Автор: Толстова Ирина Анатольевна
Должность: Педагог Дополнительного Образования
Учебное заведение: ГБОУ Школа№281
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Программа "Музыкальные капельки"
Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников
Раздел: дополнительное образование
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 281»
(ГБОУ Школа № 281)
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании
Педагогического
совета ГБОУ Школа
№ 281
Протокол № 5 от
19.06.2021
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА
Я
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
Музыкальные капельки
Направленность:
художественная Уровень:
ознакомительный
Возраст обучающихся: 4-6 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Автор-составитель:
Толстова Ирина Анатольевна педагог
дополнительного образования
г. Москва
2021 год
Пояснительная
записка
Направленность Программы: художественная
Уровень Программы: ознакомительный
Актуальность Программы заключается в художественно-эстетическом
развитии детей, приобщении их к музыкальному искусству, к разнообразным
видам музыкальной деятельности, а также раскрытии в детях музыкальных
способностей. Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются
основные способности ребёнка, начинают проявляться его скрытые таланты,
идёт активное развитие личности.
Особое
место
в
развитии
и
воспитании
детей
этого
возраста
занимает
музыка, музыкальные игры, пение, движения под музыку, игра на детских
музыкальных инструментах. Посредством музыки дети приобщаются к
культурной жизни. В процессе музыкальных занятий у детей развивается
познавательный
интерес,
эстетический
вкус,
расширяется
кругозор,
развивается память и мышление.
Отличительной особенностью программы является взаимосвязь разных
видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной,
игровой.
Музыкальные занятия способствуют воспитанию многих положительных
качеств
личности
ребёнка
и
всего
коллектива
детей.
Организация
музыкальных занятий требует от них определённой трудоспособности,
дисциплине, проявления умственных усилий.
Цели и задачи Программы
Цель: приобщить и познакомить ребёнка с разными видами музыкальной
деятельности:
пению,
музыкально-ритмическим
движениям,
игровой
деятельности, игре на простейших детских музыкальных инструментах.
Задачи
Обучающие
1. Обучить простейшим умениям и навыкам пения
2. Обучить правилам игры в игровой деятельности, простейшим музыкально
- ритмическим движениям, познакомить с простейшими детскими
инструментами.
3. Обучить игре на простейших детских музыкальных инструментах.
Развивающие
1.
Развивать творческую активность во всех доступных детям видах
музыкальной деятельности.
2.
Развить интерес к музыкальным занятиям.
3.
Развить музыкальные и ритмические способности.
3
Воспитательные
1.
Воспитать интерес к музыкальному занятию.
2.
Воспитать доброжелательные отношения друг к другу.
3.
Обогатить
музыкальными
впечатлениями,
знакомя
детей
с
разнообразными произведениями, играми, играми-инсценировками.
Категории учащихся
Возраст детей 4-6 лет.
Срок реализации Программы: 8 месяцев. Общее количество: 32 часа в год.
Формы организации занятия:
Форма организации занятий – групповая.
Формы организации музыкальной деятельности разнообразны. Основное
место
отводится
музыкальным
занятиям.
Дополнительными
формами
занятий являются: открытые занятия, участие в концертах для родителей.
Режим занятий: занятия проводятся во второй половине дня,
один
раз в
неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Планируемые результаты
Чтобы определить уровень развития музыкальных способностей детей,
целесообразно в начале, середине и конца учебного года проводить занятия,
на которых предлагается выполнение коротких заданий, разработав
предварительно
критерии
оценок. Для определения музыкально-
слуховых представлений, например, можно предложить: повторить за
педагогом несложную незнакомую мелодию.
Исполнение
песни,
чисто интонируя
мелодию. Для определения
музыкального ритма можно предложить прохлопать ритм знакомой песни,
эмоционально передать в движениях характер музыкального произведения.
Для установления уровня развития ладового чувства можно попросить
ребенка: узнать по мелодии ранее исполнявшеюся песню, рассказать о
содержании песни или вспомнить название произведения, закончить
мелодию на
тонике. Для определения игровой деятельности: рассказать
правила музыкальной игры.
4
Содержание учебного (тематического) плана
Вводное занятие. Знакомство с детьми. Организационные вопросы, режим
занятий. Правила поведения на занятии и в самом учреждении.
Певческая установка.
Теория. Беседа о правильном положении головы, корпуса при пении. Практика.
Дыхание
Упражнения на тренировку дыхания: «Ласковый ветерок»,
«
ПОНЮХАТЬ ЦВЕТОК», « ПОДУТЬ НА ЛОДОШКУ».
Распевание.
Теория. Значение упражнений для распевания
Практика. Упражнения на распевание: считалки, припевки, дразнилки -
«Андрей-воробей»,
«Зайчик»,
«Часы»,
«Веселая
дудочка»,
«Дон-дон»,
«Сорока –сорока»; пудель», «самолёт»,
« серый кот»
Выполнение упражнений для развития слуха и голоса:
Развитие чувства ритма: выполнение за педагогом несложный ритмический
рисунок, (хлопки в ладоши).
Работа над песней.
Дикция в пении, вокальная работа над чётким произношением слов в песенном
репертуаре. Разучивание текста в песне.
Разучивание мелодии в песне. Эмоциональное исполнение песни.
Музыкально-ритмические движения.
Знакомство
и
разучивание несложных
музыкально- ритмических
движений.
-выполнение под музыку -ходьба, бег, пружинка
-освоение простейших танцевальных движений: дробный шаг, плавное движение
рук, кружения в разные стороны.
Игровая деятельность.
Разучивание правил игры.
Постановка простейших инсценировок: сказка «Репка», «Теремок». Имитация
животных, птиц, транспортных средств.
Игры на развитие внимания (ножками затопали), (у медведя во бору). Игры на
развитие памяти (бабочки), (Дождик).
Игры на развитие мышления (найди свой цвет), (море волнуется).
Игра на простейших детских музыкальных
инструментах
Знакомство и обучение игры на детских музыкальных инструментах Знакомство
с несложными музыкальными инструментами: деревянные ложки, колокольчик,
металлофон, бубен, погремушки.
Исполнение несложного ритмического рисунка Исполнение сильной доли
Участие в камерных мероприятиях объединения.
«Новый год», концерт «8 марта», масленица
5
Итоговое занятие
Подведение итогов. Праздник в объединении, посвященный окончанию учебного
года.
Учебный (тематический) план
Те
ма
Номер занятия
Теория
Практика
Вводное занятие
1
1
0
Певческая
установка.
Дыхание.
упражнение для
развития голоса и
слуха. Распевание.
Работа над песней.
11
3
8
Музыкальн
о-
ритмически
е
движения.
-выполнение под
музыку ходьба, бег,
пружинка
-освоение
простейших
танцевальных
движений
6
2
4
6
Игровая
деятельность
7
2
4
Знакомство
и
Игра
на
простейших
детских
музыкальных
инструментах
3
1
2
Участие в
камерных
мероприятиях.
3
3
Итоговое занятие
1
1
Всего
32
10
21
Формы контроля и оценочные материалы
Результатом
обучения является открытое занятие в конце учебного
года, а также участие детей в концертах и камерных мероприятиях
объединения.
На занятиях используются следующие формы оценивания:
Учебное занятие
Беседа
Опрос
Наблюдение педагога
Открытые уроки.
7
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение
В основу программы «Музыкальные капельки» положены программы:
Комплексная
программа
«Вокальный
ансамбль»
"ЦЕНТРА
РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА "КРИСТАЛЛ"
Сборник примерных
образовательных программ по инструментальной музыке и вокальному
искусству. Вып.40./ Библиотечка педагога дополнительного образования. –
М.: 2004. А также базовая программа вокального ансамбля «Серебряные
трели» «Основы вокально-хорового пения»
Примерный музыкальный репертуар
1.
«Весёлые гуси» русская народная песня
2.
«Заинька» русская народная песня
3.
Т.Папатенко «Бобик»
4.
А.Филиппенко «Пастушок»
5.
Е.Тиличеева «Маме в день 8 марта»
6.
Е.Тиличеева «Дождик»
Игровая деятельность
1.
«Заинька» хороводная игра
2.
Игра-инсценировка «Репка», «Теремок»
3.
«Дружок-колобок» коммуникативная игра
4.
Игра «Совушка»
5.
«Станька на дорожку»
Материально-техническое обеспечение Программы
6.
На
занятиях
необходимы дидактические
материалы доска,
рисунки,
картинки, игрушки, мячики, карточки, концертные костюмы,
7.
музыкальные книги, аудио и видеозаписи, также портреты композиторов.
8.
USB-флеш-накопитель для прослушивания песни, музыкальные диски.
9.
портреты
композиторов.
А
также
USB
-
флеш-накопитель
для
прослушивания песни.
10.Для технического оснащения занятий по вокально-хоровому ансамблю
необходим просторный, светлый кабинет, фортепиано, музыкальный
центр, микрофоны, стулья, столы, доска.
8
Информационное
обеспечение
Программы
1.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение // Секреты вокального мастерства.
Ростов-на-Дону, 2012.
2.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего школьного возраста. М., 2013.
3.
Сборник примерных образовательных программ по инструментальной
музыке и вокальному искусству. Выпуск 40 часть 1 Москва 2004
4.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.
5.
Сборник примерных образовательных программ по инструментальной
музыке
и
вокальному
искусству.
Вып.40./
Библиотечка
педагога
дополнительного образования. – М.: 2004.
6.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. –
М.: Прометей, 1992.
7.
Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М.,
2000.
8.
Комплексная программа «Вокальный ансамбль»
"ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА "КРИСТАЛЛ"
9.
Назарова Т.Н. Художественно-эстетическое воспитание в школе. –
Волгоград: Издательство «Учитель», 2009
Литература
1.
Н.А.Ветлугина,
И.Л.Дзержинская,
Л.Н.Комиссарова
«Музыкальные
занятия в детском саду»
2.
М.Ю.Картушина
«Вокально-хоровая работа в детском саду». – М..
Издательство «Скрипторий 2003».
3.
А.Н.Зимина
«Основы
музыкального
воспитания
и
развития
детей
младшего возраста».- М, 2000
4.
Г.И.Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников»