Напоминание

"Поем, играя и танцуя"


Автор: Коваль Ирина Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №6"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Инновационный проект
Тема: "Поем, играя и танцуя"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств №6

ПРОЕКТ

«Поем, играя и танцуя»
1

Самара, 2014

I Общая информация

1. Название проекта:
«Поем, играя и танцуя»
2. Информация об учреждении:
2.1. Название учреждения по Уставу (полное и сокращенное): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств № 6 Ленинского района городского округа Самара МБОУ ДОД ДШИ № 6 г. о. Самара 2.2. Почтовый адрес: 443013, Самарская область, г. Самара, ул. Чернореченская, 67 2.3. Телефон, факс, электронная почта: тел. (846) 336-19-28 факс (846) 336-19-28 E-mail: dshi6@list 2.4. Фамилия, имя, отчество руководителя: Никулина Ольга Валентиновна
3. Информация о руководителе проекта
3.1. Фамилия, имя, отчество руководителя проекта: Коваль Ирина Михайловна 3.2. Должность руководителя проекта: педагог дополнительного образования 3.3. Адрес для переписки с руководителем проекта: 443013, Самарская область, г. Самара, ул. Чернореченская, 67 3.4. Контактные телефоны, факс, электронная почта: music11world@mail (846) 336-19-28
4. Команда проекта
: Директор МБОУ ДОД ДШИ № 6 Никулина О.В., методист Сизова Л.П., педагог дополнительного образования Пиганова-Давыдова О.В.
5. Консультанты проекта:
Зав. кафедрой хорового дирижирования музыкально- исполнительского факультета (консерватории) СГИК, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Герасимова Н.Э.
6. Партнеры проекта:
МБОУ ДОУ

«Преодоление» 2

Аннотация к проекту
Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным инструментом - голосом. Это самый доступный инструмент, владение которым развивается постоянно. Петь любят все дети. Пение существует постоянно в о к р у ж а ю щ е м м и р е р е б е н к а , з а п о л н я я и с к р а ш и в а я д о с у г . Вот он слышит, как поет мама, как поют друзья во дворе, слышит песни, которые звучат в семье по праздникам. Песни помогают ребенку организовать интересные игры. Передать полнее свое представление о роли, которую он играет в той или иной игре. Возможности всемирной паутины безграничны и все чаще родители ищут самые красивые, самые интересные песни для своего ребенка, не забывая и про свои и н т е р е с ы и м у з ы к а л ь н ы е п р и с т р а с т и я . Песня сопровождает человека на протяжении всей жизни. Почему же так важно заинтересовать ребенка в пении? Песни для ребенка - это яркие положительные эмоции. Пение благотворно влияет на нервную систему ребенка, хорошо развивает внимание, речь, память, ну и , конечно развивает и укрепляет голосовой аппарат. Детский голос – очень нежный, хрупкий, гибкий музыкальный инструмент. Главная задача педагога дополнительного образования – найти те формы и методы работы, которые помогут сделать голоса красивыми, звучными, не напряженными, а занятия увлекательными, интересными и любимыми. Конечно, все находят свои «изюминки», свои маленькие секреты. Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве. 3
По своей удивительной способности вызывать в ребенке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Овладение навыком музыкального восприятия осуществляется в процессе многообразных видов деятельности. Наиболее близкими, более легко дифференцируемыми оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. Формирование музыкального опыта опирается на активные, деятельные виды восприятия. Все это позволяет развивать в детях творческое (креативное) начало. Творчество является одной из центральных проблем педагогики. Наиболее благоприятной сферой развития творческих способностей является музыкальное образование. Часто музыкально-дидактические игры объединяют музыку с движением, а игровые действия в них диктуются развитием художественного образа. Это придает музыкально-дидактическим играм сходство с подвижными, хороводными, сюжетно- ролевыми играми. Отличительной чертой музыкально-дидактических игр является то, что в них решается учебная задача. Овладев навыками различения основных свойств музыкального звука в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, дети гораздо успешнее справляются с музыкально-исполнительскими задачами, например: воспроизводят динамические нюансы при исполнении песни; точно передают ритм, развиваются образные и ассоциативные мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности в процессе обучения. Навыки, получаемые детьми в процессе музыкально-дидактических игр, являются стимулом для развития самостоятельной музыкальной деятельности и творческих проявлений, для воспитания слушательской и исполнительской культуры, 4
способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности.
Цель и задачи проекта

