Напоминание

О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


Автор: Аликеева Олеся Владиславовна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦППМСП "Семья"
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Раздел: дополнительное образование





Назад




О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В современной России одной из наиболее острых проблем связанных с защитой прав

несовершеннолетних является

Недостатки в данной деятельности неоднократно отме чались различными государственными

органами

Вместе с тем стоит признать что во многом проблемы связанные с ненадлежащим

осуществлением деятельности по выявлению и учету детей оставшихся без попечения ро дителей

обусловлены недостатками нормативно правового регулирования данной деятельности

В настоящее время вопросы выявления детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

регулируются статьей Семейного кодекса РФ устанавливающей что орган опеки и попечительства в

течение трех дней со дня получения от должностных лиц учреждений и иных граждан сведений о

детях сиротах и детях оставшихся без попечения родителей обязан провести обследование усло

вий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его

родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве

Аналогичная норма с небольшими дополнениями со держится и в подзаконном акте

регулирующем вопросыформирования и использования государственного банка данных о детях

оставшихся без попечения родителей Ор ган опеки и попечительства в дневный срок со дня полу

чения сведений о ребенке оставшемся без попечения роди телей обязан провести обследование

условий жизни этого ребенка и установив факт отсутствия попечения родителей зарегистрировать

данные о нем в журнале первичного учета детей оставшихся без попечения родителей а также

обес печить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в

семью или в учреждение для

детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей Таким образом законодателем

установлена определен ная последовательность действий органа опеки и попечи тельства

получившего сведения о ребенке не имеющем родительского попечения результатом которой

является приобретение ребенком статуса оставшегося без попечения родителей проверка

сведений об отсутствии у ребенка ро дительского попечения в ходе проведения обследования

условий жизни несовершеннолетнего установление факта отсутствия попечения родителей

регистрация сведений о ребенке оставшемся без попечения родителей в журнале первичного

учета детей оставшихся без попечения родите

лей Однако на практике возникают вопросы связанные с отсутствием в законодательстве указания

на конкретный документ подтверждающий факт выявления ребенка оставшегося без попечения

родителей Как уже указывалось ранее орган опеки и попечительства обязан обеспечить за щиту

прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве На практике это означает

принятие мер по вре менному устройству ребенка и взаимодействие с различны ми органами

власти и учреждениями по вопросу оформле ния и восстановления документов ребенка

оставшегося без

попечения родителейК сожалению на сегодняшний день законодательство не указывает каким

документом орган опеки и попечитель ства мог бы подтвердить факт отсутствия у ребенка роди

тельского попечения при представлении его интересов пе ред третьими лицами В некоторых

случаях например при лишении родителей родительских прав ограничении в ро дительских

правах признании их безвестно отсутствующи ми недееспособными и тд орган опеки и

попечительства может представить в качестве документа подтверждающего факт отсутствия у

ребенка родительского попечения соот

ветствующее решение суда Однако имеют место и другие причины отсутствия у ребенка

родительского попечения например длительное отсутствие родителей уклонение родителей от

воспитания детей или от защиты их прав и интересов В этих случаях какие либо установленные

законом документы подтвер ждающие данные факты органы опеки и попечительства предъявить

не могут Не могут представить органы опеки и попечительства такие документы также и в случаях

когда родители не исполняют свои обязанности по отношению к ребенку и имеются основания

для лишения их родительских прав но дело о лишении родителей ребенка родительских прав

судом еще не рассмотрено либо решение суда не

вступило в законную силу Кроме того перечень оснований при которых ребенок может быть

признан оставшимся без попечения родителей

установленный статьей

• Семейного колекса РФ и стать

ей

Федерального закона от

No

ФЗ 0 до полнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без

попечения родителей не является закрытым поэтому возможны и другие случаи при которых у

детей может отсутствовать родительское попече

ние

Наличие документов подтверждающих отсутствие у несовершеннолетних родительского

попечения предусмот

рено и рядом нормативных актовТак например действующим законодательством предусмотрено

что в случае оформления опеки попечи тельства опекун попечитель приобретает право на полу

чение единовременного пособия при передаче ребенка на

воспитание в семью Вместе с тем в соответствии с установленным поряд ком назначения и выплат

данных пособий для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на

воспитание в семью в случае установления опеки попечи тельства или передачи в приемную

семью помимо доку

ментов перечисленных в ст

•Приказа Минсоцздрав раз

вития РФ от

r No

н в ред от Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий

гражданам имеющим детей должны быть представлены копии соответствующих доку ментов

подтверждающих отсутствие родителей един ственного родителя или невозможность воспитания

ими

им детей и приведен их закрытый перечень Таким образом опекун попечитель принявший в се

мью ребенка оставшегося без попечения родителей в от ношении которого отсутствуют

документы предусмотрен ные данным перечнем не может воспользоваться своим правом на

получение единовременного пособия что нару шает его права Причина возникновения данных

ситуаций в отсутствии единого предусмотренного законом документа подтверждающего наличие

у ребенка статуса оставшегося без попечения родителей Документы подтверждающие отсутствие

у ребенка родительского попечения требуются и

при его устройстве

•В соответствии с п СТ

Семейного колекса РФ ор ган опеки и попечительства в течение месяца со дня по ступления

сведений о детях оставшихся без попечения ро

дителей обеспечивает устройство ребенка

Статья

Семейного кодекса РФ предусматривает что при отсутствии возможности устроить детей оставших

ся без попечения родителей в семью на воспитание онипередаются в организации для детей

сирот и детей остав шихся без попечения родителей всех типов образователь ные организации

медицинские организации организации

оказывающие социальные услуги

Вместе с тем в соответствии с п

Типового положе ния об образовательном учреждении для детей сирот и де тей оставшихся без

попечения родителей предусмотре но что на каждого ребенка определяемого в учреждение

направляющие органы учреждения представляют в том числе сведения о родителях законных

представителях ко пии свидетельства о смерти родителей приговора или ре шения суда справка о

болезни или розыске родителей и другие документы подтверждающие отсутствие родителей

или невозможность воспитания ими своих детей Аналогичные требования предусмотрены и при

поме щении детей сирот и детей оставшихся без попечения ро дителей под надзор в

соответствующие медицинские орга низации Так например Инструкцией о порядке приема де тей

в дом ребенка и выписки из него предусмотрено что при оформлении детей в дом ребенка

требуются в том числе документы подтверждающие отсутствие родителей или не возможность

воспитания ими своих детей свидетельство о смерти решение суда о лишении родительских прав

или отобрании ребенка приговор суда акт о подкидывании со гласие родителей на усыновление

отказ от родительных

прав справка об отьезде болезни родителей и другие Таким образом в повседневной работе по

защите прав и законных интересов детей оставшихся без попечения ро дителей органы опеки и

попечительства сталкиваются с необходимостью доказывания факта отсутствия у детей ро

дительского попечения при отсутствии указания в законе на единый установленный документ

подтверждающий данные

обстоятельства В целях упрощения осуществления данной деятельно сти а также во избежание

нарушения прав и законных ин

тересов детей оставшихся без попечения родителей целейсообразно на законодательном уровне

предусмотреть доку мент который бы подтверждал факт выявления ребенка

оставшегося без попечения родителей

Действующим законодательством предусмотрено что по вопросам возникающим в связи с

установлением осу ществлением и прекращением опеки или попечительства органы опеки и

попечительства издают акты Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в

судебном порядке На сегодняшний день целесообразно расширить круг вопросов по которым

органы опеки и попечительства впра ве издавать акты предоставив им право выносить соответ

ствующие акты в том числе и при выявлении детей остав

шихся без попечения родителей В этом случае при установлении факта отсутствия у ре бенка

родительского попечения органом опеки и попечи тельства осуществлялось бы издание акта о

выявлении ре бенка оставшегося без попечения родителей который под тверждал бы данный

факт и являлся основанием для

устройства такого ребенка Подводя итог приходится констатировать что в дей ствующем

российском законодательстве сохраняется про бел в части отсутствия единого установленного

законом до кумента подтверждающего выявление ребенка оставшего ся без попечения родителей

Данная ситуация а также в целом недостаточное нормативное урегулирование процес са

выявления детей сирот и детей оставшихся без попече ния родителей порождает различия в

подходах органов опе ки и попечительства различных регионов к осуществлению данной

деятельности создает трудности в разграничении детей оставшихся без попечения родителей и

детей иных категорий например находящихся в социально опасном

положении в трудной жизненной ситуации

На сегодняшний день субъекты Российской Федерации самостоятельно организовывают

деятельность по выявле

нию детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в то время как основные нормы

регулирующие дан ный процесс содержатся в федеральном законодательстве В связи с

изложенным необходимо на федеральном уровне утвердить типовой административный

регламент осуществления органами опеки и попечительства деятель ности по выявлению детей

сирот и детей оставшихся без попечения родителей Данный документ стал бы основой

региональных административных регламентов что обеспе чило бы внедрение единого подхода к

осуществлению дея тельности по выявлению детей сирот и детей оставшихся

без попечения родителей на территории всей страны Таким образом существующую в России

систему норм регулирующую процесс выявления детей сирот и детей оставшихся без попечения

родителей нельзя назвать эф

фективной Вместе с тем поскольку сегодня в законодательство регулирующее сферу опеки и

попечительства вопросы устройства несовершеннолетних оставшихся без попечения родителей и

защиты их прав вносится значительное коли чество положительных изменений можно

предположить что проблемы деятельности по выявлению детей сирот и детей оставшихся без

попечения родителей также получат

свое решение

Библиографический указатель

Семейный кодекс Российской Федерации от

r No

ФЗ в ред от

с изм от

Собрание законодательства РФ

No

Ст

Федеральный закон Об опеке и попечительстве от

r No

ФЗ в ред от

Собрание за

конодательства РФ

No

Cr

Федеральный закон О государственных пособиях

гражданам имеющим детей



В раздел образования