Напоминание

Хореографический текст. Варьирование


Автор: Черепанова Елизавета Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУДО "ДДЮ"
Населённый пункт: город Райчихинск, Амурская область
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Хореографический текст. Варьирование
Раздел: дополнительное образование





Назад




ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ.

ВАРЬИРОВАНИЕ.

Муниципальное образовательное автономное

учреждение дополнительного образования

«Дворец детей и юношества»

городского округа города Райчихинска Амурской области

Методическое пособие для постановки

в хореографических коллективах

Выполнила:

Педагог дополнительного образования

Черепанова Елизавета Дмитриевна

Райчихинск

2023 г.

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ

Х.

т.

складывается

из

элементов

танцевального

языка

(хореографической

лексики), которые в их последовательности и взаимосвязи образуют целостную

систему. Х. т. сочиняется балетмейстером на основе музыки, предназначенной для

танца

(муз.

драматургии

балета),

и

является

воплощением

эмоционального

состояния, характера, образа сценического героя. На одну и ту же музыку может

быть сочинён разный Х. т., в зависимости от интерпретации её балетмейстером.

Структура Х. т. зависит от количества исполнителей танцоров сцены, образных и

формальных особенностей музыки, драматургического смысла того или иного

эпизода спектакля. Наиболее сложная структура Х. т. обычно бывает в развитых

формах симфонического танца.

Существуют различные способы записи

Х.

т.,

ни

один

из

которых

не

является

достаточно совершенным и общепринятым.

Х.

т.

сочиняется

балетмейстером

и

воспроизводится

исполнителями,

которые

дают

ему

творческую

интерпретацию,

зачастую

усиливающую

его

образное

звучание.

Основа хореографического образа – текст, сочиненный балетмейстером, но в

воспроизведении исполнителя этот текст получает ту или иную интерпретацию.

Процесс создания хореографического образа, обычно, включает в себя несколько

этапов:

1. Интерес к образу, изучение материалов по его характеристикам.

2.

Рождение

в

сознании

творца

художественного

замысла,

в

котором

сконцентрированы общие черты будущего произведения.

3.

Осуществление

художественного

замысла

перевод

художественной

информации из сферы ее идеального бытия в бытие материальное, изменение ее

качественной природы.

4. Воплощение образа на сцене балетмейстером, а затем – исполнителем.

Создание хореографического образа – процесс многоступенчатый, требующий

совместных усилий представителей различных сфер искусства.

Танцевальная лексика (или движения)

подразделяются на 3 вида:

I. Действенные

II. Ассоциативные (или изобразительно-

подражательные)

III. Традиционные

Реальная действительность в образно-обобщенном

видении отражается всеми видами искусства, и каждая

из

них

имеет

свои

выразительные

средства.

Выразительными

средствами

хореографии

являются:

движения рук, ног, головы, корпуса, т.е. танцевальная

лексика,

язык.

К

выразительным

средствам

также

относятся мимика лица, жесты, которые фиксируются в

танцевальных позах.

Танцевальные

движения

являются

основой

хореографического

движения.

Зарождение

танцевального движения началось с древних времен

человеческого бытия.

Хореографическая лексика - отдельные движения pas и позы, из которых

складывается

танец,

как

художественное

целое,

т.е.

как

произведение

хореографического движения искусства. Хореографическая лексика возникает на

основе

общения

выразительных

движений

человека,

в

течении

веков

она

накапливалась, совершенствовалась и шлифовалась.

На развитие танца, его рисунка влияли и условия быта народа, его занятия,

климат и т.д. Танцевальный язык вобрал в себя характер народа, его темперамент, а

также

жизненный

уклад,

его

социальный

строй.

Каждое движение состоит из нескольких частей:

1. Исходное положение

2. Затакт

3. элемент (раскрывает идею данной комбинации)

4. Проходящий (связующий)

5. Кульминационный (фиксация, определение позы, окончание, точка в движении)

Для создания танцевального языка, для раскрытия художественных качеств,

немаловажное значение имеет сочетание движений рук, ног, головы. Отдельные

танцевальные движения сочетаются в различных комбинациях, каждому виду

хореографического

искусства

характерен

свой

танцевальный

язык.

Смешение

танцевального

языка

ведет

к

утрате

чистоты,

к

нарушению

целостности

хореографического произведения.