Цель
: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся вокальных навыков, эмоционального отклика на музыку.
Задачи:
1.Образовательные - обеспечить усвоение учащимися знаний методов и техник разогрева голосового аппарата, используемых на уроках вокала, литературного чтения и риторики; - обобщить и систематизировать ранее полученные знания; - обучить пропеванию и проговариванию дикционных оборотов в музыкально- тренировочном материале и при исполнении музыкальных и литературных произведений. 2. Развивающие - создать условия для развития у учащихся: - осознанных вибрационных ощущений певческого процесса; - активности артикуляционного аппарата при различных нюансах; - эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) в процессе работы над вокальными и литературными произведениями; - нижнерёберно-диафрагматического дыхания. 3. Воспитательные - создать условия для: - воспитания сознательного подхода к обучению; - повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации. Методы вокальной педагогики: концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, сравнительного анализа. Технологии: развивающего обучения, межпредметных связей, арттехнологии, здоровьесбережения; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности; 5
исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления. Глоссарием своей работы выделяю такие понятия: Вокальное искусство - исполнение музыки голосом; искусство передавать выразительными средствами певческого волоса содержание музыкального произведения. Различают виды вокального искусства: - сольное (одиночное, одноголосное); - ансамблевое (групповое); - хоровое (массовое). Основными жанрами вокального искусства являются оперное и хоровое пение. Различают три основных способа пения (три вокальных стиля): певучий, декламационный и колоратурный. Детство - этап онтогенетического развития человека, включающий период от его рождения до появления возможности его включения во взрослую жизнь. Обычно в детстве выделяют периоды: младенчества, раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста. Музыка - искусство согласованного сочетания составляющих зву ка , воздействующих на психику человека. Музыка характеризуется воздействием на эмоциональное состояние людей, соотношением частот (высот), громкостью, длительностью, тембром, переходными процессами. Музыкальное исполнение - вид художественного творчества; воспроизведение музыки с помощью тех или иных исполнительских средств. В процессе музыкального исполнения существующее в нотной записи музыкальное произведение получает реальное звуковое воплощение. Исполнение музыкального произведения одновременно является его интерпретацией. Различают вокальное, инструментальное и смешанное музыкальное исполнение. В зависимости от количества исполнителей музыкальное исполнение подразделяется на сольное и на коллективное. 6
Творчество - деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации. Творческая деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество всегда предполагает наличие субъекта творческой деятельности (творца). Технология внедрения инновационного продукта. Описание вокальных упражнений, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений. Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта. Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале. Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести: певческую установку; певческое дыхание и опору звука; высокую вокальную позицию; точное интонирование; ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса; 7
использование различных видов звуковедения; дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки. Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.
Использование современных образовательных технологий
Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используют логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию и др. Музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников. 8

Логоритмическая

гимнастика –
это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
Ритмотерапия.
Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это т акже дает о п р е д е л е н н ы й психотерапевтический эффект.
Фольклорная

арт-терапия.
Русский песенный фольклор

это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок - обряд, урок -концерт, урок - праздник, урок - путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.
Музыкально-рациональная психотерапия.
Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия

лечение красотой и арт-терапия

лечение идеалами 9
Музыкальные разминки - распевки предназначены не только для детей младшего и среднего возраста, научившись правильно дышать, распеваться каждый взрослый может достичь и усовершенствовать вокальные способности. Итак, музыкально- методические игры-распевки для: 1. Для тех, кто никогда не пробовал заниматься вокалом, но хотел бы ему научиться. 2. Для тех, чьи вокальные занятия были абсолютно бесполезными и не несли никакого прогресса, но желание и мечта научиться петь еще сохранилась. 3. Для тех, кто хотел бы систематизировать свои вокальные знания и умения через проработанную и отточенную схему постановки вокального голоса Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса. «Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:  Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.  Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.  Работать надо постепенно, без торопливости.  Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.  Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).  Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении. 10
 Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.  Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания. Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной. Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.
Влияние певческой нагрузки на здоровье детей.
Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная 11
системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей- отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой. Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.
Использование игровых технологий
С чего начать, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным, понятным и легким? Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Игра делает не заметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все 12
необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации, поэтому благодаря использованию игровой методики они с лёгкостью «выдерживают» полноценное 45-минутное учебное занятие. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре. Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога . Игровой метод – это главный двигатель в работе над первыми вокальными навыками. Различные голосовые игры способствуют осознанию ребенком механизма звукообразования, выработке координации слуха и голоса. За основу игровой программы начального этапа, я взяла методические приемы В.Емельянова, О.Кацер и А.Карягиной. Артикуляционная гимнастика и интонационно – фонетические упражнения очень эффективно выстраивают всю систему начального периода учебного процесса. В творческой атмосфере, которая доставляет юным певцам истинное удовольствие, достигается автоматизм в выполнении непростого тренинга. Этот процесс оказывает положительное воздействие на психику ребенка, развивая его внимание, память, делая тонким и восприимчивым его слух. Дети постигают выразительное значение всех элементов музыкального языка, воспитывается ощущение красоты и гармонии. Игровая методика обучения детей вокалу реализуется в два этапа: речевой и певческий. Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным и привлекательным. Цель второго, певческого – формирование и развитие подвижности голосового аппарата, навыков певческого дыхания, певческой интонации, разучивание учебного репертуара. Оба этапа тесно взаимосвязаны 13
между собой, т.к. развитие и формирование певческих навыков идёт одновременно. Используя практический материал речевого опыта можно более тщательно поработать над артикуляцией, дикцией, интонацией. Речевой этап значительно облегчает развитие певческого голоса ученика.
Заключение
Музыкально-дидактические игры повышают эффективность процесса музыкального воспитания. Они способствуют развитию у детей музыкально- сенсорных способностей. Играя в музыкально-дидактические игры, ребенок учится различать основные свойства музыкального звука: высоту, длительность, тембр, силу. Каждая музыкально-дидактическая игра имеет свою задачу, правила и определенное развитие действия. Учебные задания в музыкально-дидактических играх облечены в игровую форму, поэтому они легче усваиваются детьми, вызывают большой интерес и желание выполнить их.
Механизмы реализации проекта:

-
сотрудничество обучающихся и их родителей с организаторами проекта; - привлечение к реализации проекта организаций-партнеров (филармония, ВУЗ, СОШ)
-
интеграция деятельности воспитанников школы, обучающихся на различных отделениях для реализации проекта.
Формы приложений
Практические материалы. Приложение 1 14

Практические материалы
В работе с детьми 7-9 лет я широко использую русские народные песенки-попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования. 1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты. 2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным. 3. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato. 4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение 15
вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи. 5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении. 6. Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонтрования и чёткость исполнения штрихов. Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока. Повторюсь, что упражнения всегда следуют в этом порядке и начинаются в заданных тональностях. Но для формирования других навыков, или с целью разнообразить процесс распевки, после него могут использоваться следующие упражнения. 7. 8. 9. 16
10. Хочу обратить внимание, что, несмотря на очевидную пользу этого упражнения, его мелодичность и любовь детей, в последние годы я всё реже могу использовать его в групповой работе. К сожалению, всё больше детей воспитывается без мам, поэтому перед тем как приступить к его разучиванию, необходимо выяснить, всё ли благополучно в семьях обучающихся. Обычно это упражнение исполняется с распевом в двух последних тактах слова «мама». Но в своей практике я его не использую, так как, как правило, поступенное движение вниз с распевом в младшем возрасте приводит к детонации. В возрасте 10 лет дети переходят к другим упражнениям. Можно проследить преемственность в мелодических оборотах, но поются они, в основном, на классические для вокального исполнительства слоги, что повышает в глазах ребёнка важность и значимость данного этапа урока, помогает ощутить ему свою «взрослость». 1. Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato. 2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания – всего три ноты, но насколько насыщенным можно сделать пение этого упражнения, если обращать внимание на все детали! Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи. 3. Вариант предыдущего упражнения. 4. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной». А можно 17
предложить (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос» - и полезно для формирования гласной «ы», и вызывает у детей улыбку и радость, а разве не для этого, по большому счёту, мы учим их петь! 5. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием. 6. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте. 7. Усложнённый вариант предыдущего упражнения. 8. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона. 9. Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону. 10.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов. 18
Данной распевкой заканчивается комплекс обязательных упражнений. Следующие упражнения используются для детей с более высокими учебными возможностями. 11. В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание на исполнение второго звука. Я обычно прошу несколько замедлить их и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды. 12. Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса. 13. Акцент на верхней ноте и staccato . 14. Высокая позиция звука, активность артикуляции . 14. Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так:
ЛЯ
-ли →
ЛЕ
-ли ←
ЛЁ
-ли. В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений 19
множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые по нашему мнению наиболее отвечают потребностям именно наших учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось. Приведу пример из личной практики. Многие мои коллеги используют следующее вокальное упражнение: Я же, при исполнении его, особенно в быстром темпе, чувствовала, что верхняя нота получается плоской, с «завалом» на гортань. Но, как только я его спела на двух соседних нотах, оно превратилось в прекрасное упражнение, не только формирующим дикционные навыки, но и позволяющим успеть без особых усилий приподнять нёбо и поставить верхнюю ноту в высокую позицию. Несколько примеров из практического материала: 1) Артикуляционная гимнастика - помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию. Сюда можно включить комплексы упражнений В.В. Емельянова и О.Кацер по подготовке речевого аппарат к дыхательным звуковым играм и элементы несложного самомассажа:  прикусить зубами кончик языка; высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности. Покусывать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его; сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении; упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь. Пощелкать языком, изменяя форму рта, покусывать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность. Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Пройти по всему 20
лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Поставить указательные пальцы на переносицу и проконтролировать “сморщенный” нос. Массировать пальцами челюстно-височные суставы (каждое задание исполняется 4 раза). На основе этих упражнений, проявив фантазию, можно придумать несколько сказочных путешествий язычка. Например, «Сказка про язык»: «Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано, а вокруг темно. Стал он искать выход - постучал в зубки (стучать языком в зубы), в губки (стучать языком в губы), постучал в щёчки (стучать языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высунуть язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх), посмотрел на травку (язычок вниз), на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех» (подразниться языком) и т.п. 2) Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. Навык речевого и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука. Детям в игровой форме предложить такие упражнения:  сдувать с руки «снежинку», дуть на «пёрышко», погреть ладошки, соревнования с педагогом «чья снежинка улетит дальше?», кто дольше сможет подуть. Выдувать воображаемые мыльные пузыри. Далее удлиняем выдох на звуках «Ж», «Ш», «З», «С», «Ф», «У». Для этого используем различные образы, например, как летит пчела, жук, комар. Изображать ветер (лёгкий, сильный и т.д.). По возможности игры на дыхание необходимо соединять с движениями туловища, рук, ног, пальцев. Упражнения для правильного ощущения работы диафрагмы (по методике А.Карягиной):  представить, что дорогу перебегает чёрная кошка, или в огород прилетели вороны и клюют ягоды, сказать им «кш» так, чтобы выдох долетел до них и они испугались. Затем чередовать активные выдохи «кш»-«ч»; «кш»-«хь»; «кш»-«с»; «кш»-«ф» с хлопками в ладоши или под удары метронома. Освоив чередование двух звуков, выполнить всю цепочку «кш-ч-хь-с-ф» через хлопок или удар метронома. 21
3) Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать, шипеть и т.д.), звукам окружающего мира (тикать, капать, гудеть, выть, скрипеть и т.д.). Игры помогают ребенку воспроизводить интонации различной высоты, устранить неравномерности развития голоса. Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме - это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса. В.В.Емельянов предлагает голосом «рисовать» динозаврика. Можно изобразить голосом разных зверей: высокого жирафа и маленького колючего ёжика, толстого бегемота и мягкого котика. Для этого потребуются звуки не только в разных регистрах, но и звуки на легато и стаккато. Расширению вокального диапазона способствует упражнение «вопросы – ответы». Оно строится на скользящей вверх вопросительной интонации и спускающейся вниз утвердительной.  Выглядит это так: у-У? У-у!; у-О? У-о! и т.д. Последовательность гласных: У- О-А-Э-Ы. Соединяются звуки грудного и фальцетного режимов. Следить, чтобы рот свободно, широко открывался. Стараться минимизировать внешние движения губ. Так можно «поговорить» с гномиком, ежиком, мышкой, инопланетянином… Получается очень забавно. Выразительная мимика лица и соответствующие жесты руками являются элементом психогимнастики. Еще одно упражнение – «страшная сказка». Оно активизирует работу гортани. Исходное положение: рот открыт, движением

