Напоминание

В.Бианки "Мышонок Пик"


Автор: Домнина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Центр образования" г.Певек
Населённый пункт: ЧАО г.Певек
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: В.Бианки "Мышонок Пик"
Раздел: начальное образование





Назад





Методическая разработка учебного занятия

Учебная дисциплина (предмет):
внеклассное чтение
Класс
2
Тема урока (занятия)
: В.В. Бианки. Мышонок Пик.
Вид урока (занятия):
Работа с художественным текстом.
Форма проведения урока (занятия):
Урок построен в соответствии со структурой технологии РКМЧП.
Мотивация темы и формы проведения урока (занятия):
Выбор произведения для урока обусловлен целью привлечения детей к самостоятельному чтению. Произведение входит в круг детского чтения, соответствует возрасту и уровню восприятия второклассников.
Продолжительность урока (занятия):
1 академический час (40 минут)
Место проведения урока (занятия):
учебная аудитория
Цели урока (занятия):

Дидактическая:
Создание условий для обучения детей вдумчивому чтению, посредством приёмов технологии РКМЧП;
Воспитательная
: Привлечение внимания к творчеству В.В.Бианки, пробуждение интереса к книге;
Развивающая
: Развитие навыков культуры учебного труда (навыки работы с художественным и энциклопедическим текстом). Развитие кругозора, демонстрация возможности нахождения научных знаний в энциклопедических и художественных текстах.
Междисциплинарные (межпредметные) связи:
(указать дисциплины, разделы, темы, понятия, ЗУН) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Внутридисциплинарные (внутрипредметные) связи:
(указать дисциплины, разделы, темы, понятия, ЗУН) литературное чтение, раздел «О братьях наших меньших», произведения В.В. Бианки «Музыкант», «Сова».
Учебное оборудование (оснащение) урока (занятия):
(указать особенности использования на различных этапах урока (занятия)______________________

Для учителя:
Книга В.Бианки «Мышонок Пик», Слова для фазы вызова: • Скрипка, старик, мыши, корова, щепка, ручей, чай, музыка, медведь, клевер. • Путешествие, мышонок, остров, кораблик, Робинзон. Карточки для кластера, Раздаточный материал: • Текст «Мышонок Пик» (25 экз.), • Текст энциклопедической статьи (13 экз.); • Листы для рисования; • Конверт; • Портрет Пика.
Для учащихся:
фломастеры, цветные карандаши.
Опережающие задания обучающимся:
отсутствовали
Хронокарта урока (занятия)
: (указать основные этапы урока (занятия) с распределением времени на каждый из них в соответствии с целью, видом и формой проведения занятия) В основе технологии лежит следование трём фазам: вызов, осмысление (реализация), рефлексия.
Вызов
- 7-10 минут,
Осмысление
– 20 минут,
Рефлексия
– 10-13 минут.
По желанию составителя технологическая карта может быть заменена

развернутым планом или сценарием занятия, выполненным в

произвольной форме.

ХОД УРОКА:
I.
ВЫЗОВ
На доске слова:
Скрипка,

старик,

мыши,

корова,

щепка,

ручей,

чай,

музыка,

медведь,


клевер.
- Разбейте слова на две группы и по этим группам назовите два произведения раздела «О братьях наших меньших». - Что общего у этих произведений? - Слово о Бианки:
Нет ни одного малыша или взрослого, который не знал бы книг

Бианки. Он всегда открывает читателям новое. Виталий Бианки

ведёт своих читателей в удивительный многоголосый и

многокрасочный мир, переполненный тайнами, поэзией и красотой,

фантастический мир природы, населённый удивительными

существами в перьях, шерсти и чешуе.

