Напоминание

"Организация домашней работы в классе по специальности"


Автор: Кругликова Людмила Маратовна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: ГБО ДО РА "ДШИ№5"
Населённый пункт: г. Майкоп
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация домашней работы в классе по специальности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Детская школа искусств №5

«Организация домашней работы в классе по

специальности скрипка»

Преподаватель по классу

скрипки ДШИ №5

Кругликова Людмила Маратовна.

г. Майкоп

Воспитание творческой самостоятельности учащихся - одна из главных

задач современной музыкальной педагогики. Сегодня главной проблемой для

многих

учащихся

музыкальных

школ

является

отсутствие

навыков

упорядоченной домашней работы. Проблема развития этих навыков всегда

будут волновать преподавателей, заставляя их искать привычки, подходы,

умения, которые должны быть освоены учеником для того чтобы его домашняя

работа была более продуктивной. В современном обществе музыкальное

академическое образование стало терять свою значимость и ценность. т.к.

занятия музыкой не смогли конкурировать с компьютерными играми,

иностранными языками, спортивными увлечениями. Поэтому каждый год в

школу приходит иное поколение, информации они усваивают больше, мыслят

все быстрее, но удивляются и восхищаются меньше. А так как, в музыкальную

школу принимаются все желающие дети, нередко без соответствующего уровня

музыкальных способностей, мы, педагоги обязаны их научить независимо от их

данных. Поэтому учёба оказывается не очень приятным занятием для детей со

средними и минимальными музыкальными способностями.

Как поддержать интерес к занятиям в обучении на инструменте и

научить правильно и продуктивно заниматься дома, учитывая возросшую

информационную нагрузку в образовательной школе? В этом и заключается

задача

классного

руководителя

по

специальности,

чтобы

подготовить

учащегося к самостоятельному творческому труду, объяснить, что только

систематические

домашние

занятия

–главное

условие

овладения

исполнительским мастерством. Поэтому надо установить, какие навыки,

умения и подходы должны быть усвоены учеником для того, чтобы домашняя

работа была продуктивной, постараться увидеть трудности, которые лежат на

пути выработки правильной организации домашней работы. Воспитательный

аспект организации домашней работы особенно важен.

Для того, чтобы система домашних занятий ученика была продуманной,

проработанной и продуктивной нужно грамотно и чётко дать наставления и

правильно разъяснить план самостоятельной работы, постараться вместе с

ребенком организовать распорядок дня, составить четкий график. Нужно

тщательно распланировать время урока, чтобы была возможность проверить

заданное и обсудить с учеником результаты работы.

Сложность и специфика обучения игре на инструменте в том и

заключается, что занятия в классе не могут дать желаемого результата сразу.

Эффективно организованная домашняя работа – главное, основное. Это – вид

деятельности, который выполняется учеником по домашнему заданию и под

чётким руководством преподавателя, но без непосредственного участия

педагога в нём. В процессе данной деятельности учащийся пытается достигнуть

поставленной

цели

своими

собственными

усилиями

(умственными,

творческими, физическими,).

Именно поэтому, в нашем классе уделяется самое большое внимание

тому, как протекает домашняя работа ученика: когда и сколько он занимается,

каков коэффициент полезного действия его занятий, особенно в начальный

период обучения. Уходя с урока, ученик знает над чем, как и сколько ему

работать. Домашнее задание в дневнике записывается самым подробнейшим

образом, где указываться не только задача, но и пути и методы её достижения.

Мы составляем план домашней работы вместе с родителями ученика.

Включаем в него длительность, дату, и то, что постараться за это время сделать.

Ученик младших классов плохо знают ноты, и чтобы быстрее их выучить мы

делаем цветные альбомы, используем метод цветных нот. Чтобы запоминание

было более быстрым, каждая нота обозначается определенным цветом.

Дошкольники и младшие школьники рисуют иллюстрации к музыке ярко

программного характера, придумывают сказки, подбирают стихотворения к

исполняемым пьесам. Затем устраиваем выставку своих альбомов, где дружно

выбираем лучшие рисунки. Такие задания приносят большую пользу, обсуждая

стихотворение, сказку стараемся созданный образ раскрыть в исполняемом

произведении.

В подготовительном классе я предлагаю родителям заниматься с

ребенком 15-20 минут. И по 30. 40 минут в первом классе. Задание даю

выполнимое, чтобы домашняя работа была в радость. Ребенок должен, видеть

результаты своей работы, трудиться дома с удовольствием и, поэтому заданное

формулирую конкретно. В процессе работы должна уставать голова, а не руки.

Тридцать минут занятий в удобное для ученика время и по доброй воле, когда

ему, что называется, «загорелось», дадут больше, чем три часа игры по

принуждению. Весьма точно эта ситуация показана в стихотворении Г. Остера.

Вот, к примеру, «Вредный совет» в духе Г. Остера:

Заставляйте заниматься

Каждый день по два часа,

Если будет отвлекаться,

Станьте рядышком с ремнем.

Разгоните всех подружек

(Если мальчик – всех друзей)!

Разломайте телевизор,

Телефон, велосипед.

И тогда итог отменный

Я могу вам обещать:

Музыку – возненавидит,

Но экзамен сдаст на «пять»!

Итак, продолжительность домашней работы зависит от концентрации

внимания, и за этим в нашем классе следим прежде всего. Занимаясь каждый

день, ученик приобретает привычку к ежедневным занятиям, проявляет свою

волю и усилия. Каждый день хоть немного, но что- то улучшить! Домашняя

работа нужна для закрепления полученных навыков и дальнейшего освоения

материала и является систематической и ежедневной.

Прежде чем исполнить любое музыкальное произведение, надо знать

какие игровые навыки и движения надо освоить. Многократные повторения

определённых приёмов с внимательным вслушиванием в интонации и

наблюдением в это время за характерными движениями, помогают понять

навык и закрепить его в домашних занятиях. Чтобы ученик понял, как надо

учить над это сложное место дома, иногда можно предварительно проработать

его в классе. Достигнуть всех целей сразу не получится, но приучать ребенка к

ежедневному труду, на которую ребенок постепенно учится выделять нужное

количество времени в своем распорядке дня, безусловно, необходимо.

Разбирать новые произведения целесообразно по не многу, по частям.

Если отработать маленькую фразу в произведении правильно, мы сэкономим

время т.к. в музыке, как правило, используется для изучения очень много

повторений или похожих мест с незначительными отличиями.

Советую определить этапность и важность поставленной задачи, на что

обратить внимание в первую очередь. Обозначить что важнее подготовить к

следующему уроку - пьесу или технический материал?

Когда мы разобрали произведение, объясняю, что совершенно бесполезно

играть от начала и до конца и предлагаю учить те места, где он «спотыкается»,

где не может их исполнить точно. Учу ребенка моменту - предслышания того,

что он собирается сыграть и контролю над тем, что он играет. Недостаточно

записать в дневнике ученику: отработать, выучить. Нужно объяснить,

рассказать, показать, как это делать. В классе важно обращать внимание на

качество звука, получаемого при исполнении верным приемом, сравнивать

качество звука с неправильным звукоизвлечением. Чтобы ребёнок мог

правильно выучить технический материал дома, в процессе урока показываю

ему те или иные приёмы на практике, а потом прошу повторить его в классе для

того чтобы он сам отработал этот навык в домашнем задании.

Учим наизусть. Сначала мы делим произведение на части, предложения,

фразы, мотивы!

Чем больше развиты слух и чувство ритма, тем эффективнее

действуют механизмы музыкальной памяти, тем легче ученику запомнить

данное произведение. Если сегодня не получилось запомнить, пробуем

повторить на следующее занятие.

Еще один вид работы считаю очень полезным, это дистанционный

формат. Ученикам задаю задание снять видео выученного домашнего задания и

прислать мне. К этому они относятся очень ответственно, т.к. родители будут

их снимать, а записанное видео позволяет увидеть процесс выполнения

поставленной задачи.

Такое качество, как самостоятельность у учеников развиваю постепенно,

но непрерывно, для того чтобы воспитать, принцип обучения новым формам и

методам самостоятельной работы, принцип заинтересованности в обучении,

принцип постоянной занятости. И, конечно, не стоит забываю о принципе

поощрения, все успехи и достижения должны быть замеченными. Оценка за

урок – один из стимулов к занятию. К выставлению оценки необходимо

относиться очень осторожно, особенно в начальный период. Поощряю его

успехи и достижения в виде смайликов, звездочек…

Преподаватели, обычно, не задают ученикам заданий, связанных с

изучением

личности

композитора

изучаемых

произведений,

опасаясь

перегрузить детей. Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет

компьютером, поэтому, в нашем классе ученики в интернете могут найти

произведения, которое они изучают. Имеет смысл давать задания как:

прослушивать изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-

профессионалов,

а

также

ровесников

–учащихся

музыкальных

школ,

прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других

музыкальных

инструментах,

с

последующей

беседой

и

анализом.

Самостоятельная работа по сбору материала о композиторе, истории создания

произведения,

прослушивание

этих

произведений

с

последующим

обсуждением способствует большей мотивации в домашних занятиях. Кроме

того, важно регулярное посещение различных филармонических концертов,

музыкальных вечеров, театров, музеев, культурных мероприятий.

Хорошо организованная домашняя работа учащегося, будет связующим

звеном между уроками, подкрепит качество занятий, повысив, при этом,

эффективность обучения.



В раздел образования