Автор: Склярова Алла Борисовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ № 4 г. Кемерово
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Звук в музыкальном царстве-государстве
Раздел: дополнительное образование
«Звук в музыкальном царстве-государстве» (вводный урок по «Слушанию музыки» для
уч-ся 1 класса детской школы искусств).
Здравствуйте, дорогие ребята. Я хочу увидеть музыку,Я хочу услышать музыку,Что такое
эта музыка,Расскажите мне скорей…Такие стихи сочинила девочка – школьница, а
композитор Георгий Струве написал к этим стихам музыку, и получилась песня. Давайте
ее послушаем. Отгадайте загадку: Их нельзя увидеть, Не возьмёшь их в руки, Можно
только слышать. Что же это? (звуки). Звук живет в любом предмете,Сколько их –
посмотри!Звук – шутник, играя с нами,Любит прятаться внутри. Послушайте
стихотворение А.Усачёва «Звуки»: Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была
беззвучной. Как прекрасно слышать звук:Шум дождя и сердца стук.Мы кричим, смеёмся,
дышим,Мы слова и мысли слышим,Слышим даже тишину.Как гуляет кот по крыше,Как
шуршат за стенкой мыши,Волки воют на луну.Мир без звуков был бы грустный,Серый,
скучный и «невкусный»! Почему стаканы звякают, струны звенят, а комары пищат?
Давайте проведем такой эксперимент. Каждому из вас дан небольшой кусочек резиновой
нити. Давайте поиграем. Один конец нити вы зажмите зубами, а другой натягивайте
пальчиками. А теперь, с помощью щипка давайте воспроизведем звук. Чувствуете, как
нить дрожит, как она вибрирует? Теперь чуть-чуть её натяните. Что происходит? Звук
меняется он становится более высоким, а нить вибрирует незаметней. А теперь щипок
сделайте сильней; и вот нить колеблется резче, а звук становится громче. Чем сильнее
звуковая волна, тем громче звук, чем слабее волна – тем тише звук. Звуковые волны, как и
круги на волне, постепенно исчезают, звуки затихают, а на расстоянии мы их почти не
слышим. Звуки – это колебание воздуха, невидимые воздушные волны, которые человек
улавливает с помощь ушей. Про человека, который внимательно к чему-то
прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли
это выражение применить ко всем вам. У меня есть «волшебная шкатулка». В ней лежат
таинственные предметы, у которых есть свой звук. Послушайте их. Я попрошу закрыть
глаза и отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли,
деревянные кубики, погремушка, шуршание бумагой, переливание воды). Молодцы!
Открывайте глаза, но на этом загадки не заканчиваются. Звук такой шутник, что может
прятаться повсюду. Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову: дождь,
ветер, метель, гроза: (природа). Давайте послушаем, как в музыке изображен дождь, ветер,
метель, гроза (фонограммы). Часы, телефон, пылесос, чайник: (дом). Живя в предметах
окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но
это еще не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных
инструментах. Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже
чей-то образ (звучит мелодия в малой октаве) – как вы думаете кого изображают звуки?
(медведя); (первая октава) – а это кошка, (вторая октава) – а это птичка, правильно? Звук
может спрятаться не только в образе, но и в нашем настроении. Когда оно хорошее, мы
представляем веселую, радостную мелодию, а если плохое – слышим грустную,
печальную музыку. Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах написал пьесу
«Шутка». Послушайте ее. Какая это музыка по характеру? Скажите, если у вас плохое
настроение, и вдруг вы услышите звуки весёлой, задорной, игривой, солнечной музыки,
настроение изменится? И от грусти, и от скуки,Могут вылечить нас всех,Озорных
мелодий звуки,Песни, шутки, пляски, смех. Здесь, в кабинете слушания музыки, где мы
будем с вами постигать секреты музыкального искусства, много музыкальных
инструментов, но вы их слышите? Что нужно сделать, чтобы появился звук (играть на
них). Выбирайте музыкальные инструменты (раздать ложки, колокольчики, трещотки).
Импровизация музыкального сопровождения к р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я». Человек
при рождении получает уникальный дар – голос, и это тоже музыкальный инструмент. А
чтобы этот музыкальный инструмент зазвучал, надо начать петь! Послушайте «Песенку
Герцога» из оперы «Риголетто» Дж. Верди «Сердце красавицы склонно к измене» и
скажите мне: какой характер у этого произведения, кто исполняет его (мужской голос или
женский), какой темп (быстрый или медленный). Всё, что создано природой и человеком,
имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать, и
тогда ты сам откроешь музыку в себе самом и почувствуешь, что музыка обладает
таинственной силой. «Дарите музыку друг другу,Дарите музыку друг другу.Пусть каждый
день и каждый час,Она звучит в сердцах у нас!» (В. Степанова). В заключении нашего
урока, давайте послушаем мелодию нашей волшебной, музыкальной шкатулки. Голос ее
нежен и таинственен, как и любая мелодия (заводим и слушаем мелодию музыкальной
шкатулки). Всем спасибо за внимание,Я пою вам: «До свидания!»