Автор: Труфанова Ирина Николаевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №8 им. Ю.Г. Суткового
Населённый пункт: г. Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль и задачи концертмейстера в работе с детским хором над музыкальным произведением"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №8» им Ю. Г. Суткового
Методическая разработка
Роль и задачи концертмейстера в работе с детским хором над
музыкальным произведением
Выполнила
концертмейстер
Труфанова Ирина Николаевна
Челябинск – 2022г.
Аннотация
Методическая разработка «Роль и
задачи
концертмейстера в
работе с
детским
хором
над
музыкальным
произведением»
предназначена
концертмейстерам, которые работают с детскими хоровыми коллективами.
Автор раскрывает роль и задачи концертмейстера в работе с детским хором над
музыкальным
произведением,
а
также
предлагает
эффективные
методы
и
приемы
работы
концертмейстера
с
детским
хором
над
музыкальным
произведением
на
разных
этапах
его
освоения.
В
разработке
представлен
анализ и методические рекомендации исполнения произведения Ц. А. Кюи
«Царскосельская
статуя».
Представленные
методы
и
приемы
помогают
ученикам добиться грамотного, осмысленного и выразительного исполнения
хорового
произведения.
Данная
методическая
разработка
ценна
тем,
что
опираются не только на научно – методическую литературу, но и на личный
концертмейстерский опыт.
2
Содержание
Введение……………………………………………………………………………4
1. Роль и задачи концертмейстера в работе с детским хором над музыкальным
произведением……...……………………………………………………………...6
2.
Методы
и
приемы
работы
концертмейстера
с
детским
хором
над
музыкальным
произведением
на
разных
этапах
его
освоения…….………………....................................................................................7
3. Анализ и методические рекомендации исполнения произведения Ц. А. Кюи
«Царскосельская статуя»…………………………………………………………14
Заключение................................................................................................................20
Библиографический список………………………………………………………21
3
Введение
Работа
концертмейстера
над
художественным
музыкальным
произведением
является
одной
из
важнейших
проблем
музыкальной
педагогики.
Вопросы
работы
концертмейстера
над
художественным
музыкальным
произведением освещены
в
трудах Н.
Крючкова
«Искусство
аккомпанемента
как
предмет
обучения»
[5],
А.
Люблинского
«Теория
и
практика
аккомпанемента»
[7],
Е.
Шендеровича
«В
концертмейстерском
классе»
[15],
Е.
Кубанцевой
«Концертмейстерский класс»
[6].
Эти
авторы
подробно рассматривают важные для концертмейстера вопросы, этапы работы
над
художественным
музыкальным
произведением.
Очень
много
ценных
практических
советов
о
работе
концертмейстера
над
художественным
музыкальным произведением содержится в учебном пособии В. В. Калицкого
«Методика преподавания дисциплины «Концертмейстерский класс» в вузе» [3].
Полезные
рекомендации
преподавателям
и
концертмейстерам,
которые
работают над хоровым репертуаром, содержатся в исследованиях В. В.
Шереметьева «Хоровой класс» [16], В. Л. Живова «Хоровое исполнительство»
[2] и др.
Ведущую роль в процессе формирования музыканта – исполнителя играют
художественные музыкальные произведения. Преподавателям музыки хорошо
известно, что развитие музыкальных способностей происходит интенсивней
в процессе изучения художественного музыкального произведения. Развитие
музыкальных
способностей
в
огромной
степени
стимулируется
интересом
учащихся к изучаемому произведению. Различные методы и приемы работы
над
произведением
повышают
у
учащихся
интерес
к
его
исполнению
и
стимулируют их работу над произведением.
Основная задача концертмейстера заключается в том, чтобы совместно с
преподавателем помочь ученикам освоить произведение и подготовить их к
концертному выступлению.
Данная методическая разработка, на мой взгляд, является актуальной, так
4
как литературы по данной теме очень мало и многие проблемы остаются не
исследованными.
