Напоминание

Возможности внеурочной деятельности в развитии творческих способностей детей с умственной отсталостью.


Автор: Корнеева Лариса Фаридовна
Должность: Инструктор по труду
Учебное заведение: Филиал Республиканского СРЦН "Глазовский ДДИ"
Населённый пункт: город Глазов Удмуртская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: Возможности внеурочной деятельности в развитии творческих способностей детей с умственной отсталостью.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Возможности внеурочной деятельности в развитии творческих

способностей детей с умственной отсталостью.

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -

это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей

имеет немаловажное значение. Занятия творческим трудом, изобразительной

деятельностью является для них средством коррекции недостатков, имеет

лечебное воздействие, способствует их социализации.

Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными

свойствами обладает рисование. Причин здесь много: и доступность этой

деятельности, и ее большая близость к реальности. Рисование регулярное,

ежедневное, с элементами фантазии необходимо всем детям без всякого

исключения. Особенно в этом нуждаются дети с отклонениями в развитии.

Я использую пять видов занятий по рисованию - это декоративное

рисование, рисование с натуры, рисование на темы, нетрадиционное

рисование, беседы об изобразительном искусстве. Такие занятия требуют

предварительной подготовки и вырабатывают у детей умение слушать и

выполнять

определенные

задания

(правильно

держать

карандаш,

пользоваться резинкой, называть цвета, проводить от руки толстые и тонкие

линии, рисовать и раскрашивать геометрические фигуры, не выходя за

пределы контура).

Эта работа направлена на развитие у детей внимания, восприятия

представлений, на выработку умения выделять такие свойства предметов, как

форма, величина, цвет, количество деталей и их положения по отношению

друг к другу. Для этого в игровой форме использую пазлы, геометрическую

мозаику, разрезные картинки. Значительное место отвожу зрительным

диктантам и работе с трафаретами (шаблонами). Все эти упражнения

направлены на коррекцию двигательной сферы, для совершенствования

мелких движений пальцев и кистей рук. Добиваюсь того, чтобы дети могли

осознанно выполнять движения карандашом в заданном направлении,

изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Трудно

дается

детям

штриховка.

Обычно

они

раскрашивают

размашистыми движениями в различных направлениях, при этом цветной

карандаш выходит за пределы контура, а на самом рисунке остается много

белых пятен. Поэтому на первых занятиях по изобразительному творчеству

большое внимание уделяю разным видам штриховки (короткая вертикальная

и горизонтальная, длинная вертикальная и горизонтальная, наклонная,

«сетка», круговая, от одной точки, фигурная штриховка, растяжка). При этом

используем разный графический материал (простой и цветные карандаши,

пастельные и восковые мелки, гелевые ручки, фломастеры). В работе с

красками (гуашью и акварелью) пробуем разные техники работы кистью

(крупный вертикальный мазок, горизонтальный, наклонный мазок, мелкий

тонкий мазок, сухой кистью, тычок, «примакивание» «заливка», фигурный

мазок). Некоторые сложные фрагменты дети выполняют на отдельных

«пробниках».

После определенной подготовки, когда дети приобрели некоторые

знания и умения, можно переходить к изображению наиболее сложных по

форме и строению предметов, хорошо знакомых детям и подобранных по

сходству с основными геометрическими формами. Для этого я использую

дидактическую игру «Ассоциации» Фигуры и цвета».

Декоративное рисование представляет значительную ценность,

как для решения учебно-коррекционных задач, так и для эстетического

воспитания детей. На занятиях провожу краткие беседы о декоративно-

прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, таблиц по

изобразительному искусству, репродукций и фотографий. Такие беседы

способствуют

формированию

эстетического

вкуса,

развивают

общий

кругозор.

Наглядный показ в изобразительном искусстве - самый результативный

способ пояснения того, как надо действовать. Сопровождается развернутым

объяснением

последовательности

выполнения

задания

и

используется

систематически. Дети учатся составлять узоры в полосе, квадрате, круге. В

ходе занятий по декоративному рисованию дети знакомятся с красками и их

свойствами, учатся гармонически сочетать цвета, ритмически повторять

элементы орнамента, что особенно важно для детей с ОВЗ. Задания по

декоративному

рисованию

имеют

определенную

последовательность:

рисование орнаментов с готовых образцов, по заданной схеме, из данных

элементов, самостоятельное рисование. Сначала дети составляют орнаменты

из геометрических элементов, чередуя их по форме, цвету, величине, а затем

приступают к рисованию узоров на основе переработки природных форм.

Осмыслить строение орнамента им помогает подготовительная работа,

предшествующая декоративному рисованию. При составлении узоров в

полосе из геометрических или растительных элементов, для деления полосы

на равные части,

используем картонные прямоугольники-мерочки. В

полученных квадратах, прямоугольниках дети рисуют узоры. Занятия по

декоративному рисованию предшествуют занятиям рисования с натуры, так

как они формируют технические и изобразительные умения детей.

Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей

рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и

целого, а также конструкцию предметов. Важно выработать у детей

потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные

детали между собой. Большая часть занятий по рисованию с натуры

приходится на лето и осень. Летом для этого очень богатый материал для

составления натюрмортов из цветов разных расцветок и форм. Осенью для

натуры подходят листья, веточки, муляжи овощей, фруктов. Модели

небольших размеров раздаю каждому ученику. Зимой для натуры выставляю

комнатные цветы, игрушки. На каждом занятии объясняю и показываю ход

построения рисунка так, чтобы были видны все этапы его выполнения.

Рисование с натуры тесно связано с рисованием на темы. Умения и

навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на

рисунки

тематического

характера,

в

которых

изображается

группа

предметов, объединенная общим сюжетом и соответственно расположенная

в пространстве.

Задача тематического рисования сводится к тому, чтобы дети смогли

изобразить предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например:

елочные игрушки, снеговик, рыбки в аквариуме, рисунки

к сказкам

«Колобок», «Репка» и другие.

Простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное

соотношение

величин

предметов,

учитывать

в

рисунках

видимое

уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних

предметов другими. Задания должны включать обозначение знакомого

графического образа (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, а также

воспроизведение известных пространственных отношений (верх, низ, справа,

слева), отношений по цвету и величине (большой, маленький, больше,

меньше, толще, тоньше, шире, уже). Например: «Нарисуйте на одном листе

два дома: маленький и большой. У маленького дома – дверь и одно окно, у

большого – дверь и три окна».

Главное в тематическом рисовании - это развитие творческого воображения

и живого ощущения. Для обогащения зрительных представлений на своих

занятиях я использую небольшие тексты, книжные иллюстрации, таблицы с

изображением людей и животных, различные репродукции, плакаты,

открытки, фотографии, игрушки, модели, муляжи. Большую помощь в

развитии речи и мышления

оказывают беседы об изобразительном

искусстве.

Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей,

уточнению имеющихся у них представлений и понятий, обогащают их

новыми

знаниями.

Краткие

беседы

сопровождаются

просмотром

репродукций художественных произведений, рассматриваются картины или

иллюстрации к книгам. Это развивает у детей зрительное восприятие. Так

как у умственно отсталых детей проявления чувств значительно снижены, то

для усиления эмоционального воздействия картины на детей применяю

произведения художественной литературы (строки стихотворений, отрывки

из сказок, рассказов).

На уроках дети слушают спокойную музыку, что способствует

стабилизации их психоэмоционального состояния. А вместе с этим подчас

изменяется и цветовая гамма рисунка, его общий характер.

Нетрадиционное рисование

подразумевает использование новых

материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются

общепринятыми,

традиционными

(привычными).

Применение

нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений

детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах

действия с ними. Они узнают что рисовать можно не только красками,

карандашами или фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой,

восковыми мелками, использовать клей, ватные палочки поролон, жесткие

кисти, различные штампы и т. п. Дети знакомятся с разными способами

окрашивания бумаги (цветным клейстером, тестом, методом «набрызга»),

узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на стекле, ткани,

учатся работать кистью, карандашом, стекой. Они пробуют рисовать

предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать

изображения с помощью подручных средств (ниток, веревочек, трубочек) и

природного материала (листьев) и т. п.

Такое

нестандартное

решение

развивает

детскую

фантазию,

воображение, снимает отрицательные эмоции, способствует обретению веры

в себя и свои возможности. Все необычное привлекает детей, у них

появляется познавательный интерес, самостоятельность.

Мой опыт показывает, что дети успешно развиваются, занимаясь

изобразительной деятельностью. Творческий рост происходит у всех по-

разному, например: Татаркина Надежда и Каштанова Светлана пришли

заниматься в художественную мастерскую одновременно, Надя не могла

даже набирать краску на кисточку, а у Светы вообще тряслись руки.

Благодаря желанию и усидчивости Света сначала преуспела в рисовании

животных с натуры, а затем по памяти. Надя преуспела во всех видах

изобразительного творчества, так как отлично научилась «читать» различные

схемы по вязанию, макраме, бисероплетению и так далее. Света научилась

вышивать крестом по схеме только год назад. Соснин Николай посещает

мастерскую третий год, он пробовал себя только в рисовании одних и тех же

сюжетов, правда раскрашивал их разными художественными средствами:

цветными

карандашами,

фломастерами,

акварелью,

гуашью.

Работы

получались с каждым разом все лучше, аккуратней, красочней. Когда я

предлагала ему попробовать себя в другом творчестве, он отказывался, на

вопросы отвечал, однозначно, да или нет. Только в этом учебном году Коля

согласился выполнить картину из пайеток, а затем он сам захотел учиться

вышивать крестиком, у Коли появилась уверенность в себе, теперь он

общается со мной и с детьми целыми предложениями.

Таким образом, внеурочная деятельность, проводимая в рамках

художественного

творчества,

способствует

не

только

формированию

навыков рисования, декоративно-прикладных навыков, но и развивает

всевозможные

компетенции,

необходимые

в

учебе

школе)

и

в

повседневной жизни в целом.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники