Автор: Грибова Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Новогореловская школа"
Населённый пункт: п. Новогорелово Ленинградской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и внеурочной деятельности в начальных классах"
Раздел: начальное образование
Грибова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов
МОУ «Новогореловская школа»
Гражданско-патриотическое воспитание
на уроках и внеурочной деятельности в начальных классах
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и
богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что
невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без
уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России,
сопровождающиеся
изменениями
в
социально-экономической
и
политической
сферах
жизни
общества,
привели
к
значительной
дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения
снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства,
образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма.
Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий,
способствующих формированию патриотических качеств личности.
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той
объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих
патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм
призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение,
которое
возведет
Россию
на
пьедестал,
сможет
приумножить
национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
В настоящее время на государственном уровне гражданско-
патриотическое
воспитание
выделено
в
качестве
приоритетного
направления.
В начальной школе закладывается начало понимания высоких
патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных,
гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются
в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и
приумножать
лучшие
традиции,
ценности
своего
народа,
своей
национальной культуры.
Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая
гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное
отношение к ее истории.
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной
задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет
человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта
любовь
дает
воспитанию
верный
ключ
к
сердцу
человека
и
могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,
семейными и родовыми наклонностями».
Мой многолетний опыт работы привел к мысли, что такое важное
направление как воспитание человека–патриота ослаблено. Школа должна
ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности,
нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности,
способности отдать знания и энергию на благо Родины.
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью
ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к
родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям,
уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей
патриотизма, формирование гражданских позиций.
Ее достижение становится возможным через решение следующих
задач:
1.Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать
человеком и гражданином своей страны.
2.Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
3. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.
4.Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях
России.
5.Воспитание уважения к защитникам Отечества.
6.Воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины,
верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;
7. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу,
участвовать в общественно-полезном труде.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и
воспитания школьников.
К эффективным средствам
патриотического
воспитания мы относим дидактические методы и приемы:
рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой;
показ картин, карт, схем;
демонстрация кинофильмов;
конкурсы, познавательные игры, анализ жизненных ситуаций;
метод художественного исполнительства;
исследовательский метод.
Привитие
общечеловеческих
норм
нравственности
является
важнейшим
этапом
формирования
гражданственности,
воспитания
Гражданина России.
Для работы с детьми использую различные формы работы:
классные часы;
деловые игры;
встречи с ветеранами войны и труда;
беседы, диспуты, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
соревнования;
экскурсии, походы;
трудовые дела;
сочинения и диспуты
уроки мужества, гражданственности.
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей
родной земле, когда включаются в краеведческую работу, знакомятся с
памятным и местам родного края, встречаются с людьми, совершившими
боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается
высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся
чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.
Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в
школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру,
русскому языку, математике есть много материала, на основе которого
можно воспитывать патриотов нашей страны.
Начиная с первого класса, в свою работу я включаю задания для
расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего
мира. Уже в «Азбуке» под редакцией Горецкого В.Г. у нас есть вопросы и
задания по изучению истории родного края, своей страны. Мы знакомимся
с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Узнаём,
почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают,
откуда появились.
Или, например,
возьмём учебник «Окружающий мир», автор
Плешаков А. А., изучая тему «Полезные ископаемые» мы гордимся, что
наша страна, область богаты полезными ископаемыми, а это наши
богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в
развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот ещё пример. В
учебнике для 2 – го класса мы изучаем темы «Достопримечательности
города Москвы и Санкт - Петербурга», «История Московского Кремля».
В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема
«Золотое кольцо России». Уроки провожу так, чтобы вызвать гордость за
Россию, за прекрасные города нашей страны, по которым любят
путешествовать
не
только
россияне,
но
и
иностранные
туристы.
Путешествуя по городам, можно приобщиться не только к прекрасному,
но
и
много
узнать
об
истории
нашего
государства.
Возьмём теперь учебник по литературному чтению, авторы Климанова,
Горецкий. В нём
много произведений известных русских писателей.
Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о
хороших людях. Это хорошая почва, чтобы взрастить семена патриотизма,
посеянные
на
уроках
в
душах
наших
детишек.
(Например, рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово». Из этого
произведения дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как
бы трудно тебе не было. Дети навсегда запомнят фразу: «Ещё не известно,
кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что
это будет настоящий человек». А разве может быть человек патриотом, не
будучи
настоящим человеком, который всегда выполнит обещание,
которое однажды дал).
Я провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на
патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит
в осмыслении значимости определённых событий для истории России.
Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная».
Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи,
собирают
старые
фотографии,
изучают
семейный
архив.
Одним из любимых занятий у ребят является составление «Народного
календаря». Это дает им представление о русском фольклоре, народных и
православных праздниках, которые постепенно входят в дома наших
учеников.
Посещение музеев боевой и трудовой славы, встречи с
ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы,
изучение биографий выдающихся граждан своей страны – патриотов и
борцов за Отечество, все это создает условия для проявления истинного
патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором растет
ученик.
Мой опыт работы показывает, что патриотические чувства детей
воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего
родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и
выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо
Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести
свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать
детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на
войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они
защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно
учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и
проявляются их патриотические чувства и дела.
Хочется
надеяться,
что
мой
скромный
каждодневный
труд
приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учащихся. Что они, став
взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям,
внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.
В заключении хочется отметить, что патриотическое воспитание
является необходимым элементом и средством воспитания личности
подрастающего поколения, формирования у него творческого мышления,
пробуждения познавательного интереса у молодежи к историческому
прошлому нашей Родины.