Авторы: Суровцева Анна Ивановна, Сергей Владимирович Сенников
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: города Саяногорска
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие читательской грамотности обучающихся начальных классов"
Раздел: начальное образование
Развитие читательской грамотности обучающихся начальных классов
Автор: Суровцева А.И., учитель начальных классов
Основное требование к современной школе – формирование функциональной грамотности.
Существуют
ее
разновидности
—
читательская,
математическая,
естественно-научная,
компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность
занимает самое особое место.
Основы читательской грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное
обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию. Одним из
главных путей формирования функционально-грамотной личности, является введение детей через
литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
Проблемы при развитии читательской грамотности
1.
Формирование и развитие навыка чтения. Все усилии педагогов начальных классов
направлены на формирование навыка чтения, так как он является необходимым условием для
формирования и развитие читательских умений младшего школьника, которые обеспечат ученику
возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для
самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
2.
Отсутствие мотивации у детей к чтению, что приводит к низкой грамотности.
Главной причиной - это нежелание детей читать! Самый важный компонент — потребность в чтении,
как путь к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. У современных школьников истинная
потребность в чтении не формируется, поэтому к старшей школе показатели читательской грамотности
начинают «западать».
Порой мы сами создаем проблемы читательской грамотности, на этапе обучения сводя чтение
к декодированию, озвучиванию видимого набора букв. Читать — значит всегда извлекать смысл.
Чтение —
на всех
уроках.
Не только
литературное
чтение
является
предметом,
отвечающим
за функциональную читательскую грамотность. Это интегративный компонент, за него в ответе все
предметы, весь учебный процесс.
3.
Неэффективные методы обучения чтению, которые не учитывают индивидуальные
особенности каждого ребенка.
На уроках литературного чтения в начальной школе можно использовать различные приемы и
методы, которые помогут развивать у детей читательскую грамотность.
4.
Недостаточное количество времени, выделяемое на чтение в расписании уроков.
5.
Недостаточное количество качественной литературы, которая бы привлекала детей к чтению.
Я хочу вас познакомить с некоторыми приемами, которые я использую на уроках. Мне очень
нравятся ребята – первоклассники. Это первооткрыватели. Мы с ними знакомимся со словами
обычными, но в то же время мы на эти слова смотрим с разных сторон. Потом мы как вагоны
паровозика соединяем эти слова в словосочетания, предложения, а затем в крупные языковые единицы
– текст. Именно в этот период важно не потерять искорку желания знать и найти. Вот в этом наша
задача учителей.
По окончанию педагогического училища нам студентам дарили подарки, но одна из них
замечательная книга Е.Н.Потаповой «Радость познания», идеи которой я применяю на уроках обучения
грамоте при знакомстве с буквами. С помощью обычных трафаретов геометрических фигур уроки
превращаются для детей в сказку, путешествие на необычный остров, полет в космос и т.д. Здесь с
помощью трафаретов создаются предметы или даже целые сюжетные картины, далее ученики их
обводят, штрихуют, используя определенные линии, петли, которые в дальнейшем необходимы для
написания букв русского алфавита.
Здесь развивается не только мускульная память, но и происходит развитие речи, памяти,
воображения, творческих способностей. Ученики знакомятся с новыми словами, учатся их применять в
речи, составляя устно мини- рассказы и сказки. В период обучения грамоте мной используется
плоское моделирование. С помощью ограниченного количества плоских геометрических фигур
каждый ученик составляет индивидуальную азбуку, опираясь на изученный материал по учебнику
Азбуке.
То есть составленные из геометрических фигур силуэтные рисунки изображают хорошо
знакомые детям технические объекты, которые отображают фигуры животных, птиц, растений,
предметов быта. Каждое изображение имеет буквенное обозначение, соответствующему звуку, с
которой начинается название изображаемой конструкции. Количество не достающихся звуков (букв) и
слогов в названии силуэта обогащено схемой.
Вначале это только силуэты и схемы, затем по ходу изучения алфавита – это уже слова,
предложения и мини- сочинения, связанные с данным силуэтом.
Параллельно применяю такой вид работы на уроках «Разреши сложную ситуацию», используя
книгу «Умные стихи» Евгения Синицына, а также стихотворения из других источников. Ученикам
читается стихотворение, но не до конца, а до того места, где требуется разрешить сложную ситуацию.
Ребенок предлагает свой вариант решения (стихами или прозой)
Например:
«Сахар» Р. Сеф
.
Белый сахар-рафинад,
Крепкий сахар – рафинад
Хвастался:
-Я очень твердый,
-Я алмазу –
Друг и брат.
Но однажды вечером
Задается
ученикам
вопрос:
Что
могло
случиться вечером? Выслушиваются варианты
ответов, а затем вариант, который предложил
сам автор:
Встретился он
С кипятком
И растаял
Твердый сахар
В жидком чае с молоком.
«Ёжики смеются»
К.И.Чуковский
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать;
(пауза) Вопрос: почему ежи смеются над
козявками?
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы».
Так как дети любят рисовать, я предлагаю изобразить свой или другого вариант в рисунке (дома
или в классе), или изобрази эту ситуацию с помощью пантомимы и мимики.
При изучении частей речи, использую ступенчатое оформление на стенде, а также создание
индивидуального этимологического словаря при изучении словарных слов.
Также использую еще один прием «Составление словарика». На уроке «рождается» необычный
словарь. С появлением нового слова в тетради отводится страницы для его оформления. Это выглядит в
форме «кластера» (критическое мышление). Такое оформление слова помогает понять ученикам его
появление, многообразие в мире слов.
В центре страницы записывается само слово. Слева – основное
значение и образование этого слова, а затем по часовой стрелке образование однокоренных слов,
группируя по частям речи, образуются синонимы и антонимы к данному слову. Затем мы добавляем
фразеологизмы – слова или выражения, пословицы, поговорки с данным словом.
Таким образом, мы изучаем это слово с разных позиций, используя словари. Особенно опор
делается на толковый словарь В.И. Даля (Толковый словарь живого великорусского языка). Такой
словарь ученики делают с удовольствием, дополняя самостоятельно содержание страниц. Такой вид
работы позволяет не только запомнить словарное слово, но и глубже изучить понятия «части речи»,
«однокоренные слова», «фразеологизмы», «синонимы», «антонимы», «словарь и типы словарей»,
использование их в активной речи. Самое главное – это самостоятельный поиск информации.
В своей работе уделяю много времени на составление как устных, так и письменных текстов.
Конечно, сочинение проводятся редко, но упражнения, связанные с составлением текстов постоянно.
Помимо тех, что я описала выше, также используя следующие упражнения.
«Сложи текст». Из предложений ученики составляют связный текст.
«Продолжи текст». Дается начало текста (завязка), а ученики должны продолжить его, используя
либо новых героев, либо создавая ситуацию для решения.
Прием «театрализация» -«Я - главный герой». Ученики, используя свой рассказ от первого лица,
составляют текст. Например, при знакомстве на уроке окружающего мира (2 класс) с весенними
изменениями в неживой природе, мы читает текст, выделяя знаками (V — я это знаю; + — это новая
информация для меня; - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне
непонятно, нужны объяснения, уточнения.).
Чтобы лучше запомнить, я предлагаю сыграть роль
маленького медвежонка. «Я – маленький медвежонок, который родился холодной зимой, мечтаю
увидеть весну. Что это такое?» И ученик ведет повествование о весне, о весенних изменениях от лица
медвежонка. Ребятам очень нравится такой вид упражнений, порой они дополняют свои рассказы
рисунками.
Упражнение «Восстанови текст в цвете», принцип раскраски.
Читаем небольшой отрывок текста, особенно подходят описание природы в различное время года. Дети
читают, например, описание осеннего пейзажа. На альбомном листе изображен этот отрывок в черно-
белом варианте. Нужно раскрасить предметы так или использовать те цвета, которые были даны в
тексте. Но прежде чем давать это задание, нужно убедиться, владеют ли ребята знанием цветов.
А затем проверяем, ученик показывает свой рисунок, важно определить, точно ли смог передать
содержание в цвете.
Упражнение «Чтение полосок слов»
Учащиеся получают «полоску с разными словами» (разные по тематике), напечатанные в
столбик. Дети читают их цепочкой в паре. Затем они должны ответить на вопрос учителя, найдя это
слово в «полоске слов»
1. Назовите слова, которое обозначают цвета
2. Назовите слова, которые обозначают растения, инструменты.
3. Назовите слова, которые обозначают имена. И т.д.
Усложняем: назовите трехсложные слова; слова со вторым ударным слогом; слова, которые
начинаются на гласные, звонкие согласные или глухие согласные; слова, которые относятся к именам
существительным, глаголам, наречиям и т.д.
Здесь можно с одним упражнением отработать многие понятия и термины, а учащиеся видят не
просто набор букв, а рассматривают слова с разным сторон (значения, отношение к частям речи и т.д.)
Данные упражнения развивают навык чтения и понимания прочитанных слов, предложений и
текстов.
«Найди правильное слово»
Дано предложение. Любимый … лежал на коврике.
Даются слова для справок: кот, пес, хомяк, волк.
Какое же слово нужно вставить. Пробуем, по смыслу все подходят. Теперь читают первую
подсказку.
1.
Это животное ест мясо, пьет воду, очень любит молоко
. (Разбираем, опять все
животные подходят) Следующая подсказка.
2.
Он домашнее животное
. (Убираем слово «волк»)
3.
Он крупнее белки
. (Убираем слово «хомяк»)
4.
Он охраняет дом
. (Остается слово «собака»)
Таким упражнением мы развиваем не только по смыслу вставлять и использовать слова, но и
подмечать особенности самого предмета, выраженного словом.
Филворды - викторина и головоломка на поиск слов.
-Какое произведение будем читать?
О ком или о чем будет читать?
Что произойдет в произведении?
Прием «Учимся задавать вопросы». «Ромашка Блума»
Один из её приёмов - «Ромашка Блума», созданная известным американским психологом и
педагогом Бенджамином Блумом.
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит
определённый тип вопросов. Ценность данного приема в том, что он учит детей слушать и слышать,
развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный
интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом. Ромашку Блума можно
использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.
Ромашка, на лепестках которой записаны вопросы «Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем?
Как? Кто? Что?» Нужно к тексту задать как можно больше вопросов, используя «лепестки» ромашки,
для получения ответов в самом тексте. Начинаем с этих вопросов, добавляя новые лепестки «Как бы вы
поступили?», «Предположим, что бы было…?», «Что хорошо, что плохо?»
Эти приемы мной применяются на уроках обучения грамоте, что вызывает интерес к чтению
обучающихся.
Данные приемы, которые используются на уроках, развивают навык чтения и понимания
прочитанных слов, предложений и текстов.