Напоминание

Урок литературного чтения во 2 классе по формированию читательской грамотности учащихся. Тема: Е. Благинина "Мороз".


Автор: Мединова Зеккие Ризаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Урок литературного чтения во 2 классе по формированию читательской грамотности учащихся. Тема: Е. Благинина "Мороз".
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тема: Е.Благинина «Мороз»

Цель: познакомить учащихся с произведением Благининой «Мороз»; воспитывать у детей любовь

к природе, бережное и заботливое отношение к птицам; развивать воображение, связную речь, навыки

выразительного чтения; воспитывать любовь к животным и интерес к чтению.

Задачи:

Образовательная:

продолжать развивать интерес к поэзии, пополнять литературный багаж

стихами; формировать умение выразительно читать стихотворения, передавая интонацией

сравнения, беспокойства и радости жизни в зимние дни,

Развивающая: закреплять умение полно отвечать на заданные вопросы; способствовать развитию

чуткости к выразительным средствам художественной речи, умению воспроизводить эти средства в

своих ответах; способствовать формированию эмоционального отношения к литературному

произведению.

Воспитательная: формировать доброту к животным и птицам зимой; способствовать умению

внимательно и заинтересованно слушать стихотворения; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, выбирать виды

деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом чтения про себя, оценивать себя и своих

товарищей.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с

целями темы; принимать учебную задачу урока; оценивать результаты работы сверстников по

совместно выработанным критериям.

Познавательные УУД: строить рассуждение по теме урока, понимать прочитанное,

интерпретировать смысл, читаемого.

Коммуникативные УУД: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять

активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Личностные: озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными

произведениями, пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.

Оборудование: презентация по теме урока, иллюстрации, карточки.

Ход урока.

I.

Огранизационный момент

II.

Речевая разминка (СЛАЙД 2)

а) Чтение чистоговорок

Ма - ма - ма – на дворе стоит зима.

Ок - ок - ок – на дворе идёт снежок.

Ой - ой - ой – очень холодно зимой.

Тель - тель - тель – кружит снежная метель.

Ул - ул - ул – зимний лес уснул.

б) Чтение стихотворения

Воробей скакал по грядке,

Рядом кот играл с ним в прятки…

- Не поймать меня коту,

Я проворный на лету.

(прочитать с разной интонацией - с хитростью, строго, вопросительно)

III.

Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке и кто автор произведения?

Тест по произведению В.Бианки «Сова»

1. Кто к старику по ночам летал на луг?

а) ястреб б) дятел в) Сова

2. Зачем Сова летала по ночам на луг?

а) мышей ловить б) шмелей ловить в) людей пугать

3. Где жила Сова?

а) в норе б) в дупле в) в кустах

4. О чём Сова предупреждала Старика?

а) не буду бабочек ловить

б) не буду шмелей давить

в) не буду мышей ловить

5. Почему Корова стала тощать, молоко сбавлять?

а) корова заболела

б) корова клевера просит

в) корова обиделась на Старика

6. Почему клевер не родится на лугу?

а) скосили клевер косари

б) случился пожар на лугу

в) не переносят шмели цветень с цветка на цветок

7. Почему шмели все разлетелись?

а) обиделись на Старика

б) мыши шмелиные гнезда ищут, шмелей ловят

в) не понравился луг

8. Почему старик пошёл к Сове кланяться?

а) нечем стало чай белить

б) жалко стало корову

в) скучно стало одному на широком лугу

9. Что понял Старик?

а) нужно думать только о себе

б) человек может прожить и без природы

в) в природе всё взаимосвязано

10. Определи жанр этого произведения.

а) рассказ б) сказка в) стихотворение

Критерии оценивания работы.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

9 -10 баллов - «5» , 7 - 8 баллов - «4» 5 - 6 баллов - «3»

IV.

Мотивация учебной деятельности

1.

Отгадайте загадку

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (Мороз)

2. Приём "Ассоциативный куст"

Какие ассоциации возникают у Вас с этим словом?

Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы.

Мороз ( зима, лёд, холод, шуба и т.д.)

Физминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

V. Определение темы урока. Постановка целей урока

Какой раздел мы изучаем? (СЛАЙД 1)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Сегодня мы продолжим изучать тему о животных и поговорим о самом главном.

Чему будем учиться на уроке?

VI. Работа по теме урока. Первичное восприятие и осознание нового материала

1)

Работа с учебником

Откройте учебник

на с.129 и прочитайте название стихотворения и кто автор этого

стихотворения. (СЛАЙД 2)

2) Рассказ о Благининой Е. (СЛАЙДЫ 3-8)

Биография Елены Александровны Благининой.

Известная советская поэтесса появилась на свет 27 мая 1903 года в селе Яковлево, Орловской

губернии. Семья у нее была большая и небогатая, но очень дружная. У Елены Благининой было

восемь братьев и сестёр,

Отец трудился багажным кассиром на железной дороге, а после работы устраивал домашние

театральные представления. Мать, которая вела домашнее хозяйство, и дедушка, занимавший пост

священника баловали детей чтением произведений русских классиков. А бабушка делилась

народными преданиями и сказками.

В 8 лет Е. Благинина сочинила первое стихотворение о детстве и родном доме и сочинила пьесу

для домашнего театра, с того же времени она сочиняла стихи и сказки. Главные герои её

произведений – девочки. Девочка никогда не думала, что будет поэтессой, она всегда собиралась

быть учителем. Поэтому в её произведениях затронуты темы воспитания, взаимоотношений в

семье, природы.

- Посмотрите на экран, там представлены некоторые книги поэтессы.

Книги стихов, сказок и переводов Благининой (более 40) всегда пользовались признанием.

Писатель Корней Чуковский называл стихи Благининой «чистым золотом» поэзии.

Елена Благинина была постоянным автором детских журналов «Мурзилка» и «Затейник».

Елена Благинина умерла 24 апреля 1989 года в Москве.

Именем Елены Благининой также названы улицы в г. Орле и посёлке Змиевка Свердловского

района, школа в её родном селе Яковлево.

2005 — установлена мемориальная доска Благининой Е. А. в городе Орле

Имя Елены Благининой носит Центральная детская библиотека Свердловского района города Орла

2018 — учреждена Ежегодная открытая литературная премия имени Елены Благининой

В 2023 году будет отмечаться 120 – летие со дня рождения Е.Благининой.

Итак, как называется стихотворение над которым мы будем сегодня работать?

(СЛАЙД 5)

3) Прием «Антиципация» (СЛАЙД 9)

Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, каким будет его содержание? (предвосхищение,

предугадывание предстоящего чтения)

Проверим ваши предположения. Послушаем отрывок из стихотворения.

4) Чтение стихотворения учителем или слушать аудиозапись

5) Работа над незнакомыми словами (СЛАЙД 10)

Рого

́

жа (рогоза

́

, рого

́

жина) — грубая хозяйственная ткань.. Рогожа – происходит от названия

болотной травы рогоз, которую чаще называют камышом. Его особенностью является способность

сохранять гибкость листьев после сушки. Длинные побеги растения собирали, вымачивали, мяли.

Полученный материал использовали для ручного плетения дорожек, циновок, обуви, сумок, мешков

и других хозяйственных изделий.

Тревожно – неспокойно Сенцо – сено

6) Подготовительная работа перед чтением. (на доске)

же - сто – ки - е жестокие

тре- во - жно тревожно

я – блонь - ки

яблоньки

мо – ро – зи - ще

морозище

бе – спо – кой – но беспокойно

при – го – то – вле - но

приготовлено

во – ро – бы - шков воробышков

без – за – щи - тным

беззащитным

7) Чтение и обсуждение стихотворения

а)Самостоятельное чтение стихотворения (жужжащее чтение)

Физкультминутка для глаз

б) Выразительное чтение учащимися ( по столбикам)

в) Работа по содержанию стихотворения.

Понравилось стихотворение?

Можно ли стихотворение назвать радостным?

О ком тревожится, беспокоится Е. Благинина?

Какие слова передают волнение автора? (Тревожно, беспокойно)

В этом стихотворении есть слово, заставляющее тревожиться,

беспокоиться.

Найдите

его. (Морозище)

Что хотела сказать этим словом поэтесса?

Почему Е, Благинина больше всего беспокоится за птиц?

Почему они не улетели?

Как дети собираются помогать птицам?

Собаке-дворняге?

Что вы можете сказать о детях — героях стихотворения? Какие они?

Помогаете ли вы птицам зимой? Как? Чем можно покормить птиц?

Каких зимующих птиц вы знаете? (Иллюстрации)

Какую пользу приносят птицы?

8) Работа над пословицами и поговорками.

Собери пословицу

Больше птиц - они отплатят вам летом.

Покормите птиц зимой - меньше вредителей - выше урожай.

VІI. Закрепление и систематизация знаний учащихся

(СЛАЙД 11)

Выборочное чтение

Учитель демонстрирует слайды, а учащиеся читают соответствующую строфу стихотворения.

V.

Итог урока

С каким стихотворением вы познакомились на уроке? Кто его автор?

Кому необходима помощь зимой?

Как мы будем помогать птичкам зимой?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

VI.

Рефлексия

Закончите предложения: (СЛАЙД 12)

Сегодня я узнал …

Было интересно …

Урок меня научил быть …

После урока мне захотелось….

За что вы похвалили бы себя сегодня?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

На партах лежат кружочки. Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к уроку.

В заключении урока прочитаем стихотворение Александра Яшина (СЛАЙД 13)

«Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Д/з с. 129 выразительно прочитать стихотворение.



В раздел образования