Автор: Черенкова Елена Викторовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: Дом детского творчества "Гармония" с. Борское Населённый пункт: с. Борское, Самарская область Наименование материала: Профилактическая программа в Школе раннего развития Тема: "Под зонтом" Раздел: дополнительное образование
ВВЕДЕНИЕ
Наши
дети
—
это
наша
старость.
Правильное
воспитание
—
это
наша
счастливая
старость,
плохое воспитание — это наше будущее горе, это
наши слезы, это наша вина перед другими людьми.
Антон Семёнович Макаренко
Многие жизненные ценности, правила поведения человека в обществе, с
другими
людьми,
духовные
качества,
проявляющиеся
в
этом
поведении,
закладываются в человеке с раннего детства. Вспомним слова В.Маяковского:
Крошка сын к отцу пришёл
и спросила кроха:
Что такое хорошо
и что такое плохо.
Именно детский жизненный опыт эмоций, впечатлений, открытие Мира
для себя и в себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой
жизни. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах
взрослых, разгадки их поступков, объяснения их целей, неудач и побед. Вот
почему
важно
почаще
всматриваться
в
чистые
глаза
Детства,
чтобы
не
пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся
Зло, или увидеть в них отражение наших неверных поступков.
Как бы мы не представляли себе процесс воспитания, в любом случае,
он сводится к формированию той личности, какую мы себе представляем.
Это личность - гармоничная, обладающая знаниями, умениями и навыками,
необходимыми в самостоятельной жизни, всесторонне развитая, физически и
морально здоровая, способная проявить свои таланты не только на благо себе
и своей семье, но и своей стране и человечеству в целом.
Может ли стать такой личностью человек неуверенный в себе, не
обладающий элементарными знаниями, не умеющий ничего и не желающий
ничего
менять,
человек
несчастный
и
пассивно
плывущий
по
течению?
Конечно, нет! Но как научить ребёнка не бояться трудностей, а преодолевать
их? Не отсиживаться в сторонке, а действовать сообща? Не ждать счастья на
ладошке,
а
самому
делать
себя
счастливым?
Это
нужно
воспитывать
в
ребёнке ещё с дошкольного возраста.
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
(Эрнст Легуве)
Программа
«Под
зонтом!»
представляет
собой
сотрудничество,
содружество и сотворчество педагогов, воспитанников и их родителей.
«Под зонтом!» - потому что под ним комфортно, безопасно и вместе (дети,
педагог, родители) веселей.
1.1. Актуальность и новизна программы
1
За
последние
десятилетия
появилось
много
новых
программ
по
воспитанию
и
образованию
дошкольников.
Основное
внимание
в
них
уделяется
обновлению
интеллектуального
содержания
образования,
а
вопросы социально-эмоционального развития ребенка, вопросы по обучению
детей жизненно важным навыкам раскрыты недостаточно. Программа «Под
зонтом»
важна и необходима, так как приносит значительные результаты в
плане социализации и благополучия каждого ребенка. Формирует у детей
социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих
чувств, желаний и мнений, обучает детей жизненно важным навыкам и
здоровому образу жизни.
Новизной программы являются своеобразные встречи с родителями в
необычной форме, где созданы условия для равноправного участия детей и
родителей в игре и продуктивной деятельности. Эта форма называется –
творческая гостиная, которая проводится в
конце каждого тематического
блока
программы.
Внутрисемейные
отношения
и
отношение
к
ребёнку
родителей
оказывают
прямое
влияние
на
становление
внутреннего
мира
растущего человека.
Отличительной
особенностью
данной
программы
является
то, что
программа
может
корректироваться
с
учетом
поставленных
целей
воспитательной
программы
ДДТ
«Гармония»
«Я-Борчанин».
Программа
очень гибкая – при необходимости, всегда можно заменить один блок другим.
Программа
определяет
ориентиры
коммуникативности,
социального
мышления,
чувств,
поведения
дошкольников,
учит
их
жизненно
важным
навыкам,
необходимым
для
безболезненного
адаптационного
периода
обучения в школе.
Учитываются естественные потребности человека при реализации
программы.
1.
Потребность в защищенности, в безопасности.
Растущий человек нуждается в атмосфере тепла, понимания, сочувствия.
2.
Потребность в уважении, в признании, в необходимом социальном
статусе.
Из отношения к себе вырастает чувство собственного достоинства, как ты
относишься к другим, так и люди относятся к тебе.
3.
Потребность в самореализации.
Важная задача – учиться владеть искусством самоуправления.
4.
Потребность в удовольствии.
Это сугубо человеческая потребность в эмоциях, чувствах. Необходимо
учить ребенка быть счастливым.
1.2.Цель и задачи программы:
Цель
программы:
создание
благоприятных
условий
для
формирования
жизненно важных навыков и оптимизации эмоционального состояния детей
дошкольного возраста через реализацию профилактической программы «Под
зонтом!»
Задачи:
2
1.
обеспечить благоприятные условия, способствующие предупреждению
эмоционального неблагополучия детей;
2.
формировать адекватные способы реагирования на эмоции и чувства
окружающих;
3.
формировать ценностные отношения старших дошкольников к себе,
своим сверстникам и взрослым, основанных на обучении жизненно важным
навыкам через технологию игр;
4.
активизировать воспитательную роль родителей, через организацию
сотрудничества педагога и родителей, на основе реализации творческих
гостиных;
5.
Заложить основы здорового образа жизни;
6.
Активизировать работу попрофилактике агрессивности, конфликтности,
замкнутости, тревожности;
7.
Формировать коммуникативные компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями
партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.
1.3.Правовая база программы
Правовая база программы:
- Конституция РФ;
- Закон «Об образовании»;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Устав ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское.
1.4.Организация воспитательного процесса
Профилактическая программа «Под зонтом!»» рассчитана на старший
дошкольный возраст и реализуется с ребятами
Школы раннего развития.
Программа состоит из двух
ступеней и расчитана на два года. Каждая
ступень включает в себя несколько тематических блоков. Переход блоков
осуществляется
по
принципу
последовательности
–
усвоенный
материал
предыдущего блока служит базой другого.
Ступени реализации программы:
I ступень – «Учусь дружить» (дети 5 – 6 лет)
- знакомство с детьми, изучение их интересов, потребностей;
- изучение запросов родителей;
- формирование единого воспитательного пространства;
- определение перспектив жизнедеятельности коллектива;
- создание доброжелательного климата для безболезненной адаптации
ребёнка в коллективе;
- заложение основ здорового образа жизни;
- формирование навыков игрового взаимодействия родителей с детьми,
принятие родителями внутреннего мира ребёнка.
II ступень – «Поговорим о серьёзном» (дети 6 – 7 лет)
3
О б у ч е н и е
д е т е й
ж и з н е н н о
в а ж н ы м
н а в ы к а м :
-
развитие
в
каждом
ребенке
самостоятельности,
инициативности,
творчества;
-
создание
коллектива
единомышленников:
педагог,
родители
и
дети
- формирование умения чувствовать себя частью семьи, коллектива, страны;
- развитие умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми;
-
формирование
у
детей
чувства
ответственности
за
себя,
потребности
приносить радость окружающим людям;
-
совершенствование
общения
родителей
и
детей,
их
эмоционального
контакта.
1.5.Формы и методы работы
Формы
и
методы
проведения
занятий,
представленные
в
программе,
позволяют помочь дошкольникам познать себя, открыть свои возможности,
расти интересными, активными детьми. Они же помогают сформировать
творческое
отношение
к
окружающему
миру,
дают
возможность
стать
самостоятельнее,
учатся
контролировать
свои
поступки,
приобщаются
к
потребности в доброжелательных, искренних, правдивых взаимоотношениях.
П р и реализации
программы
используются
разнообразные
формы
воспитательной работы.
1.
Познавательные формы:
- экскурсии;
-выставки;
- творческие гостиные
2.
Формы управления и самоуправления:
- проекты, акции
3. Развлекательные формы:
- утренники;
- встречи;
- игровые программы;
- праздники
Применяются следующие технологии
1.Игровые
технологии
(интеллектуальные,
спортивные,
социально-
педагогические).
По игровой методике: сюжетные, ролевые, имитационные.
2.Коммуникативные технологии обучения (через общение).
3. Групповые технологии.
4.Технологии
творческой
деятельности
с
выходом
на
конечный
продукт
(поделки)
Важно
помнить,
что
на
любом
возрастном
этапе
социализация
дошкольника
происходит,
главным
образом,
через
игру.
Именно
поэтому
постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие
методики
развития,
направленные
на
то,
чтобы
подать
информацию
в
простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна
детям дошкольного возраста.
4
1.6. Взаимодействие с учреждениями социума
1.7.Организация работы с родителями
Ни
один
воспитатель
не
имеет
права
действовать
в
одиночку,
на
собственный страх и риск, и на свою ответственность. Должен быть
коллектив
воспитателей
с
определенным
подходом
к
каждому
ребенку.
(Макаренко А. С.)
Родители являются первыми и основными воспитателями детей. И если
они не являются основными союзниками педагогов, то у ребёнка невозможно
сформировать
необходимые
качества
и
навыки.
В
этой
связи
работа
по
программе
строится
на
основе
целенаправленного
сотрудничества
с
родителями.
Проводятся
беседы,
консультации,
во спитательные
мероприятия,
на
которых
родители
становятся
не
просто
зрителями
и
слушателями,
но
и
участниками,
помощниками
педагогу
и
детям.
В
программе представлены встречи с родителями дошкольников, проводимые в
форме
творческих
гостиных,
позволяющих
организовать
равноправное
участие детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. Гостиные
помогают научить родителей играть с детьми, понимать их.
Формы взаимодействия с семьёй:
- конкурсная программа с участием родителей,
5
Районный
дом
культуры
Детская
районная
библиотека
Детский сад
БОРСКИЙ
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ
МУЗЕЙ
КС «АЛЫЕ
ПАРУСА»
Объединение
«Мастерица»
ДДТ «Гармония»
- клуб интересных встреч;
- информационный бюллетень;
- консультация для родителей;
- мастерская для родителей;
- родительские собрания;
- творческие гостиные
1.8.Ожидаемые результаты
В результате реализации программы дети должны:
уметь безболезненно адаптироваться к новым условиям;
уметь общаться со взрослыми, сверстниками, малышами;
уважительно относиться к окружающим людям;
уметь владеть своими чувствами, использовать «правильные эмоции»;
научиться доверительным отношениям между взрослым и ребёнком;
знать, что такое сочувствие, сопереживание, милосердие;
осознанно относиться к своему здоровью, навыкам личной гигиены и
самоконтроля за их выполнением.
уважительно относиться к родным и близким;
гуманно относиться ко всему живому;
уметь ценить красоту природы, искусства;
уметь отвечать за свои поступки;
6
быть способным постоять за себя;
знать правила культурного поведения
быть способным дарить людям радость.
1.9.Формы контроля и диагностики результатов
Виды
контроля
Содержание
Формы
Сроки
Входящий
Уровень
знаний
учащихся
Беседа, наблюдение,
Тестирование
В начале первого
года
Текущий
Освоение
программного
материала по
теме блока
Тестирование, беседа,
наблюдение, рассказывание
собственных сказок, игра
По мере
прохождения
темы блока
Итоговый
Контроль
выполнения
поставленных
задач
Участие в конкурсах
различного уровня,
тестирование, участие в
мероприятиях
В конце каждого
учебного года
1.10.Психолого-педагогическая диагностика
Важной частью программы является психолого-педагогическая диагностика,
предназначенная для изучения индивидуальных особенностей обучающихся,
уровня
сплочённости,
оценки
общего
климата
коллектива,
отношения
к
здоровому образу жизни, личной гигиене, правилам поведения.
Психолого-педагогическая диагностика служит двум задачам:
1.выявление проблемы и дальнейшего её развития;
2.отслеживание происходящих изменений до и после занятий в объединении
Диагностируемые
параметры
Формы отслеживания
Творческий потенциал
Тест
Торренса,
Тест
«Логичность»
(по
методике
В.Л. Марищука)
Уровень воспитанности
Тест «Культура поведения».
«Цветок добрых слов»
Познавательная
активность
Тест «Вообразилия»
Коллективизм
Тест «Цветок на клумбе»
Коммуникативные
способности
Тест «Оценка уровня общительности»,
тест «Умеешь ли ты слушать?»
Уровень взаимодействия
Проективная методика Рене Жиля «Межличностные
отношения ребёнка»
7
Методика наблюдения за развитием коммуникативных качеств
воспитанников:
№
Фамилия, имя
ребенка
Средний уровень
Высокий
уровень
Высший
уровень
Выбрать
и г ру.
Помогать
п е д а г о г у
в
проведении
отдельных игр.
Уметь
грамотно
объяснить
правила игры и
провести её.
Выбрать
игру,
организовать
и
провести ее.
1.11.Учебный план
Программа рассчитана на 2 года, всего 204 часа
№
Год обучения
Всего часов
Теория
Практика
1
Первый
102
28
74
2
Второй
102
29
73
Всего
204
57
147
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
2.1.Учебно - тематический план
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
I ступень – «Учусь дружить!»
№
Тема блока
Сроки
проведения
Кол-во часов
Всего
часов
Теория
Практика
1
«Давайте познакомимся!»
Октябрь
3
9
12
2
«Мы вместе»
Ноябрь
4
8
12
3
«Удивительный мир
эмоций и чувств»
Декабрь
3
9
12
4
«Учусь управлять собой»
Январь
2
7
9
5
«Я и Мир вокруг меня»
Февраль
2
7
9
6
«Мальчишки-девчонки»
Март
3
9
12
7
«Моя семья»
Апрель
4
8
12
8
«Маленькие звёздочки»
Май
3
6
9
9
Участие в конкурсах и
акциях различного уровня
Подготовка и проведение
В течение
года
4
11
15
8
мероприятий
10
Всего часов
28
74
102
2.2.Содержание программы
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
I ступень – «Учусь дружить!»
Первая
ступень
«Учусь
дружить »
рассчитана
на
детей
5–6
лет
и
направлена
на
создание
доброжелательного
климата
в
коллективе,
на
формирование
основ
здорового
образа
жизни,
обучение
детей
жизненно
важным навыкам, безболезненную адаптации ребенка в группе, школе.
Задачи воспитанников:
Раскрыть свои интересы, лучшие качества и способности;
Узнать способности других ребят;
Научиться общению и работе в группе;
Учиться контролировать свои поступки;
Объективно оценивать поступки других;
Познакомиться с понятием: «здоровый образ жизни»
Задачи педагога:
Изучение природных возможностей ребенка и воспитательной среды;
Формирование у детей представлений об основах взаимоотношений
между людьми;
Развитие творческих способностей детей и побуждение детей к
использованию их на благо окружающих;
Создание условий для равноправного участия детей и родителей в игре и
продуктивной деятельности
1 блок - «Давайте познакомимся!»
№
п/п
Содержание деятельности педагога, детей и родителей
Сроки
проведения
1
«С днём рождения, группа!»
Формирование группы.
Решение организационных вопросов.
Проведение родительского собрания.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
2
Мероприятие «Давайте познакомимся! Мы под одним
зонтом!»
Игры «Весёлые колпачки», «Передай по кругу»,
«Дотронься до…»
Пластический этюд «Солнышко»
9
3
«Мое отражение в зеркале»
Знакомство со своим отражением в зеркале. Дети
рассматривают свое отражение, отражение других детей,
и совместно с педагогом делают вывод о том, что у всех
детей одинаковое строение тела, но разные по цвету
глаза, все дети разного роста, есть девочки и мальчики,
но все пришли в группу и должны научиться дружить,
чтобы всем вместе было весело и интересно.
Познавательно-этические беседы: «Знаешь ли ты себя»,
«Узнай по описанию», «Опиши свою маму, папу, брата,
сестру»
4
Творческая гостиная «Игротерапия дома и в группе»
Игры, направленные на взаимодействие между детьми,
детьми и родителями («Волшебный клубок», «Большое
животное», «Передай по кругу», Волшебное зеркало»)
Продуктивная деятельность: рисование «Наше
настроение», альбом – знакомство «Здравствуйте, это Я!»
Результаты занятий для ребенка:
- знание имен ребят своей группы;
- знание того, кто чем увлекается и интересуется;
- умение рассказывать о себе и своей семье;
- чувство раскрепощённости в группе.
2 блок - «Мы вместе!»
5
« Я тебе помогу!»
В процессе проведения игр, выполнения поручений, дать
знания о том, что в обществе принято оказывать помощь
тем, кому она необходима. Закрепление навыков
взаимопомощи при одевании, уборке своего рабочего
места, игрушек, различных видах совместной
деятельности на занятиях, совместных играх. Оказание
посильной помощи взрослым в группе, на улице, дома.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
6
«Плохо быть одному».
Дать знания о том, что быть одному без друзей,
родителей, семьи очень трудно и плохо. Развивать у
детей умение дружить, играть вместе, выполнять
различные поручения
Игра «Скажи хорошее о другу», «Волшебный стул»,
«Ветер дует на…», «Дракон»
10
Беседа «Что ты знаешь о своём друге»
7
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Используя литературные произведения, сюжетно –
ролевые игры, познакомить детей с принятыми нормами
общения и поведения со сверстниками, в группе, на
улице, дома, со взрослыми.
Чтение произведения Маяковского «Что такое хорошо и
что такое плохо»
8
Творческая гостиная «Ваше право, дети!»
Игры «Дружная семья», «Море волнуется…»,
«Специальности врачей»
Продуктивная деятельность: лепка из солёного теста
«Птицы счастья»
3 блок - «Удивительный мир эмоций и чувств»
9
Я и мои эмоции
Игры на создание эмоционально-благоприятной
обстановки в детском коллективе.
Игры-импровизации.
Упражнения-пантомимы.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
10
«У меня получится»
Эмоции удивления, самодовольства, злости, отвращения,
брезгливости. Создание словесных портретов. Внешнее
напряжение.
Игры на снятие эмоционального напряжения.
Беседа «Как можно пожалеть»
Чтение и обсуждение сказки «Маша и сандалики»
11
«Настроение человека»
Беседа «Как можно поднять настроение человека»
Игра «На что похоже настроение»
Чтение и обсуждение сказки «Приключения
Помпончика»
Рисование на тему «Какой я есть, когда боюсь, и какой,
когда ничего не боюсь»
11
12
Новогодняя творческая гостиная «Необычная
прогулка в сказочный лес»
Изготовление новогодних игрушек
Подготовка (разучивание песен, стихов, танцев) и
проведение новогоднего праздника
4 блок – «Учусь управлять собой»
13
«Представь себя…»
Игры – перевоплощения на развитие эмоций, чувств
Игры: «Представь себе, что ты паучок», «Представь себя
облачком, плывущим по небу», «Солнечный зайчик»,
«Паутинка»,
Этюд : «Сломанная кукла», «Солнышко»
Беседа по сказке «Пёс Барбос» о чувствах и отношении
детей к герою
Я
Н
В
А
Р
Ь
14
«Поможем себе»
Упражнения: «Возьми себя в руки», «Врасти в землю»,
«Сбрось усталость», «Стойкий солдатик», «Торт»
15
Творческая гостиная «Необычные фигурки» (Арт-
терапия дома и в группе)
Игры: «Повтори движения», «Маленькая птичка»
Продуктивная деятельность: лепка «Я леплю из
пластилина…»
-Учимся сдерживать себя и расслабляться
5 блок - «Я и Мир вокруг меня»
16
«А я живу в России!»
Беседа «Моя Россия – моя Страна»
Просмотр и обсуждение мультфильма: « Мы живём в
России!»
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
17
Беседа о правилах поведения в общественных местах
Познавательно-этические беседы : «Если ты потерялся в
большом магазине», «Ты остался дома один, а в дверь
позвонили», «Ты остался дома один, но случилась
авария», «Как правильно вести себя с незнакомыми
людьми»
12
18
Творческая гостиная «Как стать примерным
пешеходом» Игры «Весёлые автомобили», «Собери
светофор»
Изготовление из бумаги сигналов светофора, дорожных
знаков. Объяснение, что они обозначают
Продуктивная деятельность: рисование «Мой путь до
дома»
6 блок – «Мальчишки-девчонки»
19
«Подарим друг другу»
Изготовление подарков к праздникам
М
А
Р
Т
20
Праздник «Мальчишки-девчонки»
Конкурсная программа
21
Разучивание подвижных игр на свежем воздухе
Слушание глав из сказки Н.Носова «Приключения
Незнайки и его друзей» («Как Знайка придумал
воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «В
путь», «Над облаками»)
22
Творческая гостиная «Увлекательный полёт на
аэростате»
Игры: «Ласковое имя», «Большое животное», «Зоопарк»
Релаксационное упражнение «Я наблюдаю мир сверху»
Продуктивная деятельность рисование «Воспоминание о
полёте»
7 блок - «Моя семья»
23
«Весеннее настроение»
Общий танец «Повтори под музыку», пластический этюд
«Цветочек»
Беседа о том, как село готовится к приходу весны.
Игра – перевоплощение «Скамейка в парке»,
«Волшебник превратил нас в качели»
Игра – имитация «Маляры», игра «Тренируем эмоции»
А
П
Р
Е
Л
Ь
13
24
Беседа « Моя семья»
Изобразительная деятельность детей (отражение
тематики в детских рисунках)
25
Оформление стенда «Профессии моих родителей»
(фото, подборка стихов, составление устного рассказа о
профессии родителей. Изготовление сборника рассказов)
26
Творческая гостиная «Мама, папа, я – дружная
семья»
Игры «Держим мы друг друга за руки», «Здравствуйте»,
«Непослушные картинки», «Найди свой цветок», «Цветы
и пчёлы», «Собери букет цветов», «Цветик – семицветик»
«Помоги взрослым найти своих детей», «Узнайте своего
ребёнка», «Моя семья – мой дом»
Этюд «Дружная семья», «Любящие родители»
Продуктивная деятельность: изготовление голубя –
символа семьи.
8 блок - «Маленькие звёздочки»
27
Беседа «Как мы изменились за год»
М
А
Й
28
Диагностика
Подведение итогов
29
Творческая гостиная «Маленькие звёздочки» или
«Весёлые экзамены»
Подведение итогов года.
Игры «Держим мы друг друга за руки»,
«Здравствуйте»,«Цветы и пчёлы», «Собери букет цветов»,
«Цветик – семицветик», «Как живёшь?», «Кто веселее?»,
«Песчинки», «Я друг-ты друг»
Песни, стихи о дружбе.
Пластический этюд «Из семени в дерево», «Передаём
добро»
Упражнение – релаксация «Мир звёзд»
Продуктивная деятельность: совместное изготовление
плаката(родители +дети) «Звёздное небо»
30
Участие в конкурсах и акциях различного уровня
Подготовка и проведение мероприятий
Учебный
год
14
2.3.Учебно - тематический план
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
II ступень – «Поговорим о серьёзном»
№ Тема блока
Сроки
проведения
Кол-во часов
Всего
часов
Теория
Практика
1
«Нам не страшен дождь и
гром, потому что под
зонтом!»
Октябрь
3
9
12
2
«Учусь уважать других»
Ноябрь
3
9
12
3
«Я-артист»
Декабрь -
январь
4
11
15
4
«Фантазия характеров»
Январь -
февраль
2
4
6
5
«Не перевелись ещё
богатыри на земле
русской»
Февраль
2
4
6
6
«Весеннее настроение»
Март
3
6
9
7
«В гостях у Мойдодыра»
Апрель
3
6
9
8
«До свиданья, Школа!
Здравствуй, Школа!»
Май
3
6
9
9
Участие в конкурсах и
акциях различного уровня
Подготовка и проведение
мероприятий
В течение
года
6
18
24
10
Всего часов
29
73
102
2.4.Содержание программы
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
II ступень – «Поговорим о серьёзном»
Вторая ступень «Поговорим о серьёзном» рассчитана на детей 6 – 7 лет и
направлена на обучение детей жизненно важным навыкам, заключение
каждого ребенка в активную совместную деятельность, осознание себя
частью семьи, группы, коллектива.
Задачи воспитанников:
15
учиться работать самостоятельно и творчески;
осознать чувство ответственности за себя и за то, какое влияние их
поступки оказывают на окружающих;
учиться самостоятельно принимать решения сообразно обстановке и
имеющейся информации;
учиться жизненно важным навыкам.
Задачи педагога:
обучение навыкам самообслуживания, ЗОЖ;
формирование у ребят чувства ответственности за себя, потребности
приносить радость окружающим людям;
развитие умений общаться с людьми.
1 блок – «Нам не страшен дождь и гром, потому что под зонтом!»
№
п/п
Содержание деятельности педагога, детей и родителей
Сроки
проведен
ия
1
«И снова вместе!»
Организационные занятия
Игра «Мы соскучились друг по другу!», игра – беседа
«Знаешь ли ты себя»
Беседа «Что интересного я увидел и узнал за лето»
Измерение роста, веса. Беседа о том, что узнали за лето
нового, где путешествовали. Отражение впечатлений в
рисунке
Коллективный рисунок «Каким нам запомнилось лето»
Решение организационных вопросов.
Проведение родительского собрания.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
2
Урок вежливости: «Письмо доброго сказочника»
История хороших манер. С чего начинается культурный
человек? Хорошие манеры сквозь века.
«Как выбрать подарок? Как развлекать гостей?».
3
Практикум «Гостям всегда рады»
-Правила поведения в гостях, за общим столом,
сервировка стола.
-О хороших и плохих привычках.
16
4
День именинника: «12 дней из жизни именинника».
Анализ действий в группах :«хозяева дома», «гости».
Игры на конструктивное взаимодействие между детьми
Продуктивная деятельность: «Шкатулка поздравлений»
2 блок - «Учусь уважать других»
5
Добро и зло. Справедливость и сочувствие. Честность
и лживость
Подвести детей к истинному смыслу (значению)
указанных категорий. Формирование потребности в
доброжелательных взаимоотношениях
Н
О
Я
Б
Р
Ь
6
Уважение к людям. Что такое толерантность?
Познакомить детей с понятием «уважение», что оно
включает в себя, от чего зависит, как мы влияем на
проявление уважения/ неуважения людей к нам.
7
Я и группа.
Принятие своей индивидуальности и терпимое
отношение к индивидуальности окружающих.
Продуктивная деятельность: коллективная работа «Мы
вместе»
8
Толерантность. Толерантное общение.
Воспитание толерантного отношения к окружающим.
Повышение уровня толерантности и сплочённости в
группе.
Продуктивная деятельность «Посадим дерево
толерантности»
Этическая беседа «Как можно обратиться к другому
человеку»
Результаты занятий:
- выработка потребности в доброжелательных, искренних, правдивых
взаимоотношениях;
- умение использовать выразительные средства общения
3 блок - «Я-артист»
9
Добрые слова и пожелания
Учимся говорить и принимать комплименты
Д
Е
17
Игры на взаимодействие
Разучивание скороговорок
К
А
Б
Р
Ь
10
Я и моя речь:
Монолог. Построение монолога.
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
Инсценирование
произведений
русского
народного
творчества.(«Теремок»)
Куклы-рукавички. Пальчиковый театр.
Рассказывание по ролям.
11
«Языки общения».
Научить детей различным средствам и способам
коммуникации с окружающим миром. Показать важность
и значимость органов чувств, памяти, внимания, эмоции,
жестов, движений.
12 1.
«Язык жестов и движений»;
2.
«Язык чувств»;
3.
«Общение без слов».
Игра—имитация «Мы обезьянки», «Кто лучше покажет
позу», игра «Пойми меня» , «Настроение»
Этюды:
«Кузнечик»,
«Раздумье»
«Круглые
глаза»,
«Грязь», «Северный полюс»,
Игра-драматизация «Спрятанная котлета»
Эт юд ы:
«По с с орилис ь-помирилис ь»,
« Р а з н о е
настроение»
Занятие «Радость, страх, удивление, горе»,
Игра «Добрые эльфы», «Муравьи», «Театр теней», «Кто
здесь кто?».
Этюд «Ожившие игрушки»
Я
Н
В
А
Р
Ь
13
Творческая гостиная «Царство Зимушки-зимы»
Театр - экспромт
Игры:
«Снежки»,
«Морозный
ветер
–
солнышко»,
«Снежная
Королева»,
«Танец
снежинок,
льдинок,
снежных крупинок»
Чтение: М. Пляцковский «Ромашки
в январе», русские
народные
сказки
«Как
лиса
шила
волку
шубу»,
«Морозко», «Заюшкина избушка»
18
4 блок - «Фантазия характеров»
14 1.
«Хорошие и плохие поступки».
2.
«Давайте никогда не ссориться»;
3.
«Вредные привычки».
Цель: научить понимать детей, что можно, а что нельзя
делать. Давать оценку поступкам, привычкам и
поведению людей.
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое
плохо», подвижные игры «Нам не тесно», «Цепи-цепи»,
этюды «Котята», «Капризуля», «Упрямые козлики»,
Беседа: «Какие бывают привычки», этюды
«Задавака», «Конкурс лентяев», «Хвастливый зайка»
Я
Н
В
А
Р
Ь
15
Я и другие.
Сюжетно-ролевые игры.
Игры-танцы на взаимодействие партнеров.
Игры на сплочение детского коллектива.
Игры на приобщение детей к традициям общения
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
5 блок - «Не перевелись ещё богатыри на земле русской»
16
Разучивание подвижных игр : «У медведя во бору»,
«Лабиринт», «Узнай по голосу», «Третий лишний» и
другие.
17
Творческая мастерская «Не перевелись ещё богатыри
на земле русской»
Беседы о русских богатырях. Просмотр мультфильма
«Алёша Попович и Тугарин Змей»
Игры: «Переправа через болото», «Строительство
домика», «Тяжёлые камни», «Пройдём через пропасть»,
«Меткий стрелок»
Продуктивная деятельность: поздравление пап и
мальчиков с праздником. Изготовление подарков.
Изготовление подарков для пап
6 блок - «Весеннее настроение»
19
18
«Когда на улице идёт дождь»
Креативные игры и упражнения.
- коллективный рисунок;
- рисование предметов с помощью геометрических
фигур;
- дорисовывание клякс;
- рисунок из скрепок
М
А
Р
Т
19
Подвижные игры на свежем воздухе
Разучивание новых игр:
«Ловишка, бери ленту», «Стой», «Догони свою пару»,
«Перевозка урожая», «Ловишки – ёлочки»
20
Творческая мастерская «Любимым мамам»
Игры «Фруктовая корзина», «Мамина сумка», «Любящие
родители», «Портрет с закрытыми глазами», «Детская
мода»
Продуктивная деятельность: рисование волшебными
красками
7 блок - «В гостях у Мойдодыра»
21
«Моё тело» или « Королева Здоровье»
Беседа «Почему мы болеем и теряем здоровье?»
Что такое Гигиена?
Конкурс детского рисунка: “Чистота – залог здоровья”,
“Давайте же мыться, плескаться”, “Волшебница – вода.”
Выставка гигиенических принадлежностей.
Составление сказок (совместно с родителями) на тему:
“Война с микробами»
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Лабиринт»,
«Узнай по голосу», «Третий лишний», «Салки»
А
П
Р
Е
Л
Ь
22
Творческая мастерская «Страна мягких человечков»
Игры «Здравствуйте», «Паутинка»
Чтение сказки «Страна мягких человечков»
Продуктивная деятельность: изготовление Страны
Мягких человечков.
8 блок - «До свиданья, Школа! Здравствуй, Школа!»
20
23
Экскурсия в библиотеку
Знакомство с работой библиотеки
Викторина «Знаешь ли ты сказки»
М
А
Й
24
Диагностика
Подведение итогов
25
Итоговое мероприятие «Радужное настроение»
Составление сценария праздника, в который включены
стихи, песни, танцы, игры, встреча со сказочными
героями.
Продуктивная деятельность: составление общей радуги
из отдельных цветов.
Вручение детям дипломов об окончании Школы раннего
развития.
26
Участие в конкурсах и акциях различного уровня
Подготовка и проведение мероприятий
УЧЕБНЫЙ
ГОД
3.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования - 1
Педагог-психолог – 1
3.2. Материально-техническое обеспечение
Специальных
условий
реализация
программы
не
предполагает.
В
основном,
занятия
по
программе
проводятся
на
базе
образовательного
учреждения,
как
на
свежем
воздухе
(но
при
определённых
погодных
условиях), так и в помещении. Для занятий есть отдельное помещение с
мебелью, на полу мягкое покрытие (ковёр) Исключения составляют занятия –
экскурсии, посещения, участия в районных мероприятиях, т.е. с выходом из
учреждения.
Технические средства: ПК, магнитофон, экран, фотоаппарат.
Канцелярские принадлежности в необходимом количестве.