В
методической
разработке
представлены
эффективные
методы и приѐмы работы концертмейстера с детским хором над музыкальным
произведением.
Цель
данной
методической
разработки
–
раскрыть
роль
и
задачи
концертмейстера в работе с детским хором над музыкальным произведением, а
также рассмотреть методы и приѐмы работы концертмейстера с детским хором
над
музыкальным
произведением.
Методическая
разработка
написана
на
основе изучения научно – методической литературы и собственного опыта
работы.
Задачи методической разработки:
определить роль и задачи концертмейстера в работе с детским хором над
музыкальным произведением;
выявить
наиболее
эффективные
методы
и
приемы
работы
концертмейстера с детским хором над музыкальным произведением на
разных этапах его освоения;
поделиться методическими рекомендациями исполнения произведения Ц.
А. Кюи «Царскосельская статуя».
Работа
состоит
из
введения,
трех
разделов,
заключения
и
библиографического списка. В первом разделе раскрываются роль и задачи
концертмейстера в работе с детским хором над музыкальным произведением.
Второй
раздел
посвящен
рассмотрению
методов
и
приемов
работы
концертмейстера с детским хором над музыкальным произведением.
В третьем
разделе
представлен
анализ
и
методические
рекомендации
исполнения
произведения Ц. А. Кюи «Царскосельская статуя».
В заключении подводятся итоги о работе концертмейстера с детским хором
над музыкальным произведением.
5
1.
Роль и задачи концертмейстера в работе с детским хором над
музыкальным произведением.
Профессию концертмейстера в современном образовательном процессе
характеризует
многофункциональность
–
это
не
только
творческая
деятельность, но и целенаправленная преподавательская, психологическая и
организаторская работа.
В наше время, учитывая переход на Федеральные государственные
требования,
деятельность
концертмейстера
в
ДШИ
выходит
на
другой
качественный уровень, усиливается его роль в образовательном процессе.
Задачи концертмейстера:
способствовать формированию эмоционально-волевых и нравственных
качеств личности;
способствовать
развитию
у
учащихся
музыкально
–
творческих
способностей, художественного мышления, восприятия и воображения;
помогать развитию у учащихся музыкальных способностей;
способствовать формированию у учащихся исполнительских навыков;
помогать развитию у учащихся художественного вкуса;
способствовать привитию учащимся следующих навыков ансамблевого
исполнения: слушать себя и общий ансамбль, согласовывать характер
исполнения
хоровой
партии
с
характером
аккомпанемента,
воспринимать мелодию и аккомпанемент в единстве и др.;
помогать
развитию
у
учащихся
навыков
чтения
с
листа
хоровой
партитуры;
помогать в организации самостоятельной деятельности учащихся.
Основная задача концертмейстера – помогать преподавателю в работе с
хоровым коллективом, а также разрабатывать вместе с ним модель будущей
художественной
интерпретации
произведения,
вникая
во
все
мелочи
технологии
ансамблевого
исполнительства.
Необходимо
учить
учеников
работать над художественными задачами, заключѐнными в произведении,
6
подчиняя этим задачам и качество звука. Подтверждение этой мысли находим у
Г. Г. Нейгауза: «…«красота звука» есть понятие не чувственно – статическое, а
диалектическое:
наилучший
звук
(следовательно,
самый
«красивый»)
тот,
который наилучшим образом выражает данное содержание» [10 ,с.67].
От качества работы концертмейстера зависит успешность деятельности
хорового коллектива.
2.
Методы и приемы работы концертмейстера с детским хором над
музыкальным произведением на разных этапах его освоения.
Работа преподавателя и концертмейстера с хором над музыкальным
произведением включает в себя четыре этапа.
Первый этап - ознакомление с произведением. Формирование музыкально-
художественного образа.
Второй этап - освоение музыкального произведения.
Третий этап - процесс воплощения исполнительской идеи в реальном звучании.
Четвертый этап - исполнительская реализация музыкально - художественного
замысла.
На
начальном
этапе
работы
над
произведением
происходит
ознакомление с ним. Первоначальный музыкальный образ, возникающий у
учеников, формируется в слуховой и психомоторной области и, несмотря на
расплывчатость, руководит всем ходом работы над произведением. Дальнейшее
«наполнение»,
уточнение
образа
и
двигательных
ощущений
происходит
в
процессе работы над произведением.
Ознакомление хора с новым произведением включает:
прослушивание произведения;
рассказ о создателях произведения, о стиле и особенностях исполнения;
анализ произведения, который включает: характеристику поэтических
образов, определение тонального плана, изучение выразительных
7
средств;
ознакомление детей с другими произведениями данного автора для более
глубокого проникновения в стиль и др.
При первом исполнении вокально - хорового произведения преподаватель
и
концертмейстер должны увлечь
и
заинтересовать
учеников. Необходимо
исполнить новое произведение очень выразительно, чтобы пробудить у юных
певцов
интерес
к
поэтическому
тексту,
музыке
и
желание
его
хорового
воплощения.
Преподаватель
помогает
ученикам
осознать
особенности
хоровой
партии,
понять
художественное
значение
выразительных
средств.
Концертмейстер
раскрывает
ученикам
роль
аккомпанемента
в
создании
художественного образа произведения.
Умение
анализировать
музыкальное
произведение
помогает
развитию
самостоятельности мышления. Метод анализа необходимо использовать на
всех
этапах
работы
над
художественным
музыкальным
произведением.
Необходимо
сформировать
у
учеников
умение
осознанно
воспринимать
музыку, слушать и понимать ее содержание. Перед каждым прослушиванием
необходимо давать ученикам конкретные задания по восприятию.
На преподавателя и концертмейстера возлагается важная задача –
ознакомить
учеников
с
различными
музыкальными
стилями.
Для
более
глубокого
проникновения
в
стиль
необходимо
ознакомить
учеников
с
произведениями
композиторов
данной
эпохи
и
другими
произведениями
данного автора. Анализ стилевых особенностей основывается на выявлении в
каждом новом произведении как типичных черт, характерных для данного
стиля, так и оригинальных черт.
На первом этапе работы приходит понимание художественного образа
музыкального произведения, что облегчает работу над художественным и
техническим его воплощением, поисками выразительных средств.
На втором этапе работы происходит точное усвоение нотного текста,
художественное и техническое овладение всеми деталями, формирование
8
слуховых и мышечных рефлексов. На данном этапе освоения произведения
идѐт
работа
над
чисто
техническими
задачами,
такими,
как
правильное
интонирование, точное метроритмическое исполнение, представление штриха и
др. Концертмейстер может помочь учащимся справиться с чисто техническими
задачами.
Через
исполнение
на
фортепиано
хоровых
партий
или
хоровой
партитуры
произведения
концертмейстер
обращает
внимание
на
интонирование, ритм, фразировку, штрихи, голосоведение, соблюдение цезур
необходимых
для
взятия
дыхания
и
др.
Исполняя
хоровую
партитуру
на
фортепиано,
концертмейстер
должен
учитывать
особенности
вокально
–
хорового
исполнения.
К
ним
относятся:
ровность
звука;
плавное
голосоведение; соблюдение цезур, необходимых для взятия дыхания и др.
В индивидуальных занятиях с юными певцами
концертмейстер может
контролировать
метроритмический
и
интонационный
план
изучаемого
произведения, а также решать задачи контроля над правильностью вокальной
позиции,
чѐткостью
дикции,
фразировкой,
расстановкой
дыхания,
артикуляцией,
орфоэпией
и
др.
При
разучивании
хорового
произведения
концертмейстер может помочь ученикам в овладении навыками исполнения в
ансамбле.
Важным
средством
выразительности
являются
динамические
нюансы.
Разные художественные образы требуют разнообразной динамики.
Необходимо всегда помнить о цели - о кульминации в развитии музыкальной
мысли.
Задача
концертмейстера
–
помочь
юным
хористам
сделать
выразительной
динамическую
картину
исполнения.
При
решении
художественных и технических задач необходимы не только желание и воля
учеников,
но
и
творческое
вдохновение,
настойчивость
преподавателя
и
концертмейстера, которые могут помочь учащимся преодолеть трудности и
добиться исполнительского мастерства.
Методы и приемы работы концертмейстера с певцами хора:
анализ исполнения произведения;
9
метод ассоциаций;
нахождение тождеств и различий;
показ
гармонической
опоры
в
аккомпанементе
для
устранения
интонационных неточностей;
выявление художественных особенностей метроритма;
вслушивание в гармонию произведения;
дифференцированное
слушание
(умение
проследить
за
отдельными
элементами музыкальной ткани);
прослушивание игры партий учащихся;
прослушивание
игры
и
пения
учащимися
трудных
мелодических
оборотов,
осознание
закономерностей
их
построения
(метод Е. Шендеровича);
прослушивание
игры
и
пения
учащимися
трудных
мест
(транспонирование, частичное заучивание наизусть).
Очень важно развивать гармонический слух детей. Вот что писал Б. Теплов
о гармоническом слухе: «…гармонически воспринимаемое созвучие
имеет несколько слышимых высот, восприятие нескольких высот в одном
тембре,
восприятие
тембрового
единства
и
высотного
множества
одновременно»
[14,с.135].
«Трудности
становления
гармонического
слуха
лежат в самой его природе: гармонический слух должен как бы просвечивать
музыкальную
вертикаль,
разлагать
слитое
в
единый
тембр
созвучие
на
составные части и анализировать их» - советует Д. К. Кирнарская [4, с.194].
Методы и приемы развития гармонического слуха:
прослушивание игры и пения партий по парам: первое сопрано – альт,
второе сопрано – альт и др.;
извлечение из произведения наиболее сложных хоровых аккордов и
последовательное их проигрывание и пение;
подбор простейшего гармонического сопровождения к хоровым партиям,
используя основные гармонические функции (T – S – D) и типы фактуры
10
(«аккорды», «бас – аккорд…»);
последовательная игра и пение различных аккордов в мелодическом
изложении;
транспонирование хоровых партий в другие тональности (игра и пение);
«…гармонический анализ музыкального произведения и вслушивание в
звуковые структуры по ходу его исполнения в замедленном темпе…»
(метод В. В. Петрушина)[12, с.139] и др.
На этапе разучивания произведения, концертмейстеру нельзя играть свою
партию
в
полном
объѐме.
Он
должен
ограничиться
лишь
главными
еѐ
элементами:
важнейшими
басами
и
гармониями.
Необходимо
создавать
собственные рабочие варианты партитуры хорового произведения.
Варианты исполнения партитуры хорового произведения:
исполнение на фортепиано баса в упрощѐнном оригинальном изложении
и одной из хоровых партий;
игра на фортепиано аккордов в упрощѐнном оригинальном изложении и
одной из хоровых партий;
исполнение на фортепиано баса, аккордов в упрощѐнном оригинальном
изложении и одной из хоровых партий;
исполнение
на
фортепиано
главных
элементов
аккомпанемента
(важнейших басов или гармоний) и всей хоровой партитуры;
исполнение одной из хоровых партий и гармонически сжатой фактуры
партии сопровождения;
исполнение на фортепиано всей фактуры аккомпанемента в упрощѐнном
оригинальном изложении;
исполнение гармонической основы аккомпанемента, путѐм сведения всех
звуков гармонического фона к ряду аккордов;
исполнение партитуры произведения, по возможности полностью или
выбрав из обеих частей партитуры самое существенное для выявления ее
11
музыкального содержания.
Основное
содержание
3-го
этапа
–
работа
над
техническим
совершенствованием,
художественной
отделкой
произведения.
