Напоминание

"О ТАНЦЕ" для младших школьников. Часть 1.


Автор: Рябова Вера Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования /хореограф/
Учебное заведение: ГБОУ СО школа №332 Невского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "О ТАНЦЕ" для младших школьников. Часть 1.
Раздел: дополнительное образование





Назад




О ТАНЦЕ.

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Часть 1.

Если не знаешь языка, трудно догадаться, о чем говорят. Но если при этом собеседник

улыбается, то понять его уже значительно легче. Улыбки, мимика, жесты, эмоции – делают

понятнее любую речь.

Танец – это еще один язык, способ выразить настроение, чувства, рассказать историю.

Даже не умея танцевать, всегда можно понять, о чем танцуют другие.

Как появились танцы.

К сожалению, нельзя взять в руки глобус, указать на какую-нибудь часть суши и сказать,

что именно здесь в каком-то далеком веке до нашей эры появились танцы.

Но в том, что до нашей эры – это несомненно!

Классический период – расцвет искусств, начавшийся в VI веке до нашей эры, люди

прекрасно танцевали в Древней Греции. Это запечатлено вазописцами на керамических сосудах.

У танцоров Древней Греции многое переняли танцовщики последующих столетий: жесты,

позы, одежды. Персонажи древнегреческой истории и мифологии становились героями балетных

спектаклей.

Но, танцы появились гораздо раньше. Они, возможно, стали первым языком людей, с

помощью которого можно было выразить свои чувства – радость от удачной охоты, например.

Танцуя, древний человек старался понять повадки животного, танцевальный ритуал перед

охотой был как бы гарантией того, что племя не останется без пищи. Древние люди не танцевали

ради развлечения. В танце они обращались к силам природы, к божествам и богам. Танцами

сопровождались ритуалы шаманов, целителей, воинов, свадебные и похоронные церемонии,

ритуалы, связанные с плодородием. У некоторых народов и сейчас сохраняются традиции

ритуальных танцев, например, у североамериканских индейцев.

Танец становится развлечением.

Среди простого народа значение танца, как важного, наполненного тайным смыслом

действия сохранялось очень долго. Танцы исполнялись по большим праздникам, во время гуляний

после сбора урожая и на свадьбах.

В Средние века в Европе танцы были частью религиозных представлений – божественных

мистерий по библейским сюжетам. Церковь даже пыталась запретить народные танцы, так как не

без основания видела в них отголоски поклонения языческим богам.

Танец стал превращаться в развлечение в 60-е годы XV

века, когда при дворе

французского короля Рене танцами начали занимать пирующих в перерывах между блюдами.

Во тут, можно сказать, народный танец взял верх над танцем религиозным. Божественные

мистерии ушли в прошлое, а люди стали танцевать не только по праздникам. Народные танцы

воцарились во дворцах, особняках, салонах на долгие столетия. Как выясняется, почти любой

салонный танец XVI – XIX веков был основан на каком-либо народном. Салонные танцы: менуэт,

полонез, гавот, мазурка и др. Они вошли в моду в XX веке.

О БАЛАХ.

Бал – это званый вечер с танцами для избранной публики по очень торжественному

поводу. Впервые в истории бал был дан в городе Амьен в 1385 году по случаю свадьбы короля

Франции Карла VI и Изабеллы Баварской.

Народные танцы публика изменила почти до неузнаваемости: сделала их движения

степенными, а приглашение на танец – чрезвычайно церемонным. Все придворные приходили на

бал в узких камзолах, высоких париках, тяжелых платьях с длинными пышными юбками. В такой

одежде только и оставалось, что плавно переступать и чинно раскланиваться. Первые бальные

танцы назывались бассдансами.

При Петре I балы появились и в России, они назывались ассамблеями. Они были введены

императорским указом в 1718 году. Придворные должны были по очереди проводить ассамблеи в

своих домах.

До конца XVIII века Париж оставался танцевальной столицей Европы, но после Великой

французской революции она переместилась в австрийскую Вену.

Балы начинались с поклонов и реверансов – эта церемония длилась не менее получаса. В

XIX веке на смену глубокому и плавному реверансу пришел короткий, отрывистый книксен, и от

мужского бального приветствия остался легкий наклон головы.

Дамы отправлялись на бал с веером, перчатками, небольшим букетом в прическе или на

лифе платья, с ридикюлем – сумочкой, крепившейся на запястье или к поясу, и с крошечной

бальной книжкой. В этот блокнот дама записывала фамилии пригласивших ее кавалеров. Это

называлось «Обещать танец».

Для совсем юной девушки первый бал – важное событие. А для ее родителей или

опекунов – способ сообщить свету и будущим женихам, что их дочь является девицей на выданье

– приезжайте сватать.

СТАРИННЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ.

Бранль

французский народный танец, известный с

XIII

века. Движения Бранля были заимствованы такими

танцами, как павана, куранта и гавот. Все они исполнялись

медленно, хотя простые люди могли танцевать и веселый

Бранль.

Начинался

он

с

хоровода,

участники

которого

разбивались на пары. Танец состоял из простых шагов.

Куранта и Павана

в XVI веке были

самыми

популярными

салонными

танцами.

Павану могли танцевать одна или две пары

одновременно. В паване кавалер держал руку

дамы за самые кончики пальцев, держать дам за

талию тогда еще было не принято.

В XVII веке Павану и Куранту вытеснили

более подвижные Гавот, Ригодон, Бурре и Жига.

К веселым танцам относили Гальярду, в

которой

от

итальянского

народного

танца

сохранились прыжки и довольно стремительные движения. Название танца переводится как

«Веселая, бодрая».Названия некоторых бальных танцев указывают на то, откуда они родом.

Полонез – из Польши, краковяк – тоже. Мазурку танцевали жители Мазовии. Фредерик Шопен,

известный польский композитор, сочинял музыку для мазурок.

Полонез - торжественный танец-шествие в умеренном темпе. Исполнялся, как правило, в

начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника.

Краковяк

возник

среди

краковяков —

жителей Краковского

воеводства.

В XIV веке получил

распространение в шляхетской среде. В старину его танцевали

только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. В

XIX веке был популярным бальным танцем.

Англез – из Англии. Экосез – шотландский. Полька –

танец чешский, родился в Богемии, а не в Польше. Сарабанду

танцевали в Испании, а аллеманду – в Германии.

МЕНУЭТ.

Король балов в XVII и XVIII веках. Он ттоже был французским народным танцем, родился

в провинции Пуату и распространился по всей Европе. Поначалу менуэт был медленным танцем

для одной пары, но его темп постепенно ускорялся. Добавлялось количество пар. Танцующие

стали меняться партнерами. Менуэт называли «танцем королей и королем танцев». Исполняли его

плавно и торжественно.

ЖИГА.

Родом из Шотландии. Быстрый народный танец получил свое название от маленькой

скрипки, под музыку которой его исполняли. У шотландской жиги появились варианты –

французская и итальянская. В XVIII веке жигу отплясывали на балах, а потом она ушла в тень из-

за увлечения новыми танцами. Но жига сохранилась как народный танец в Шотландии и

Ирландии.

ГАВОТ.

Танец, рожденный во французской провинции Овернь. Его

исполняли быстро, оживленно, взявшись за руки и встав в

хоровод

или цепочкой.

КОНТРДАНС.

В контрдансе могли участвовать все желающие, а не одна-две

или четыре пары. В основе контрданса – танцы жителей сельской

Англии, отсюда и название – country dance. В моде этот танец был в

XVII- XVIII веках и имел несколько разновидностей: кадриль, экосез,

англез и др.

КОТИЛЬОН.

В середине XIX века котильон был не просто модным развлечением, которое включало

фигуры сразу нескольких танцев – мазурки, кадрили, вальса и польки. Кавалер первой пары

назывался кондуктором, или распорядителем, он давал знак оркестру, какой именно танец нужно

исполнять. Котильоном обычно завершался бал, и исполняли его целый час, а то и больше.

ПОЛОНЕЗ.

Самый

известный

полонез

музыка,

написанная композитором Михаилом Огинским в конце

XVIII века. Музыка грустная, потому что композитор,

сочиняя ее, прощался с родиной. Танец полонез

представлял собой торжественное шествие пар в начале

бала. Он появился в Польше в XV столетии, исполнялся

на

свадьбах,

но

постепенно

перешел

в

разряд

праздничных танцев. По Европе танец распространился

в XVII

веке. В России он появился раньше прочих

европейских танцев и был известен под названием

«польский».

ВАЛЬС.

Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в

популярном для своего времени танце «матеник» и его разновидности «фуриантэ», исполняемых

на праздниках в чешской деревне, во французском танце «вольт» («лавольта») и, наконец, в

австрийском «лендлере» — самом близком к вальсу из его предшественников.

Есть мнение, что предшественником вальса является французский средневековый танец вальс.

Начинался он чем-то вроде польки, но через несколько тактов кавалер должен был приподнять

свою даму, продолжая крутить её. Вальс танцевали при французском дворе, пока Людовик XIII не

наложил запрет на него.

Родиной Вальса по праву считают Германию в XVII веке. Но он стал популярен в XVIII веке в

Вене (Австрия).

В XVIII и даже в XIX веке вальс считали

скандальным танцем – а все потому, что танцующие

находились слишком близко друг к другу. Но,

постепенно вальс перебрался и в европейские

салоны, пересек океан и оказался в Америке. У него

появились варианты исполнения: более быстрый –

венский вальс, более медленный – английский, или

бостон. Фигурный – это вальс с дополнительными

фигурами.



В раздел образования