Автор: Путилова Эльвира Радиковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 г.Юрюзань"
Населённый пункт: г. Юрюзань, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Понятие о площади фигур. 3 класс.Перспектива.
Раздел: начальное образование
Путилова Э.Р.
Урок математики в 3классе
(программа Перспектива)
Тема: Понятие о площади фигур
Цель: создание условий для знакомства учащихся с понятием «площадь фигуры» и различными способами сравнения площадей («на глаз»,
путем наложения, с использованием единицы измерения);
Задачи:
Предметные:
- содействовать освоению правила на уроке, отработки действий учащихся при выполнении практических заданий;
- совершенствовать вычислительный навык, умение решать задачи.
Метапредметные:
- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
- познавательные: формировать у учащихся умение ориентироваться на страницах учебника, в соответствии с вопросом строить ответ
в устной форме.
- коммуникативные: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
- личностные: создать условия для формирования интереса к учебному материалу.
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование: учебники «Математика» авт. Дорофеев., раздаточный материал – у учителя, геометрические фигуры – у детей.
Презентация, видеоурок « Единицы измерения. Площади фигур»
Этап урока
Ход урока
Деятельность
обучающихся
УУД,
формирующиеся на
этапах
I.Организацион-
ный момент.
Цель-активизация
учащихся
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
1.Проверка готовности к уроку.
2.Повторение правил посадки за партой при письме.
Эмоциональный
настрой на работу
Регулятивные
(саморегуляция),
коммуникативные
(планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками),
личностные
На доске: Знаешь-говори,
II. Подготовка к работе
на основном этапе
Цель - закрепить знания
III.Усвоение новых
знаний и способов
действий
Цель: обучение новым
способам деятельности
Не знаешь – слушай!
Как вы понимаете это выражение? Объясните имеет ли оно отношение к уроку?
Чему будет посвящен наш урок? Мы сегодня будем снова раскрывать тайны
математики. Готовы? А какое открытие сделает каждый из вас, вы расскажите в
конце урока.
Для начала вспомним таблицу умножения. Перед вами карточки с примерами,
решив которые вы обнаружите слово. Решаем, узнаём .
«Расшифруй слово».
30 + 25:5 = П
14 · 6 = Ь 20 : 5·8 = О
100 – 1 = Д
40:8 + 11 = Щ 23 · 3 = Л 8·7+15 : 3 = А
55
15
2
29
5
99
24
- Какое слово вы расшифровали? (Площадь)
Введение в тему.
- Что вы представляете себе, когда слышите слово площадь?
- Названия каких площадей вы знаете?
- Красная площадь - это центральная площадь Москвы.
- Кто знает, откуда произошло слово «площадь?»
- Слово «площадь» произошло от слова «плоский»
Откуда можно узнать значение этого слова?
Найдите в словаре , интернете его значение. Прочитайте.
- Давайте прочитаем первое значение этого слова.
- Прочитаем второе значение, третье. Как мы в русском языке называем такие
слова, у которых несколько значений?
Какое определение подойдет к математике?
- Давайте прочитаем еще одно
математическое определение вместе и постараемся понять и запомнить,
что же такое площадь.
Слайд
- Кто уже догадался, какова тема нашего урока?
- Как вы думаете, что мы сегодня должны выяснить, чему научиться?
- А для того, чтобы лучше понять новую тему, нам понадобятся старые знания.
Слайд 1
Запись в тетради: Запишите в тетради номера с прямоугольниками. Проверьте
друг у друга Какие фигуры прямоугольники? Докажите. Кто совершил ошибку в
этом задании?
Перед вами находятся предметы: тетрадь, учебник. Какой они формы.
Давайте сравним площади этих фигур.
Осознание
возникшей
ситуации.
Из словаря,
интернета.
2 человека
находят в словаре,
векипедии.
Постановка цели
деятельности по
отношению к
познанию объекта
или решению
проблемы.
Познавательные:
логические (анализ,
синтез);
общеучебные
(структурирование
знаний);
регулятивные
(прогнозирование)
регулятивные
(целеполагание);
познавательные
(умение осознанно
и произвольно
строить речевое
высказывание,
общеучебные:
умение выбирать
наиболее
эффективный
способ решения
задач)
IV.Реализация
построенного проекта
Цель: развивать умения
переносить знания в
новые ситуации
V.Первичное
закрепление
Цель: закрепление
полученных знаний
Ян, выйди и расскажи, как бы ты сравнил эти предметы?
-Да, это и есть первый способ сравнения площадей.
- Учитель записывает на доске:
1 способ - Сравнение на глаз.
2 способ – Наложение .
Давайте вместе с Яном в этом убедимся. Ян, сделай вывод об их
площадях.
- Итак, второй способ – способ наложения.
Есть еще 3 способ сравнения площадей.
3 способ – измерение с помощью мерки
- площадь можно измерить ладошками, треугольниками, квадратами,
многоугольниками.
Давайте и мы попробуем определить площадь учебника такими мерками.
Измерим, сколько ладошек помещается на поверхность учебника. Какова
площадь фигуры в ладошках? Перед вами лежат квадраты, возьмём её за
мерку измерения. Сколько квадратов получилось?
Где точнее мы измерили площадь, с помощью какой мерки?
- Итак, давайте еще раз хором проговорим, какие способы измерения
площадей вы узнали.
Физ.мин
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем,
Вправо, влево наклонись,
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.
Работа в парах
- У вас на партах лежат разноцветные геометрические фигуры. Положите перед
собой синий круг, желтый треугольник, красный квадрат и зеленый треугольник.
- Фигуры с одинаковой площадью положите справа от себя, а фигуру с
наименьшей площадью – слева от себя.
- А теперь проверяем
- У кого получилось так же, поднимите руки.
- Какими способами вы пользовались?
- А теперь скажите, что больше – площадь стены или классной доски? Что можно
сказать о площади пола и потолка в нашем классе? (Одинаковая площадь)
Личное решение
образовательной
ситуации каждым
учеником.
коммуникативные
(умение выраж.
свои мысли);
познавательные
( общеучебные:
поиск и выделение
необходимой
информации,
умение строить
речев.
высказывание;
логические: анализ,
синтез)
коммуникативные:
умение выражать
свои мысли
регулятивные
(контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
VI.Самостоятельная
работа
Цель: создание условий
для применения новых
знаний, способов
действий в
нестандартных
ситуациях.
VII.Включение в
систему знаний и
повторение
Цель: обобщение,
углубление уже
известного материала
VIII.Рефлексия учебной
деятельности
Цель: развитие навыков
самоанализа
Работа в творческих лабораториях
1лаб-определите площадь прямоугольника, используя мерку треугольник
2лаб- с помощью квадрата
3лаб – с помощью многоугольника
Какой вывод сделаете? Как же так вышло? Учебники одинаковые, а
площади разные? Удобно ли применять для определения площади одной и
той же фигуры разные мерки?
Посмотрите я показываю прямоугольник и квадрат. Можете ли вы
сравнить их площади?(на глаз –нет, наложением – нет) А какой способ
остается? Поработаем индивидуально в тетрадях.
Предположим Начертите в тетрадях прямоугольник длина одной
стороны 2см, другой – 4см. Начертите квадрат с длиной стороны 3см.
Посчитайте кол-во клеток в каждой фигуре. Можем ли мы теперь
сравнить площади фигур? (мерка одна и та же) Что вы можете сказать о их
площадях?
Я предлагаю вам посмотреть сюжет. Внимательно послушайте и скажите, какое
открытие вы сделали на сегодняшнем уроке?
Видео
Что ещё нового узнали из видеосюжета?
- С каким новым понятием мы сегодня познакомились?
- Как можно разными способами сравнить площади фигур?
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- А теперь я предлагаю поднять руку тем, кто считает, что он хорошо разобрался
в теме.
Две руки те, кто совершал ошибки и в тетради писал не аккуратно.
Встаньте те, кому было трудно, кто ничего не понял.
Какой вывод можете сделать (по результату поднятой руки)
- На следующих уроках мы продолжим изучение площади и
ее измерение.
- Дома я предлагаю вам поработать с 18 №2,4
Резерв : с.15 №3, 4
с.21 №5
Демонстрация
своих
образовательных
умений
«Снятие» и
усвоение
использованных
методов познания,
способов решения
возникших
проблем.
Применение на
практике
полученных ранее
знаний
Самооценка
овладения
главной идеей
содержания
учебного
материала.
заданным
эталоном);
познавательные
(общеучебные:
осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывания)
регулятивные
(прогнозирование)
познавательные
(общенаучные:
оценка процесса и
результатов
деятельности);
коммуникативные
(умение выраж.
свои мысли);
регулятивные
(оценка того, что
уже усвоено и что
еще подлежит
усвоению)