По книгам Бианки мы узнаем о жизни животных,

живущих с нами на одной земле.
- Как думаете, что будем делать на уроке? - Для чего проведём сегодняшний урок? - Действительно, на сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с творчеством В.Бианки и, наверное, узнаем много нового и интересного о животных. - Произведение, с которым будем сегодня работать, будет связано со словами: - Как думаете, о чём будет произведение?
II



. ОСМЫСЛЕНИЕ

1).
- Действительно, произведение будет о маленьком мышонке. - Что знаете о мышах? (Мозговой штурм, Составление кластера) •
Разнообразие

остров

путешествие

мышонок

кораблик

Робинзон

■ Разные виды (домовая, полёвка, мышовка, лесная, мышь-малютка) ■ Могут быть дикими ■ Могут быть декоративными


Внешние признаки
■ Имеют острые зубы ■ Имеют острые коготки ■ Имеют хвост ■ Могут быть разного цвета ■ Небольшого размера


Место обитания
■ Лес ■ Поле ■ Человеческое жильё


Особенности питания
■ Млекопитающие ■ Растительноядные ■ Насекомоядные ■ Грызуны


Жилье
■ Дом-нора ■ Дом-гнездо


Особенности поведения
■ Быстрые, ловкие, осторожные ■ Умеют плавать


Отношения с другими животными
■ Имеют врагов


Отношения с человеком
■ Могут быть опасны - Что бы лучше понять произведение и познакомиться с его героем ещё до чтения, я предлагаю вам изучить статью из энциклопедического словаря (приём ИНСЕРТ, чтение с пометками)
«+» -знаю

«V» - новое
- Что в статье было знакомым? - Что нового узнали о мышах? (Возвращение к кластеру, внесение изменений). 2).Стратегия «Чтение с остановками» с использованием техники вопросов. А мышонка несло да несло на лёгком сосновом кораблике. Ветер гнал суденышко всё дальше от берега. Кругом плескались высокие волны. Река была широкая - целое море для крошечного Пика.
Пику было всего две неделю от роду. Он не умел ни пищи себе разыскивать, ни прятаться от врагов. В тот день мышка-мать первый раз вывела своих мышат из гнезда - погулять. Она как раз кормила их своим молоком, когда мальчик вспугнул всё мышиное семейство. Пик был ещё сосунком. Ребята сыграли с ним злую шутку. Лучше б они разом убили его, чем пускать одного, маленького и беззащитного
,
в такое опасное путешествие. - Как зовут героя произведения? - Почему ему могли дать такое имя? - Какой он? - В какую историю попал мышонок? - Какова роль детей в том, что он стал путешественником? - Как думаете, что будет дальше? Весь мир был против него. Ветер дул, точно хотел опрокинуть судёнышко, волны кидали кораблик, как будто хотели утопить его в тёмной своей глубине. Звери, птицы, гады, рыбы — все были против пего. Каждый не прочь был поживиться глупым, беззащитным мышонком. Первые заметили Пика большие белые чайки. Они подлетели и закружились над корабликом. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась щука и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда чайки скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти. В это время сзади подлетела крупная хищная птица — рыболов. Чайки бросились врассыпную. Рыболов увидал мышонка на кораблике и под ним щуку в воде. Он сложил крылья и ринулся вниз. Он упал в реку совсем рядом с корабликом. Концом крыла он задел парус, и судёнышко перевернулось. Когда рыболов тяжело поднялся из воды со щукой в когтях, на перевёрнутом кораблике никого не было. Чайки увидели это издали и улетели прочь: они думали, что мышонок утонул. - Утонул ли мышонок? - Каким было путешествие Пика? - Какие опасности встретил мышонок? - Почему птица-рыболов, щука, чайки отказались от охоты на мышонка? - Как думаете, закончились ли на этом приключения маленького мышонка? Пик не учился плавать. Но когда он попал в воду, оказалось
,
что надо было только работать лапками, чтобы не утонуть
.
Он вынырнул и ухватился зубами за кораблик. Его понесло вместе с перевернувшимся суденышком. Скоро судёнышко прибило волнами к незнакомому берегу. Пик выскочил на песок и кинулся в кусты. Это было настоящее кораблекрушение, и маленький пассажир мог считать себя счастливцем, что спасся. Пик находился на острове. - Что нового узнали о мышах из отрывка?
-Что дальше может ждать маленького Пика? Остров, на который попал Пик, был необитаемый: на нём не было. Жили тут только птицы, только змеи да лягушки, которым ничего не стоило перебраться сюда через широкую реку. Пик должен был жить здесь один. Знаменитый Робинзон, когда он попал на необитаемый остров, стал думать, как ему жить одному. Он рассудил, что сперва надо выстроить себе дом, который защищал бы его от непогоды и нападения врагов. А потом стал собирать запасы на черный день. Пик был всею только мышонок: он не умел рассуждать. И всё-таки он поступил как раз так же, как Робинзон. Первым делом он принялся строить себе дом. - На какой остров попал мышонок Пик? - Действительно ли остров был необитаемым? - С кем сравнивает автор мышонка? Почему? - Кто такой Робинзон? - Как понимаете сочетание «чёрный день»? - Удастся ли мышонку построить себе дом? Его никто не учил строить: это было у него в крови. Он строил так, как строили все мыши одной с ним породы. На болотистом лугу рос высокий тростник вперемежку с осокой — отличный лес для мышиной постройки. Пик выбрал несколько растущих рядом тростинок, влез них, отгрыз верхушки и концы расщепил зубами. Он был так мал и лёгок, что трава легко держала его. Потом он принялся
за
листья. Он влезал на осоку и отгрызал лист у самого стебля. Лист падал, мышонок слезал вниз
,
поднимал передними лапами лист и протягивал его сквозь стиснутые зубы. Размочаленные полоски листьев мышонок таскал наверх и ловко вплетал их в расщеплённые концы тростника. Он влезал на такие тонкие травинки, что они гнулись под ним. Он связывал их вершинками одну с другой. В конце концов у него получился лёгкий круглый домик, очень похожий на птичье гнёздышко. Весь домик был величиной с детский кулак. Сбоку мышонок проделал в нём ход, внутри выложил мхом, листьями и тонкими корешками. Для постели он натаскал мягкого
,
тёплого цветочного пуха. Спаленка вышла на славу. - Как мышонок строил себе дом? - Как понимаете сочетание «это было у него в крови»? - Трудным или лёгким для Пика было это занятие? - Какой домик получился у Пика? - Как он устроил себе спаленку? - Чьи это слова «спаленка вышла на славу»? Теперь у Пика было где отдохнуть и прятаться от непогоды врагов. Издали самый зоркий глаз не мог бы приметить травяное гнёздышко, со всех сторон скрытое высоким тростником и густой осокой. Ни одна змея не добралась бы до него: так высоко оно висело над землёй. Лучше придумать не мог бы и сам настоящий Робинзон.
- Для чего мышонок строил себе дом? - Почему в конце рассказа автор опять вспоминает о Робинзоне?
III. РЕФЛЕКСИЯ
- Понравилась история? - Оправдались ли прогнозы? - Встретились ли в истории моменты, о которых мы читали в статье? - Какой породы был Пик? Как догадались? - Взрослая мышь-малютка вот такого размера (показ). Представьте, каким тогда был маленький Пик! - Что ещё можем внести в нашу схему? (Возвращение к кластеру) - Могла ли такая история произойти на самом деле? - Как бы вы могли назвать произведение? - Виталий Бианки назвал своё произведение «Мышонок Пик». Если вас заинтересовала эта история, и вы захотите подробнее узнать о приключениях Пика, можете прочесть книгу. (Показ книги)
Творческое задание
- Я поняла, что вам очень понравился герой произведения. Если бы я предложила изобразить Пика, каким бы вы его изобразили? - Один мой знакомый ученик изобразил мышонка Пика так. (Показ иллюстрации). - Как думаете, вернётся ли Пик домой? - Что приятного для мышонка можем сделать? Предлагаю вам приготовить Пику подарки (нарисовать угощение, домик и др.). Все работы мы соберём в этот конверт и отправим мышонку.
Самостоятельная работа

Домашнее задание
: ________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Литература:
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учимся мыслить критически. Изд-во «Речь», Санкт - Петербург, 2003г. 2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Москва «Просвещение», 2004г. 3. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Том 1/ Сост. Е.А. Генике, Е.А.Трифонова // Под общ. ред. Л.И. Сёминой. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002г.

Приложения
: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники