругах романтиков Шопен пользовался огромным авторитетом, удерживая
их от крайностей своей редкой твёрдостью убеждений и спокойствием.
Если сопоставить данные о состоянии здоровья Шопена, где говорится о его
страданиях
и
рано
появившемся
мучительном
ожидании
смерти,
с
его
произведениями, невольно преклоняешься перед его мужеством и мудростью,
которые помогли ему остаться самим собой.
Шопен мудро ограничил себя областью фортепианной музыки. Он развивал
самые разнообразные жанры, доведя до совершенства одни, переосмыслив другие и,
наконец, создав новые. Газеты, в какой бы стране он ни был, писали о нём, как об
основоположнике школы пианистической и школы композиторской, называли его
исключительным композитором, чьи произведения не могут быть сопоставимы ни с
чем, называли его исключительным пианистом, которого нельзя сравнить с кем бы
то ни было.
Новаторство
музыки
Шопена
было
прежде
всего
обусловлено
её
национальным своеобразием. Именно славянские истоки обусловили «распевность»
шопеновской музыки, в которой распевна не только мелодия, но и сопровождение, и
басы, и украшения, и пассажи. «Распевность» сочетается с танцевальностью, если
это мазурка, вальс или контрданс. В балладах, скерцо или сонатах «распевность»
сочетается с героикой и драматизмом.
Но в ноктюрнах Шопена эта «распевность» выступает на первый план. Его
ранние ноктюрны носят характер то элегии, то инструментального романса. Их
лирически-обаятельная кантилена и чарующая поэтичность принесли Шопену ещё в
юные годы славу «поэта фортепиано». Со временем в ноктюрнах появляются и
другие настроения: тревога, драматизм, напряжённые раздумья и даже героика, что
позволяет назвать ноктюрны «музыкой страстной мысли».
3
( Звучат один из ранних ноктюрнов Шопена Ноктюрн до#минор,
Ноктюрн №9 Си мажор.)
V.
К какому бы жанру не обращался Шопен, он, подобно волшебнику, превращал
его в творение изысканной прелести и величайшей одухотворённости. Даже
небольшие по масштабам произведения, которые Шопен вписывал в альбомы юных
девиц и в которых не ставил перед собой значительных художественных задач,
полны изящества поэзии. Так благодаря этой традиции появилось несколько
блестящих вальсов, «Кантабиле», «Контраданс».
Но есть в творчестве Шопена вальсы, импульсом для создания которых
послужили интимно-романтические переживания композитора, превратившие вальс
в лирическую миниатюру. И в эту, казалось бы, «салонную» сферу Шопен внёс
очарование большого искусства.
( Звучат Кантабиле, Контрданс, Вальс №10 си минор.)
VI.
О Шопене написаны и опубликованы горы книг. Однако «тайна» его
творчества, «тайна» воздействия его искусства на слушателей остаётся до конца не
разгаданной. Этот «поэт фортепиано» смог подойти к самым глубинным пластам
польского народного творчества и народного сознания.
Знакомился Шопен с народным творчеством в Желязовой воле – имении
графа и графини Скарбков, куда в качестве воспитателя их сыновей был приглашён
Никола Шопен – учитель французского и немецкого языков, и где в конце зимы
1830 года родился Фридерик Шопен.
Потом семья переехала в Варшаву, но лето Фридерик обычно проводил в
Желязовой воле или в имении отца его товарища по лицею. Там, в Старой Мазовии,
Шопен слушал песни польских крестьян, наигрыши пастухов на волынках, звучание
нехитрых
сельских
ансамблей,
до
изнеможения
аккомпанировавших
лихим
танцорам. Да и сам Шопен порой до поздней ночи плясал оберек и вальс, о чём
рассказывал в письмах друзьям. Эти письма лучше любых воспоминаний рисуют
облик доброго и вместе с тем остроумного, подчас даже озорного мальчика-
подростка, ни на минуту не напускающего на себя важности, несмотря на все
почести, которые достались ему в этом возрасте. В это время Фридерик Шопен
считался уже признанной знаменитостью, и никто не оспаривал того, что он был
лучшим пианистом Варшавы. Поражало то, с какой лёгкостью он преодолевал все
исполнительские
трудности.
Но
ещё
больше
изумляло,
восхищало
его
непревзойдённое, неслыханное дотоле туше, манера извлекать звуки неземной
красоты.
В возрасте восьми лет Шопен впервые с громадным успехом выступил в
публичном концерте с другими знаменитейшими столичными музыкантами.
4
В это же самое время «Варшавский дневник» писал о Фридерике Шопене, как
авторе нескольких танцев и вариаций. Жанры полонеза и мазурки более всего
привлекали юного композитора. В его ранних полонезах чувствуется преемственная
связь с творчеством Клеофаса Огиньского, полонезы которого пользовались
громадной популярностью. Будучи героем восстания под предводительством
генерала Костюшко, Огиньский наполнил «полонезную музыку» призывно-
фанфарными звучаниями, вызванными героическими и патриотическими чувствами.
Огиньский был первым из польских композиторов, кто сознательно вышел за рамки
полонеза как бытового или бального танца. Шопен в возрасте семи-восьми лет не
прошёл мимо опыта своего старшего современника. Он обогатил музыку своих
первых полонезов героикой и драматизмом, тем самым встав на путь превращения
танца в музыкальную пьесу. В дальнейшем принципы поэмности, проявившиеся
уже в «полонезах не для танца» Огиньского, в творчестве Шопена получили
окончательное утверждение и гениальное развитие.
( Звучит Полонез №1 до# минор.)
И всё же народно-танцевальная стихия увлекала юного Фридерика, о чём
свидетельствует его первая мазурка. На протяжении всей жизни Шопен обращался к
этому жанру. Он написал 57 мазурок, каждая из которых не является «перепевом»
какой-нибудь
своей
предшественницы.
Его
первые
мазурки
отличаются
оживлённостью движения и характера. И лишь позже, по мере развития
ностальгических настроений, Шопен начал писать мазурки-элегии, окрашенные
скорбными чувствами.
( Звучит Мазурка №6 ля минор )
VII.
После смерти Шопена и до наших дней произведения его прошли огромный
исторический путь. Каждое новое поколение по-новому «открывало» Шопена и
переживало его словно «в первый раз». Замечательный поэт, наш современник,
Юрий Энтин написал удивительные стихи к мелодии третьего этюда Шопена, а
композитор Давид Тухманов сделал переложение для детского хора. Появилась
новая песня, название которой как нельзя лучше определяет смысл великого
творчества Шопена и всей его недолгой трагической жизни. Ни один композитор
Запада не владел в то время таким богатством средств выразительности, как Шопен.
И если бы Фридерик Шопен, подводя итоги своей жизни, задал себе вопрос: «Кто
же победил тебя?» - то, подобно герою повести Хемингуэя «Старик и море», он мог
бы ответить: «Никто, - просто я слишком далеко ушёл в море.»
( Музыка Ф.Шопена, стихи Ю.Энтина. «Твори добро».)
Подготовила и провела Пилипенко А.Б.,
преподаватель класса фортепиано, зав. отделением.
5
6