Характерной
особенностью этого этапа является возникновение и формирование целостного
действия,
уменьшение
напряженности
и
все
большая
легкость,
свобода
исполнения.
На
данном
этапе
концертмейстеру
можно
приступить
к
непосредственной работе в ансамбле с хором, корректируя намеченный план
интерпретации в соответствии с реальным звучанием голосов, фразировкой и
динамикой исполнения хора. Концертмейстеру необходимо найти в звучании
разнообразные тембровые краски, чтобы помочь учащимся выразить нужную
окраску слов.
Таким образом, к концу данного этапа работы учащиеся должны вполне
овладеть произведением, то есть воплотить его художественное содержание
(петь выразительно, преодолеть технические трудности, выучить произведение
наизусть).
Репетиционное
исполнение
произведения
включает
следующие
концертмейстерские задачи:
создание
ансамблей:
интонационного,
ритмического,
динамического,
тембрового, темпового и др.;
контроль баланса звучности;
внимательно слушать хор, учитывая при аккомпанировании особенности
дыхания, фразировку, выразительность произнесения слова;
игра «по руке» хормейстера;
свести воедино музыкальную ткань и воссоздать ее образный строй.
На четвертом этапе происходит работа над исполнением музыкального
произведения целиком. Основной целью является создание музыкально -
художественного образа. На завершающем этапе в сознании главенствует
музыкальный образ и происходит исполнение произведения целиком для
12
закрепления
технической
стороны
и
совершенствования
стороны
художественной. Большое
значение на
завершающем
этапе работы
имеет
отбор музыкальных выразительных средств, окраска звучания и агогика.
Выразительность
исполнения
произведений,
написанных
для
хора
и
фортепиано, во многом зависит от концертмейстерского мастерства.
Концертное
исполнение
произведения
включает
следующие
концертмейстерские задачи:
задать необходимый эмоциональный настрой во вступлении;
выдержать заданный темп;
найти динамический баланс между хором и инструментом;
уметь
переключаться
с
яркого
звучания
в
сольных
эпизодах
на
гармонический фон сопровождения;
находить в партии аккомпанемента звуковые краски, соответствующие
содержанию музыкального произведения;
своим
исполнением
аккомпанемента
вдохновлять
певцов,
помочь
им
справиться с музыкально-художественными задачами;
достигать полного контакта сопереживания музыки.
При совместном исполнении необходимо понять намерения партнѐров,
испытывая во время исполнения творческое сопереживание.
Не случайно Л.Л.
Люблинский
писал,
что
«психологическая
настройка
дружественности,
сопереживания,
пристального
и
трепетного
внимания
ко
всем
перипетиям
событий, чувствований, оттенков речи воплощаемого солистом персонажа –
вплоть
до
полного
слияния
с
ним
–
создает
подлинно
высокое
качество
ансамбля» [7, с. 79].
13
3. Анализ и методические рекомендации исполнения произведения
Ц. А. Кюи «Царскосельская статуя».
В качестве примера работы концертмейстера с хором над музыкальным
произведением
ниже
изложен
анализ
и
методические
рекомендации
исполнения произведения
Ц. А. Кюи «Царскосельская статуя» в переложении
для хора и фортепиано Ю. Славнитского.
Приступая к работе над музыкальным произведением, мы, прежде всего,
обращаем внимание на его название - «Царскосельская статуя». Программное
название произведения настраивает нас на определенный художественный
образ. Романс является образцом возвышенно – созерцательной лирики. Темп -
«Moderato». Характер - печальный, взволнованный, светлый. Тональность ре -
бемоль
мажор
позволяет
передать
слушателю
ощущение
чего
–
то
величественного и вместе с тем таинственного. Мелодия у Ц. Кюи всегда
раскрашивается гармонией. Композитор применяет в первом периоде хора
модулирование в тональность доминанты и тем самым дает импульс для
дальнейшего
развития.
Гармонически
подчеркивается
им
кульминация.
Интересно
отметить,
что
в
заключительных
тактах
произведения
Ц.
Кюи
использует
типичный
для
Ф.
Шопена
гармонический
оборот:
предпоследний
аккорд
–
доминанта
с
секстой.
Роль
аккомпанемента
–
изобразительная. Непрерывно «льющиеся» шестнадцатые в аккомпанементе
имитируют журчание воды.
Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) – талантливый русский композитор.
При знакомстве с биографией Ц. Кюи становится ясным, какое
огромное
влияние
на
его
творчество
оказал
его
учитель
композиции
Станислав Монюшко – польский композитор, дирижер. Характерные черты
музыки Станислава Монюшко, сочетающей яркую мелодичность, лиризм с
гибкостью декламации, присущи и творчеству Цезаря Кюи. В его творчестве
влияния западноевропейских романтиков Р. Шумана, отчасти Ф. Шопена
14
совмещаются с близостью к А. Даргомыжскому.
Романс написан на стихи великого русского поэта А.С. Пушкина (1799-1837).
Стихотворение
посвящено
бронзовой
статуе
«Девушка
с
кувшином»
скульптора П. П. Соколова. Современники считали, что источником сюжета
для скульптуры стала басня французского баснописца 17 века Ж. Лафонтена
«Молочница».
"Царскосельская
статуя"
–
произведение,
совершенное
в
гармоничном
слиянии текста и музыки. Романс написан в жанре миниатюры.
Партия хора излагается двухголосно и трехголосно, исполняется на legato.
В
исполнении
legato
необходимо
добиваться
плавного
и
равномерного
распределения хором звукового потока. Основной задачей в работе является
выработка красивого, мягкого, лѐгкого по тембру звучания. Хоровая партия
этой прекрасной миниатюры очень певуча и гибка, поэтому одними из
главных моментов, над которыми придется работать с учениками, являются
выразительное интонирование и рельефная фразировка.
Возможные трудности:
интонационные проблемы, связанные с многоголосным изложением
хоровой партии и особенностями изложения фортепианного
сопровождения;
работа над кантиленой;
изучение гармонического языка.
Методы и приемы работы:
показ гармонической опоры на отдельные звуки в аккомпанементе для
устранения интонационных неточностей;
дублирование хоровых партий;
исполнение партитуры;
выявление художественного значения метроритма;
работа над правильным дыханием, что помогает
15
пению кантилены;
гармонический анализ музыкального произведения и др.
Аккомпанемент очень выразительный. В нем композитор с помощью
разнообразных гармонических красок подчеркивает все мельчайшие оттенки
настроений
данного
образа.
Колорит
стихотворения
А.
С.
Пушкина
воплощен композитором выразительной мелодией, красочной гармонией,
изобразительной
партией
аккомпанемента
и
образным
пианистическим
приѐмом.
Вот
что
писал
Е.
Шендерович
о
пианистическом
приѐме
исполнения аккомпанемента этого романса: «Движение рук пианиста должно
напоминать переборы струн арфы… Я рекомендую прикасаться к басовым
нотам как бы «поглаживая» клавиатуру, постепенно снимая с неѐ палец,
- этим достигается эффект легкости, воздушности» [15,с.119,120].
Фактура
–
гомофонно
-
гармоническая,
тип
аккомпанемента
–
«гармонические фигурации». Концертмейстеру необходимо прослушать всю
музыкальную ткань, включая и хоровую линию. Задача концертмейстера в
плане ансамбля – чутко слушать хор и помогать выразительному исполнению
мелодии. Фактура аккомпанемента проста и прозрачна. Но, несмотря на
простоту в ней много различных пианистических задач. К ним относятся:
выразительное
исполнение линии
баса,
ровность
и
динамическая гибкость
исполнения
арпеджио
шестнадцатыми
нотами.
Бас
необходимо
исполнять
весом руки, плотно, но мягко. Шестнадцатые ноты должны быть легкими,
чѐткими
и
текучими.
Можно
поучить
их
на
staccato.
Чтобы
услышать
и
прочувствовать
всю
гармонию,
полезно
будет
соединение
всех
арпеджированных нот в аккорд.
При изучении хоровой партии, концертмейстеру необходимо обратить
внимание на высокие ноты. В местах, где есть высокие ноты (особенно в
кульминациях), исполнение аккомпанемента может быть более свободным в
темпе.
М.
Смирнов
во
вступительной
статье
к
книге
«О
работе
концертмейстера» писал: «Пианист обязан знать кроме своей партии и
16
сольную партию. Хорошо аккомпанировать он может лишь тогда, когда всѐ его
внимание устремлено на солиста, когда он повторяет «про себя» вместе с ним
каждый звук, каждое слово и ещѐ лучше – предчувствует, заранее предвкушает
то, что будет делать партнер» [11,с. 4].
Важным условием в работе над художественным образом произведения
является обращение внимания на гармонические краски, выразительные
моменты. Так, в первом периоде на словах «Дева печально сидит» происходит
отклонение в фа минор, что подчѐркивает настроение грусти, огорчения. В
кульминации
произведения
на
словах
«Дева
над
вечной
струѐй»,
чтобы
прочувствовать
и
передать
возвышенность,
значимость
данного
образа,
композитор
использует
нюанс
«f»
в
хоровой
партии,
а
также
небольшое
замедление в конце фразы.
Образный
строй
вступления
печальный,
неторопливый.
Создается
непрерывно
«льющимися»
гармоническими
фигурациями
ровных
шестнадцатых. Вступление является тональной и темповой настройкой для
хора. Во вступлении концертмейстеру важно задать эмоциональный настрой
для хорового коллектива и уловить правильный темп в ауфтакте хормейстера.
Вступление хора необходимо подготовить, дав певцам время для взятия
дыхания.
17
Задача
концертмейстера
в
процессе
исполнения
произведения
–
внимательно
следить
за
жестами
хормейстера,
помогая
ему
в
построении
фразы, формы, создании музыкально – художественного образа
произведения. Добиваясь штриховой идентичности, концертмейстер должен
найти такой прием извлечения звука, который был бы близок объемному,
певучему звучанию хора. Прикосновение необходимо глубокое и мягкое.
На словах «… из урны разбитой» начинается «crescendo» переходящее в
«forte» –
кульминацию произведения
«Дева над
вечной струей…». Здесь
концертмейстеру необходимо поддержать хор динамически. Соответственно
ему нужно перестроиться на более плотное извлечение звука в динамике «f».
18
Заключение в партии фортепиано имеет значение динамического ослабления,
снятия эмоционального подъѐма. В нем концертмейстеру необходимо точно
распределить постепенное ослабление динамики и движения.
19
Заключение
В заключение хочется отметить, что совместная работа преподавателя и
концертмейстера с детским хором над музыкальным произведением процесс
очень сложный и в то же время интересный.
Работа концертмейстера в классе
хорового
пения
заключает
в
себе
и
творческую,
и
преподавательскую
деятельность.
Для интерпретации хоровой музыки необходимы усилия всего коллектива
исполнителей.
Концертмейстер
должен
обладать
умениями
исполнения
в
ансамбле и совместной работы по освоению хоровых произведений.
Концертмейстер
должен
знать
различные
методы
и
приемы
вокально-
хоровой работы, методы и приѐмы работы над хоровым произведением, а
также приѐмы разучивания нотного текста с хором, проработки трудных мест,
отработки интонации, ритма, артикуляции и т.д. В методической разработке
представлены, на мой взгляд, эффективные методы и приѐмы работы.
Работа с хором над музыкальным произведением проходит в несколько
этапов, начиная от ознакомления с произведением, разучивания музыкального
текста и заканчивая концертным выступлением. На каждом этапе работы над
хоровым произведением перед концертмейстером встают определѐнные задачи.
На этапе освоения произведения задача концертмейстера заключается в
дублировании партии каждого голоса и исполнении хоровой партитуры на
инструменте. На хоровых занятиях концертмейстер является помощником
преподавателя.
Он
должен
уметь
понять
намерения
хормейстера,
а
также
владеть
умениями исполнения
всей
партитуры хорового произведения на
фортепиано и работы над ансамблем.
На
репетициях
концертмейстеру
необходимо
быть
внимательным
и
реагировать
на
все
пожелания
хормейстера.
Концертмейстеру
необходимо
внимательно следить за жестами хормейстера и уметь играть «по руке».
Исполнение хорового произведения на концерте – заключительный этап
20
в
работе.
На
данном
этапе
перед
концертмейстером
встают
следующие
задачи: задать необходимый эмоциональный настрой во вступлении, выдержать
заданный темп, найти динамический баланс между хором и инструментом и др.
Основная задача концертмейстера в процессе исполнения произведения –
внимательно слушать хор и следить за жестами хормейстера, помогая ему в
создании музыкально – художественного образа произведения.
Работа с детским хоровым коллективом требует от концертмейстера не только
обширных знаний,
разносторонних
музыкально
–
исполнительских
дарований, но также знания особенностей вокально-хоровой работы, методов и
приѐмов работы с хором над музыкальным произведением на разных этапах его
освоения.
Концертмейстер
должен
обладать
профессиональными
пианистическими умениями и владеть ансамблевой техникой. Сочетание этих
важных
составляющих
деятельности
концертмейстера
является
залогом
еѐ
эффективности и качества.
Библиографический список
1.
Вицинский А. В. Процесс работы пианиста – исполнителя над
музыкальным произведением. – М.: Классика – XXI, 2008. - 100с.
2.
Живов В. Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика:
учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2003. – 270с.
3.
Калицкий
В.В.
Методика
преподавания
дисциплины
«Концертмейстерский класс» в вузе: учебно – методическое пособие.
– Санкт – Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2019.
– 332с.
4.
Кирнарская
Д.
К.
Психология
специальных
способностей.
Музыкальные способности. – М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496с.
5.
Крючков Н. А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. –
Л.: Музгиз, 1961. – 72с.
21
6.
Кубанцева Е.
И.
Концертмейстерский класс:
учебное пособие для
студентов
высших
педагогических
учебных
заведений
-
М.:
Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
7.
Люблинский
А.
Теория
и
практика
аккомпанемента.
Методологические основы. – Л.: Музыка, 1972.- 80с.
8.
Музыкальный энциклопедический словарь / Главный редактор Г. В.
Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. – 671с.
9.
Мур. Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о
музыке. / Предисловие В. Н. Чачава - М.: Радуга, 1987. – 429с.
10.
Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. -
М.: Музыка, 1982. – 238с.
11.
О работе концертмейстера/ Редактор-составитель и автор предисловия
М. Смирнов. – М.: Музыка, 1974.-160с.
12.
Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие для
студентов и преподавателей. – М.: Владос, 1997. – 384с.
13.
Сидорова С.Н. Учебное пособие (для концертмейстеров ДМШ, ДШИ,
учреждений культуры и искусства). - Волгоград: «Академия
повышения
квалификации
и
профессиональной
переподготовки»,
2019.
14.
Теплов Б. М. Избранные труды. Том I. – М.: Педагогика,1985. – 328с.
15.
Шендерович
Е.
В.
В
концертмейстерском
классе.
Размышления
педагога. – М.: Музыка, 1996.- 208с.
16.
Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре: методика и опыт
работы вокально-хоровой школы «Мечта». – Челябинск: Версия,1998.
- 256с.
17.
Яновская
Л.
Л.
Концертмейстерский
класс:
учебное
пособие.
–
Челябинск: ЧИМ, 2004. -163с.
22