Напоминание

«Импровизация, как способ развития творческого потенциала у детей»


Автор: Корниенко Анастасия Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Керчи Республики Крым "Центр детского и юношеского творчества"
Населённый пункт: Керчь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Импровизация, как способ развития творческого потенциала у детей»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Понятие импровизации и её роль в хореографии

Импровизации - это спонтанное, сиюминутное, индивидуальное воплощение авторского

произведения в зависимости от сегодняшнего, сиюминутного состояния исполнителя.

Возможна ли такая импровизация в хореографии? Да, но без использования новых

движений, а только для интерпретации созданного хореографом и зафиксированного на

репетициях хореографического текста. Особенно сложно импровизировать исполнителю в

дуэте или ансамбле, поскольку нарушение в исполнении заранее отрепетированного

расположения может привести к полной дисгармонии в отношении с партнером или

партнерами.

Импровизация всегда существовала внутри какой-либо танцевальной стилистики, она

обычно являлась частью народных обрядов, игр и празднеств. Импровизация особенно

отчетливо проявляется в современных танцах, когда в ответ на «вызов» соперника,

исполнитель выходит за рамки устойчивых танцевальных форм. Импровизация

достаточно широко используется и в социальном танце, когда исполнитель растворяется в

музыке и начинает движенческий выражать свое эмоциональное состояние в той или иной

манере популярного танца. Состояние движенческой импровизации, когда исполнитель

прислушивается к импульсам своего тела, реагирует на окружающее пространство и

партнеров, может помочь нам определить особое состояние импровизационного

творчества, но к сожалению, такая импровизация не имеет сценической ценности как

произведение искусства. Этот тип импровизации скорее можно назвать «тусовочная» или

включением в определенную молодежную субкультуру. Импровизация - это соединение

осознанного выбора и спонтанной реакции. Она содержит в себе элемент творчества,

который никогда не повторяется. Исходной посылкой для импровизации может быть

воображение, интеллект, психические процессы, которые выражаются через

движенческие реакции.

Импровизация - школа иного структурного уровня. В отличие от хореографии, обучение

которой вполне понятно для понимания, импровизация чаще всего представляется как

отсутствие школы и техники. Вопреки этому распространенному заблуждению, школа

импровизации существует - но существует как бы на ином структурном уровне.

Техника импровизации - это техника восприятия импульсов движения и внутренних

сигналов, техника релаксации и особое чувствование партнера, осознание собственного

тела, пространства и времени в качестве элементов, из которых рождается композиция.

Импровизация не терпит многочасовых занятий у станка: в отличие от танцоров

традиционных направлений, танцор-импровизатор занят многочасовым осознанием связей

внутри своего тела. Если хореография представляется техникой построения структуры из

стандартных «кирпичиков», то импровизация предполагает технику поиска

потенциальных возможностей, скрытых в пустом пространстве.

По сложности техника импровизации не уступает техникам модерна или балета, и именно

импровизация зачастую лежит у истоков поиска новых движений, которые впоследствии

становятся частью техники хореографии и обретают точность и огранку, превращаясь,

подобно драгоценному камню, из несколько рыхлой формы в сияющий гранями кристалл.

Правда, породившие это движение чувства, которыми оно буквально дышит в момент

рождения, становятся все более трудноуловимыми.

Хореография как наука владения собственным телом восходит к совокупным

достижениями научно-технического прогрессу, в основу которого был положен лозунг о

бесполезности ожидания милостей от Природы. Импровизация - это не столько

управление телом, сколько сотворчество с ним, признание равноправия сиюминутных

импульсов и заранее продуманных действий, и в этом смысле импровизация восходит к

древним культурам, в основу которых был положен принцип единства с Природой.

Хореография, пересекаясь с миром теологии, предполагает определенную серьезность -

наличие идеального образца, по которому создан мир, наличие в нем послания,

подлежащего пониманию и расшифровке. Импровизация, сомневаясь в наличии

изначального смысла, предполагает, что мир может стать любым - именно таким, как мы

сами его сотворим, и предлагает танец в качестве инструмента, который позволит найти

(понять) этот смыл либо обнаружить отсутствие смысла (внутренний риск импровизации

как раз и состоит в равновероятности обоих вариантов).

Импровизация и хореография с точки зрения зрителя, как это ни странно, во многих

случаях для неискушенного зрителя нет особой разницы между импровизацией и

современной хореографией - если и то, и другое он видит впервые. Синхронность

движений в хореографии, разумеется, выше, но синхронность - только один из приемов,

причем в современной хореографии отнюдь не самый любимый. Остальные "критерии" -

как то сюжет, сложность движений и так далее - или воспроизводимы в рамках

импровизации, или необязательны и в рамках хореографии. Бывает неудачная

хореография, бывает неудачная импровизация.

Импровизация предполагает отсутствие изначального смысла и танец становится

способом создать (узнать его) или обнаружить его отсутствие. Оба варианта равно

возможны, отсюда внутренний, метафизический риск импровизации. В этом

импровизация близка мистическим поискам. Глубинная психология говорит, что, если мы

видим какое-либо непримиримое противоречие, то на более глубоком уровне мы можем

обнаружить взаимодополняющий характер противоположностей.

Импровизация и хореография с точки зрения танцора

Достаточно распространенное заблуждение — считать, что в отличие от хореографии,

импровизация — это отсутствие школы и техники. На самом деле школа есть, но —

другая, она работает на другом структурном уровне — это в первую очередь, техники

релаксации и осознания тела, более тонкого чуствования внутренних сигналов, импульсов

движения, чувствование партнера, пространства/времени как элементов, рождающих

композицию. Если танцорам традиционных направлений нужно проводить много часов у

станка, то импровизаторы, как говорила на своем классе Нина Мартин, «проводят много

часов на полу, осознавая связи внутри тела».Сложность техник импровизации равна

сложности техники балета и модерна, но в каком-то смысле это действительно разные

миры, которые можно совместить одному человеку, но гораздо труднее совмещать внутри

школы или труппы.

