Автор: Тихонова Ирина Евгеньевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №2"
Населённый пункт: г.о. Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: РАБОТА НАД ПЬЕСОЙ «НА ТРОЙКЕ» ИЗ ЦИКЛА П.И.ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА»
Раздел: дополнительное образование
РАБОТА
НАД ПЬЕСОЙ «НА ТРОЙКЕ»
ИЗ ЦИКЛА П.И.ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА»
НА УРОКАХ
С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДМШ
Сведения об авторе: Тихонова Ирина Евгеньевна - преподаватель по классу
фортепиано «ДМШ№2» г.о. Саранск Республики Мордовия.
Цикл фортепианных пьес «Времена года» Пётр Ильич Чайковский создал
в 1875-1876 гг.
Николай Матвеевич Бернард (1844-1905 гг.), издатель журнала
«Нувеллист», чрезвычайно популярного в то время, знакомившего читателей
с
музыкальными
новинками
отечественных
и
зарубежных
авторов,
предложил композитору написать 12 коротких фортепианных пьес о
временах года.
Чайковский охотно согласился. Он уже несколько лет сотрудничал с этим
журналом, где были опубликованы его романсы.
Композитору понравилась идея издателя, который сам придумал названия
всех пьес, нашёл стихи русских поэтов, подходящих по теме, и разместил их
как эпиграфы перед каждым произведением.
В музыке Чайковского отразились картины основных событий жизни
русского народа в течение всего календарного года.
Названия пьес цикла:
1. «Январь. У камелька»
2. «Февраль. Масленица»
3. «Март. Песня жаворонка»
4. «Апрель. Подснежник»
5. «Май. Белые ночи»
6. «Июнь. Баркаролла»
7. «Июль. Песня косаря»
8. «Август. Жатва»
9. «Сентябрь. Охота»
10.«Октябрь. Осенняя песнь»
11.«Ноябрь. На тройке»
12.«Декабрь. Святки»
Чайковскому, вдохновлённому красотами родной русской природы с её
непрерывно меняющимся обликом в зависимости от смены четырёх
времён
года,
удалось,
используя
средства
художественной
выразительности,
создать
уникальный
шедевр
–
своеобразное
музыкальное повествование о каждом месяце. Мелодический «узор»,
красивые гармонические краски,
изящный ритмический рисунок,
органичная смена темпов и фактуры изложения, динамические оттенки –
все эти приёмы, свойственные программной музыке, способствуют
ощущению изобразительного эффекта в музыкальных образах, словно
художник рисует удивительные картины, но с помощью звуков.
Цикл «Времена года» из 12 оригинальных фортепианных пьес - это
поистине энциклопедия русской усадебной жизни 19-го века. В его
образах запечатлены и бескрайние русские просторы, и деревенский быт,
и петербургские городские пейзажи, и сценки из домашнего музыкального
быта русских людей того времени.
Для пьесы «Ноябрь. На тройке» композитор выбрал тональность
E-dur, четырёхдольный размер, темп Allegro moderato.
Музыка похожа на русскую народную песню, и от первой до
последней ноты буквально пропитана национальным колоритом. В ней
отразились свойственные русскому человеку истинное величие духа,
молодецкая удаль, безграничная любовь к родине, к природе.
В пьесе Чайковский отразил настроения, которые заметны в
поэтическом эпиграфе.
«Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши». (Н.Некрасов).
Однако,
характер
пьесы
больше
соответствует
настроению
стихотворения П. Вяземского о «тройке».
Именно – то, что связано с
радостным возбуждением от катания на тройке лошадей.
«Тройка мчится, тройка скачет, вьётся пыль из-под копыт,
Колокольчик, заливаясь, упоительно звенит». (П. Вяземский).
Образ «тройки», часто появляющийся в русских народных песнях,
в картинах русских художников, символизирует образы свободы, воли,
движения, мечты о счастье.
Чайковскому удалось в музыке передать народный характер,
поскольку он использовал пентатонику (пять звуков мажорной гаммы
вместо привычных семи), что типично для русских народных песен и
инструментальных наигрышей. Этому способствовал и особый приём
изложения основной мелодии в октаву и затем – в аккордовом звучании
при повторении, часто встречающийся в фольклорных образцах и их
обработках. Таким образом композитор усилил впечатление о русском
зимнем пейзаже, его просторах и далях.
Динамические оттенки автор тоже применил с «изобразительным
эффектом». Поначалу «тройка» - это лишь далёкая точка на горизонте,
потом она уже приближается, и мы отчётливо её ощущаем, как будто
видим и слышим.
Пьеса написана в сложной трёхчастной форме А-В-А1:
А (1-27 такты), В (28-50 такты), А1 (51-83 такты).
Первый раздел композиции, состоящий из трёх частей, начинается
с задушевной мелодии, которую можно представить как песню
ямщика. Широта и плавность её мотивов, особенности изложения (в
параллельную октаву) навевают мысли о родных просторах. Далее, за
основным напевом на фоне арпеджированных гармоний звучат
короткие мечтательно-грустные фразы, а затем в совершенно ином
фактурном изложении возвращается основная мелодия. Теперь она
представлена
полнозвучными
аккордами
в
сопровождении
прозрачного одноголосного аккомпанемента.
От этого создаётся
впечатление, что «тройка летит», и только сани едва касаются
заснеженной дороги.
В среднем разделе пьесы, представляющей собой период из двух
предложений, характер музыки заметно меняется. Она становится
задорной,
радостной.
В
ней
ясно
слышны
заливистый
звон
колокольчиков и цокот копыт резвой «тройки». Создать такой образ
помогают игривые форшлаги в партии правой руки и бойкое staccato в
аккомпанементе.
Вторая часть произведения – яркая жанровая сценка. Песню
сменяет танец – маленький эпизод из гаммочек, исполняемых
попеременно правой и левой руками. Этот приём в музыке напоминает
весёлые «догонялки». Смена тональностей (G-dur – e-moll с кратким
возвращением в E-dur) придаёт музыке новые краски.
В третьей части снова появляется главная лирическая тема.
Однако она звучит в теноровом голосе
и
изящно украшена
«переливами бубенцов» в верхнем регистре. Фигурации быстрых
длительностей
(шестнадцатые
ноты)
в
правой
руке
создают
непрерывный фон для вариантного изложения главной темы, которая
стала теперь одноголосной и более короткой.
Так композитор средствами фортепианной техники подчеркнул
изменения
в
заключительной,
репризной
части
с
её
«колокольчиковым» компонентом.
К окончанию произведения музыка постепенно затихает:
«тройка», стремительно проскакав, скрылась вдали.