Различают:

подражательный,

образный,

национальный

танцевальные

языки.

При составлении хореографического текста учитывается тесная взаимосвязь

идеи и драматургии танца, музыкального материала, национальные черты танца,

характер образов, рисунок танца с танцевальной лексикой. Движение в танце

имеет конкретную продолжительность во времени, сочетание с паузами. Прежде

всего, нужно показать не внутреннюю логику построения движения, благодаря

чему возможна передача определенных эмоций. Вторая черта эмоционального

движения – природность, непосредственность. Фокин говорил: «Всякое движение

в художественном танце является усовершенствованным развитием естественного

движения в соответствии с характером, который данный танец должен выявить не

одно отступление от натурального движения не должно быть неоправданным.

Поднимается танцовщица на пальцы, взлетает ли в

воздух, стучит ли своими каблуками по полу, все это

не искажение, а развитие естественного движения.

Соединение техничных движений с образом танца –

важный

момент

при

составлении

танцевального

языка. Постановщик не должен избегать сложных

движений, если они помогают развитию образов, но

и перегружать текст «трюками» ради «красивости

или

показа

возможностей

исполнителя».

Хореографический текст – составная часть и выразительное средство

хореографической композиции.

Х.Т. -

совокупность

в

определённой последовательности

всех

танцевальных

движений и поз, образующих танец.

Х.Т. – является составной частью драматургии и развивается на протяжении

всего номера от простого к сложному более яркому, выразительному.

Х.Т. –

это

средство,

которым

балетмейстеры

пользуются

для

выражения

содержания задуманного произведения. Х.Т. способен выразить мысли, чувства,

переживания.

Х.Т. –

сочиняется

балетмейстером

на

основе

музыки,

предназначенной

для

танца, и является воплощением эмоционального состояния, характера, образа

героя. На одну и ту же музыку может быть сочинён разный Х.Т. Это зависит от

творчества балетмейстера.

В состав Х.Т. входят:

1.Движения

2. Позы

3. Ракурсы

4. Жесты

5. Мимика

Говоря о хореографическом языке, необходимо добавить, что автор его должен

твёрдо

знать,

на

основе

какого

танцевального

языка

будет

поставлена

хореографическая лексика данного действующего лица.

Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии.

Хореографический образ также не может создаваться без учёта этих законов. В

сценическом образе должна быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед

кульминацией, и кульминация, и развязка.

Чтобы хореографический образ получил на сцене наиболее полное и яркое

воплощение, балетмейстер должен ставить перед актёром ясные и конкретные

сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи произведения, сквозной

линии образа. Выразительность показа имеет очень большое значение. Мастерство

исполнителя во многом способствует выявлению замысла балетмейстера.

Хореографические элементы лексики танца:

-

народная

-

современная

-

классическая

Варьирование – это поиск нюансов, вариантов движения. Видоизменения

второстепенных

элементов

одного

движения

при

сохранении

его

основы,

сущности.

Варьирование 3-х видов:

1. Механическое (простое, сложное, по принципу);

2. Характеристическое;

3. Метафорическое.

Принципы варьирования:

-

изменения

положения

в

пространстве

(ракурс

тела, рисунок);

- изменения ритма, темпа;

-усложнение

движения

за

счёт

второстепенных

элементов

(прыжки,

вращения,

полупальцы,

соединительные шаги или движения

-

изменение

голосов

тела.

«Голоса»

-

это

различные

телесные

центры,

корпуса,

головы,

руки, кисти, направления взгляда;

- изменения уровня пространства (лёжа, сидя, в

grand – demi plie, стоя, на полупальцах, прыжки

или поддержки).

Варьирование (изменение) пластического мотива.

Эти

отдельные

мотивы

должны

обладать

яркой

характеристикой

и

иметь

сквозной

метод

развития,

т.е.

встречаться,

сопутствовать

номеру,

образу

на

протяжении всего номера. Этот постоянный повтор, приводит к тому, что зритель

запоминает его и возврат к нему напоминание о своеобразии героя или образе

номера, в начале номера нужно заявить главный индивидуальный мотив, а затем

его разработать.

