Автор: Толстова Ирина Анатольевна
Должность: Педагог Дополнительного Образования
Учебное заведение: ГБОУ Школа№281
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Программа "Звонкие голоса"
Тема: Хоровое пение
Раздел: дополнительное образование
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 281»
(ГБОУ Школа № 281)
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании
Педагогического
совета ГБОУ Школа
№ 281
Протокол № 5 от
19.06.2021
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА
Я
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
Звонкие голоса
Направленность: художественная
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Толстова Ирина Анатольевна педагог
дополнительного образования
г. Москва
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность Программы: художественная
Уровень Программы: ознакомительный
Актуальность
Программы:
связана с ростом числа детских вокальных
коллективов, детских конкурсов вокального мастерства, расширением их
концертно-исполнительской
деятельности.
В
певческой
деятельности
творческое самовыражение учащихся формируется в ансамблевом пении,
одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической
музыки,
народных
и
современных
песен
с
сопровождением
и
без
сопровождения, в обогащении вокальной импровизации.
Новизна: на современном этапе возрос интерес к новым музыкальным
синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы
помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и
дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах
музыкальной деятельности.
Тематическая направленность дополнительной
общеразвивающей
программы
позволяет
наиболее
полно
реализовать
творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса
умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать
потребность в общении.
Отличительной
особенностью
Программы
от
других
программ
являются:
тематическое содержание программы, методы и подходы к
образовательному процессу, а также репертуар, который для воспитанников
подбирается
педагогом
с
учетом
возрастных
и
психологических
особенностей ребенка, и их вокальных данных, а также:
В методах контроля и управления образовательным процессом (диагностика
развития вокально-хоровых навыков, анализ результатов конкурсов).
В
средствах
обучения
(дидактические
пособия,
нотные
пособия,
аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, музыкальные инструменты).
Педагогическая
целесообразность
программы,
в
том
что
она
обеспечивает формирование умений в певческой деятельности и развитие
специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности
голосового
аппарата
с
основными
свойствами
певческого
голоса
(звонкостью,
напевностью
и
т.п.),
навыки
следования
дирижерским
указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за
качеством своего вокального звучания). В последнее время во всем мире
наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно
утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, хоровое пение
решает
еще
немаловажную
задачу
-
оздоровительно-коррекционную,
благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и
непрерывную речь. Хоровое пение представляет собой действенное средство
снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения
можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для
детей с речевой патологией пение является одним из действующих факторов
3
улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия вокалом должны быть
источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в
своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом
случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет
обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цели и задачи Программы
Целью программы является приобщение обучающихся к вокально-хоровому
пению, развитие вокально-хоровых умений и навыков, воспитание
музыкально-эстетического вкуса и исполнительского мастерства.
Задачи:
Обучающие
•
Обучить основам вокально-хорового пения.
•
Познакомить и обучить основным элементам музыкальной грамоты.
Познакомить с дикцией, строем , унисоном.
•
Научить учащихся разбираться в выразительных средствах
музыкального искусства.
Развивающие
•
Развить музыкальные способности, музыкальный слух, чувства ритма,
музыкальную память, развить творческое воображение и мышление.
•
Развить умение держаться на сцене, эмоционально и выразительно
исполнять музыкальные произведения разного характера
Воспитательные
•
Освоить образцы классической и современной музыки; усвоить знания
о музыкантах, музыкальных произведениях,
•
Воспитать устойчивый интерес к музыке, пению, музыкальному вкусу.
Формировать коммуникативные способности.
Адресат Программы: в объединение принимаются дети, любящие петь и
желающие развить свои певческие способности. Программа предназначена
для детей 6-10 лет.
Форма обучения: очная основной формой обучения являются учебные
занятия: ансамблевые, групповые, сводные репетиции.
Дополнительными формами занятий являются:
прослушивание аудиозаписей
просмотр видеофильмов с выступлениями профессиональных певцов и
детских вокальных коллективов;
просмотр спектаклей с последующим обсуждением с учащимися;
концертная деятельность;
участие в концертах объединения и школы.
ансамблевые, групповые, сводные репетиции.
Методы обучения
В музыкальном воспитании и обучении детей применяются следующие
методы: слуховой, зрительный, наглядный, словесный и.т.д
Наглядный метод
позволяет в конкретных, красочных образах показать
детям явления, события окружающей действительности, рассказать о
чувствах и действиях людей, животных.
4
Словесный
метод
обращён
к
сознанию
ребёнка,
способствует
содержательности его деятельности. Слово педагога помогает понять
содержание
музыкального
произведения,
пробуждает
воображение,
способствует проявлению творческой активности.
Метод
практической
деятельности.
Конкретная
деятельность
детей
рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде
систематических упражнений. Обучая детей, следует постепенно усложнять
задания в соответствии с их возрастным развитием.
Одним из ведущих приемов обучения пения является демонстрация
педагогом академической манеры пения.
Режим занятий: занятия проводятся во второй половине дня, два раза в
неделю по 45 минут
Срок реализации программы: 1 год, 72 часа.
Планируемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны овладеть основами вокально-
хорового пения, уметь при исполнении сольного или ансамблевого пения
применять полученные знания и навыки.
Обучающиеся будут
Знать:
элементарное представление о голосовом аппарате, певческой
установке;
знать определения строй, унисон, ансамбль, дикция и артикуляция
Уметь:
•
правильно формировать гласные и четко произносить согласные звуки;
•
правильно брать вдох и равномерно расходовать его при
пении музыкальной фразы;
исполнять песни разного характера без напряжения напевным звуком;
Соблюдать строй и унисон.
Чисто интонировать мелодию
на Отчетном концерте исполнять одну - две песни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№
п.
/п
Название раздела и темы
Количество часов
Формы
Аттестации/
ко нтроля
Всег
о
теория
Пра
к
тик
а
5
1
.
Вводное занятие.
Цели и задачи вокального объединения,
знакомство с примерной тематикой
программы; правила поведения на
занятиях и в ДДТ; правила техники
безопасности и противопожарной
безопасности. Общее понятие вокально-
хорового пения.
Знакомство с вокальными упражнениями
и их исполнение.
1
0
,
5
0
,
5
Входной
контроль
Опрос.
Беседа
2.
Подготовка к пению: Развитие
дикционных навыков. Выполнение
упражнений для дикции и артикуляции.
Упражнения для дыхания и мимики лица.
Распевания. Выполнение вокальных
упражнений.
10
2
8
Педагогичес
ко е
наблюдение
6
3.
Работа над песенным
репертуаром Вокально-хоровая
работа
Знакомство с песенным репертуаром.
Прочтение текста и разбор
содержательного материала.
Определение тем: унисон, дикция и
артикуляция, ансамбль.
Вокальная работа над чистым
интонированием мелодии песни.
Работа над текстом, правильным и
чётким произношением слов.
Вокальная работа над извлечением и
формированием звука.
Работа над унисоном,
ансамблем. Вокально-хоровая
работа над многоголосием.
57
7
5
0
Наблюдение,
опрос
5.
Концертная деятельность.
2
-
2
опрос
наблюдение
6.
Итоговое занятие.
1
0,5
0
,
5
концертный
номер
Итог
о:
72
10
6
2
Содержание учебного (тематического) плана
1.
Вводное занятие. (1 час)
Теория:
Объяснение целей и задач вокального объединения «Серебряные
трели»; знакомство с примерной тематикой программы; правила поведения
на занятиях и в ДДТ; правила техники безопасности и противопожарной
безопасности. Общее понятие вокально-хорового пения. Пение в ансамбле.
Практика:
Знакомство
с
вокальными
упражнениями
и
их
исполнение. Форма контроля: Входной контроль. Опрос. Беседа.
2.
Подготовка к пению: (10 часов) Знакомство с певческой установкой,
дирижёрскими
жестами.
Выполнение
упражнений
для
дикции
и
артикуляции. Упражнения для дыхания и мимики лица. Дети выполняют
упражнения для дыхания, по методике Стрельниковой, Емельянова.
Распевания. Выполнение вокальных упражнений.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение
3. Вокально-хоровая работа. (57 часов)
Работа над песенным репертуаром
7
Теория: певческая установка: понятие о певческой установке, гигиена и
охрана
голоса.
Дыхание:
Понятие
о
певческом
дыхании.
Чистота
интонирования в пении.
ипы звуковедения: legato и non legato. Пение
на
stacсato. онятие о дикции и артикуляции.
Знакомство с песенным репертуаром.
Прочтение текста и разбор содержательного материала.
Знакомство с темой унисон, дикция и артикуляция, ансамбль.
Практика
Средний диапазон у детей первого года обучения « ре» первой октавы « до»
диез второй октавы.
Знакомство с песенным репертуаром. Разучивание мелодии песни.
Работа над текстом, правильным и чётким произношением слов.
Петь не форсированным и не зажатым звуком.
Пение
напевным,
стройным
звуком,
стараясь
достигать
ансамблевого
исполнения.
Пение в унисон. (Все голоса сливаются в один звук)
Формы контроля
Наблюдение, опрос, концертная деятельность.
Концертная деятельность. (2 часа)
4.
Учащиеся принимают активное участие в
тематических концертах и
мероприятиях школы.
5.
Итоговое занятие. (1 час)
Опрос. Концертный номер.
Формы контроля и оценочные материалы
Результатом
обучения
является
участие
детей
в
концертах
и
мероприятиях школы и за её пределами, а также участие в Отчётном
концерте ежегодной аттестации воспитанников.
Критерии оценивания достижения
планируемых результатов освоения программы
Показатель
Форма
контроля/аттест
ац
и
и
Высок
ий
урове
нь
Средний уровень
Низкий уровень
Вокальные
умения и
навыки.
Выступление на
конкурсах.
Участие в
Отчётном
концерте.
Точное
интонировани
е мелодии.
Знание текста
Не везде точное
интонирование.
Неправильно
интонирует
мелодию. Не везде
знает текст.
Выразитель
но сть
исполнения
Выступление на
конкурсах.
Участие в
Отчётном
концерте.
Выразительно
е исполнение.
Не
достаточно
уверенное
исполнение.
Неуверенно
чувствует себя на
сцене.
8
На занятиях используются следующие формы оценивания:
Концерт
Учебное занятие
Репетиции
Беседа
Опрос
Конкурс и фестиваль
На занятиях используются следующие методы оценивания:
Оценка
Наблюдение педагога
Устные опросы
Контрольные уроки
Концерты
Открытые уроки.
Участие в концертах объединения и школы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение Программы
В
основу
программы
«Звонкие
голоса»
положены
программы:
Комплексная
программа
«Вокальный
ансамбль»
"ЦЕНТРА
РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА "КРИСТАЛЛ"
Сборник примерных
образовательных программ по инструментальной музыке и вокальному
искусству. Вып.40./ Библиотечка педагога дополнительного образования. –
М.: 2004. А также базовая программа вокального ансамбля «Серебряные
трели» «Основы вокально-хорового пения»
Примерный репертуар:
1.
«Дружат дети всей земли» сл.В. Викторова, муз,Д. Лвьва-Компанейца
2.
Бравые солдаты
3
«Неприятность эту мы переживем», Б.Савельева, А.Хайт
4.
«Улыбка» В.Шаинский, М.Пляцковский
5.
«Мир похож на цветной луг» В.Шаинский, М.Пляцковский
6.
«Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой
7.«Дорога добра» Ю.Энтин
9
При изучении темы «Знакомство с песней «Дорога добра»,
педагог использует следующие методы:
Словесный метод
Наглядный метод
Слуховой метод
Наглядно-слуховой метод
Зрительный метод
Важным методом, при разучивании,
например мелодии, является
метод демонстрации голосом.
При разучивании песни педагог использует дидактические материалы:
Картинки с изображением красивого гномика, домика.
USB-флеш-накопитель для прослушивания песни
Для вокальных упражнений используются также
Слуховой метод
Наглядный метод
Зрительный метод
Также важным методом при разучивании, является метод
демонстрации голосом.
Педагог показывает картинки или карточки, на которых написаны
мелодии для вокальных упражнений. На занятии применяется доска, где дети
рисует направления мелодии вверх или вниз. Также на доске рисуют гамму
из нот и ступеней.
Для младших школьников при изучении вокальных упражнений «Дудочка»,
«Бубенчики», «Пудель», «Лесенку, педагог использует картинки, книжки,
игрушки с изображением животных.
Материально-техническое обеспечение Программы
На
занятиях
необходимы дидактические
материалы доска,
рисунки,
картинки, игрушки, мячики, карточки, концертные костюмы,
музыкальные книги, аудио и видеозаписи, также портреты композиторов.
USB-флеш-накопитель для прослушивания песни, музыкальные диски.
портреты
композиторов.
А
также
USB
-
флеш-накопитель
для
прослушивания песни.
Для технического оснащения занятий по вокально-хоровому ансамблю
необходим просторный, светлый кабинет, фортепиано, музыкальный центр,
микрофоны, стулья, столы, доска.
10
Информационное обеспечение Программы
1.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение // Секреты вокального мастерства.
Ростов-на-Дону, 2012.
2.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего школьного возраста. М., 2013.
3.
Сборник примерных образовательных программ по инструментальной
музыке и вокальному искусству. Выпуск 40 часть 1 Москва 2004
4.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.
5.
Сборник примерных образовательных программ по инструментальной
музыке
и
вокальному
искусству.
Вып.40./
Библиотечка
педагога
дополнительного образования. – М.: 2004.
6.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. –
М.: Прометей, 1992.
7.
Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М.,
2000.
8.
Комплексная программа «Вокальный ансамбль»
"ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА "КРИСТАЛЛ"
9.
Назарова Т.Н. Художественно-эстетическое воспитание в школе. –
Волгоград: Издательство «Учитель», 2009
Список литературы для учащихся
1.
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение. – М., 2015.
2.
Алексеева Л., Голубева Е. Певческая азбука. – М.: «Музыка», 2000.
3.
Музыкальный учебник для детей «Мир вашего ребёнка» Ростов на
Дону: Феникс,2007.
5.
Шахназарова Н. Чудо-ступени. Учебное пособие по сольфеджио. – М.:
ДОМ, 2005.
6.
Царева Н.А. Уроки госпожи мелодии. Беседуем с маэстро
Контрапунктом: Учебник для 2-го класса детских музыкальных школ и школ
искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.
7.
Тэтчэлл Д. Детская музыкальная энциклопедия. – М.: АСТ, 2012;
8
.Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 2012.
9. .Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение. – М., 2015.