Автор: Болгова Надежда Александровна
Должность: Преподаватель отделения "Фортепиано"
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ №1 г.Белебея"
Населённый пункт: г.Белебей
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Произведения Ф.Шопена в педагогическом репертуаре ДШИ,как необходимое условие понимания особенностей его фортепианного стиля.
Раздел: дополнительное образование
МАУ ДО ДШИ №1 г. БЕЛЕБЕЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ф.ШОПЕНА
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РЕПЕРТУАРЕ ДШИ,
КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОНИМАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ФОРТЕПИАННОГО
СТИЛЯ
РАЗРАБОТАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ПО ПРОГРАММЕ «ФОРТЕПИАНО»
БОЛГОВА Н.А.
БЕЛЕБЕЙ 2023г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
I.
ВСТУПЛЕНИЕ
1.
Ф. Шопен – душа фортепиано
2.
Формирование гения в детстве
3.
Художественные мотивы творчества Ф.Шопена, манера выражения
4.
Фортепианное наследие композитора.
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.
Значение музыки Шопена в повышении эффективности обучения
2.
Произведения Шопена – отражение его методических принципов
3.
Особенности стиля Шопена (мелодия, ритм, динамика, педаль, форма)
4.
О произведениях, рекомендованных к исполнению в ДШИ.
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
Методические рекомендации по работе с произведениями Шопена
2.
Традиции исполнения произведений Шопена
3.
Воспитание духовности музыкой Шопена.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
Сборник пьес «Играем Шопена» составитель Болгова Н.А.
2.
Аудиозапись включённых в сборник произведений.
3
Тема методической разработки: «Произведения Шопена в педагогическом
репертуаре ДШИ, как необходимое условие понимания особенностей его
фортепианного стиля».
Цель
разработки – обосновать необходимость изучения произведений
Шопена, в качестве средства повышения эффективности обучения и
воспитания.
О Шопене писать и говорить очень сложно. Все сказано в его прекрасных
звуках. Внешность Шопена соответствует его музыке полностью. В его
облике есть что-то ангельское, утончённое, неприступное. Наверно, все
гении такие неземные. Прожил всего 39 лет, а сколько написано! И всё для
фортепиано.
По
словам
А.Рубинштейна,
Шопен
–
это…дух,
душа
фортепиано. С фортепиано связано самое неповторимое в музыке Шопена:
её трепетность, утончённость, пение всей фактуры и гармонии. Он в
совершенстве знал свой инструмент, владел всеми его неисчерпаемыми
возможностями, умел извлечь из него палитру красок целого оркестра и
выразительность человеческого голоса.
Как же сформировался такой гений, в какой атмосфере рос?
Шопен рос в музыкальной семье. Отец его играл на флейте, а мать на
фортепиано. В детстве Шопена называли очень трогательно ласково
«Шопенек». Маленький Шопен - так переводится это слово с польского
языка. С детства он был очень восприимчивым и впечатлительным. Мог
расплакаться, слушая музыку, мог вскочить ночью, чтобы подобрать какой-
то необыкновенный аккорд. А прислуга думала, что мальчик сходит с ума.
Впервые Шопен сыграл на концерте в 7 лет, а в 12 за виртуозную игру его
назвали «варшавским чудом». Шопен играл в темноте – эта привычка
сохранилась с детских лет. Маленький Шопен привык садиться за пианино в
абсолютной темноте – только так к нему приходило вдохновение. Даже
выступая на званых ужинах, он просил приглушить свет.
Гениальный ум Шопена проявлялся во всем. Будучи совсем юным
музыкантом, Шопен не мог брать сложные аккорды, так как его пальцам не
хватало растяжки. Тогда мальчик придумал хитроумное приспособление,
которое растягивало связки. Оно причиняло ужасную боль, но Шопен носил
его постоянно, не снимая даже перед сном.
Обучаться игре на фортепиано Фредерик начал в шесть лет. Юному
музыканту очень повезло с учителем. Пианист Войцех Живный воспитывал
своего подопечного на произведениях Баха и Моцарта. С юных лет Шопен
изучал и впитывал великую и талантливую музыку.
4
Творчество Фредерика Шопена открывают два полонеза, которые он
написал
в
возрасте
семи
лет,
возможно,
находясь
под
влиянием
одноименного произведения Михаила Огинского. Еще один источник
сочинений будущего композитора – польский музыкальный фольклор. С ним
Фредерика познакомила мать, которая была хорошей пианисткой и певицей.
Основные художественные мотивы творчества Шопена связаны с родной
страной, с её древней культурой, с народными песнями и танцами, с
природой и бытом. Каждая нота, выходившая из-под его пера, становилась
«польской нотой». И до Шопена многие композиторы обращались в своём
творчестве к фольклору: так делали Й.Гайдн и Л. Бетховен, И.С.Бах,
Ф.Шуберт, Р.Шуман и другие композиторы. Но никто не делал это так
последовательно,
как
Шопен.
Его
мелодика
была
тесно
связана
с
деревенским и городским фольклором, с песней деревенских девушек, с
танцевальной
музыкой
жителей
деревни
и
горожан,
с
флейтовыми
наигрышами пастухов.
Вместе с тем Ф.Шопен половину жизни провёл во Франции, культура
которой формировала его гений. Он был связан тесной дружбой со всеми
выдающимися представителями художественной и интеллектуальной жизни
Парижа, а среди них в эту блестящую эпоху расцвета европейской культуры
были Лист, Гейне, Делакруа, Берлиоз, Бальзак, Жорж Санд, Мицкевич и др.
В отношении культурной среды Шопен нашёл лучшее, о чём только можно
было мечтать. Под влиянием ярких встреч, сильных впечатлений зрело его
мастерство, возрастала глубина и разнообразие музыкальных идей.
Замечательный французский пианист, проницательный интерпретатор и
аналитик музыки Шопена Альфред Корто писал: «Если дарование, если
замысел вырисовывались как непреодолимо польские, то манера выражения
не осталась безучастной к впечатлениям, почерпнутым в рафинированных
кругах парижского общества».
Среди фортепианных сочинений – произведения самых различных
масштабов (от многочастных пьес симфонического размаха до кратких
миниатюр). Наиболее известные произведения Шопена - два концерта для
фортепиано с оркестром, три сонаты, четыре баллады, фантазия, четыре
скерцо.
К выдающимся достижениям в развитии малых форм относятся пятьдесят
восемь мазурок, 16 полонезов, 19 вальсов, 21 ноктюрн,24 прелюдии, 27
этюдов.
Крупные
сочинения
Ф.Шопена
–
это
по
существу
психологические
фортепианные
поэмы,
выразительные,
экспрессивные,
лишённые
литературных предпосылок и подчинённые чистой музыке. Он отрицал
5
любые комментарии, которыми пытались сопроводить его произведения,
однако допускал, что его вдохновляли поэмы А. Мицкевича.
Говорить далее о крупных произведениях Ф Шопена не актуально, так как
наши ученики ничего подобного не сыграют.
Возникает вопрос: «А стоит ли вообще играть музыку Шопена в обычной
музыкальной школе?»
Чему может научить его музыка наших учеников?
Попытаемся ответить на этот вопрос.
Во-первых, надо помнить, что произведения Ф.Шопена – это, прежде
всего, богатое содержание, неисчерпаемое море чувств. Работа над этой
изумительной музыкой будет способствовать воспитанию эмоциональной
отзывчивости, чуткости, доброты и сердечности в детях, а также пониманию
особенностей его фортепианного стиля.
Детские впечатления самые сильные. «Заразив» наших детей музыкой
Шопена, мы навсегда обречём их на любовь к ней.
Не надо бояться несовершенного исполнения. Сейчас они играют чисто
интуитивно, потому что не имеют жизненного опыта, но, возможно, пройдут
годы, и наши ученики, став взрослыми, вспомнят
свои любимые
произведения Шопена, потому что это настоящая музыка сердца, музыка
души, музыка чувств. Она будет поддержкой и в горе и в радости.