На занятиях используются детские игрушки разной фактуры, клубки ниток
разных цветов, спортивный инвентарь
3.3. Учебно - методическое обеспечение
Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего
дошкольного
возраста:
Методическое
пособие
в
помощь
воспитателям
и
психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.
21
Запорожец И.Ю. Психолого – педагогические гостиные в детском саду. –
М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-72 с.
Павлова М.А. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки,
энергизаторы, активаторы – Волгоград:Учитель, 2009.-87 с.
Прокофьева Е.С. Пусть будет праздник! Игры, викторины, развлекательные
программы. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.
Сигимова
М.Н.
Формирование
представлений
о
себе
у
старших
дошкольников: игры, занятия - Волгоград: Учитель, 2009. – 166 с.
Титов С.В. «Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. - М.ТЦ Сфера,
2004. – 160 с.
Черенкова Е.В. Методическая разработка организации праздника «В тесноте-
да не в обиде»
Черенкова Е.В. Методическое пособие «Ребята, давайте жить дружно!»
Черенкова Е.В. Папка сценариев «Методическая копилка»
Анкета для родителей «Благополучны ли ваши отношения с детьми?»,
«Интересы детей»
Анкета для выявления ценностных ориентиров у детей
Подборка стихов, песен, детских книг
Сценарий праздника «Давайте познакомимся!»
Методическое пособие «Все, все, все про Новый год!»
Подборка стихов, игр, песен
Наглядный материал
Наглядный материал по теме «Наши эмоции» автора программы
Наглядное пособие «Ромашка» для творческих гостиных
Диск с презентацией объединения
Диски с тематическими презентациями
Аптечка со средствами первой необходимости
Столовые приборы, салфетки.
Фотоархив
Раздаточный и дидактический материал, разработанный
Е.В.Черенковой
по теме «Наши эмоции», «Я злюсь!», «Времена года»
образцы, шаблоны открыток, поделок
раздатка для родителей «Что должен знать и уметь будущий первоклассник»,
«Ритуалы приветствия и прощания»
4.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Армер А.Н. Что такое этикет? – Тольятти: Анфас,1998 год.
22
2.Винокурова Н.К., Развитие творческих способностей учащихся. – г. Москва:
изд-во Педагогический поиск, 1999 год.
3.Грушко Е.А. Имена. – Москва: Рольф, 1998 год.
4.
Ермолаева
Т.
И.,
Логинова
Л.Г.,
Педагогические
технологии
в
сфере
дополнительного образования.- г. Москва - Самара: изд-во Самарский Дворец
детского и юношеского творчества, 1999год.
5. Журнал Педсовет.
6. Журнал Воспитание школьников.
7. Журнал Классный руководитель.
8. Мухин В.С.Возрастная психология. – Москва: Академия, 1998 год
9.Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие. – Москва: Педагогическое
общество России, 1998 год
10. Пеекатьева О.В.Современная работа с родителями в начальной школе. –
Ростов – на –Дону: МарТ, 2004 год
9.Савинова С.В., Праздники в начальной школе. – г. Волгоград: изд-во Учитель,
1999год.
11. Скоркина Н.М., нестандартные формы внеклассной работы. - г. Волгоград:
изд-во Учитель АСТ, 2001год.
12. Соколов А.В., Сценарии школьных праздников.- Кн.1и2.- г. Москва: изд-во
Школьная Пресса, 2001год.
14. Схабеньски Я., Проект как метод обучения. – Самара 2011 год.
15.Тихомирова Е.И., Я расту… - г. Самара: Информационно – издательский
центр, 2000год.
16. Фатеева Л.П., 300 подвижных игр для младших школьников.- г. Ярославль:
изд-во «Академия развития», 1998год.
ШапироД.И. Конфликт и общение. – Кишинэу: ARS, 1997 год
17.Шмаков С.А., Игры – потехи, забавы – утехи. – г. Москва: изд-во Творческая
педагогика, 1994год.
18. Шмаков С.А., Каникулы. Прикладная энциклопедия. – г.Москва: изд-во
Новая школа, 1994год.
19. Щербакова В.Н., Калейдоскоп школьных дел.- Вып. 1,4. - г. Москва: изд-во
Сфера, 2004год.
Список рекомендуемой литературы для родителей и детей:
1.Круглов Ю. П., Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- г. Москва:
изд-во Просвещение, 1990 год.
2. Панкеев И., Энциклопедия этикета для детей. – г. Москва: изд-во Олма -
Пресс, 1999год.
23
3.Рождественская А., Сто загадок - сто отгадок. – г. Москва: изд-во «Малыш»,
1992 год.
4.Сигимова
М.Н.
Формирование
представлений
о
себе
у
старших
дошкольников: игры, занятия - Волгоград: Учитель, 2009. – 166 с.
5. Шорыгина Т. А., Стихи и сказки об именах. – г. Москва: изд-во Сфера,
2002год.
24