Существует несколько приёмов:

а) Повторять точно «а» - 2 такта – «а» + «а» = 4 такта,

б) Повторять вариантно, т.е. сохраняется основа: изменяется не главное движение,

а вспомогательное, второстепенное,

в) Сохранить временные границы мотива, а окончания заменить,

г) Многократное повторение с новым изменением, здесь варьирование главный

признак, «а» + «а» 1, + «а» 2+ «а» 3 и т. д.

д) Формула для крупных мотивов:

«а» + «в» + «а» 1 + «с» + «а» 2

В основе всякого варьирования лежит принцип контраста:

1) Противоположность различных граней движений,

2) Противоположность характера ритма (резко - плавно и т.д.),

3) Противоположность временных длительностей (мелкое дробное движение и

широкое pord de bras),

4) Контраст движений в пространстве (динамика и статика движения),

5) Контраст темпа,

6) Контраст направления в пространстве, т.е. рисунка, ракурса,

7)

Смена

акцента

(контраст

ударений

выделение

движений

силой

или

выразительным штрихом)

По

ракурсу

это

метод

«варьирования

без

варьирования»,

ракурс

появляется

за

счет

изменения

положения

тела

в

пространстве.

Предположим,

что

основная комбинация выполняется лежа на правом боку.

По принципу добавления – к движению добавляются

выразительные

положения

рук,

корпуса,

наклоны,

ракурсы. В комбинацию не вводятся новые движения,

она

изменяется

за

счет

новых

положений

новых

положений корпуса и ракурса.

По ритму – ритмически изменяем комбинацию, как бы «свингуя» ее, делая

какие-то движения длинно, тем самым нарушая равновесие тела, а какие-то

«проглатывая».

В

комбинации

надо

стараться

трансформировать

каждое

движение.

По принципу движения – движение видоизменяется, но остается принцип его

исполнения, принадлежность к одному виду. Например, движение «веревочка»

может развиваться как веревочка закрытая, веревочка в повороте, веревочка с

уходом в гранд плие.

По пространству – движение развивается не только по планшету сцены, но и

по высоте и глубине пространства. Таким образом, движение можно делать низко

или высоко, статично или динамично, на месте или с продвижением.

Развитие комбинации

На данном этапе мы работаем над развитием движения внутри комбинации,

не

думая

о

том,

что

комбинация

это

конструктивная

единица

хореографического текста, имеющая свою внутреннюю последовательность

движений.

Хореографическая

тема

(комбинация)

должна

быть

проста,

запоминаема и малоэлементна для удобства варьирования.

Различают:

- мужские вариации, построенные на мелких, технически сложных движениях; и

- женские вариации, построенные на больших прыжковых движениях

(Балетная вариация. фр.Variation. От лат.Variatio - изменение). Вариация - в

балете - небольшой сольный классический танец, обычно технически сложный

и композиционно развернутый.

Вариация - танец одного солиста

Жанр вариаций с полным основанием можно назвать одним из самых популярных

и востребованных в истории европейского искусства, — с учетом того, что он

получил свое развитие и в музыке, и в хореографии. Наименование «вариация»

встречалось

в

самых

разных

контекстах,

при

этом

содержание

этого

жанра

раскрывалось весьма многообразно в каждом из искусств. В итоге одним и тем же

названием стали обозначать понятия, существенно различающиеся по смыслу. Эти

различия

имеют

довольно

принципиальный

характер,

обусловленный

как

принадлежностью

к

разным

видам

искусств,

так

и

историей

развития

и

формирования каждого из них.

Музыкальное именование термина указывает на тесную его связь с таким емким и

многозначным

явлением,

как

искусство

варьирования.

Воплощением

идеи

варьирования стала вариационная форма — циклическая форма, в которой тема (а

иногда две темы и более) излагается повторно с различными изменениями в фактуре,

ритме, ладу, тональности, гармонии, тембре ит. д.

Таким образом, совокупность в определённой последовательности всех

танцевальных

движений

и

поз,

образующих

тот

или

иной

танец,

танцевально-пластический эпизод или балетный спектакль в целом.

Хореографический текст складывается из элементов танцевального языка

(хореографической лексики), которые в определённой последовательности

и взаимосвязи образуют целостную систему.

Итак, происходит варьирование только одного мотива, а остальные это

сочинение новых мотивов, и вся эта цепь склад в единый хореографический

текст.

Сами

по

себе

элементы

хореографической

лексики

не

являются

носителями определенного образного содержания, но обладают кругом

выразительных

возможностей,

которые

реализуются

в

конкретном

контексте танца как целого и взаимосвязи элементов хореографической

лексики складывается хореографический текст.

Запаздывание (задержание) – есть прием для отдельных движений, положений и

коротких танцевальных комбинаций. Он такой, как повтор- перекличка, только

буквальный. Но организован по другому: буквальный повтор 2 – ым голосом

происходит

тут

же

или

несколько

секунд

спустя.

При

этом

второй

повтор

накидывается на первый, как на смазанном фото. Для этого исполнитель 2 – ого

голоса стоит за первым рядом. Получается эффект размытости танцевального

мотива.

Прием

запоздания

просматривается

лучше,

когда

он

применяется

неоднократно и с разными движениями и комбинациями.

Принципы симфонизма

– наличие нескольких тем, которые не проходят

отдельно, а сливаются в полифонию. Полифония в танце проявляется проведением

хореографических

тем

гармонически

соединенных

.Полифония

в

хореографии

может быть и без наличии полифонии в музыке.

Контрапункт – прием для организации

двухголосья.

Это

когда

на

сцене

развиваются

две

самостоятельные

хореографические

темы.

Одномоментное

противостояние

одной

хореографическое

темы

другой.

Приемы

контрапункта

так

помогают организовать развитие двух тем

одновременно, что зритель видит их сразу,

вместе.

Запаздывание

Канон

прием

для

длинных

хореографических

фраз

и

предложений,

составляющих танцевальную мелодию. Участвуют две группы голосов: 1 – я

группа голосов исполняют определенную танцевальную мелодию, а другая группа

танцовщиков начинает буквальный повтор той же танцевальной мелодии, когда 1

– я группа дойдет до середины комбинации, заданной балетной мелодии. При

этом происходит наложение первой половины комбинации на вторую, а затем

второй

на

первую.

Для

того,

чтобы

полифоническое

положение

зазвучало,

необходимо повторить прием канона несколько раз. Иначе канона не будет, т.к. его

не заметит зритель.

Хореографический

канон

возник

из

музыкального

канона,

следовательно,

строится по принципу музыкального канона. Каждый последующий голос исполняет

одну и ту же тему в чистом виде. Первый голос исполняет хореографическую тему,

второй вступает на середине первого и исполняет хореографическую тему. Третий

голос вступает на середине второго голоса и исполняет хореографическую тему.

Четвертый голос – на середине третьего и т.д. Количество голосов неограниченно.

Длительность хореографической темы не должна быть меньше восьми тактов, иначе

это будет ближе к сенквенции. Сама хореографическая тема должна строиться таким

образом, чтобы при наложении голосов лексика не смешивалась. При использовании

длительных тем (16-32 такта) хореографическая лексика варьируется в пространстве

через каждые четыре такта. Хореографическая тема для канона должна иметь

способность к варьированию в пространстве. Тема сочиняется исходя из образа.

Развитая

имитация

этот

прием

вариантного

(развитого)

повтора

для

длинных

хореографических

фраз

и

предложений.

Здесь

может

иметь

место

зеркальной имитации, как вариантный повтор (т.е. комбинация повторяется в

зеркальном отражении от последнего движения или позы к первому, от конца к

началу).

Имитационная

полифония

имитация

это

(повтор,

продолжение,

передразнивание) складывается если разные голоса по - очереди вступают с

одной и той же темой, присущей музыкальном произведению: канон ,конвенция ,

фуга.

Развитая имитация

Имитация– этот прием буквального повтора для длинных, хореографических

фраз и предложений. Балетмейстер здесь сам решает нужна ли ему пластическая

пауза (фиксация последнего положения). У голосов, которые первые исполнили

танцевальную фразу или предложение, в то время, как вторые голоса имитируют

танцевальную фразу или предложение, показанную первыми голосами. Вместо

пластической паузы может быть движение или комбинация, но она не должна

быть заглушающим для исполнения приема имитации у вторых голосов.

Имитационные

приёмы

это

поочерёдный

последовательный

повтор

движений

или

комбинаций

различными

голосами.

Перекличка

для

коротких

хореографических фраз и движений 1-2

такта: а) буквальная б) вариантная



В раздел образования