Во – вторых, включение произведений Шопена в репертуар наших
учеников
позволит
значительно
повысить
эффективность
обучения
фортепианной игре, потому что его произведения – это отражение его
методических принципов.
Шопен, как вы знаете, кроме композиторской деятельности занимался
преподаванием. Нельзя сказать, что он видел в этой деятельности только
материальный стимул. Педагогика, наряду с композиторским творчеством и
исполнительством, была также его призванием. Общение с учениками
разного уровня одарённости происходило у него на основе обоюдного
влечения к музыке. Шопен также много размышлял о фортепианном
искусстве. Высказывания об исполнительстве и педагогике встречаются в его
письмах, в воспоминаниях учеников и друзей.
Большое значение Шопен придавал своей «Методе». Последней его
волей была просьба сжечь незаконченные произведения, за исключением
начала методы. Их он завещал друзьям – музыкантам Шарлю Алькану и
Анри Реберу, чтобы они могли извлечь из неё хоть какую-нибудь пользу.
«Фортепианная метода» является ценнейшим источником информации о
педагогических принципах великого польского музыканта. В ней отражены
размышления Шопена о природе и сущности музыкального искусства, о
6
связи речевой и музыкальной интонации, содержатся сведения о его особом
подходе к техническим проблемам, о его методике первоначального
обучения на фортепиано.
В
«Методе»
Шопена
заложены
плодотворные
новаторские
идеи,
предвосхищавшие будущее, и не полностью понятые его современниками.
Идеи эти способны дать всходы в наши дни, когда стали всё больше
внимания уделять «обучению умения учиться», формированию критической
мысли ученика, способной отторгнуть трафареты.
Шопен придавал музыке исключительно высокое социальное значение. Он
видел в ней «искусство выражать свои мысли звуками», проявление нашего
чувства в звуках.
До наших дней сохранились только наброски «методы» Шопена. Однако эти
наброски, несмотря на свой разрозненный и фрагментарный характер, вместе
с сохранившимися воспоминаниями многочисленных учеников Шопена, а
также его современников, дают нам возможность получить представление о
методе Шопена и его взглядах на проблему обучения фортепианной игре.
Главное отличие метода Шопена от современных ему педагогических
воззрений состоит в том, что в его системе на первое место поставлена
именно идея произведения, его музыкальный образ, исходя из которого,
определяется комплекс выразительных средств, необходимых для его
реализации.
В структуре основополагающих принципов педагогики Шопена можно
выделить два уровня:
первый – приоритет творческого начала по отношению к технической
стороне исполнения, рациональный подход к занятиям, индивидуальный
подход к ученику.
Второй - технологические принципы игры на фортепиано: естественное
положение руки на клавиатуре, подбор естественной аппликатуры, особая
технология извлечения звука, педализации, ритмической организации.
Определение художественного образа, основной мысли, замысла
произведения было первым шагом к освоению сочинения в системе Шопена.
При этом Шопен неизменно апеллировал к воображению самого ученика,
стремился поощрять в нем собственную фантазию и инициативу. Основной
закон исполнения, по Шопену, – «Играйте так, как вы это чувствуете».
Предлагаемый Шопеном подход не только являлся значительно более
эффективным в плане поиска выразительных средств и их реализации на
инструменте, но и ориентировал учащегося на активный самостоятельный
поиск художественного образа. Это являлось важнейшей предпосылкой к его
дальнейшей
творческой
деятельности.
Кроме
того,
Шопен
уделял
7
значительное
внимание
сохранению
и
развитию
самостоятельности
учащегося и его творческого потенциала. Я.И. Мильштейн в книге,
посвящённой педагогике Шопена, отмечает, что мастер «никогда не
навязывал ученику своего плана интерпретации, не стеснял полёта его
фантазии. Напротив, если он видел, что исполнение ученика было
достаточно одушевлённым, убеждённым, идущим от глубины сердца, то
обычно говорил: «Я сыграл бы не так, но то, что вы делаете, возможно,
лучше».
Важной особенностью школы Шопена является тот факт, что по
существу она явилась первой подлинно фортепианной методикой. Именно
фортепианные средства выразительности, учитывающие особенности его
конструкции, находят отражение в педагогике Шопена. В этом также
заключается существенное отличие от современных Шопену руководств
фортепианной игры, поскольку в них в значительной мере наследовалась
традиция клавирного исполнительства, что предопределяло использование в
них приемов и средств, менее соответствующих новому инструменту и,
следовательно, менее эффективных в новых условиях, нежели установки
Шопена.
Новаторство педагогических идей Шопена проявляется на различных
уровнях его системы. Так, например, большое внимание уделяется Шопеном
посадке за инструментом и положению руки на клавиатуре. Положение руки
на инструменте, по Шопену, исходит из особенностей фортепианной
клавиатуры и анатомического строения человеческой руки.
Позиция Шопена, которую он широко использовал в своей педагогической
деятельности, основана на естественном положении длинных пальцев руки
на черных (более удаленных) клавишах, а коротких пальцев, соответственно,
на белых.
Из принципа естественного положения руки логически вытекает принцип
подбора соответствующей аппликатуры. В дошедших до нас методических
набросках Шопена, сохранилось его мнение о том, что каждый палец в силу
своей природы обладает теми или иными особенностями и необходимо
максимально рационально использовать их, вместо того, чтобы пытаться
искусственным путем выровнять их звучание, как предлагалось во многих
школах того времени.
Аппликатурные приемы Шопена – подкладывание и перекладывание
пальцев, скольжение, беззвучная подмена и особенно использование первого
и пятого пальцев на черных клавишах – вызывали негативную реакцию его
современников,
придерживавшихся
аппликатурных
принципов,
сохранившихся от клавирной эпохи. Тем не менее, время подтвердило
8
эффективность
аппликатурного
принципа
Шопена
в
фортепианном
исполнительстве.
Для современной ситуации в фортепианной педагогике педагогические
принципы Шопена остаются не менее актуальными, чем в середине 19 века.
Наряду с развитием виртуозного мастерства исполнителей разного уровня,
наблюдается снижение их эмоционально-образного потенциала.
Остаются значимыми вопросы развития активности и самостоятельности
мышления
учащихся.
Г.М.
Цыпин,
исследуя
основные
принципы
развивающего обучения в фортепианной педагогике, отметил, что«наиболее
эффективным в воспитании творческой инициативы и самостоятельности
учащегося
является
вступление
его
на
путь
собственной,
не
регламентированной извне интерпретации музыки. Тем самым происходит
всестороннее упражнение его способности самостоятельно мыслить, и
умения самостоятельно действовать».
Произведения Шопена отражают положения его педагогического
метода и являются незаменимыми в педагогическом репертуаре. В них
находит
отражение
пианизм
Шопена,
как
комплекс
фортепианных
выразительных средств, который является эталонным для романтического
пианизма вообще. Таким образом, изучая произведения Шопена, учащийся-
пианист получает представление о пианизме романтического направления в
целом,
на
основании
которого
в
дальнейшем
возможно
изучение
произведений других композиторов-романтиков.
Это была аргументация необходимости изучения произведений Шопена в
ДШИ.
Следующий вопрос касается воспитания в учениках понимания стиля
Шопена.
О мелодии. Ф.Шопен – поэт фортепиано, лирик в звуках. Неисчерпаемо
богатая, разнообразная и выразительная мелодия составляет основу каждого
его сочинения. Необыкновенная певучесть мелодических линий указывает на
слияние
лирической
задушевности
славянского
мелоса
с
вокальным
искусством итальянской школы belcanto. Огромная любовь к вокальному
искусству, наблюдавшаяся у Шопена с детства, оказала несомненное влияние
на певучесть его мелодий, плавность аккомпанемента, составляющего
зачастую главную красоту произведения.
Особенностью
мелодики
Ф.Шопена
является
богатая
орнаментика.
Написанные
мелкими
или
обычными
нотами,
они
всегда
имеют
мелодическое
значение.
Музыка
насыщена
колоратурами
различного
характера – нежными, грациозными, возбуждёнными, драматическими.
9
Шопеном употребляются все орнаментальные приёмы: от форшлагов до
пассажей.
Певучестью насыщена вся фактура музыкальной речи, в ней нет пустых
пассажей, иногда даже трудно отграничить пассаж от мелодии.
Шопеном часто используется приём полимелодизма, когда сама мелодия
вплетается
в
движение
фигураций
(дань
преклонения
Шопена
полифоническому искусству И.С.Баха).
О ритме. Ф.Шопен не любил ритмического однообразия, даже в тех случаях,
когда оно вытекает из характера самой пьесы. В таких случаях ритмическое
однообразие одного голоса компенсируется разнообразием другого. На
каждом шагу в музыке Шопена синкопы, акценты на слабых долях такта,
всевозможные отклонения от основного ритма пьесы. Наиболее ярко
свойства ритмики Ф.Шопена отражены в мазурках,
где композитор
использует своеобразные особенности ритмики польских народных танцев.
Характерный ритм этих мазурок не всегда легко перевести в нотный текст.
Здесь
должна
прийти
на
помощь
интуиция
и
музыкальное
чутьё
исполнителя. Можно сказать, что, когда речь заходит о правильном
ритмическом исполнении произведений Шопена, имеется в виду не столько
точная передача длительности нот, сколько передача характерного для
данного сочинения образа.
Отсюда самобытное, ни с чем несравнимое rubato, которым так славился
Шопен, и, которому он постоянно учил своих учеников: бесконечные, еле
заметные отклонения от темпа и ритма при соблюдении его основ. Шопен
говорил: «Левая рука - капельмейстер, дирижер, не имеющий права отходить
от взятого темпа, тогда как правая рука свободно отклоняется от него».
Наиболее образно характеризует rubato Лист: «Видите вы ветви, как они
качаются, листья - как они колышутся и волнуются: ствол и сучья держатся
крепко: это и есть темп rubato». Шопен всегда учил свободе, но в точных
рамках организованного ритма. «Такт - это душа музыки» - принцип,
которого он придерживался неукоснительно.
О
динамике.
Художественная
интерпретация
музыки
Шопена
предусматривает широчайший спектр динамических оттенков – от самого
нежнейшего пианиссимо до фортиссимо. К сожалению, при исполнении
произведений Шопена, некоторые исполнители, чаще всего учащиеся,
увлекаются чрезмерно громким звучанием.
Сам Шопен
не
любил
громкой
игры.
Он
исполнял
музыкальные
произведения, как если бы он писал картины. Многие современники
отмечают это. Он передавал тончайшие оттенки чувства, ему присуща
изысканная нюансировка, избегание излишней акцентировки. Динамика
10
Шопена - это звуковая градация от пианиссимо до форте. За счет того, что
он умел играть произведения на грани слышимости, его форте не требовало
значительных усилий. Но, даже играя пианиссимо, композитор умел
отделить звуки один от другого, музыка не превращалась в смесь наслоённых
звуков.
О педали. Шопен обладал секретом применения педали. Его исполнение, по
воспоминаниям современников, отличалось искусной, тонкой педализацией.
Основные элементы, на которых строится педализация в сочинениях
Шопена, — гармония и басы, эта насущная жизненная база его музыки, их
мелодическое и ритмическое сопряжение и, наконец, многокрасочность
звуковой атмосферы, дающей выразительную характеристику музыки.
Обозначенное в нотах употребление педали весьма неточно. Во многих
местах, требующих педали, Шопен её не проставляет, полагаясь, видимо, на
то, что хороший пианист и без того поймёт её смысл и место. Во всех
подобных случаях исполнитель должен следить, с одной стороны, за тем,
чтобы басовый звук включался в гармонический аккорд, а с другой
-
избегать нежелательных диссонансов. Характер большинства произведений
Шопена требует осторожной педализации, часто приходится педализировать,
следуя за изгибами мелодии – педаль становится учащённой, нога словно
вибрирует. Для внесения тембрового разнообразия и получения очень
нежных оттенков необходимо применять и левую педаль.
О форме.
Несмотря на романтический порыв, большая часть творений
Шопена обладает классическими чертами, например, совершенством формы.
Говоря о классической проблеме содержания и формы в музыке Шопена,
нельзя не помнить, что он вырос из духовной сферы искусства Баха,
Куперена и Моцарта, которого всю жизнь он страстно любил и преклонялся
за чистоту, уравновешенность и завершённость формы. Произведения
Шопена необычайно ясны по форме, музыкальный язык их предельно чёток
и лаконичен, в них нет ничего лишнего, ничего неопределённого. Шопен
умел воплощать в немногом многое. У Шопена маленькие формы имеют
такое же глубокое содержание, как и большие. Эту мысль высказала Жорж
Санд: Он (Шопен) умеет сжать в десятки строчек, которые сыграл бы и
ребёнок, необыкновенно возвышенные поэмы и бесподобно сильные драмы».
Фредерик Шопен до конца осуществил идеал единства содержания и формы
в искусстве. Причём на самом высоком художественном уровне.
Так какие же произведения Ф. Шопена можно рекомендовать к
исполнению учениками ДШИ.
Послушав исполнение произведений Шопена детьми в интернете, пролистав
сборники прелюдий, мазурок, вальсов, ноктюрнов и других пьес, автор
11
данной работы подготовила сборник пьес Шопена для детей, обучающихся
по программе «Фортепиано» в ДШИ.
1.
Прелюдии
Прелюдии Шопена – это краткие высказывания композитора, как бы
маленькие музыкальные стихотворения. Несмотря на свои миниатюрные
размеры, они значительны по содержанию. Их содержание – разнообразный
и изменчивый мир человеческих чувств и переживаний. Антон Рубинштейн
назвал прелюдии Шопена «жемчужинами». Всего их 24.
Ученики 5- 7 классов ДШИ вполне могут справиться с прелюдией №4 ми
минор, с прелюдией №7 ля мажор и прелюдией № 20 до минор.
Кратко о каждой.
Прелюдия №4 ми минор
– лирическая скорбно-
задумчивая. Это воспоминание о чём-то прекрасном, но безвозвратно
ушедшем. В первых тактах мелодия как бы застыла, её дыхание едва
уловимо, и, лишь, нисходящие по полутонам аккорды сопровождения вносят
в музыку ощущение движения, окрашивая её в различные тона.
Прелюдия №7 ля мажор – миниатюрна. В ней всего 16 тактов. Это изящная
грациозная пьеса, своим танцевальным ритмом она напоминает мазурку. Но
главное в ней – проникновенная «говорящая» мелодия, соединяющая в себе
певучесть и выразительность человеческой речи.
Прелюдия № 20 до минор – ещё более миниатюрная. В ней 13 тактов.
Равномерное
движение
полнозвучных
аккордов
в
низком
регистре
напоминает поступь шествия. Медленный темп, минорный лад придают
музыке
траурный
характер.
Здесь
чувствуется
торжественность,
приподнятость настроения. Можно представить себе, что это последний путь
героя, вождя народа.
Мазурки. Они народны в прямом понимании слова. В них раскрывается
душа народа, его помыслы, быт, нравы, чувство красоты и любовь к родным
местам. Для Шопена жанр мазурки превратился как бы в музыкальную
эмблему Польши, в символ его далёкой Родины. Перу Шопена принадлежат
52 мазурки. Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в мазурках
Шопена очень искренно и правдиво.
С целью ознакомления с этим жанром рекомендую Мазурку ля минор ор.
67 №4 и Мазурку соль минор. 67 №2. Их могут сыграть ученики 4-7
классов ДШИ.
Полонезы.
Как и мазурка, полонез является национальным польским
жанром. В отличие от мазурки, происхождение полонеза связано не с
народной, а с аристократической средой. Это церемониальное шествие
польской знати, очень торжественного, парадного характера. С мазуркой же
полонез роднит чувство патриотизма. Через полонез композитор прославлял
12
свою родину, вспоминая об её былом величии, и мечтая о будущей,
свободной Польше. Первые полонезы Шопен написал ещё в детстве, они
опубликованы посмертно. Это Полонез соль минор и Полонез си-бемоль
мажор. Их с удовольствием могут исполнить ученики 4-6 классов.
В сборник включены пьесы, не входящие в циклы, но изумительные по
красоте мелодии, лиризму, трепетности, утончённости. Это «Кантабиле»,
«Ларго», «Желание», «Контрданс», «Три экосеза».
Вальс.
В творчестве Шопена вальсы представляют собой сольные концертные
пьесы, вдохновенные и глубокие, изящные и блестящие, в которых Шопен
использовал весь арсенал современной техники и виртуозного пианизма.
Семнадцать вальсов Шопена разделяются на две группы. Одна из групп –
полные огня и блеска виртуозные произведения, передающие атмосферу
многолюдного праздничного бала.
Пьесы другой группы навеяны поэтичными лирическими настроениями.
Из этой группы ученики 4-7 классов могут сыграть «Забытый вальс» ля
минор, Вальс си минор ор.69№2 и Вальс ля минор ор.34 №2.
Ноктюрны. Термин появился в музыке 18 века. В то далёкое время этим
словом называли пьесы, исполняемые на открытом воздухе, чаще всего
духовыми или струнными инструментами. В 19 веке появился совсем другой
ноктюрн – мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами
ночи, ночной тишины. Впервые фортепианный ноктюрн стал писать
ирландский композитор и пианист, Джон Филд. Ноктюрны были также в
творчестве Глинки, Чайковского, Шумана.
Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Мечтательные или поэтичные,
строгие или скорбные, бурные или страстные, они составляют значительную
часть творчества поэта фортепиано (21 ноктюрн). С чисто моцартовской
щедростью рассыпает в них Шопен свои прекрасные мелодии. Предельно
выразительные, они звучат как естественно льющаяся песня, как живой
человеческий голос.
В 6-7 классах дети с удовольствием будут работать над Ноктюрном ми-
бемоль мажор Шопена.
Итак, в сборник вошли 16 пьес Шопена. Работа над ними, доставит
удовольствие и нам, преподавателям, и нашим ученикам.
Методические рекомендации по работе с произведениями Шопена
1. Воспитывая в своих учениках понимание стиля Шопена, необходимо вести
их
по
пути
интонационных
исканий.
Именно
это
даст
ключ
к
эмоциональному
смыслу
музыкальных
произведений.
Учеников
надо
обучать выразительному интонированию мелодии, умению слышать в ней
13
характерные особенности интервалов и выпукло их выявлять. При этом
добиваться мягкого, бархатного туше, заключающего в себе гибкость и
изысканность.
2.Работая над произведениями Шопена, надо избегать дробления на слишком
короткие, рубленые фразы. «Его идеал – это фраза широкого дыхания, как бы
вбирающая в себя наподобие многоводной реки более мелкие мелодические
притоки – мотивы» (Мильштейн Я И.).
Большое значение имеет само произношение фразы, основная цель которой –
придать музыке искренность, задушевность, естественность.
3.Крупнейшие
пианисты
и
педагоги
рекомендуют
работать
над
произведениями Шопена в очень медленных темпах, «чтобы услышать
протяжённость звука, чтобы он лился». Ученики, работая в медленных
темпах, получают возможность внимательно вслушиваться во все детали
произведения
с
большой
художественной
тщательностью,
добиваясь
точности, тонкости их исполнения.
4. Очень полезно, чтобы ученик пел мелодии во время игры. Этот метод
рекомендовал ещё Г.Г.Нейгауз. Многие известные музыканты считали, что
нет лучшего руководителя в искусстве фразировки, чем собственный голос.
По свидетельству современников, Шопен всегда стремился к пению на
фортепиано и советовал своим ученикам как можно больше слушать
хороших певцов. Фразировку хорошего вокалиста Шопен считал идеалом
для пианиста.
5. Обращаясь к изучению произведений Шопена, надо помнить принципы
его аппликатуры:
- охват возможно большего количества клавиш при одном положении руки
- использование 1 и 5 пальцев на чёрных клавишах
-последовательное
извлечение
одним
пальцем
нескольких
звуков,
применение «скольжения»
- взятие нот 1 пальцем после 5 пальца и наоборот
- перекладывание через короткие пальцы длинных пальцев
- использование звуковых возможностей каждого пальца
Несколько слов о традициях исполнения произведений Шопена.
Всегда существовали и сейчас живут ложные односторонние трактовки
музыки Шопена – то слезливо сентиментальные, то засушенные излишним
академизмом, то сверкающие пустой виртуозностью.
О
том,
как
играл
сам
Шопен,
можно
судить
по
сохранившимся
воспоминаниям его учеников (К.Микули, М.Гутмана, К.Дюбуа). Все они
отмечали в игре мастера тонкость туше, простоту фразировки, богатую
градацию тихого звучания, полное отсутствие аффектации, красочное
14
волшебство педали. Шопен ненавидел всякие преувеличения. В его игре
отмечалась благородная сдержанность, отсутствие усилий, энергичность без
грубости, хрупкость без жеманства. И, конечно, удивительное пение на
инструменте, лежащее в основе его игры.
Шопен не был типичен для исполнителей эпохи романтизма. И в этом одна
из
тайн
его
искусства.
Он
избежал
всех
болезней
романтизма
–
театральности,
расплывчатости
форм.
В
стиле
Шопена
отчётливо
вырисовываются три ипостаси – романтизм, классицизм и виртуозность. При
этом Шопен не умещается ни в одни эти рамки. Налицо тонкое сочетание
трёх составляющих вместе с непередаваемой словами магией Шопена.
В наше непростое время в центре интересов широкой публики всё
большую роль играют пиар, звёздная раскрутка; масс-культур и поп-культура
завоёвывают всё большее культурное пространство.
В таких обстоятельствах очень неуютно музыке Шопена! Наша задача, как
преподавателей, не забывать его музыку, и, какой бы сложной она не
казалась,
включать
в
репертуар
своих
учеников.
Произведения,
предложенные в представленном сборнике, будут воспитывать хороший
вкус, эмоционально захватывать, будить исполнительское воображение.
Шопен достоин любви, потому что с ошеломляющей откровенностью
показал сокровища своего сердца – умение любить, сострадать, умение быть
благородным.
Наполненные такой музыкой, сердца наших детей никогда не очерствеют, не
ожесточатся, не откажут в заботе, внимании и любви своим близким, и
окружающим людям, а исполнение этой музыки будет поднимать наших
учеников на новую ступень исполнительского мастерства.
15
Библиография
1.
Алексеев А.Д. Работа над музыкальным произведением с учениками
школы и училища. – М.: Музгиз, 1957г.
2.
Белза И.Ф. Шопен. – М.: Наука, 1968г.
3.
Выдающиеся пианисты- педагоги о фортепианном искусстве: Сб.
статей. – М.; Л.: Музыка, 1966г.
4.
Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной
игре. – М.: Классика XXI, 2002г.
5.
Корто А. О фортепианном искусстве. – М.: Классика XXI, 2005г.
6.
Кремлёв
Ю.А.
Ф.Шопен.
Очерки
жизни
и
творчества.
–
М.;
Л.:Госмузиздат, 1949г.
7.
Кечкина И.Г. Произведения Шопена в педагогической практике –
Самара, 2008г.
8.
МазельЛ.А. Исследование о Шопене. – М.: Советский композитор,
1971г.
9.
Мильштейн Я.И. Очерки о Шопене. – М.: Музыка, 1987г.
10.Мильштейн Я.И. Советы Шопена пианистам. – М.: Музыка, 1967г.
11.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1958г.
12.Савшинский С.И. Пианист и его работа. – М.: Классика XXI, 2002г.
13.Трунилова Т.А. Композиторский стиль Ф.Шопена. – Самара, 2006г.
14. Ф.Шопен, каким мы его слышим (Под редакцией С.М.Хентовой). –
М.: Музыка, 1970г.
15.Ф.Шопен Статьи и исследования музыковедов. – М.: Госмузиздат,
1960г.