Развитие творческого потенциала средствами импровизации

Исследование на развитие творческого потенциала средствами импровизации,

заключающееся в проведении, комплексов игр и упражнений.

С целью выявление творческого потенциала у детей были подобраны ряд тестовых

заданий, соответствующе возвратным требованием:

Упражнение №1: «Части тела» Участники встают в круг. Один участник называет часть

тела. Все участники двигают этой частью тела, сначала осторожно, затем все более и

более активно. Через некоторое время другой участник может назвать другую часть тела.

Остальные совершают движение названной частью тела. Таким образом группа проходит

по всем частям тела. Участники могут повторять процесс движения, когда движение

начинается с одной части тела, а затем в него вовлекается все тело целиком.

Упражнение №2: «Локомотив» Все выстраиваются за одним участником. Этот участник

старается задействовать в движении различные части тела. Через некоторое время другой

участник может встать во главу колонны и принять руководство, используя новый вид

движения. Движение должно стать постепенно более полным и более энергичным.

Участники должны быть внимательными, не спешить, не делать все слишком быстро.

Участник, который чувствует, что не готов делать движение со всей группой, может

встать во главе колонны и начать другое движение или может исполнять тот вариант

движения, который более ему подходит. В течение этой разминки участники должны

перемещаться по всему пространству, а не только по центру

Упражнение №3: «Цепочка имен» Каждый участник составляет короткую танцевальную

фразу, при которой нужно назвать свое имя. Имя можно произнести во время движения,

до него или после. Участники могут играть с ритмом и громкостью, произнося свое имя.

Они не должны шептать его застенчиво.Все участники стоят в круге. Участник,

назначенный ведущим, начинает. Он представляет свое движение, называя свое имя,

скажем, «Лена», и повторяет его еще раз. Затем вся группа повторяет движение и звук в

унисон.Второй участник повторяет движение Лены со звуком и добавляет собственное

движение и имя, например «Ира». Он повторяет обе фразы. Затем все повторяют звук и

движение в унисон. Этот процесс продолжается: Лена, Ира, Катя, Слава…Ведущий может

прервать цикл и начать все снова, если последовательность становится слишком длинной

для запоминания.

Упражнение №4: «Прогулка с закрытыми глазами» Участники делятся на пары. Один из

двоих закрывает глаза. Партнер должен вести его в пространстве. Вначале это следует

делать медленно. Если позволяют условия, ведущий может вести партнера смелее,

например бегом, кружась, садясь и вставая. Двое ведущих в любой момент могут

поменяться партнерами.Ведомые не должны открывать глаз так, чтобы не знать, кто ведет

их в данный момент. Участники стремятся двигаться легко и непрерывно, даже при смене

партнеров.Ведущий и ведомый могут меняться ролями двумя способами. Ведомый может

открыть глаза и встретиться с глазами ведущего, который затем закрывает глаза; или

ведущий может коснуться лба своего партнера, который открывает глаза, в то время как

ведущий их закрывает.

Игра №1: Ход игры. «Зеркало» Исходное положение - дети свободно размещаются на

площадке. Они - «зеркала». Один ребенок - водящий. Он пришел в магазин , где много

зеркал. Отражение (то есть копирование его поз и движений) может быть во всех зеркалах

одновременно либо показываться в одном. Невнимательное «зеркало» выбывает из игры.

Игра №2: «Волшебные руки» Исходное положение - дети садятся на колени в свободном

порядке по площадке. Один ребенок - водящий. Он выполняет различные движения

руками, остальные дети стараются их повторить. Тот ребенок, у которого получается

лучше всего, занимает место ведущего

Игра №3: «Цветик семи цветик» Правила игры: семь разных музыкальных мелодий по

характеру. Когда педагог включает музыку дети импровизируют, как только педагог

выключает музыку дети замирают в красивых фигурах, кто пошевелится тот выбывает из

игры. Игра продолжается до тех пор пока не останется один игрок или закончатся

музыкальные мелодии.

Игра №4: «Путешествие» : Педагог выбирает разную по характеру и настроению музыку.

С детьми заранее обговаривается, куда они хотят отправиться (волшебный лес, подводное

царство, зимнюю сказку и т.д.) и в кого можно превратиться. Исходное положение - дети

свободно располагаются по площадке. Педагог включает один из музыкальных

фрагментов. Дети начинают двигаться под музыку. Педагог следит за тем, чтобы дети

придумывали свои движения в соответствии с музыкой. Затем педагог включает

следующий музыкальный фрагмент. В этой игре важно, чтобы дети хорошо чувствовали

контраст в музыке и двигались в соответствии с ней.

Список использованной литературы:

1.

Азарова Л.Н. «Как развивать творческую индивидуальность

младших школьников». Москва .ред. 2001 г

2.

Гиршон А. Импровизация и хореография. Контактная

импровизация. - Альманах 1. – 2012

3.

Гришон А. "Танцевальная импровизация", М., 2014.

4.

Запора Р. Импровизация присутствует. - Альманах 1. - 2012

5.

Захаров Р.В. «Записки балетмейстера». - М.:Искусство,2004 г.

6.

Рунин Б. М. "О психологии импровизации", М., 2011.

7.

28. Рунин Б. М "Танцевальный кландайк" (12). Декабрь. М., 2014.



В раздел образования