вперед - вниз (это условие обязательное!), губы расслаблены, пальцы на щеках не дают закрывать рот, испуганное выражение лица. Упражнение выполняется приемом «эхо». Педагог показывает – ученик повторяет. Последовательность гласных: У - УО- УОА-УОАЭ-УОАЭЫ (или в обратном направлении). Можно произносить гласные тихим голосом в речевом диапазоне, можно выйти из грудного в фальцетный режим, соединять звуки на легато или наоборот, исполнять пульсирующим стаккато, с различными динамическими оттенками. В 22
фальцете педагог может придумывать различные интонации, а ученик точно повторяет их. Это упражнение дает множество вариантов, рождает разные образы: звуки леса, голоса зверей и птиц, сказочных персонажей. Можно пофантазировать, меняя эмоциональную окраску (весело, плаксиво, устрашающе, пугливо…). 4) Использование речевых упражнений - помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, исправлению речевых дефектов, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, активизирует дыхательную мускулатуру. Прием произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе вызывает ощущение опоры на дыхание, активизирует дыхательную мускулатуру. Детям предлагается произносить несложные четверостишия на выдохе в ладошку. Декламация текстов песен в темпоритме, их выразительное чтение. Работа над скороговорками в различных вариантах говорения: от шепота, до громкого звучания; от медленного темпа, до быстрого. Используя различные интонации и жестикуляцию, выделять в них различные ключевые слова. Распределение текста по ролям с педагогом (диалогические скороговорки), при этом учитывать эмоциональное исполнение, чтобы текст не был "сухим", является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов. 5) Приём пения «про себя».  Для начала, чтобы ребенок понял суть: фрагмент знакомой песни беззвучно «поет» педагог, а ребенок угадывает ее по артикуляции. Применяем его и при работе над разучиванием репертуара (развивается артикуляция, артистизм, при этом связки регулярно будут «безопасно» тренироваться). 6) «Включаем и выключаем звук в телевизоре»  Например, ученик поёт разучиваемую песню, а педагог то «включает» звук, то «выключает», показывая какой-либо знак рукой. Получается весело, и неплохо тренирует «внутренний слух». Этот игровой прием примените после того, как будет достигнута чистая интонация в упражнениях. 23
Вокальные упражнения требуют многократного повторения, а играя в фонетические игры, дети будут всегда увлечены певческим процессом. Они не занимают много времени и, выполняя роль распевания, делают урок динамичным, формируют артистические и коммуникативные способности. Итак, основной девиз моей работы — «Учить, играя!» Так как преобладающим мышлением у ребенка является правополушарное, эмоционально-образное, для него характерны: яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Накопление и выстраивание обучающих игр не только по пению, но и по всем направлениям музыкального воспитания детей помогает легко справиться с т р у д н о с т я м и в р а б о т е и с о х р а н и т ь с о б с т в е н н о е з д о р о в ь е . Все это положительно влияет на детей с низкой самооценкой, которые не ожидают от своих действий ничего, кроме провала. Дети в игровом процессе должны быть все успешны, делая все по-своему, как могут. Если интереса не возникает, это говорит о том, что игровой обучающий материал не соответствует возможностям детей: он или слишком легкий или трудный. Вот примерная линия усложнения процесса обучения вокалу: сначала просто игра звуками своего голоса, интонациями речи, затем исследование возможностей речевого и певческого голоса, после чего исполнение песен, исходя из своих эмоций, способностей и опыта. Такой подход опирается и на теоретические положения Б. В. Асафьева о внутреннем органическом родстве музыки и речи. Например,
интонация

скорбной

речи
человека, как и печальная, грустная музыка — медленная, тихая, прерывается часто паузами и возгласами.
Интонация

праздничной,

радостной

речи
человека характеризуется оживленным темпом, непрерывностью, наличием небольших пауз и акцентов. Музыка, выражающая праздничное настроение, характеризуется теми же чертами. 24
Мы видим, что у музыки и речи одна первооснова —
интонация
. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация, т. е. используя одни и те же средства выразительности. Поэтому с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему, намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т. д. Артикуляционная гимнастика (в форме сказки «Путешествие язычка») Для того чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях, необходимо облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого а п п а р а т а : я з ы ч к о м , г у б а м и , з у б а м и , щ е к а м и , с н е б о м . В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно. Артикуляционная гимнастика помогает: — устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; — разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; — развить мимику, артикуляционную моторику; — развить выразительную дикцию. Ещё один тип игровых «помощников» на занятиях вокалом - игровые распевки. Большинство проблем, связанных с голосом, вызваны непониманием важности разогрева связок.
«Бычок на верёвочке»
Сначаланайдите наиболее удобную поз
у
. Прислонитесь спиной к стене или примите лежачее положение, хотя это и не обязательно. Главное - быть расслабленным и не зажиматься. Представьте, что через ваше тело пропущена длинная верёвка, которая выходит из головы. Представьте теперь, что верёвка привязана к потолку и туго натянута. Вот такая вот хорошая поза для начала... теперь вдыхаем и пробуем 25
помычать - то есть
издать звук “м-м-м”
своим обычным разговорным голосом, как будто вы съели что-то очень вкусное. Теперь раскачаем этот звук между двумя удобными для нас нотами. Будьте полностью расслаблены, не пытайтесь ставить рекордов высоты – помните, это всего лишь разогрев. Помычите так минуты 2-3.
«Пылесос»
Издаваемый звук можно записать как “
вф-вф-вф
” – нечто среднее между «в» и «ф». Это неплохой массаж для ваших связок, так что наберите воздух и раскачивайте звук между двух удобных для вас нот. Обратите внимание – звук должен быть ровным, м е д л е н н о с п а д а ю щ и м и п о д н и м а ю щ и м с я , а н е п р ы г а ю щ и м . Подсказка - чтобы звук не прыгал, нужно поддерживать постоянный поток выходящего воздуха, представьте, что из вашего рта, вместо воздуха льётся вода, которая ни на миг не прерывается и не бьёт толчками, а наоборот, льётся ровным, непрерывным потоком. Этот поток поддерживается диафрагмой. Шея должна быть расслаблена, особое внимание уделите мягкому месту под подбородком, оно тоже не должно зажиматься (можете проверять его время от времени рукой). И так продолжайте 2-3 минуты.
«Моторная лодка»
Теперь то же самое на звук, похожий на моторную лодку. Попытайтесь делать это упражнение, держа ноту так долго, как сможете. Делать 2-3 мин.
«Сирена»
В этот раз представьте себе, что вы сирена. Сперва пробуем делать это головным звуком. Затем грудным (обычный разговорный голос).
«Моторная лодка с Сиреной»
Теперь делаем 3 упражнение, но совмещаем его с 4 и идём так высоко и так низко, как можем, не напрягаясь. Чувствуете хоть какое напряжение – прекращайте и делайте паузу. Можно использовать следующую систему распевок:
Ми-Мэ-Ма-Мо-Му
н а о д н о й н о т е , п о с т е п е н н о п о в ы ш а я .
Мм-Мм-Мм-Мм

/

Мо-Ми-Мо-Ми-Ма
п о т р е з в у ч и ю ( д в а р а з а ) 26
Т о ж е с а м о е т о л ь к о п о в с е м н о т а м д о к в и н т ы .
Мо-Ме-Ми-Му-Ма
по трезвучию. Резко, отрывисто. Универсальный вариант для всех голосов:
Ми-йо-ми-йо-ми.
(обратить внимание, чтобы голос не "заваливался" на "о"). Для настройки резонатора:
у-у-у-у-у
отрывисто через очень маленькое отверстие в губах. Губы напряжены, зубы максимально раскрыты. Для очистки связок: с квинты плавно по гамме вниз
Льо-о-о-о
/ стакатто:
льо - о - о -

о - о
по трезвучию туда и назад.
Ой!-Ой!-Ой!-Ой!-Ой!
очень резко и отрывисто по трезвучию. Это должно быть похоже на одноименный крик, только с определенной высотой звука. Следите, чтобы звук ударялся в корни передних зубов. К известным упражнениям для артикуляционного аппарата можно добавить авторские игровые тексты, вызывающие живой эмоциональный отклик в душе детей и побуждающие их к исполнению упражнений. В этих упражнениях дети обыгрывают стихотворный текст, зачитываемый педагогом:
Упражнение на вытягивание губ:
«Надула губы Наташа – Ей не понравилась каша».
Втягивание и вытягивание губ:
«Две обезьянки играли: Губы спрятали вначале, А потом их показали».
Широкое открывание рта:
«Рот лягушка открывает – Комара поймать желает».
Движение нижней челюсти (боковое):
«Шалтай-болтай на стене сидит, Шалтай-болтай с соседом говорит: - Здравствуй, Саша! 27
- Здравствуй, Маша!» В этом упражнении дети должны, не поворачивая головы, сдвинуть челюсть сначала вправо, затем влево.
Круговое движение губ:
«Серый Васька-кот Ветчину жует, Но рта не открывает, А то ветчину потеряет».
Доставание верхней губой носа:
«Ленивая Маша уж и рук не поднимала – Нижнею губою себе носик чесала». В упражнении
«Петушок»
дети указательными пальцами рук соединяют уголки губ, а челюсти при этом должны быть разомкнуты: «Видел клюв у петушка? Ну-ка, нам всем покажи-ка!» Следующий вид игровых упражнений рассчитан на тренинг голосовых связок с помощью звукоподражания: - крик чайки: ай-ай; - рев медведя: оа-оа; - плач младенца: уа-уа; - всхлип: а-а-ах! (по типу упражнений Е.Огородного); - шум ветра: у-у-у (с интонированием); - мычание коров: м-м-м (с закрытым ртом); - кошка шипит: ш-ш-ш; - рык собаки: р-р-р; - воркование голубя: ур-ур-ур; - стрельба из пистолета: п-п-п; - гул трактора: др-др-др. Часть звукоподражательных упражнений была подсказана самими детьми. 28
Еще одно упражнение – стихотворное, на договаривание строки со звукоподражанием: Педагог: - Грузовик поедет скоро, Загудел его мотор… Дети: - Тор-тор, тр-р-р-р… Педагог: - Помощь скорая спешит, Ее сирена так гудит: Дети: - У-у-уи… (с интонированием) Педагог: - Но быстрее всех на свете, Обгоняя свежий ветер, Мчусь в своей машине я, - Не обгоните меня!… Дети: вокально импровизируют на звукоподражание с интонированием. Упражнения на дыхание: Подуй на одуванчик. Ежик пыхтит: х, х, х… Кукла хнычет: ах-ах-ах…
Сказка о Язычке
Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно
рот

закрыт

(губы

сомкнуты)
и страшно. Стал он выход искать. В одну Щечку постучал,
«проткнуть» языком

щ е к у,
в д ру гу ю —
«проткнуть»

языком

другую

щеку,
не открываются. «Толкну-ка я посильнее!» — подумал Язычок и стал толкать сначала одну Щечку, а потом и другую (
«проткнуть» языком щеку,

«проткнуть» языком другую щеку).
Выхода не было. Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и ткнул с н а ч а л а в е р х н ю ю г у б у, (
«проткнуть»

языком

верхнюю

г у бу ) ,
а з а т е м и н и ж н ю ю г у б у (
«проткнуть»

языком

нижнюю

губу).
В это время Ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать кончик языка, (
покусать
29

кончик

языка).
«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!» — возмутился Язычок. А Зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать Язычок сначала с одной стороны, а потом и с другой
(пожевать язык боковыми

зубами).
И с правой, и с левой стороны он оказался невкусным (
пожевать язык

справа,

пожевать

язык

слева).
Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать
(покусывая всю поверхность языка
,
высовывать

его

вперед

и

убирать).
Язычок спрятался за Зубами. А Зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю Губу, а затем и верхнюю (п
окусать

нижнюю

губу

по

всей

длине,

покусать

верхнюю

губу).
Нижняя Губа обиделась, (
оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное

выражение),
а верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно).
(Поднять верхнюю

губу,

обнажив верхние

зубы

и

придав

лицу

выражение

улыбки).
А Зубки все не успокаивались. Они попытались откусить кусочек щеки. (
Закусить

изнутри щеки боковыми зубами).
Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки.
(Провести

языком

между

губами

и

верхними

зубами,

как

бы

очищая

их,

п р о в е с т и

я з ы к о м

м е ж д у

г у б а м и

и

н и ж н и м и

з у б а м и ) .
Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать» (
обнажить

зубы,

растянув губы в улыбке)
. После того как дети «инсценировали» путешествие язычка, хорошо запомнили весь текст и очередность артикуляционных действий, можно перейти к стихотворной ф о р м е а р т и к у л я ц и о н н о й г и м н а с т и к и . В о т з а р я д к а я з ы ч к а : Влево —
проткнуть язычком левую щеку,
вправо,
проткнуть язычком правую

щ е к у ,
Р а з ,
е щ е

р а з

л е в у ю ,
д в а ,
е щ е

р а з

п р а в у ю

щ е к у,
В в е р х —
проткнуть

язычком

верхнюю

губу,
в н и з ,
затем

нижнюю,
Вверх — вниз, язычок, не ленись! Губы, просыпайтесь!
«вибрато» губами,
ротик, открывайся!
широко открыть рот,
язычок, покажись,
покусать кончик язычка,
И зубов не страшись!
высовывать язык вперед и убирать назад, покусывая всю
30

поверхность языка.
А зубы-то, а зубы кусают даже губы,
покусать нижнюю губу

по

всей

поверхности,
Кусаются, кусаются,
покусать

верхнюю

губу

по

всей

поверхности, и
не унимаются. А губы то хохочут,
в улыбке открыть верхние

зубы, т
о сильно обижаются,
вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное

выражение,

т
о весело хохочут,
в

улыбке

открыть

верхние

зубы,

т
о снова обижаются,
вывернуть нижнюю губу.
Зубам надоело кусать - стали язык жевать,
пожевать

язык

боковыми

зубами.
Язычок — не лист кап у с т н ы й , О н с о в с е м , с о в с е м н е в к у с н ы й ! З у б к и , з у б к и , у с п о к о й т е с ь , Хорошенечко умойтесь,
провести язычком между верхней губой и зубами,
Не сердитесь, не кусайтесь,
провести язычком между нижней губой и зубами,
А вместе с нами улыбайтесь!
Улыбнуться.
31
Приложение 2
Игры по ритмопластике

МУРАВЬИ

Ц ел ь .
Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания. Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.
КАКТУС И ИВА

Цель.
Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога. Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаютсяи принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.
ПАЛЬМА

Цель.
Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах. Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку. «Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «И вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой. 32

МОКРЫЕ КОТЯТА

Цель.
Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом. Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
ШТАНГА

Цель.
Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук. Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу», потом бросает ее, отдыхает.
САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ
Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке. Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая ру- ками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты. Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.
БУРАТИНО И ПЬЕРО

Цель.
Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы. Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно 33
предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.
НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом. Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок — надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй — «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе — выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания: «С! С! С! (см. раздел «Культура и техника речи»).
СНЕГОВИК

Цель.
Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, но и корпуса. Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на шири не плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весен ними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняю' руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, па дают на пол, полностью расслабляясь.
БАБА-ЯГА
Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу. Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст: Бабка-Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! (Дети идут врассыпную по залу.) А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети 34
останавливаются.) Пошла на улицу — раздавила курицу, Пошла на базар — раздавила самовар! Вышла на лужайку — испугала гайку! (Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Ц е л ь . Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения. Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.
КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела. Ход игры. Хоть и жарко, хоть и зной, Занят весь народ лесной. Лишь барсук — лентяй изрядный Сладко спит в норе прохладной. Лежебока видит сон, будто делом занят он. На заре и на закате все не слезть ему с кровати. (В. Викторов) Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.
ГИПНОТИЗЕР
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела. Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит «сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения руками, он говорит: «Спите, спите, спите... Ваши голова, руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью 35
расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются. Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.
HE ОШИБИСЬ
Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию. Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.
РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД
Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами. Ход игры. Дети делятся сначала на две, а по мере приобретения определенных навыков на три и даже четыре группы. Первая группа придумывает ритмический рисунок и начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется к первой, отхлопывая свой ритмический рисунок, затем включается третья группа и т.д.
ПОЙМАЙ ХЛОПОК
Цель. Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции. Ход игры. Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы среагировать на хлопок педагога и хлопнуть практически одновременно с ним. Педагог предлагает «поймать» то маленький мячик, то цветок, то монетку.
ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ
Цель. Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения. Ход игры. Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети — в Змея-Горыныча. Иван-Царевич взмахивает мечом (гимнастической палкой или линейкой), если взмах на уровне головы — Змей Горыныч должен спрятать головы (дети быстро наклоняются), если взмах на уровне ног, Змей-Горыныч спасает хвост (дети подпрыгивают). 36

СЧИТАЛОЧКА
Цель. Развивать координацию движений, согласованность действий, чувство ритма, умение пользоваться жестами. Ход игры. Дети произносят текст и одновременно выполняют движения. Раз, два — острова Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова. Три, четыре — Два хлопка, обеими руками мы приплыли изобразить волнообразные движения в направлении от себя. Пять, шесть — Два хлопка, поочередное движение сходим здесь правой рукой ладошкой вниз (как бы отбиваем мяч), левой — ладошкой вверх (подбрасываем мяч). Семь, восемь — Два хлопка, правая рука вытягивается вверх, сколько сосен! затем на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука. Девять, десять — Два хлопка, средним и указательным пальцами обеих рук мы в пути выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги». До-счи-тал Выполнить 4 движения, по одному на каждый слог: до десяти! 1) ладонь правой руки на голову; 2) тыльная сторона левой руки под подбородок; 3) ладонь правой руки касается правой щеки; 4) ладонь левой руки касается левой щеки. Выполнить 3 движения: 1) правая рука вытягивается вперед; 2) левая рука вытягивается вперед; 3) звонкий хлопок в ладоши.
ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ

Цель.
Развивать подвижность мышц плечевого пояса.
Ход
игры. Дети стоят в основной стойке и в соответствии со словами педагога выполняют движения. Шея есть — стоять прямо, показывая длинную шею. Шеи нет — поднять плечи вверх, как бы «втянуть» шею (уродцы). Повторить несколько раз. 37

ЗАКРЫТЬ КНИЖКУ, РАСКРЫТЬ

Цель.
Та
же.

Ход игры.
Закрыть книжку — плечи вперед. Раскрыть книжку — плечи отвести назад. Повторить несколько раз.
ЗАВОДНАЯ КУКЛА

Цель.
Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса.
Ход

игры.
Дети стоят в позе куклы: ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти напряжены, пальцы растопырены, ладони вперед. Желательно упражнение проводить под музыку, с размером 2/4, например, «Полька» А.Жилинского. Такт 1. Наклонить голову вперед на первую четверть, назад — на вторую четверть. Такт 2. Голову вперед, назад и прямо (движение на каждую восьмую длительность). Такт 3. Наклонить голову назад, потом вперед. Такт 4. Голову назад, вперед, прямо. Такт 5. Повернуть голову вправо, затем влево. Такт 6. Вправо, влево, прямо. Такт 7. Повернуть голову влево, затем вправо. Такт 8. Влево, вправо, прямо. Такт 9. Наклонить голову к правому плечу, затем к левому. Такт 10. К правому, к левому, прямо. Такт 11. Наклонить голову к левому плечу, затем к правому. Такт 12. К левому, к правому, прямо. Такт 13. Движение как в 1-м такте. Такт 14. Движение как во 2-м такте. Такт 15. Движение как в 3-м такте. Такт 16. Голову прямо на 1-ю долю, на 2-ю долю согнуться пополам, уронить голову и руки — завод кончился.
ТЮЛЬПАН

Цель.
Развивать пластику рук.
Ход

игры.
Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены. Утром тюльпан Соединяя ладони, поднять руки Раскрывается к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить. На ночь закрывается Соединяя ладони, опустить руки вниз. 38
Тюльпанное дерево Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой. Раскидывает свои Руки сверху раскинуть в стороны, ветви ладони вверх. И осенью листики Повернуть ладони вниз и мягко опадают опускать вниз, чуть перебирая пальцами.
ОСЬМИНОГ

Цель.
Развивать пластику рук, координацию движений.
Ход игры.
Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить четыре раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза, чередуя положение рук.
ЗМЕИ

Цель.
Развивать чувство ритма, пластику рук.
Ход
игры. Дети сидят врассыпную по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спина прямая. Все вместе произносят текст: На охоту собираясь, На каждый слог плавным движением приблизить тыльные стороны ладоней к плечам и обратно, как бы отталкиваясь от плеча. Ползут змеи, извиваясь. На каждый слог то же движение, но поднимая руки вверх и опуская вниз. Можно делать упражнение без текста на звуке «с-с-с-с-с-с-с».
ПОЛЗУЩИЕ ЗМЕИ
Цель. Развивать гибкость, пластическую выразительность. Ход игры. Стать на колени и, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги («хвост») и снова продвинуться вперед. Характер движения волнообразный и непрерывный. Змеи могут изгибаться в разные стороны, пластически общаться, артикулировать звуки «с- с-с-с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш», «щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ», «ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч» (1-й вид выдыхания). 39

ПАНТЕРЫ
Цель. Та же. Ход игры. Дети сидят на корточках и, не касаясь коленями пола, руками («мягкими лапками») идут по окружности к своему «хвосту», не разворачивая по возможности корпус. Идут поочередно в разные стороны. В дальнейшем пантеры могут пла- стически и с помощью звуков общаться между собой. (См. раздел «Культура и техника речи», упражнение «Зевающая пантера».)
МАРИОНЕТКИ
Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс. Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку — быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).
СКУЛЬПТОР
Ц е л ь . Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером. Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой — роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В даль- нейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.
В «ДЕТСКОМ МИРЕ»
Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений. Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями. 40

КТО НА КАРТИНКЕ?
Ц е л ь . Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений. Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.
ЗЕРНЫШКО
Цель. Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность. Ход игры. Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голову прижать к коленям и обхватить себя руками). В заданном ритме из зернышка пробивается расточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки... Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка.
ЦЫПЛЯТА
Цель. Та же. Ход игры. Дети ложатся на ковер, прижимают колени к груди, голову к коленям и обхватывают себя руками («яйцо»). Сначала приподнимается голова, цыплята клювиками разбивают скорлупу, расправляют крылышки, пытаются встать на нож- ки, начинают двигаться, знакомиться с окружающим миром, пробуют клевать зернышки...
ЧУДО-ЮДО ИЗ ЯЙЦА
Цель. Та же. Х о д
и г р ы .
Игра похожа на предыдущую, но из яйца должны вылупиться фантастические обитатели других планет: они могут скакать или ползать, ходить на четвереньках или перекатываться. Они изучают все, что им попадается на их пути, ищут себе пищу, общаются между собой миролюбиво или враждебно. Усталые, ищут подходящее место для отдыха и укладываются спать.
МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ
41
Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
ПЕРВАЯ ПОТЕРЯ
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, K ; I к бы отвечая на вопросы: где, когда, почему, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему.
Музыкальное

сопровождение:
«Первая потеря», муз. Р.Шумана (Альбом для юношества).
ПОДАРОК
Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с полученным подарком. Фантазируют, когда (Новый год или день рождения), от кого (мама, папа, друг и т.п.), что именно получили в подарок.
Музыкальное

сопровождение:
«Новая кукла», муз. П. Чайковского (Детский альбом) или «Вальс-шутка», муз. Д.Шостаковича.
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.
Музыкальное

сопровождение:
«Вальс-фантазия», муз. М.Глинки или вальс «Осенний сон», муз. А.Джойса.
УТРО
Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром...
Музыкальное сопровождение:
«Утро», муз. Э.Грига; «Рассвет на Москве-реке», муз. М.Мусоргского.
БАБОЧКИ
42
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.
Музыкальное

сопровождение:
«Мотылек», муз. Д. Кабалевского; «Вальс» из балета «Коппелия», муз. Л Делиба.
В СТРАНЕ ЦВЕТОВ

В
стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.
Музыкальное сопровождение:
«Подснежник» («Времена года»); «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; муз. П.Чайковского.
СНЕЖИНКИ
То медленно, то быстрее опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце.
Музыкальное

сопровождение:
«Вальс» из оперы «Елка», муз. В. Ребикова; «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского.
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС
Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивают путников в самую чащу...
Музыкальное

сопровождение:
«Гном», муз. Мусоргского («Картинки с выставки»).
Список использованной литературы:
43
Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса», Ленинград 1991. Карягина А. Джазовый вокал: Практическое пособие для начинающих.- СПб.: Издательство «Лань» 2008. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. – СПб.: Музыкальная палитра, 2005. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО»,

2004 г . Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос,

2000 г . festival.1septemberarticles/574865/ glossarycgi-bin/gl_exs2.cgi?RMzn:qg pedsovet.su/load/252-1-0-5334 muz-urokmuz.htm 44


В раздел образования