Напоминание

Основные задачи и требования первого года обучения по предмету «Классический танец»


Авторы: Кириллина Клара Михайловна, Клара Михайловна Кириллина
Должность: Преподаватель хореографического класса
Учебное заведение: МБУ ДО "Чурапчинская детская школа искусств им. А.П. Гоголева"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), с. Чурапча
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Основные задачи и требования первого года обучения по предмету «Классический танец»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧУРАПЧИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. А.П.ГОГОЛЕВА»

«Основные задачи и требования первого года обучения

по предмету «Классический танец»

(Методическая разработка)

Составитель: Кириллина Клара Михайловна,

преподаватель хореографического класса

Содержание:

1.

Введение

2.

Основные задачи первого года обучения

3.

Выработка правильной балетной осанки

4.

Разучивание классического экзерсиса

5.

Формирование навыков координации движений

6.

Развитие природных данных и исправление недостатков

7.

Основные приемы и навыки работы на уроке

8.

Заключение

9.

Литература

Классический танец является обязательным и одним из основных предметов среди специальных

хореографических дисциплин.

Классический танец - это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств

хореографического искусства. Классический танец можно назвать фундаментом всех сценических

видов танца. Общеизвестно, что обучение детей танцу – это большой и сложный труд, особенно на

начальных стадиях, когда все связано с большими физическими нагрузками, с обязательным

многократным повторением одних и тех же элементов и комбинаций. Поэтому надо создать на

уроке атмосферу заинтересованности, увлеченности, творчества.

Уроки танцевальных дисциплин должны идти по пути сочетания физического труда с творчество,

чтобы детям было интересно.

Основной целью обучения в хореографическом отделении является:

1.

Дать детям начальное хореографическое воспитание;

2.

Путем приобщения к хореографическому искусству дать детям эстетическое воспитание;

3.

Воспитать активных участников художественной самодеятельности. Наиболее

одаренных направить на обучение в специальные средние и высшие учебные заведения.

На первом году обучения должен быть заложен фундамент для формирования всего комплекса

знаний, навыков, умений и качеств, которым должен обладать выпускник хореографического

отделения ДШИ.

- Выработка правильной осанки – это постановка корпуса, ног, рук и головы;

- Усвоение основных движений классического экзерсиса на основе выработки мышечных

ощущений, обеспечивающих наиболее правильное их исполнение;

- Формирование начальных навыков координации движений;

- Работа над развитием природных данных;

- Исправление природных недостатков;

- Овладение основными приемами и навыками работы на уроке.

Все это достигается целой системой специального образования и, прежде всего уроками

танцевальных дисциплин, таких как классический танец, гимнастика, народно-сценический,

историко-бытовой и ритмика.

Среди них особое место занимает урок классического танца, которая является фундаментом

всей танцевальной подготовки и основой высокой исполнительской культуры.

Первый года обучения классическим танцам как правило оказывает решающее влияние на все

последующее обучение и его конечный результат. В случае возникновения пробелов и недостатков

в качестве подготовки в первом классе исправить их в последующих классах практически

невозможно. Поэтому от педагога требуется глубоко продуманного планирования работы класса на

весь учебный год, тщательного отбора материала.

На первом году обучения должен быть заложен фундамент для всего комплекса знаний,

навыков, умений, качеств, которыми должен обладать выпускник.

Основные задачи первого года обучения:

- Выработка правильной балетной осанки на основе принятой в классическом танце постановки

корпуса, ног, рук, головы.

- Усвоение основных движений классического экзерсиса на основе выработки мышечных

ощущений, обеспечивающих наиболее правильное их исполнение.

- Формирование начальных навыков координации движений.

- Работа над развитием природных данных, исправление природных недостатков.

- Овладение основными приемами и навыками работы на уроке

Что такое балетная осанка? Это выработанная в соответствии профессиональными требованиями

требованиями манера держать свое тело, она характеризуется гармонией пропорций, форм и линий

тела, пластичностью и художественной выразительностью движения, поз, способствующих

созданию сценического хореографического образа. Балетная осанка предполагает особую

постановку тела корпуса (торса, туловища), нижней конечностей (ног), верхних конечностей (рук),

головы и высокое развитие двигательных функций.

В формировании балетной осанки можно выделить три периода:

- Выработка правильной позы тела, стоя лицом к станку и придерживаясь двумя руками за палку.

- Выработка правильной позы тела, стоя боком к станку, и придерживаясь одной рукой за палку.

- Выработка правильной позы тела на середине зала.

Каждый период имеет три фазы:

а) Ознакомление и разучивание элементов движений – формирование первичного умения.

б) Углубленное разучивание элементов движения – уточнение и совершенствование

двигательного умения, когда вырабатывается динамичный стереотип.

в) Стабилизация навыка исполнения движений – закрепление динамичного стереотипа.

Построение урока первого года обучения

Урок делится на 3 части:

Первая часть - подготовительная, включает в себя маршировку, бег активные и активно-пассивные

упражнения на полу.

Вторая часть (основная) - традиционно классический экзерсис у станка и на середине.

Третья часть (заключительная) – танцевально-игровые упражнения.

Главная задача подготовительной части – организовать внимание учащихся и сосредоточить

усилия на физической нагрузке, подготовить мышцы, связки и суставы к классическому экзерсису.

Приступить к формированию балетной осанки.

Упражнения подготовительной части урока:

1.

Естественные, бытовые шаги.

2.

Танцевальные, с вытягиванием пальцев стопы.

3.

Шаги на полупальцах при вытянутых коленях.

4.

Шаги и с высоко поднятыми коленями.

5.

Легкий бег.

6.

Бег с вытянутыми пальцами.

7.

Бег с высоко поднятыми коленями.

8.

Бег с поскоками.

9.

Бег с выбрасыванием ног на 45˚.

10. Мелкий бег на полупальцах.

11. Различные маршировки под музыку и т.д.

Основная часть урока – классический экзерсис

Эта часть урока делится на 2 части:

1.

Движение у станка.

2.

Движение на середине зала.

Постановка тела (корпуса, ног, рук, головы) в движениях экзерсиса начинается в позиции лицом

к станку в положении стоя, придерживаясь двумя руками за палку. По мере усвоения движений

следует переходить к постановке тела в положение боком к станку, придерживаясь одной рукой, а

затем на середине зала без опоры.

Постановка тела начинается в полувыворотных (1, 2, 3) позициях ног, что подготавливает их к

классической выворотности.

После постановки тела в выворотных позициях ног следует переходить к разучиванию движений

экзерсиса по программе.

Для танца большое значение имеет музыкально-ритмическая координация движений. Музыка

должна быть несложной, но мелодичной, выразительной.

Заключительная часть урока

Заключительная часть урока проводится на середине зала. Важную роль в постановке тела на

середине правильная постановка рук. Руки в танце выполняют не только пластическую, но и

вспомогательную роль.

1.

Играют роль регулятора равновесия, создают условия для исполнения движений в выворотных

позициях ног.

2.

Помогают работе над элевацией, в прыжках (способствуют подъему тела вверх).

3.

Помогают вращательным движениям.

На первом году обучения постановке рук должно уделяться много времени. Сначала

осуществляется постановка рук в подготовительной позиции, а затем в I, II, III.

Во всех port de bras необходимо добиваться не только правильности, точности, завершенности

исполнения, но и красивого пластического рисунка, выразительной координации движений.

Большое внимание уделяется поворотам (разучивание поворота головы и плеча). А также можно

составлять отдельные танцевальные композиции и небольшие танце6вальные композиции и

небольшие танцы, этюды, где воспитывается чувство ансамбля, точность исполнения рисунка

танца, музыкальность в движениях.

Усвоение основных элементов классического экзерсиса

Урок классического танца состоит из четырех частей:

1.

Экзерсис у палки.

2.

Экзерсис на середине зала.

3.

Прыжки

4.

Упражнения для рук и корпуса.

Основной задачей упражнений у палки является постановка корпуса, ног, рук, головы и

развитие элементарных навыков координации движений. В результате ежедневной тренировки

вырабатываются подтянутость, устойчивость, гибкость корпуса и правильное расположение центра

тяжести на двух или на одной ноге.

Основное упражнение для правильной постановки корпуса и для развития выворотности

тазобедренного сустава следует в начале разучивать сто лицом к палке, затем по мере усвоения

движения держась за палку одной рукой. Упражнения у палки исполняются с двух ног (с правой,

затем с левой), начинаются и заканчиваются в определенной позиции (в I или V позиции).

При исполнении упражнений необходимо уяснить понятия опорной и работающей ноги.

Опорная нога принимает на себя тяжесть корпуса и должна быть натянутой, не оседая на нее.

Работающая нога освобождена от тяжести корпуса – она выполняет движение.

Движения рук в упражнении экзерсиса вводится постепенно. Перед каждым упражнением

существует подготовительное движение для рук и для ног. Свободная рука через I позицию

открывается в сторону, на II позицию.

Музыкальное сопровождение может быть различным, в зависимости от характера и темпа

движений, но простым и выразительным.

Основная задача упражнений на середине зала заключается в достижении большой чистоты и

выразительности исполнения, в дальнейшей выработке устойчивости, уверенности, развитие

координации, танцевальности и техники.

По мере усвоения учениками основных движений у полки, упражнения переносятся на середину

зала. Последовательность и методика изучения остаются теми же.

Новое упражнения изучаются сначала в чисто виде, затем постепенно вводятся движения головы

и определенные положения и позиции рук. В дальнейшем можно ввести несложные сочетания

комбинаций, маленькие позы, что вырабатывает координацию движений танцевальность и

артистизм. Не следует увлекаться сочетанием сложных комбинаций.

Перед исполнением упражнений на середине выполняется специальное подготовительное

движение для рук. Упражнения исполняются с двух ног (с правой и с левой).

- А также существует открытое и закрытое положение корпуса (epaulement craise и effacee).

- Прыжки. (allegro). На уроке классического танца «allegro» - это заключительная часть упражнений

на середине зала, состоящих из маленьких, средних и больших прыжков.

Прыжки изучаются после того, как вырабатывается сила, выворотность, эластичность работающих

ног, а также правильной постановки корпуса. Для правильности исполнения прыжки учат ли к

палке, по мере усвоения движения переносят на середину.

Любой прыжок начинается и заканчивается в определенную позицию в полуприседаниях. (clemi

plie). Полуприседание должно быть упругое, сильное – (не допускать двойного полуприседания). В

прыжках ноги сильно вытягиваются в коленях, подъеме и пальцах, корпус сильно подтянут.

Постепенно вводят движения головы и рук. Перед каждым движением существует

подготовительное упражнение для корпуса и рук (preparation).

Упражнения для рук и корпуса.

Основными движениями для руки корпуса на середине зала является port de bras – это

правильное прохождение рук через основные позиции с участием поворотов и наклонов головы,

также корпуса. Рort de bras воспитывает руки в движении и их танцевальную координацию. В

классическом имеется шесть основных port de bras. При их изучении следует обратить внимание на

плавность и мягкость линий рук в переходах из позиции в позицию, на движение головы.

Вторым основным движением является temps lie par terre. – серия слитных движений на середине

зала, исполняется вперед и назад и имеет множество видов. Воспитывает координацию, помогает

развитию танцевальности исполнителя.

Координация движений

Под координацией подразумевается согласованная, одновременная работа всех частей тела

танцовщика – корпуса, ног, рук, головы, самых разнообразных групп мышц, участвующих в

движениях.

Одним из основных принципов воспитания координации является строгая последовательность

и постепенность введения заданий.

Работа над координацией на первом году обучения должно строиться поэтапно. Можно вводить

даже элементарную координацию не раньше, чем будут усвоены и закреплены навыки работы в

выворотном положении, достигнуты определенные результаты в постановке мышечного аппарата,

правильно усвоены основные элементы экзерсиса. От координации зависят техника выполнения

движений – чистота, точность, законченность. Такие качества как устойчивость, вращение, прыжки,

точное исполнение комбинаций. Координация влияет на стиль и манеру исполнения. А так же

хорошая координация помогает компенсировать природные недостатки исполнителя в восприятии

зрителя.

Работа над координацией на уроках имеет особо важное значение.

Ограниченность данных далеко не всем учащимся позволяет овладеть сложными движениями

классического танца. Но усилья, потраченные на приобретение координации, создадут прочный

фундамент для освоения других танцевальных предметов, а также позволят овладеть культурой

сценического исполнения.

Развитие природных данных и исправление недостатков

Одна из основных задач первого года обучения – развитие природных данных учащегося и

исправление недостатков телосложения. Для этого применяются вспомогательные,

координирующие упражнения в виде гимнастики. Но эти упражнения нужно применять

целенаправленно и строго индивидуально. Должен быть критический отбор тренировочных

движений, учитывающий строение мышц и возрастные особенности детей. Нужно умело отбирать

и использовать их на уроке, сочетая с упражнениями классического танца. Эти упражнения должны

помогать правильной постановке мышц и мышечного ощущения, ознакомить детей с

особенностями структуры, характером работы мышц. Упражнения на полу делаются в положение

разгружающем позвоночник (лежа на спине и животе при вытянутых ногах в коленях, а также сидя

с вытянутыми ногами вперед и стоя на коленях).

Активные упражнения на полу выполняются учениками самостоятельно, без приложения

дополнительных внешних усилий. Активно-пассивные упражнения делаются с помощью другого

ученика или при упоре на пол. Во время упражнений на расслабление в положении лежа ученики

отдыхают. Активно-пассивные упражнения на полу освобождают учащихся от дополнительной

нагрузки, как физической, так и нервной.

Упражнения на расслабление, которые чередуются с упражнениями на нагрузку, дают детям

некоторый отдых.

Поэтому эти упражнения:

1.

Создают максимум условий для сосредоточены внимания ребенка на мышечных

ощущениях и учат сознательно управлять ими.

2.

Упражнения на полу позволяют с наименьшей затратой энергии достичь сразу трех

целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок и нарастить

силу мышц. Тем самым мышцы и суставы подготавливаются для занятий классическим

экзерсисом.

3.

Эти упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков корпуса, ног, стоп,

помогают выработать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.

Овладение основными приемами и навыками работы на уроке

Одним из решающих моментов, определяющего не только результат первого года работы, но и

успешность всего дальнейшего обучения – умение воспринимать задание и замечание педагога,

четко определять на их основе программу собственных действий, оперировать сформированными

профессиональными понятиями, контролировать свое собственное исполнение согласовать свои

усилия с коллективными усилия класса, ощущая общий темпо-ритм урока. Выработка этих качеств

в условиях работы – сложное и неоднозначная задача, требующая учета очень многих моментов.

Наиболее сложный период занятий – первые полтора-три месяца. В этот период наиболее остро

проявляется противоречие между требованиями, которые предъявляет к детям рабочий процесс и

реальными возможностями их психики. Именно в этот период нельзя требовать от учеников того,

чем они еще не владеют, что еще только предстоит сформировать. К основным моментам

начального периода обучения относится воспитание уровня и культура восприятия, которые

основаны на развитии комплексов ощущений. Помимо развития всего комплекса ощущений,

связанных с музыкальным восприятием важнейшими являются хорошо развитые анализаторы

зрительных и мышечных ощущений и их взаимодействие в процессе работы. Необходимо развитое

чувство пластического совершенства движений, его идеальной формы. Большое значение имеет

развитие анализаторов, мышечных ощущений на основе воспитываются двигательные навыки.

Выработка сенсорных навыков тесно взаимосвязана с организацией внимания. Дети младшего

школьного возраста не обладают развитым произвольным вниманием – т.е. сосредоточенным

вниманием, удерживаемым длительное время, сознательными волевыми усилиями. Они также еще

не в состоянии целесообразно распределять и переключать свое внимание между замечаниями

педагога, собственной работой, музыкальным сопровождением.

Ученики также не умеют правильно организовать свою память, а потому трудно «схватить» и

запомнить задание педагога. Трудность заключается еще и в том, что у детей еще не сформирован

круг необходимых понятий, связанных с элементами классического танца, правилами их

исполнения, с определенными техническими приемами. В начальной период обучения ученики

стараются механически запомнить движения, вместо того, чтобы обратить внимание на принцип

построения задания и его логику.

Для этого и нужно у детей выработать навык самоконтроля, следует обратить внимание на

умение направлять свои усилия в русло правильной мышечной работы. Начинающий заниматься

классикой ученик, естественно не может сразу достигнуть нужной точности и законченности

формы движения. Усилие направленные в правильное русло - это ведущий к ним путь.

Задавая учебную комбинацию, давая указание, исправляя ошибку, педагог должен быть уверен,

что, реагируя на это, ученик приводят в действие те группы мышц, которые приведут к цели.

Формирование этой системы взаимосвязей может быть результатом только постепенной упорной

очень трудоемкой работы. Ее формирование – один из основополагающих, узловых моментов.

Конечно, это задача стоит на всех этапах обучения, но прочный фундамент этой взаимосвязи

должен быть заложен в начальный период обучения.

К занятию тренажом систематически необходимо приучать детей с первых дней. Осваивать

материал нужно постепенно, с разучивания самых простых элементов в медленном темпе. По мере

усвоения упражнения темп исполнение ускоряется. При разучивании упражнения нужно давать

объяснение названия терминов, общую характеристику движений: какую группу мышц развивает

упражнение, характер и темп исполнения, как разучивается данный элемент.

В работе большое значение имеет правильное построение занятий. Каждое занятие строится по

принципу от простого – к сложному, от малого – к большому.

Следовательно, цели и задачи усложняются во время обучения в соответствии с программой

можно видоизменять и усложнять занятия в зависимости от творческих возможностей учащихся.

Таким образом, уроки классического танца приучают к дисциплине, ответственности,

целеустремленности. Задачами программы по классическому танцу является освоение

танцевальных движений, развитие координации, выразительности, артистизма, умение

непосредственно выражать идеи и чувства через движения и пластику, вырабатывает силу и

выносливость.

Использованная литература:

1.

Ваганова А.Я. Основы классического танца.

2.

Смирнова М. Основные элементы классического танца. М., 1979.

3.

Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л., Искусство: 1963.

4.

Тарасов Н. Классический танец. М., Искусство: 1981.

5.

Васильева Т. Балетная осанка или основа хореографического воспитания детей. М., 1983.

6.

Кокорова Е. Занятия по танцу со школьниками. М., изд. АПН РСФСР: 1954.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники