Автор: Любовь Васильевна Ткаченко
Должность: Преподаватель "Северо-Енисейской" ДШИ
Учебное заведение: МБУ ДО "Северо-Енисейская детская школа искусств"
Населённый пункт: Красноярский край гп Северо-Енисейский
Наименование материала: методическая работа
Тема: Развитие творческого потенциала уч-ся ДМШ ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Северо-Енисейская детская школа искусств»
«Развитие творческого потенциала
учащихся ДМШ, ДШИ»
(методическая работа)
Выполнила работу
Преподаватель Ткаченко Л.В.
г.п. Северо-Енисейский
2023г
Содержание
Ведение.
1.Задача решения проблемы.
2. История изучения творческих способностей учащихся.
3. Актуальные формы и методы учебной музыкальной деятельности.
4. Необходимость педагогического мастерства учителя, направленное на
развитие индивидуальных качеств учащегося.
5. Пути развития творческих способностей учащихся.
6. Активный процесс в освоении знаний и творческая свобода.
7. Результаты развития.
8. Развитие творческого потенциала учащихся на примере ДШИ Северо-
Енисейского района
Заключение.
Список литературы.
«В каждом из нас спит художник, который
просыпается от вовремя сказанных слов»
Анатоль Франс (франц. писатель)
Введение. По своей удивительной способности вызывать в человеке
творческую активность, среди всех многообразных элементов составляющих
сложную систему воспитания человека, первое место занимает искусство.
Ценность творчества, заключаются не только в результативной стороне, но и
в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к
музыкальному искусству. В современном музыкальном воспитании
проблема развития творческих способностей учащихся становится все более
актуальной: темпы и успешность социального прогресса во многом зависят
от количества творчески развитых личностей, способных разрешать
возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно,
инициативно, грамотно. Поэтому способности к творчеству должно стать
ведущей задачей современного образования. Образовательный процесс в
музыкальной школе направлен на формирование всесторонне развитой
личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию
действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в
творческом ключе. «Человек, испытавший радость творчества даже в самой
минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным
по психическому складу», – утверждал Асафьев Б.В. Многие ученые и
педагоги-музыканты признают важность музыкального творчества учеников,
и этот процесс должен быть интересным и увлекательным. Чем раньше в
своей жизни он соприкасается с музыкой, тем более ярким и богатым,
взрослея, он видит мир вокруг себя. Музыка обладает великой силой: она
способна не только украшать жизнь, она развивает зоркость души, учит
чувствовать самые тонкие нюансы и различать едва уловимые грани. Такие
уроки запоминаются на всю жизнь. Актуальная задача и одновременно
серьезная проблема современной музыкальной педагогики состоит в
преобразовании школы из учреждения формальной учебы в дом развития
творческих способностей, познания музыкального искусства и общения.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических
проблем, связанных с творческим развитием личности, такие выдающиеся
исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс. В
настоящее время исследованием проблем занимаются также Г.В. Ковалева,
Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л.Футлик.
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания уже в
самом начале его пути, в детстве. Основной целью образования является
подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот
путь, который может эффективно реализовать эту цель. Издавна музыка
признавалась важным средством формирования личностных качеств
человека, его духовного мира. Современные научные исследования
свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое
воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера,
совершенствуется мышление, ученик становится чутким к красоте в
искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических
впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
1. Развитие творческих способностей учащихся в процессе музыкального
обучения сложная и многогранная задача. При её решении следует учитывать
ряд особенностей творчества – объективные и субъективные стороны.
Объективная сторона творчества определяется новизной и социальной
ценностью конечного продукта. Субъективная сторона определяется
переживанием самого процесса творчества. Новизна конечного продукта,
состояние вдохновения, внезапность догадки могут иметь субъективный
характер. Другой особенностью развития творческих способностей является
то, что они, как и любые другие способности развиваются в деятельности.
Следовательно, главная задача для учителя при решении этой проблемы –
поиск путей и средств, а также форм организации творческой деятельности,
учащихся в процессе обучения. Еще К.Д.Ушинский писал: «Воспитатель,
который торопится с укоренением привычек и навыков, рискует вовсе не
укоренить их». Гаммы, аккорды, чтение с листа – все должно быть
направлено и обращено к исполнительству ученика, к развитию его
творческих способностей, в каждом упражнении необходимо ставить перед
ним исполнительскую задачу. С первых шагов необходимо приучать к
самостоятельности, научить выполнять ряд элементарных операций. К
примеру, сделать самостоятельно простейший анализ мелодии, фрагмента
пьесы и т.д. «Учителя нетерпеливые, подсказывающие ребенку, как только
он запнется, портят память детей». (К.Д.Ушинский). Активное
вмешательство (подыгрывание, подпевание, топанье) в исполнительский
процесс забирает у учащегося определенное количество творческой энергии
и ограничивает возможность его слуха. Без такого вмешательства у ученика
появляется возможность самостоятельной работы, а также повышается
ответственность по отношению к авторским указаниям. Развитие
творческого потенциала способствует всестороннему развитию личности
ученика, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо
расширять его опыт, если мы хотим создать достаточно прочные основы для
творческой деятельности. Чем больше ученик увидел, услышал и пережил,
чем больше, он узнает и усвоит, чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и
продуктивнее при других равных условиях, будет развиваться его творческая
деятельность. Необходимость формирования личности, готовой не только к
поиску, обновлению знаний, но и к обновлению мировосприятия в целом,
мировоззрения, к смене взглядов продиктована изменившимися
социальными условиями. Одной из форм формирования такой личности
является обучение детей в школе искусств.
Наше время – это время перемен, это время, когда обществу нужны люди
многогранные, способные к активной творческой деятельности,
нестандартно и творчески мыслящие. Самое главное, что побуждает нас быть
креативными – это изменчивость окружающего мира. Вследствие этого
становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих
развивать способности, которыми, хоть и в разной степени обладает каждый
человек. К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и
воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий.
Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять интерес к
творчеству. Как показывают педагогические наблюдения, многие учащиеся
за время обучения в образовательных учреждениях так и не научились
некоторым важным для музыканта вещам и не приобретают таких умений,
как подбор мелодии по слуху, аккомпанемента к ней, способность к
импровизации. Большое значение творческой деятельности в музыкальном
воспитании отмечал Д.Б. Кабалевский. Он считал, что все формы
музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому
развитию учащихся, то есть, вырабатывать в них стремление к
самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы,
стремлению сделать что-то своё, новое, лучшее. Надо ли говорить, что все
эти качества, выработке которых очень способствуют занятия искусством,
окажут своё положительное влияние не только на все другие занятия
учащихся, но и на их будущую деятельность, в какой бы области она не
протекала. Наблюдая за детьми, обучающимися в музыкальной школе, и
сравнивая их с учениками общеобразовательной школы, можно сделать
вывод, что ученики, обучающиеся в ДМШ, ДШИ более развиты во всех
отношениях. Проблема духовности остро стоит в нашем обществе, и мы
стараемся найти пути решения этой проблемы в правильном воспитании
человека уже в самого детства. Каждый год в школу приходят ученики,
которые мыслят быстрее, но все меньше умеют удивляться, меньше
восхищаются и негодуют. В этом случае важно разбудить в них интерес к
самим себе. Важно сделать творческую деятельность потребностью, а
искусство – естественной, необходимой частью жизни. И мы пытаемся
искать пути решения в музыкально-творческом развитии.
2.В свое время Гегель писал: «Человек должен родиться дважды, один раз
естественно, а затем духовно». Вопросам развития творческих способностей
учащихся посвящено много исследований, в которых подчеркивается
природа творческой деятельности, и определяются четыре ее компонента:
действующее лицо (созидатель); процесс действия (творчество); продукт
действия (произведение); контекст, в рамках которого происходит действие.
Творческим развитием личности ребенка занимались такие выдающиеся
исследователи как Л.В. Выготский, Б.М.Теплов, К.Роджерс и др.
Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов. В понятие
«способность» он включил следующие признака: индивидуально-
психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности
выполнения какой-либо деятельности; понятие «способность» не сводится к
тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного
человека. Способности всегда являются результатом развития. Из этого
следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в
соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают
природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или
иных способностей ученика. Таким образом, можно определить детские
творческие способности как индивидуальные его особенности, благодаря
которым он может заниматься творческой деятельностью. Существует
несколько взглядов на эту проблему. Одни исследователи (В.Глоцер,
Б.Джеферсон) утверждают, что вмешательство педагога в процесс творчества
ребёнка вредит индивидуальному выражению личности. Они считают, что
творчество детей возникает интуитивно; в советах взрослых и в их помощи
дети не нуждаются. Отсюда следует, что роль педагога в данном случае
должна заключаться в том, чтобы уберечь ученика от ненужных воздействий
со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их
творчества. Другие исследователи (А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г.
Казакова и другие) признают интуицию и самобытность детского творчества,
но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким
образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в детское творчество можно
по-разному. Если ученик с помощью взрослых научится оценивать своё
творение, то такое вмешательство будет способствовать его творчеству. Л. С.
Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества
важно соблюдать принцип свободы, который является обязательным
условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей может
возникать только из детских интересов. Для того чтобы творческие
способности ученика успешно развивались, необходимо создание
благоприятных условий. В учреждениях системы дополнительного
образования нужно создавать благоприятные условия для развития
творческих способностей. Они выполняют важную роль по воспитанию
открытого социума. Актуальность развития творческих способностей
вызвана потребностями окружающего мира и окружающей среды, так как
творческий подход необходим во всех видах деятельности. Творчество - это
личностное качество, которое базируется на развитии высших психических
функций. Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда
индивидуально и может быть развито только самим человеком. Творчество –
это способность, вбирающая в себя, целую систему взаимосвязанных
способностей: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность
(Л.С.Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И.Леонтьев). Таким
образом, творческие способности – это индивидуальные качества и
способности человека, которые проявляются в умении применять знания,
умения и навыки в условиях нестандартной ситуации. Проблема
способностей – одна из актуальнейших психологических проблем, имеющих
большое теоретическое и практическое значение. Интенсивно велись
исследования в области общей теории способностей (Б.Г.Ананьев,
В.Н.Мясищев, А.Н.Леонтьев), математических способностей
(В.А.Крутецкий, В.Н.Мясищев), литературных способностей (А.Г.Ковалёв,
В.П.Ягункова), изобразительных способностей (В.П.Кириенко, А.Г.Ковалёв),
учебных способностей (А.А.Бодалев), музыкальных способностей
(Б.М.Теплов).
3. Развитие музыкально-творческих способностей детей в музыкальной
деятельности было и остается одной из актуальных задач музыкального
воспитания. Основным способом решения этой проблемы является поиск
актуальных условий, путей и средств организации процесса постижения
учащимися картины мира и развития на этой основе положительных черт и
свойств личности каждого ученика. Через воздействие на эмоционально –
чувственную сферу музыка влияет на процесс воспитания духовности,
культуры чувств, развитие познавательных сторон личности учащихся.
Проблемы, связанные с исследованием музыкальных способностей и
выявлением возможностей и закономерностей их развития, занимают одно из
центральных мест в музыкальной педагогике, так как их решение оказывает
самое непосредственное влияние на практику музыкального воспитания и
образования. Выявление теоретических основ развития музыкально -
творческих способностей, установление структурных компонентов
музыкальных способностей, онтогенез и филогенез музыкальности,
возможности и закономерности формирования музыкальных и творческих
способностей остаётся актуальной задачей для исследования.
Одной из форм творческой деятельности является организация и проведение
тематического концерта класса. Каждая тема в новой концертной программе
– это очередная ступенька лестницы, ведущая к овладению основами
музыкальной культуры. Тема – стержень, вокруг которого объединяются на
уроке все виды музыкальной учебной деятельности. Тема – импульс к
созданию на занятиях проблемных ситуаций, требующих самостоятельного
«погружения» в музыку, самостоятельных размышлений о ней. Эта форма
деятельности имеет широкую музыкально – эстетическую направленность.
Мой многолетний опыт работы убеждает в том, что учащиеся чрезвычайно
заинтересованно воспринимают те методы педагогического воздействия,
которые предполагают проявление их собственной активности и
инициативы. При подготовке к творческим концертам учащиеся моего класса
наряду с освоением музыкально – теоретического материала активно
занимаются созданием сценария, подготовкой декораций, подбором
костюмов. Родители учащихся также активно вовлечены в этот творческий
процесс. Такой подход объединяет вокруг себя все возможные формы
учебной музыкальной деятельности на уроке и является средством
проникновения в закономерности музыкального искусства. Тем самым
достигается органичная целостность музыкальных занятий. Одной из задач в
обучении является развитие музыкального восприятия. Восприятие музыки –
это внутренняя сущность любой формы проявления музыкальной
деятельности. Вспомним высказывание Г.М. Когана: «В основе всякой
культуры лежит культура восприятия. Там, где она не развита или потеряна,
не может быть никакой культуры. Где не умеют читать – не умеют писать,
где не умеют слушать – не умеют играть». Принципиально важна в
формировании музыкальной культуры учащихся последовательность
развития их музыкального восприятия. При этом происходит
переосмысление функций разных видов деятельности. Применительно к
занятиям, здесь можно говорить не только о пении, игре на инструменте, а об
исполнительстве в целом. Ставятся новые задачи – средствами
фортепианного исполнительства способствовать повышению культуры
музыкального восприятия. Педагог – практик решает ряд проблем, одной из
которых является учет того жизненного и музыкального опыта, которым
владеет ученик к моменту своего прихода в школу. Музыка волнует их и
вызывает определённые настроения и переживания. Основными принципами
организации музыкальной деятельности является планомерность,
преемственность, последовательность, системность и увлечённость. Все
формы работы по практическому освоению музыкальной информации
содержат в себе возможности для перевода их в творческое русло. Важно
дать ученику возможность попробовать себя в различных видах
музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до
импровизации. Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере
будущей деятельности ученика. Нужно научить его из слова, ритма и
движения создавать элементарную музыку. К методам развития творческих
способностей учащихся может относиться и сочинение подголосков, и
варьирование напева, и сочинение мелодии на понравившийся текст; и
сочинение сопровождения к данной мелодии. К этой группе методов
относятся также и до сочинения музыки, до сочинение ритмического
рисунка; редактирование нотного текста и т.д. Эти задания направлены на
жанровую и ладотональную определённость. Например, сочиняем пьеску о
«Кошечке». Кошечка может быть игривой, пушистой, весёлой – в мажоре, и
грустной, заболевшей, скучающей в отсутствие своего маленького хозяина –
в миноре. Подбираем «Во поле берёза стояла» (или другую знакомую
русскую народную песню). Это Россия, хоровод, берёзовые рощи, красивые
сарафаны и расписные игрушки и т.д. Или сочиняем сказку о путешествии по
разным странам мира. Сыграли любое сочетание звуков на чёрных клавишах
– и мы уже в Китае, стране красивых вееров, фантастических драконов,
волшебных фонариков. Поиграли на маракасах, похлопали в ладоши,
постучали по любому предмету (под аккомпанемент) – и мы уже в Африке с
крокодилами, бегемотами, жирафами и банановыми пальмами. Простор для
фантазии поистине безграничен. Главное, исходить от индивидуальных
особенностей ученика, его темперамента, его кругозора и любознательности.
Один любит всё делать сам, он так и переполнен идеями, а другой любит
больше слушать, анализировать, рассуждать на тему услышанного. На
уроках вполне осуществимо использование некоторых приемов
импровизации: например, вариантные упражнения - ритмические
видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики,
фактуры. Именно многочисленные вариационные комбинации одной и той
же мелодии могут послужить толчком к развитию музыкального мышления,
творческой инициативы. Импровизации бывают мелодические (вокальные и
инструментальные), ритмические и пластические. Иногда импровизации
связаны с играми и творческими заданиями, иногда выступают в качестве
самостоятельной формы деятельности. В самом начале занятий в так
называемом донотном периоде используются простейшие импровизации.
Например, изучая регистры мы просим ученика изобразить на инструменте
«медведя» или «слона» (кто что придумает) в нижнем регистре, «лисичку»
или «кошечку» в среднем регистре, «птичку» или «комарика» в верхнем
регистре и так далее… Так вырабатывается ассоциативное мышление. А как
неинтересно просто так прикасаться к инструменту, начиная ставить
пальчики, но, если дать каждому упражнению название, то и пальчик сразу
по-другому встанет. Кстати, название упражнения хорошо придумывать
вместе с учеником, во-первых, развивая его фантазию, а во-вторых, исходя из
его индивидуального восприятия того или иного движения и т.д. Так,
например одно и то же упражнение один ребёнок назовёт «Радуга», другой
«Бабочка», третий «Полетаем», четвёртый «Кузнечик» и т.д. и т.д. А если
один и тот же ученик исполняет это упражнение под разными названиями –
это уже импровизация, так как с каждым названием приходит и новое
ощущение прикосновение к клавишам. Первые упражнения, которые ученик
осваивает на инструменте, достаточно однообразны. Игра одной и той же
монотонной попевки может быстро надоесть, поэтому мы на занятиях сами
сочиняем попевки, импровизируем, подбирая текст, меняя ритм, меняя
характер исполнения, тем самым, способствуя не только выработке навыка
правильного прикосновения к инструменту, но и умению разнообразить
ритмический рисунок, да и просто умению фантазировать. Замечательной
формой импровизации является сочинение вариаций на заданную тему.
4. Для любого урока общение с учеником – одно из центральных понятий.
Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую
эмоционально-содержательную окраску. Общение на уроке можно
определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя,
направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта
нравственных отношений, заложенного в ней. Здесь весьма важен
диалоговый принцип общения. Педагогу-музыканту важно иметь понятие о
деонтологии. Деонтология – это наука о долге, морали, обязанности и
профессиональной этике. Педагогу нужно быть духовно богатой личностью;
быть творческой индивидуальностью. Обладать профессиональной
компетентностью, личным авторитетом и имиджем; владеть всем арсеналом
традиционной и инновационной психолого-педагогической и специальной
технологией; быть творческим специалистом и обаятельным в общении с
партнером (учеником); быть способным к глубокому анализу и самоанализу,
быть открытым к новому, инициативным и проницательным; осознавать
глубокий смысл профессиональной жизнедеятельности. Педагог должен
в совершенстве владеть не только знаниями и умениями своей профессии, но
и психологическими знаниями, и педагогическим мастерством. Для урока
психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная
подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и
эмоционально. Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения
урока может успешно решаться через формирование у учителя актерского
мастерства. Если идею музыкального произведения сформулировать в
нескольких словах и в таком виде сообщить ее ученику, то жизнь идеи на
этом и закончится. В них важно возбудить ощущение идеи, но для этого
необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на
чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими
возможностями. Необходимо глубже осмыслить метод К. Станиславского
и применять его в формировании педагогического мастерства учителя
музыки. Полезным может быть один из известных в театральной педагогике
приемов, получивший название “прием отождествления”, то есть слияние
своего “Я” с образом, мыслью, которую необходимо раскрыть в
исполняемом произведении. Этот прием предполагает не только большую
предварительную работу над музыкальным произведением (знание эпохи,
истории создания, художественного и мировоззренческого контекстов и т.д.),
но и естественное органическое “проживание” педагогом художественного
образа этого произведения. Только тогда возможно истинное общение между
учеником и учителем.
Овладение игрой на инструменте дает ученику круг новых знаний и
навыков, помогает развитию исполнительской инициативы, что связано с
активным формированием музыкальных способностей. Он приходит на
первый урок музыки с сияющими глазами, с ожиданием чуда в новом для
него мире звуков, а, самое главное, с желанием извлечь их собственными
руками. Только от нас, педагогов, зависит, как мы распорядимся этим
запасом детского восторга. К сожалению, обыденность наших будней,
рутинность в обучении приводит ученика непонятные требования: сидеть
прямо, держать правильно руки, брать клавишу тем пальцем, который
написан, а не тем, каким хочется. Многие из наших требований лишают его
инициативы, в то время как обязанность трудиться не должна вступать в
конфликт с радостью игры на инструменте. На практике порой приходится
сталкиваться с явлениями, которые трудно объяснить только наличием
способностей к музыке. Здесь следует учитывать психологические факторы
обучения в музыкальной школе, чтобы огонек интереса всегда оставался в
глазах ученика. Современный процесс в музыкальном образовании
сфокусирован на личности, на его воспитании, обучении и развитии в
процессе общения с музыкой. Если раньше педагог занимал авторитарную
позицию: «нужно делать так, как я сказал», то теперь приоритеты
изменились. Во главу угла в современных условиях ставится проблема
гуманизации образования – обучение во имя развития личности ученика.
Процесс обучения искусству должен проходить так, чтобы вместе со
знаниями и профессиональными навыками, ученик развивал в себе качества
творца. Учитель должен заботиться не только о передаче классических
знаний и опыта, что характерно для традиционной методики, но и применять
инновационные методы, направленные на развитие индивидуальных качеств
ребенка, владеющих арсеналом творческих приемов. В повседневной работе
мы сталкиваемся с различными категориями учащихся, поэтому следует
учитывать и опираться на благоприятные возрастные предпосылки. Научные
открытия последних лет подтверждают, что все люди рождаются с
доминантой работы правого полушария, которое заведует художественно-
образным мышлением, и привилегия эта сохраняется до 10-13 лет, когда
чувственное восприятие, интуиция притупляются от недостаточной загрузки
эмоциональной сферы, что приводит в итоге к угасанию творческих
способностей ребенка.
5. Одной из актуальных задач музыкального образования в детской
музыкальной школе является развитие творческих способностей учащихся.
Надо всегда помнить, что мы воспитываем музыканта, а не исполнителя
различных произведений. Нам надо научить их слушать музыку, находя в
ней смысл, самостоятельно разбираться в нотном тексте, музицировать. В
основе любого обучения, тем более музыкального, стоит развитие
творческих способностей, самостоятельности и инициативы. Эту проблему
можно решить на основе только комплексного обучения, т.е. кроме
исполнительских проблем входят такие элементы, как подбор по слуху,
сочинение, импровизация и транспонирование. В философском словаре
«творчество» - это деятельность людей, преобразующая природный и
социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на
основе объективных законов реальной действительности; в педагогической
энциклопедии – это деятельность человека, порождающая новое, ранее не
существовавшее. При стимулировании осознанного интереса к творчеству,
приобщению к творческой деятельности, пытаемся уже на раннем этапе
обучения выявить и развить творческие способности учащихся. На уроках
существует дифференцированный подход к особенностям ученика, степени
развития его музыкальных способностей, в умении разглядеть потенциал,
заложенный природой в ученике. Зажечь", "заразить" ребёнка желанием
овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.
«Зажечь", "заразить" ребёнка желанием овладеть языком музыки одна из
целей уроков. Развитие творческих способностей повышается за счет:
индивидуальности ученика, самостоятельности, участия в конкурсах,
концертах, фестивалях, импровизации. Для творческого воображения
учащихся уже на первом этапе применяются упражнения и задания
творческого характера - это сочинение окончаний лёгких пьес и
пропущенных в них тактов или сочинения коротких мелодий на
определённый ритм; умение учащихся творчески подходить к изучению
более сложного репертуара; формирование основных исполнительских
приёмов музыкальной выразительности. Ученику предлагается задание
самостоятельной расстановки аппликатуры; сделать разбор музыкальной
фразы; провести анализ нотного текста. На этом этапе даются более сложные
задания на сочинение вариаций к танцам и песням; импровизаций небольших
пьес и музыкальных отрывков; становление ученика как концертирующего
музыканта-исполнителя. Ученик самостоятельно анализирует музыкальное
произведение и выявляет характерные особенности данного произведения.
Учащийся направляется к поиску самостоятельных решений неизвестных
проблем. Цель воспитать потребность к постоянному музицированию,
импровизации, сформировать эстетический вкус. Феномен музыкальной
импровизации рассматривается как особый вид творческой деятельности и
как метод развития музыкально творческих способностей детей. Что же такое
импровизация, в чем ее отличие от других видов творческой деятельности?
Импровизация - это «особый вид творчества, при котором сочинение
происходит непосредственно во время исполнения», «вид и компонент
сиюминутной публичной деятельности, в результате которой создается
субъективно объективный новый продукт». Импровизация возникла как
реакция на непосредственные чувственно-эмоциональные впечатления. Она
всегда основана на интуиции. Музыкальная импровизация это «одна из форм
продуктивной художественной деятельности, в результате которой
появляется новое произведение. В основе этой деятельности лежит
творческое музыкальное мышление, которое реализуется посредством
музыкального языка». Искусство музыкальной импровизации в различных
формах его проявления во все исторические эпохи было неотъемлемой
частью музыкальной культуры любой национальности, являясь средством
выражения определенного эмоционального состояния, а также способом
отображения художественных впечатлений, находя свое претворение в
инструментальной музыке, в народном творчестве и в исполнительском
искусстве музыкантов профессионалов. Основой ее являются выработанные
веками определенные формы музыкального мышления: интонационного,
ладового, ритмического, гармонического. Импровизация вырабатывает
подвижность нервных процессов, навыки мгновенной интерпретации
музыкальной мысли на инструменте, развивает деятельность обоих
полушарий головного мозга, так как является образно-эмоциональным
действием, требующим аналитического и конструктивного мышления, что
ускоряет процесс обучения, делает его более эффективным, а главное дает
возможность ученику осознать свою творческую индивидуальность, свою
уникальность в мире. Большое значение импровизации в музыкальном
воспитании придавал Б.В. Асафьев: «Самым необходимым делом я считаю
развитие способности к импровизации. Творческий инстинкт проявляется у
детей всегда в непременном стремлении меньше созерцать или механически
выполнять предначертанное, но охотнее самим участвовать и вносить свое».
Достижение высокого мастерства в импровизационном искусстве
невозможно без овладения профессиональными навыками, присущими
данному творческому процессу. В первую очередь, это безупречное владение
навыками игры на инструменте в техническом, фактурном, тембровом
многообразии, развитие музыкального слуха, умение «мыслить нотами»,
чтобы мгновенно материализовать музыкальную мысль в звуковой план с
последующей передачей на инструменте. Ученикам предлагается сочинять
различные варианты одной мелодии, затем подголоски к предложенной
мелодии, добиваясь максимума самостоятельности голосов, развивая
полифоническое мышление. Результаты работы можно отметить в
следующем: появился устойчивый интерес учащихся к творческому
самовыражению, желание импровизировать и сочинять музыку.
Активизировались общие художественно-творческие и специальные
музыкальные способности. Появились навыки импровизации на заданный
образ с использованием различных штрихов, динамики, типов фактуры,
педализации, ладово-гармонических связей, навыки свободной
импровизации и сочинения собственных пьес, а также выработалось умение
записывать придуманные мелодии на стихотворный текст, аккомпанемент к
мелодии. Занятия импровизацией положительно повлияли на
исполнительские качества учащихся: владение музыкальным инструментом
стало более уверенным, прибавился артистизм, что подтверждено
успешными выступлениями на концертах, фестивалях, конкурсах. Таким
образом, мы отмечаем, что обучение навыкам импровизации способствует
развитию музыкально-творческих способностей и воспитанию
профессиональных исполнительских качеств у учащихся детских
музыкальных школ. Овладение игрой на инструменте дает детям кру новых
знаний и навыков, помогает развитию исполнительской инициативы, что
связано с активным формированием музыкальных способностей. Ребенок
приходит на первый урок музыки сияющими глазами, с ожиданием чуда в
новом для него мире звуков, а, самое главное. С желанием извлеч их
собственными руками. Только от нас педагогов, зависит, как мы
распорядимся этим запасом детского восторга.
6. Итак, процесс активизации творчества на уроке специальности зависит от
установки учителя на созидание во всех видах деятельности. Комплексное
освоение искусства способствует более полному выявлению творческих сил
человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций,
интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей,
важных для любых сфер деятельности, развитию творческих способностей.
Способность к творчеству должна стать ведущей задачей современного
образования. Творческие формы работы на уроках сольфеджио выполняют
роль своеобразного «двигателя», запускающего весь механизм музыкального
развития ученика. Предполагается (и не без оснований), что в каждом
ученике «заложена» внутренняя потребность к изучению окружающего мира,
одной из форм которого является активное (творческое) на него воздействие.
По сути, созидание, самая интересная и захватывающая «игра», которую
«изобрело» человечество. Нужно только естественным образом, без
«насилия» и психологического давления «втянуть» начинающего ученика в
эту удивительную «игру», способную целиком и полностью «захватить» его.
Однако, могут возникнуть некоторые трудности, большей частью
психологического порядка. Бытует «странное», но очень устойчивое мнение,
что музыкальное творчество – это что-то запредельно сложное, недоступное
«простому смертному» и вызывающее почти «священный» ужас. Почему-то,
никого не удивляют дети, размалевывающие бумагу красками,
вылепливающие из пластилина фигурки, пишущие по три сочинения в
неделю по русскому языку или литературе. Даже пробующие на прочность
«поэтическое перо», но как только заходит речь о необходимости сочинить
простенькую мелодию, возникают сомнения не только в «нужности» и
полезности этой работы, но и собственно в самой возможности ее
выполнения. На самом деле никакими сверхъестественными способностями
для этого обладать не нужно, а вот преувеличить приносимую для
музыкального развития этим видом деятельности пользу невозможно. Еще
одна проблема связана с тем, что в музыкальную школу дети приходят, уже
имея определенные приоритеты и модели поведения. Мир музыкального
творчества может испугать своей новизной, необычностью и кажущейся
сложностью, спровоцировав реакцию «отторжения». Поэтому особенно
важно правильно выстроить творческую работу на первых уроках. Прежде,
чем перейти к рассмотрению основных форм творческой работы нужно
напомнить, что выполнение этих заданий на уроках сольфеджио не имеет
своей целью научить ученика «хорошо» сочинять музыку. Главная цель–
пробудить интерес к глубокому и разностороннему изучению музыки,
музыкальной теории, литературы, и сформировать устойчивую и
безусловную потребность в развитии своих музыкальных способностей.
Впрочем, если ученик, выполняя эти задания, проявит незаурядные
творческие способности, то и такой результат можно будет считать большой
педагогической «победой» – занимаясь в классе композиции, ученик,
несомненно, достигнет еще больших успехов в своем творческом и обще
музыкальном развитии. В центре внимания педагога на протяжении
музыкального обучения школьников находятся три основных вида детского
музыкального творчества: слушательское, исполнительское и сочинение
музыки. Однако если первым двум в наших школах издавна уделяется
достаточное внимание, то не менее важная сторона музыкального воспитания
- выявление и развитие способности учащихся к импровизации и сочинению
- еще, к сожалению, отстает. Некоторые педагоги не видят пользы от
сочиненных «примитивных», «неумелых» мелодий своих учеников. Однако
для ученика эта мелодия иной раз кажется более интересной и
содержательной, чем предлагаемые учителем. Не надо забывать, что
творчество - процесс двухсторонний. С одной стороны, ученик может
показать себя в творческих заданиях свободно, не растерявшись, лишь
овладев определенным музыкально-слуховым опытом и достаточным
теоретическим материалом. С другой стороны, сопричастность к творчеству
дает большие преимущества: учащиеся вовлечены в активный процесс
получения знаний. Такие знания будут прочными и продуктивными. При
этом развиваются самостоятельность мышления, умение сравнивать,
сопоставлять, делать выводы, грамотно применять на практике весь комплекс
полученных теоретических сведений. Творческие методы и приемы
помогают создать на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной
отзывчивости, что способствует наиболее полному раскрытию
индивидуальных возможностей учащихся, повышают мотивацию, интерес
ребят к предмету. Поэтому в последнее время мы приветствуем, что в
программах и учебных пособиях по сольфеджио, музыкальной литературе,
по музыке все больше внимания уделяется таким формам работы, как
сочинению, импровизациям, музицированию на инструментах, подбору
аккомпанемента и второго голоса и др. Атмосферу непринужденности на
уроке помогают создать задания в игровой форме. Учащиеся, особенно
младших классов, очень любят такие формы работы. Любое, даже самое
сложное задание можно превратить в увлекательную игру, если учитель
соответствующим образом сформулирует задачу. Например, задание
«определить по ритмическому или мелодическому рисунку знакомую
песню» можно преподнести так: «отгадайте загадку –что за песенка записана
на доске? «Устный диктант (исполнить мелодию голосом или на
инструменте, либо показать движение мелодии по «лесенке») можно
представить в виде игры «Выручи из плена»: если ученик ошибается, то ему
на помощь спешат другие. Чувствуя за спиной поддержку, ребята не боятся
участвовать в таких заданиях, не боятся ошибаться. При этом от урока к
уроку точность исполнения растет, как и приобретенный музыкально-
слуховой опыт. В творческий процесс должны быть вовлечены все ученики
без исключения, независимо от уровня способностей. Элементы творчества
целесообразно включать в урок как можно раньше. У учеников младших
классов, необычайно богатое воображение, меньше развито чувство
самокритичности, и поэтому они более свободно импровизируют, даже если
их сочинение получается не совсем удачным. Если начинать вводить
творческие задания с 5-7 классов, то они часто встречают у школьников
сопротивление. Причина, на мой взгляд, кроется в отсутствии определенных
умений и уже появившихся повышенных требований к результатам
собственной деятельности. Вместе с тем, овладев навыками творчества в
раннем возрасте, ученики охотно сочиняют и в старших классах. Однако,
здесь могут возникнуть некоторые трудности, большей частью как раз
именно психологического порядка. Как подсказывает опыт, одним из самых
эффективных способов введения ребенка в мир музыкального творчества –
участие в коллективном музыкально-театральном действии. Участие не
только в качестве исполнителя, но и, частично, соавтора произведения (не
обязательно на музыкальном уровне – вполне достаточно активное участие в
организации и постановке действия). К сожалению, индивидуальная форма
работы в классе не позволяет полностью применить этот способ в
музыкальной школе. Тем не менее, определенные «резервы» есть и в таких
условиях. Неплохой эффект дает разучивание песенок в диалоговой форме.
Музыкальный диалог с преподавателем – первый, и очень важный этап
«втягивания» ученика в творческий процесс. Он не только «заставляет»
ученика активно вслушиваться в «реплики» преподавателя, но и позволяет
проявить творческую инициативу в интонационной «характеристичности»
исполнения. Этого, как правило, вполне достаточно для того, чтобы
«зацепить» ученика, пробудить у него интерес к активной интерпретации
текста. На следующем этапе можно предложить ребенку исполнить свои
реплики с различными иными интонациями, сымпровизировать окончание
фразы, придумать ритмические и мелодические варианты реплик и полных
мелодий на заданный текст (устно). Еще один шаг – и можно включать в
работу основные формы творческих заданий. Как уже говорилось ранее,
творческие задания могу выполнять различные функции: стимулирующую,
развивающую и закрепляющую. В некоторых случаях две или три функции
сразу могут выполняться в одном задании. В этом нет ничего
парадоксального, все зависит от установки преподавателя. В одном случае
подбор аккордов аккомпанемента может служить стимулом к изучению
соответствующих тем теории, в другом случае – методом закрепления этого
материала. Кроме того, стимулирование одной задачи вполне может
сопровождаться закреплением другой, так как задания, сконцентрированные
исключительно на одном теоретическом материале практически невозможны
или малоинтересны. Что касается развивающей функции, то она
присутствует в той или иной степени в любом творческом задании. Несмотря
на это, нужно сделать некоторое разделение форм творческой работы в
соответствии с конкретными педагогическими задачами. «Стимулирующие»
задания ставятся таким образом, чтобы их выполнение было невозможно или
весьма затруднительно без знания определенной теоретической темы или
определенного практического навыка. В частности, выполнение простого
самого по себе задания на «устное» сочинение нескольких мелодий рано или
поздно столкнется с проблемой их запоминания, и поставит вопрос о
необходимости их записи. Следующее задание – запись сочиненной мелодии
– принципиально невозможно без знания основ музыкальной грамоты. В
других случаях, выполнение творческого задания возможно, как на
«интуитивном» уровне, так и на основе уже полученных теоретических
знаний. Здесь имеет смысл разделить работу на два этапа. Например,
предлагаемое ранее задание сочинить «экзотическую» мелодию в
«восточном духе» на первом этапе выполняется «интуитивно». В случае
удачного его выполнения рассматриваются и анализируются ладовые
особенности мелодии и формулируются теоретические понятия
гармонических ладов, их структуры и особенностей применения. В случае,
если ученик не смог самостоятельно решить эту задачу, анализируются
аналогичные примеры, опять же формулируются соответствующие понятия и
задача решается уже на основе определенной теоретической подготовки.
Очень важно при этом не рассматривать первую попытку как неудачу, важно
акцентировать внимание ученика на «особые» преимущества знания
соответствующей теории. Другой вариант сценария предполагает разбор и
анализ теоретической части в классе сразу после «постановки
художественной задачи». В любом случае, необходимо, чтобы каждая тема,
изучаемая на теоретическом уровне, имела свое «отражение» в творческой
практике. Все «стимулирующие» творческие задания в подавляющем
большинстве представляют собой письменные задания на сочинение
мелодии или других фактурных элементов, отвечающих заданным условиям
по теории изучаемой темы. Как показывает практика, эти письменные
творческие задания лучше выполнять в форме домашних заданий, чтобы
ученик мог в спокойной обстановке не только разобраться в самой сути
заданий, но и «творчески» (в прямом смысле этого слова) к ним отнестись.
Важно, чтобы ученик с самого начала понимал, что творчество не терпит
«суетливого» к себе отношения. На первом этапе, в самом начале обучения в
школе, а также и на более поздних стадиях, можно давать задания и в
импровизационной форме, с тем, чтобы можно было в самых общих чертах
разобраться и «попробовать» задание уже на уроке, не занимая при этом
много времени. «Развивающие» задания также могут совпадать по
формулировке с заданиями двух других видов. Как уже отмечалось,
развивающая функция в той или иной степени присутствует в любом
творческом задании. Тем не менее, в программе предлагается еще ряд
специальных заданий, ориентированных на развитие музыкальных
способностей, прежде всего – музыкального слуха. «Развивающие» задания
можно выполнять как в классе, так и дома. Как показывает практика,
творческие формы работы способствуют развитию музыкальных
способностей значительно эффективней, нежели обычные слуховые и
интонационные упражнения. Одно из наиболее полезных развивающих
упражнений – написание мелодий и других фактурных элементов без
помощи фортепиано или какого-либо другого инструмента – упражнение,
позволяющее развивать навык написания диктантов лучше, чем собственно
работа над диктантами. В классе подобное упражнение можно выполнять
совместно с преподавателем – например, сочиняя мелодию поочередно по
такту. С одной стороны, это также позволяет сэкономить драгоценное
урочное время, а с другой стороны, ученик должен будет не только записать
услышанную мелодию «внутренним» слухом, но и услышать фрагмент,
написанный преподавателем. На первых этапах очень рекомендуется
пропевать совместно сочиненный фрагмент на каждой стадии его написания.
Это позволит проконтролировать реальную работу и активность слуха
учащегося, и не позволит ему писать «что попало». «Закрепляющие» задания
по своей форме и содержанию могут совпадать со стимулирующими или
отличаться от них большей сложностью или конкретностью. Этот тип
заданий достаточно широко применяется в педагогической практике, а
поэтому подробно разбирать их нет смысла. Отметим лишь только то, что
наибольший эффект от их применения проявится в случае, если они идут «в
паре» со стимулирующими, как это показано в предыдущем примере.
Впрочем, ситуация применения этих заданий в «самостоятельном» виде
вполне возможна, особенно в том случае, если «стимулирующее» задание к
изучаемой теме трудно сформулировать или его выполнение заведомо не
может принести ученику ощутимой пользы. Творческие задания включают
два компонента. Задания названы творческими, так как ученики должны
комбинировать, импровизировать, сочинять, то есть самостоятельно
находить новое выражение своих знаний. Но они вместе с тем названы
заданиями, так как предполагается их творчество не полностью
самостоятельное, а с участием учителя, который организует условия,
побуждает учеников к творческим действиям. От личности учителя, его
увлеченности, способности участвовать в творчестве учащихся зависит успех
этой сложной и увлекательной деятельности.
7. Творческие способности у учащихся выражаются в следующих
показателях: 1) интерес к творчеству, сольному исполнению на баяне;
2) слушать и понимать музыку;
3) умение осуществлять грамотный разбор нотного текста произведения;
4) умение применять подбор аппликатуры в тексте;
5) умение находить оптимальные средства музыкальной выразительности для
создания художественного образа музыкального произведения;
6) умение оценивать свою учебную деятельность.
Основываясь на вышеуказанных показателях, прослеживается следующая
положительная динамика. У учащихся возросла заинтересованность в
обучении игре на инструменте, домашняя работа стала более качественной, к
занятиям относятся ответственно. При подборе учебной программы ученики
предпочитают не только классическую музыку, но и обработки народных
песен и танцев. На начальном этапе обучения они хорошо осваивают нотную
грамоту, улучшился навык разбора текста. У многих развилось умение
осуществлять правильную аппликатуру. Многие учащиеся старших классов
самостоятельно анализируют характер произведения, определяют и
выражают кульминационные моменты в произведениях. Приобретают навык
применять средства музыкальной выразительности: штрихи, динамические
оттенки, нюансы. Учащиеся теперь могут дать объективную оценку своей
игре, выявлять ошибки и недочёты, допущенные при исполнении
произведения. Показателем результативности явилось то, что ученики стали
активны на занятиях, научились мыслить музыкальными образами, поэтому
исполняемые произведения стали более яркими, выразительными. И, как
следствие, учащиеся с интересом принимают участие на всех концертах,
конкурсах. Воспитание юного музыканта сложная и актуальная задача. В
современных условиях обучения важно предоставить ученику возможность
полностью раскрыть свои возможности и развить творческие способности,
воспитать у детей качества, необходимые для того, чтобы в разных видах
деятельности они могли успешно действовать и как исполнители, и как
творцы.
Детская школа искусств – это образовательное учреждение, где познание
мира происходит через предметы, которые объединяют в себе элементы
искусства, науки и навыки практической деятельности. Учебный процесс
детских школ искусств закладывает основы понимания красоты
действительности и искусства, формирует эстетическое отношение к жизни.
Здесь на первоначальном этапе у детей выявляются музыкальные
творческие способности. А что такое творческие способности. Есть они у
всех людей или у избранных, и если нет, можно ли их развить? Некоторые
считают, что таковыми обладают все люди, без исключения, только многие
из них не задумываются над этим. Человек сам может в себе воспитать, а
скорее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что, убедив себя
в том, что ты виртуозный скрипач, человек возьмет скрипку и заиграет как
Паганини. Но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный
вопрос под другим углом может каждый человек. Что же такое творческие
способности?
Творческие способности – это, в первую очередь, способность человека
находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта
способность напрямую зависит от кругозора человека. Чем больше он знает,
тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. В
большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь
оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения. В
условиях развития современной системы образования, проблема развития
творческих способностей, которые составляют основу творческого
потенциала учащихся детских школ искусств, является одной из основных в
педагогике. Немаловажным условием развития творческого потенциала
школьника является создание общей атмосферы комфортности, свободы и
увлеченности, чтобы каждый сумел познать «радость от взрослого особого
внимания. При выполнении заданий учащимся могут оказывать разные виды
помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в
дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с
взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы
каждый ученик мог публично порадоваться результату своего собственного
или совместного с взрослым творчества. Они могут также делиться своими
достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в
группах. Но создание общей атмосферы комфортности, а также социально
психологической комфортности возможны лишь при выполнении
следующих условий:
• в первую очередь создать благоприятные условия труда для педагогов;
• вести кадровую политику, построенную с учетом личностных
особенностей педагогов;
• обеспечить повышение квалификации, профессиональной подготовки и
переподготовки преподавателей, расширить спектр специальных
курсов по профессиональной подготовке;
• способствовать росту их профессионального мастерства и
повышения педагогической культуры, мотивационных факторов, т.к. сам
педагог, ощущающий дискомфорт на рабочем месте не может качественно
заниматься творческой деятельностью с детьми.
Только соблюдение этих и других условий позволит развивать
творческий потенциал, воображение учащихся, формировать у них
способности к содействию, а также быть социально-активным человеком.
8. Северо-Енисейская ДШИ - это небольшой (малокомплектная школа)
творческий коллектив преподавателей, воспитанников и родителей,
объединяемых общей целью - нести прекрасное окружающему миру,
любовью к музыке, искусству. В настоящее время в школе трудится 7
педагогов (3 преподавателя это бывшие ученики нашей школы) и обучается
33 музыканта и 48 художников. Наличие разных направлений предоставляет
выбор в развитии творческих знаний, умений и навыков ученика.
Школа работает по следующим направлениям:
1. Музыкально-инструментальное – фортепиано, баян, аккордеон, хоровое
пение (7-17 лет).
2. Изобразительное искусство.
Наши преподаватели обладают высоким профессионализмом, под которым
следует понимать совокупность психофизиологических, психических и
личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и
длительного выполнения конкретной деятельности, обеспечивающих
качественно новый, более эффективный уровень решения сложных
профессиональных педагогических задач в особых условиях. Для того были
поставлены задачи, которыми руководствуется каждый педагог в своей
профессиональной деятельности, это:
- обеспечить максимальную вариативность образовательных программ
дополнительного образования, отражающего изменения в технической,
технологической, научной и культурной сферах развития общества;
- совершенствовать образовательный процесс путем создания новых
авторских программ, изучения и внедрения новых технологий
(активизировать работу всех отделений в этом направлении).
- обеспечить повышение квалификации, профессиональной подготовки и
переподготовки преподавателей, расширить спектр специальных курсов по
проф. подготовке.
- внедрение и развитие современных технологий в процессе
образовательной деятельности (например, различные формы дистанционного
образования и др.);
- совершенствовать организационные формы, технологии методической
поддержки образовательного процесса;
- презентовать и повышать педагогический опыт учреждения через
активное участие в разноуровневых конкурсных мероприятиях
учащихся и педагогов.
Чтобы наиболее результативно решать поставленные задачи, руководитель
обеспечивает ученический и педагогический коллективы всеми
компонентами, посредством которых эти задачи воплощаются. Одним
словом, наличие ресурсов даст ожидаемый результат. Давайте рассмотрим
каждую задачу отдельно. Придя в школу, педагог строит свою
образовательную деятельность, опираясь на программу по предмету. Это
типовая государственная программа для учащихся музыкальных школ или
школ искусств, либо программа, составленная им самим, на основе типовых
программ с индивидуальными особенностями преподавания того или иного
предмета. Учащийся же, соответственно получает основную базу, с помощью
которой, развивает свои способности. В школе существует методическая
поддержка (методическая литература, сборники, интернет, в каждом классе
ноутбук). Ввиду того, что коллектив маленький все основные вопросы мы
решаем совместными усилиями. Деятельность учреждения, направлена на
повышение качества учебного и воспитательного процессов, роста уровня
профессионального мастерства и квалификации педагогических кадров.
Руководство школы осуществляет помощь в любой методической работе, в
том числе и составлении программы, стараясь обеспечить педагогов всем
необходимым для повышения квалификации:
- материальная поддержка для прохождения различных семинаров
городского уровня
- дистанционные обучения (материальная поддержка)
- достаточное наличие note-book
- научное сотрудничество с Краевым методическим центром
- разрабатывают новые формы, технологии образовательного процесса,
привлекая такие внешние ресурсы, как интернет, СМИ и др.
- сами родители, помогающие осуществить поддержку на
конкурсах, фестивалях, мероприятия
Нами используются следующие формы для решения этих задач
1. Открытые уроки,
2. Мастер-классы,
3. Семинары,
4. Творческие мастерские,
5. Консультации,
6. Самообразование
7. Изучение передового педагогического опыта через интернет,
взаимодействие с другими школами искусств.
8. Создание методических разработок, написание рефератов
9. Осуществление диагностики образовательного процесса.
10.Концерты
11.Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня
12.Проведение социально-значимых мероприятий
13.Сотрудничество с различными организациями в сфере пропаганды
искусства и культуры.
14.Концертная деятельность с целью повышения своего
профессионального мастерства
Рассмотрев вышесказанное, можно сказать, что в школе ведется большая
работа по развитию творческого потенциала у учащихся. Результатом
данного вывода можно считать достижения воспитанников, приведем пример
за три года.
Таблица участия воспитанников МБУ ДО «Северо – Енисейская
детская школы искусств» в конкурсных мероприятиях различного
уровня
Региональный уровень
Всероссийский (онлайн) уровень
12 участников
21 участник
А также участие в городских социально-значимых мероприятиях. «Детская
школа искусств» (располагающая 20-летней историей развития, а ДМШ
(располагает 51-летней историей развития) имеют богатые традиции
образовательной и воспитательной деятельности. Из года в год
педагогический и ученический коллективы принимают участие в районных,
поселковых социально-значимых мероприятиях, праздниках, посвященных
красным датам календаря и многие другие. Культурно-просветительские
акции, проводимые ДШИ, проходят тщательную подготовку, имеют яркое,
выразительное воплощение авторских идей и глубокую нравственную
основу, пользуются постоянным успехом среди учащихся не только школы,
но и образовательных учреждений района, поселка. Все перечисленное
говорит о благоприятном психологическом климате в коллективе, о том, что
администрация школы, отдел культуры и администрация района создает
условия для роста кадрового потенциала педагогического коллектива и
развития творческого потенциала учащихся. Организация доступных форм
психолого-педагогического просвещения и самообразования внутри ДШИ
рассматривается нами в качестве важного фактора повышения
профессионально образовательного ценза каждого члена педагогического
коллектива и развития творческого потенциала учащихся. Разнообразные
формы воспитательной работы, охватывающие все стороны школьной жизни,
направлены на: достижение цели воспитательной деятельности школы;
совершенствование системы воспитательного процесса; создание атмосферы
сотрудничества, творчества всеми участниками воспитательного процесса –
учащимися, педагогами, родителями. Активное взаимодействие
администрации школы с социальными партнерами помогает решать
образовательные и воспитательные задачи.
Выводы о деятельности и перспектива развития нашей школы:
- ДШИ реализует образовательные программы по всем направлениям.
- Создана система управления учебно-воспитательным процессом,
которая соответствует современным требованиям системы
дополнительного образования.
- Уделяется большое внимание режиму обучения, условиям проведения
занятий, ресурсному обеспечению образовательного процесса.
- Профессионализм педагогического коллектива показывает
соответствующие результаты участия педагогов и их воспитанников в
профессиональных конкурсах различного статуса и уровня.
- Разнообразные формы воспитательной работы, охватывающие
все стороны школьной жизни, направлены на: достижение цели
воспитательной деятельности школы; совершенствование системы
воспитательного процесса; создание атмосферы сотрудничества, творчества
всеми участниками воспитательного процесса – учащимися, педагогами,
родителями. 2015 году школа стала лауреатом Всероссийского конкурса
«Лучшее учреждение дополнительного образования» в номинации «Лучшая
школа искусств»
Заключение. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все
разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных,
привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой
ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению
больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда
почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть
исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится
очевидным, что творческие способности человека следует признать самой
существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из
важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные
ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности
людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в
будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего
поколения. Творческие способности – это индивидуальные особенности
качества человека, которые определяют успешность выполнения им
творческой деятельности различного рода. Элемент творчества может
присутствовать в любом виде человеческой деятельности. Одним из
важнейших факторов творческого развития школьников является создание
условий, способствующих формированию их творческих способностей,
можно выделить основные условия успешного развития творческих
способностей детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой
системой отношений учитель - ученик, которые стимулировали бы его самую
разнообразную творческую деятельность. Развитие творческих способностей
заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе
деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним
каким-либо делом, в выборе способов. Тогда желание, интерес ученика,
эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже
большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,
предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.
Для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и
наличие свободного времени, поэтому важна тёплая дружелюбная атмосфера
в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу
для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий.
Важно постоянно стимулировать ученика к творчеству проявлять сочувствие
к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям
несвойственным в реальной жизни. Однако, не все дети могут открыть
дорогу к творчеству, и сохранить эту творческую активность. Необходимо (и
педагогическая практика доказывает это), подбирать подходящие методы
обучения, которые будут способствовать более высокому уровню развития
творческих способностей школьников. Развитие творческих способностей
школьников будет эффективным лишь в том случае, если оно будет
представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается
ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной
цели. Нашему обществу, которое стремится соответствовать современному
уровню прогресса, необходимы прежде всего личности, умеющие на основе
полученных знаний создавать что-то новое, творчески подходить к делу,
иметь свое собственное мнение. Чтобы способствовать развитию творческих
способностей учащихся необходимо изменить формы и методы ведения
урока, разнообразить их, вовлекая ученика в активный учебный процесс.
Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок
интерактивным. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы
преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне
подготовки, в способности помогать ученикам, обрести уверенность в
общении в качестве полноправных партнеров. Слово учителя должно
воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и
воображение, создавать потребность поисковой деятельности. Очень важно,
чтобы педагог обладал поддерживающими творчество детей личностными
качествами, к которым можно отнести следующие:
- поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не
причиняют вреда окружающим;
- не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по-своему;
- уважать точку зрения воспитанника – не подавлять ее своим «правильным»
отношением и мнением;
- предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных,
звуковых, вкусовых, тактильных образов и других спонтанных творческих
проявлений в ходе занятий;
- не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым
опытом;
- не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка,
так как это может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и
подавит в дальнейшем желание экспериментировать и самостоятельно
искать;
- творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника
процесса;
- не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и
мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка;
- больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-
либо, поддержанию этого процесса, а не результатам;
- развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой
деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в
занятия элементы гимнастики – это позволяет предотвратить однообразие,
перенапряжение и переутомление;
- поддерживать на занятиях преимущественно положительный
эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную
сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности;
дружелюбную интонацию голоса;
- использовать психологические творческие методики и задания, творческие
игры.
Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка. Можно
сделать вывод, что одним из главных направлений профессионального
развития и творческого роста педагога является самовоспитание,
повышающее эффективность его усилий по развитию творческих
способностей детей. Внимательный и честный анализ своих отношений к
воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними поможет выявить
позитивные и слабые стороны своей работы и наметить путь изменения и
улучшения организации своей работы. Каждый ребенок по-своему одарен, и
правильно организованная система занятий поможет развивать его
способности. Но в школу приходят не просто ученики, в школу приходят
личности. Каждый из них приносит в школу свой мир чувств и переживаний,
ничем не отличающийся от мира учителя. От того, как мы воспитаем
подрастающее поколение, будет зависеть жизнь каждого, жизнь в общем,
существование нашей планеты.
Список литературы:
1. Александрова Е.Н. «К вопросу о развитии творческих способностей
дошкольников средствами дополнительного музыкального образования»,
2009
2. Асафьев Б. В. О музыкально - творческих навыках у детей. //Избранные
статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973г.
3. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики 20
века //Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974г.
4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.:
Академия, 2002г.
5. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: ИПРАН,
1997г
6.Бушуева Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников //
Начальная школа: плюс ДО и после – 2006 г. № 4.
7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - Просвещение,
1968г
8. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.: Магистр,1993г.
9. Даринская Л.А. «Педагогика творческого развития личности» СПб, 2007;
10. Дубровина И.В. Возрастная педагогическая психология
11. Дубровина И.В. – М.; Академия, 1999. – 312
12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. ильин. – СПб; Питер, 2001.752с.
13. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение,1984г
14. Красильников И.М. Музыкально – творческое развитие младших
школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах.
15. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. – Таланты 21 век, 2004г.
16. Критская Е Д. Интонационный анализ – творчество учителя и ученика.
17. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. – М., 1998г.
18. Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации - М.: музыка,
1991г.
19. Никитин А. А. Импровизация как метод обучения начинающих
пианистов: Автореф. канд. дис. - Вильнюс, 1981г.
20. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб.
пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.М.
Цыпина. – М.: Академия, 2003г.
21. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. Заведений. Под общ. Ред. А. Г. Каузовой, А. И.
Николаевой – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001г.
22.Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий способностей и
одаренности Б.М. Теплов. – М.; 1978. – 321с.
23.Тимакин Е. Воспитание пианиста. М., 1965г.
24.Цагарелли Ю. А. Психологическое исследование музыкальности как
профессионально важного качества: Дисс. канд. психол. наук. - Л., 1981г.
25.Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого
музицирования. М