Напоминание

Исполнительско-педагогический анализ некоторых произведений сборника Д. Б. Кабалевского «30 детских пьес» op.27»


Автор: Максимова Светлана Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств г. Долинска
Населённый пункт: Сахалинской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Исполнительско-педагогический анализ некоторых произведений сборника Д. Б. Кабалевского «30 детских пьес» op.27»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Композитором

Кабалевским

Д.Б.

было

написано

множество

фортепианных произведений для детей и юношества. Среди них есть как

самостоятельные произведения, так и целые сборники. Среди них – «30

детских пьес», op.27, который был написан композитором в 1938 году.

ТРИДЦАТЬ ДЕТСКИХ ПЬЕС / Ор. 27. THIRTY CHILDREN'S PIECES1.

1.Вроде вальса / A Kind of Waltz

2. Песенка / A Little Song

3. Этюд / Etude

4. Ночью на реке / At Night on the River

5. Игра в мяч / Playing Ball

6. Печальная история. / A Sad Little Tale

7. Старинный танец / An Old Dance

8. Колыбельная / Lullaby

9. Сказочка / A Little Fairy Tale

10. Шуточная / Having Fun

11. Рондо /Rondo

12. Токкатина / Toccatina

13. Шуточка. / A Little Joke

14. Скерцо / Scherzo

15. Марш / March

16. Лирическая пьеса / A Lyrical Piece

17. Пляска на лужайке / Dance on the Lawn

18. Сонатина / Sonatina

19. Воинственный танец / A Warlike Dance

20. Сказка / Fairy Tale

21. Погоня / Pursuit

22. Рассказ / Story

23. Метелица / Snow-Storm

24. Этюд /Etude

25. Новелла / Novelette

26. Этюд / Etude

27. Танец / Dance

28. Причуда / Caprice

29. Кавалерийская / Cavalry Gallop

30. Драматический фрагмент / A Dramatic Fragment

Пьесы в сборнике написаны для детей младших и средних классов

детских

музыкальных

школ.

Сочинения

разнообразны

по

характеру,

исполнительским задачам, которые нужно «решить» с ребенком, будь-то

проблема одновременного взятия двойных нот, подкладывание 1го пальца,

распределение звучности между руками, точная педализация, певучесть в

исполнении и, напротив, решительность, «харАктерность» и т.д. Каждый

педагог сможет найти в этом сборнике то, что нужно для конкретного

ученика. Пьесы близки и понятны детям, имеют программность.

Условно все произведения из цикла можно «разделить»:

Пьесы-этюды (например, «Шуточная», «Погоня», «Метелица»)

Пьесы

кантиленного

характера,

(например

«Колыбельная»,

«Лирическая пьеса», «Новелла»).

Пьесы с решительным характером, аккордовой фактурой (например,

«Токкатина», «Воинственный марш», «Кавалерийская»).

Конечно, данное разделение весьма условно, т. к. в одной пьесе

заключены сразу несколько задач, стоящим перед юным исполнителем.

Исполнительско-педагогический анализ некоторых пьес.

«Шуточная»

Пьеса направлена, прежде всего, на решение технических задач.

Быстрое, непрерывное движение восьмых нот, распределенных между

руками. Исполнение должно быть четким (поработать над активным снятием

и поднятием пальцев). При этом, «мелодия» заключена в партии левой руки

на

сильные

доли

(ее

нужно

играть

громче).

Правая

рука

служит

аккомпанементом. Поэтому нужно следить, чтобы 1я нота правой руки (2я и

4я восьмые в такте) не «акцентировала». Так же нельзя задерживать

последнюю ноту – это достаточно распространенная ошибка.

Чтобы правильно выстроить фразировку, полезно поиграть только

мелодию (партию левой руки).

При работе над распределением звучности между руками полезно

поиграть таким образом: левая руку играем хорошим, крепким звуком, а

правую «внемую», (как-бы «доставая» до дна клавиши). При этом способе

работы концентрируется внимание, активизируется внутренний слух.

«Токкатина»

Пьеса решительного характера. Достаточно виртуозная.

Основная сложность здесь заключена в точном «взятии» аккордов в

партии правой руки. При этом следует учитывать, что это аккомпанемент, и

он не должен «заглушать» мелодию, заключенную в партии левой руки.

Интересно подметить, что верхние звуки аккордов как-бы «дублируют»

с запозданием мелодию. Из этого следует, что в аккордах необходимо

распределить звучность таким образом, чтобы были слышны верхние звуки,

т.н. «верхушки».

Возможные способы работы:

-проигрывание мелодии (л. р.) и только верхних звуков аккордов.

Такой способ поможет найти наиболее подходящий баланс между партиями.

-проигрывание мелодии педагогом, а аккомпанемента учеником. И

наоборот.

Партия правой руки здесь требует более тщательной проработки.

Целесообразно работать сначала в медленном темпе, штрихом «non legato».

«Мягкость», «вялость» пальцев здесь недопустима. Все звуки должны

звучать одновременно, верхние звуки ярче. После этого переходить на штрих

staccato.

И только после того, когда эти задачи выполнены, можно поднимать

темп.

«Новелла»

Пьеса

кантиленного

характера.

Здесь

заключены

множество

исполнительких задач, которые требуют детальной проработки.

Важно добиться точного исполнения авторских указаний по динамике,

штрихам. Целесообразно работать по разделам, (всего три раздела).

Способы работы:

- работа по фразам. Они должны прозвучать «цельно», объединяясь в

предложение.

- Проигрывание учеником только мелодии в динамическом развитии.

-Проигрывание мелодии и баса для лучшего осмысления связи динамики с

гармонией.

-Проигрывание учащимся партии правой руки, педагогом партии левой руки.

Во время проигрывания подсказывать учащемуся эпитеты, сравнения,

которые помогут ему точнее выполнить поставленную задачу.

Во втором разделе происходит основное «действие». В нем чаще

меняется гармония, звучит более напряженно, появляются диссонансы. Все

это подкрепляется нарастающей динамикой, которая приводит нас к

кульминации всего произведения.

- Наметить границы фраз, значение, динамическую окраску. Добиться

осмысленного исполнения, не дробить на мотивы, сохраняя «импульс».

Особенность – нетипичная фразировка. Начинается как-бы с

«раскачивания», затем вопросительная интонация, затем еще одна, более

напряженная интонация, но теперь заканчивается «неожиданной» гармонией.

Можно сравнить со вздохом, тоскливыми всхлипами. Следующая фраза, –

новый пласт, – новая гармония. Фраза звучит на пол-тона выше. Она должна

прозвучать еще более напряженно. Начинается crescendo, гармония

становится все напряжённей. Все это приводит к кульминации всего

произведения. Можно представить, что произошло что-то очень плохое во

всей этой истории. Динамика «fortissimo».Здесь могут быть и громкий плач,

может быть даже крик, эмоциональный «взрыв».

Затем небольшое diminuendo, что говорит об успокоении. Последняя

фраза раздела – повтор первой фразы. Но в другой динамике – «forte».

В заключительном разделе необходимо грамотно выстроить

динамический план, а также постепенное замедление привычного мерного

движения. Пьеса заканчивается на PPP. Можно сравнить с покоем,

смирением. «Как-бы то ни было, но ничего уже не поделаешь».

По необходимости все объяснения сопровождать показом, звуковой

наглядностью, для более точного понимания, воплощения авторского

замысла.



В раздел образования