Напоминание

Вокально-хоровое пение


Авторы: Толстова Ирина Анатольевна, Ирина Анатольевна Павлюченкова
Должность: Педагог Дополнительного Образования
Учебное заведение: Педагог Дополнительного Образования
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Программа "Основы вокально-хорового пения"
Тема: Вокально-хоровое пение
Раздел: дополнительное образование





Назад




Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

«СОГЛАСОВАНО»

на заседании

Педагогического

совета ГБОУ Школа

№ 281

Протокол № 5 от

19.06.2021

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА

Я

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Основы вокально-хорового

пения

Направленность: художественная

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 8-12 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Толстова Ирина Анатольевна педагог

дополнительного образования

г. Москва

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность Программы: художественная

Уровень Программы: базовый

Актуальность Программы связана с ростом числа детских вокальных

коллективов, детских конкурсов вокального мастерства, расширением их

концертно-исполнительской

деятельности.

В

певческой

деятельности

творческое самовыражение учащихся формируется в ансамблевом пении,

одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической

музыки,

народных

и

современных

песен

с

сопровождением

и

без

сопровождения, в обогащении вокальной импровизации.

Программы: на современном этапе возрос интерес к новым музыкальным

синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы

помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и

дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах

музыкальной деятельности. Тематическая направленность дополнительной

общеразвивающей

программы

позволяет

наиболее

полно

реализовать

творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса

умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать

потребность в общении.

Отличительной

особенностью

программы

от

других

программ

являются:

тематическое содержание программы, методы и подходы к

образовательному процессу, а также репертуар, который для воспитанников

подбирается

педагогом

с

учетом

возрастных

и

психологических

особенностей ребенка, и их вокальных данных, а также:

В методах контроля и управления образовательным процессом (диагностика

развития вокально-хоровых навыков, анализ результатов конкурсов).

В

средствах

обучения

(дидактические

пособия,

нотные

пособия,

аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, музыкальные инструменты).

Педагогическая

целесообразность

программы в

том,

что

она

обеспечивает формирование умений в певческой деятельности и развитие

специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,

певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности

голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса :

3

звонкостью,

напевностью

и

т.п.,

навыки

следования

дирижерским

указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за

качеством своего вокального звучания).

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению

здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и

обучающих

задач,

пение

решает

еще

немаловажную

задачу

-

оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие

голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Коллективное

пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и

гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать

индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой

патологией пение является одним из действующих факторов улучшения

речи. Для детей всех возрастов занятия вокалом должны быть источником

раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах,

соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение

становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать

всю его дальнейшую жизнь.

Цели и задачи Программы

Целью программы является обучение основам вокально-хоровому пению,

развитие вокально-хоровых умений и навыков, воспитание музыкально-

эстетического вкуса и исполнительского мастерства.

Задачи:

Обучающие

Обучить основам вокально-хорового пения.

Познакомить и обучить основным элементам музыкальной грамоты.

Научить

учащихся

разбираться

в

выразительных

средствах

музыкального искусства

Развивающие

Развить музыкальные способности, музыкальный слух, чувства ритма,

музыкальную память, развить творческое воображение и мышление.

Развить умение держаться на сцене, эмоционально и выразительно

исполнять музыкальные произведения разного характера

Воспитательные

Освоить образцы классической и современной музыки; усвоить знания

о музыкантах, музыкальных произведениях,

Воспитать устойчивый интерес к музыке, пению, музыкальному вкусу.

Формировать коммуникативные способности.

4

Адресат программы: в объединение принимаются дети как прошедшие

ознакомительную

программу,

так

и

дети,

прошедшие

диагностику,

прослушивание, дети, любящие петь и желающие развить свои творческие

способности. Программа предназначена для детей 8-12 лет.

Форма обучения: очная. Основной формой обучения являются учебные

занятия: ансамблевые, групповые, сводные репетиции.

Дополнительными формами занятий являются:

прослушивание аудиозаписей

просмотр видеофильмов с выступлениями профессиональных певцов

и детских вокальных коллективов;

просмотр спектаклей с последующим обсуждением с учащимися;

концертная деятельность;

участие в концертах объединения и школы.

ансамблевые, групповые, сводные репетиции.

Методы обучения

В музыкальном воспитании и обучении детей применяются следующие

методы: слуховой, зрительный, наглядный, словесный и.т.д

Наглядный метод

позволяет в конкретных, красочных образах показать

детям явления, события окружающей действительности, рассказать о

чувствах и действиях людей, животных.

Словесный

метод

обращён

к

сознанию

ребёнка,

способствует

содержательности его деятельности. Слово педагога помогает понять

содержание

музыкального

произведения,

пробуждает

воображение,

способствует проявлению творческой активности.

Метод

практической

деятельности.

Конкретная

деятельность

детей

рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде

систематических упражнений. Обучая детей, следует постепенно усложнять

задания в соответствии с их возрастным развитием.

Одним из ведущих приемов обучения пения является демонстрация

педагогом академической манеры пения.

Режим занятий: занятия проводятся во второй половине

дня. Два раза в неделю по два часа с 15 минутным перерывом.

5

Срок реализации программы 2 года.

1 год обучения 144 часа в год

2 год обучения 144 часа в год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании обучения учащиеся должны овладеть основами вокально-

хорового пения, уметь при исполнении сольного или ансамблевого пения

применять полученные знания и навыки.

Планируемые результаты освоения программы первого года обучения

Обучающиеся будут

Знать:

элементарное

представление

о

голосовом

аппарате,

певческой

установке;

знать определения строй, унисон, ансамбль, дикция и артикуляция

Уметь:

правильно формировать гласные и четко произносить согласные звуки;

правильно

брать

вдох

и равномерно

расходовать его при

пении

музыкальной фразы;

исполнять песни разного характера без напряжения напевным звуком;

Соблюдать строй и унисон.

Чисто интонировать мелодию

на Отчетном концерте исполнять одну - две песни.

Планируемые результаты освоения программы второго года обучения

Использовать динамические оттенки, фразировку в пении.

Уметь:

исполнять более сложные

произведения с сопровождением, и под

фонограмму;

петь более длинные фразы на одном дыхании;

чисто интонировать мелодию;

петь стройно в ансамбле;

создавать художественный образ и уверенно держаться на сцене;

6

Учебный (тематический) план

1 год обучения

п.

/п

Название раздела и темы

Количество часов

Формы

Аттестаци

и/

контроля

Все

го

теория

Прак

ти

ка

1

.

Вводное занятие.

Цели и задачи вокального объединения,

знакомство с примерной тематикой

программы; правила поведения на

занятиях и в ДДТ; правила техники

безопасности и противопожарной

безопасности. Общее понятие вокально-

хорового пения.

Знакомство с вокальными упражнениями

и их исполнение.

1

0

,

5

0

,

5

Входн

ой

контро

ль

Опрос.

Беседа

2.

Подготовка к пению: Развитие

дикционных навыков. Выполнение

упражнений для дикции и артикуляции.

Упражнения для дыхания и мимики лица.

Распевания. Выполнение вокальных

упражнений.

2

5

1

0

1

5

Педагогиче

с кое

наблюдени

е

7

3

.

Работа над песенным

репертуаром Вокально-хоровая

работа

Знакомство с песенным репертуаром.

Прочтение текста и разбор

содержательного материала.

Определение тем: унисон, дикция

и артикуляция, ансамбль.

Вокальная работа над чистым

интонированием мелодии песни.

Работа над текстом, правильным и

чётким произношением слов.

Вокальная работа над извлечением

и формированием звука.

Работа над унисоном,

ансамблем. Вокально-хоровая

работа над многоголосием.

1

1

5

1

5

100

Наблюден

ие

,

опрос

5

.

Концертная деятельность.

2

-

2

опрос

наблюдение

6

.

Итоговое занятие.

1

0

,

5

0,5

концертный

номер

Итог

о:

14

4

2

6

118

Учебный (тематический) план

2 год обучения

п.

/п

Название раздела и темы

Количество часов

Форма

промежуточ

но го

контроля

Входной

контроль

Опрос.

Беседа

Всего

Теория

Практика

1

.

Вводное занятие.

Знакомство с тематикой

программы второго года обучения.

Правила техники безопасности и

противопожарной безопасности.

Гигиена и охрана детского голоса

Практика: Знакомство с новыми

вокальными упражнениями их

исполнение.

1

0,5

0,5

8

2.

Подготовка к пению: Певческая

установка. Развитие дикционных

навыков. Выполнение новых

упражнений для дикции и

артикуляции. Упражнения для

дыхания и мимики лица.

25

1

0

1

5

Педагогичес

ко е

наблюдение

3

Работа над песенным

репертуаром Вокально-хоровая

работа

Теория.

Прочтение текста и

разбор содержательного

материала.

Определение тем: унисон, дикция и

артикуляция, ансамбль.

Практика

Разучивание мелодии песни.

Работа над текстом, правильным и

чётким произношением слов.

Работа над звуковедением и

формированием звуков.

Строй и унисоном.

Вокально-хоровая работа над

двухголосным пением.

115

1

5

1

0

0

Наблюдение,

опрос

4.

Концертная деятельность.

3

-

3

Наблюдение

5.

Итоговое занятие.

1

0

,

5

0

,

5

Концертный

номер.

Теоретическ

ий опрос

9

Итого:

144

2

5

11

9

Содержание учебного (тематического) плана

1 год обучения

1.

Вводное занятие. (1 час)

Теория:

Объяснение целей и задач вокального объединения «Серебряные

трели»; знакомство с примерной тематикой программы; правила поведения

на занятиях и в ДДТ; правила техники безопасности и противопожарной

безопасности. Общее понятие вокально-хорового пения. Пение в ансамбле.

Практика:

Знакомство

с

вокальными

упражнениями

и

их

исполнение. Форма контроля: Входной контроль. Опрос. Беседа.

2.

Подготовка к пению: (25 часов) Знакомство с певческой установкой,

дирижёрскими

жестами.

Выполнение

упражнений

для

дикции

и

артикуляции.

Упражнения для дыхания и мимики лица. Дети выполняют упражнения для

дыхания, по методике Стрельниковой, Емельянова.

Распевания. Выполнение вокальных упражнений.

Форма контроля. Педагогическое наблюдение

3.

Вокально-хоровая работа. (79 часов)

Певческая установка: Понятие о певческой установке.

Работа над песенным репертуаром

Теория

Гигиена и охрана голоса.

Дыхание: Понятие о певческом дыхании.

Чистота интонирования в пении.

Типы звуковедения: legato и non legato. Пение на stacсato.

Пнятие о дикции и артикуляции.

Знакомство с песенным репертуаром.

Прочтение текста и разбор содержательного материала.

Знакомство с темой унисон, дикция и артикуляция, ансамбль.

Практика

10

Средний диапазон у детей первого года обучения « ре» первой октавы « до»

диез второй октавы.

Знакомство с песенным репертуаром. Разучивание мелодии песни.

Работа над текстом, правильным и чётким произношением слов.

Петь не форсированным и не зажатым звуком.

Пение

напевным,

стройным

звуком,

стараясь

достигать

ансамблевого

исполнения.

Пение в унисон. (Все голоса сливаются в один звук)

Формы контроля

Наблюдение, опрос, концертная деятельность.

Концертная деятельность. (2 часа)

4.

Учащиеся принимают активное участие в

тематических концертах и

мероприятиях школы.

5.

Итоговое занятие. (1 час)

Опрос. Концертный номер.

Второй год обучения

1.

Вводное занятие. (1 час)

Теория:

Знакомство

с

тематикой

программы второго

года

обучения.

Правила

техники безопасности и противопожарной безопасности.

Гигиена и охрана детского голоса

Практика: Знакомство с новыми вокальными упражнениями их исполнение.

Форма контроля: Опрос. Беседа.

2.Подготовка к пению: (25 часов)

Певческая установка. Развитие дикционных навыков. Выполнение

новых

упражнений для дикции и артикуляции с повторением предыдущих.

Упражнения для дыхания и мимики лица. Дети выполняют упражнения для

дыхания, по методике Стрельниковой, Емельянова.

3.Вокально-хоровая работа.

(78 часов)

Работа над песенным репертуаром

Теория

Певческая установка: Повторение и закрепление

Гигиена и охрана голоса.

Дыхание,

дикции и артикуляции,

типы звуковедения: legato и non legato.

Пение на stacсato. Повторение и закрепление

11

Чистота интонирования в пении.

На втором году обучения ведется работа над углублением вокально-

технических

и

музыкально-художественных

навыков,

приобретенных

раннее, идет работа над динамикой, обучение детей правильной фразировке,

умению самостоятельно определять наиболее значимые по смыслу слова.

Важное значению на занятиях, уделяется умение создания художественного

образа в песне.

Практика

Постепенное расширение диапазона (си малой октавы – ре второй октавы).

Соблюдать в пении строй и унисон, а также исполнять несложные элементы

2х голосия.

Уметь использовать в произведении динамические оттенки, форте,

пиано,

крещендо, диминуэндо.

Уметь находить главную фразу в предложении, выделяя её голосом.

Вокальная работа над формированием строя и унисона

Исполнение песни под фонограмму

Умение исполнять песню, добавляя к ней несложные движения.

Формирование и развитие

исполнительской выразительности: динамика,

темп, динамические оттенки.

Соблюдать в пении строй и унисон.

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Опрос.

4.

Концертная деятельность. (3 часа)

Учащиеся принимают активное участие в

тематических концертах и

мероприятиях района, в окружных, городских, международных конкурсах и

фестивалях.

Формы контроля. Педагогическое наблюдение

5.

Итоговое занятие. (1час)

Концертный номер. Теоретический опрос.

Формы аттестации и оценочные материалы

Система оценки достижения планируемых результатов

Результатом обучения является участие детей в концертах и мероприятиях

школы и за её пределами, а также участие в Отчётном концерте ежегодной

аттестации воспитанников.

Оценочные материалы

На занятиях используются следующие формы оценивания:

Концерт

Учебное занятие

Репетиции

12

Беседа

Опрос

Конкурс и фестиваль

На занятиях используются следующие методы оценивания:

Оценка

Наблюдение педагога

Устные опросы

Контрольные уроки

Концерты

Открытые уроки.

Участие в концертах объединения и школы.

Критерии оценивания достижения

планируемых результатов освоения программы

Показатель

Форма

контроля/

аттеста ции

Высок

ий

урове

нь

Средний

уровень

Низкий уровень

Вокальные

умения и

навыки.

Выступление

на конкурсах.

Участи

е

в

Отчётн

ом

концер

те.

Точное

интониров

ан ие

мелодии.

Знание

текста

Не везде точное

интонирование.

Неправильно

интонирует мелодию.

Не везде знает текст.

Выразитель

но сть

исполнения

Выступление

на конкурсах.

Участи

е

в

Отчётн

ом

концер

те.

Выразитель

н ое

исполнение

.

Не

достаточно

уверенное

исполнение.

Неуверенно

чувствует себя на

сцене.

13

Организационно-педагогические условия реализации Программы

Методическое обеспечение программы

В основу программы «Основы вокально-хорового пения» положены

программы: Комплексная программа «Вокальный ансамбль»

"ЦЕНТРА

РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА "КРИСТАЛЛ"

Сборник

примерных образовательных программ по инструментальной музыке и

вокальному искусству. Вып.40./ Библиотечка педагога дополнительного

образования. – М.: 2004. А также базовая программа вокального ансамбля

«Серебряные трели» «Обучение вокально-хоровому пению».

При изучении темы «Знакомство с песней «Пряничные гномики»,

педагог использует следующие методы:

Словесный метод

Наглядный метод

Слуховой метод

Наглядно-слуховой метод

Зрительный метод

Важным методом, при разучивании,

например мелодии, является

метод демонстрации голосом.

Для вокальных упражнений используются также

Слуховой метод

Наглядный метод

Зрительный метод

Также важным методом при разучивании, является метод

демонстрации голосом.

Педагог показывает картинки или карточки, на которых написаны мелодии

для вокальных упражнений. На занятии применяется доска, где дети рисует

направления мелодии вверх или вниз. Также на доске рисуют гамму из нот и

ступеней.

Для младших школьников при изучении вокальных упражнений «Дудочка»,

«Бубенчики», «Пудель», «Лесенку, педагог использует картинки, книжки,

игрушки с изображением животных.

Примерный репертуар: 1 год обучения

1.

«Дружат дети всей земли» сл.В. Викторова, муз,Д. Лвьва-Компанейца

2.

«Цветик –семи цветик» муз.Ольги Юдахиной, сл.Ивана Жиганова

3

«Учитель взял твою руку» Константин Ибряев

4.

«Дети Земли» Анна Петряшева

5.

«Мир похож на цветной луг» В.Шаинский, М.Пляцковский

6.

«Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой

14

Примерный репертуар: 2 года обучения

1. « С нами, друг» муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьёвой

2.

«Дорога добра» Ю.Энтин

3.«Из чего наш мир состоит», Б.Савельев, М.Танич.

4.

«О той весне» Елена Плотникова

5. «Три желания»

6. «Страна чудес»

Материально-технические условия реализации Программы

На

занятиях

необходимы

дидактические

материалы

доска,

рисунки,

картинки, игрушки, мячики, карточки, музыкальные книги, аудио и

видеозаписи, также портреты композиторов.

USB-флеш-накопитель

для

прослушивания

песни,

музыкальные

диски. портреты композиторов. А также USB - флеш-накопитель для

прослушивания песни.

Для технического оснащения занятий по вокально-хоровому ансамблю

необходим просторный, светлый кабинет, фортепиано, музыкальный центр,

микрофоны, стулья, столы, доска. Концертные костюмы, светлое, записи

музыкальных произведений и альбомов.

Информационное обеспечение Программы

1.

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение // Секреты вокального мастерства.

Ростов-на-Дону, 2012.

2.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития

детей младшего школьного возраста. М., 2013.

3.

Сборник примерных образовательных программ по инструментальной

музыке и вокальному искусству. Выпуск 40 часть 1 Москва 2004

4.

Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.

5.

Сборник примерных образовательных программ по

инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып.40./

Библиотечка педагога дополнительного образования. – М.: 2004.

6.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.:

Прометей, 1992.

7.

Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М.,

2000.

8.

Комплексная программа «Вокальный ансамбль»

"ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА "КРИСТАЛЛ"

9.

Назарова Т.Н. Художественно-эстетическое воспитание в школе. –

Волгоград: Издательство «Учитель», 2009

15

Список литературы для учащихся

1.

Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение. – М., 2015.

2.

Алексеева Л., Голубева Е. Певческая азбука. – М.: «Музыка», 2000.

3.

Музыкальный учебник для детей «Мир вашего ребёнка» Ростов на

Дону: Феникс,2007.

5.

Шахназарова Н. Чудо-ступени. Учебное пособие по сольфеджио. – М.:

ДОМ, 2005.

6.

Царева Н.А. Уроки госпожи мелодии. Беседуем с маэстро

Контрапунктом: Учебник для 2-го класса детских музыкальных школ и школ

искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.

7.

Тэтчэлл Д. Детская музыкальная энциклопедия. – М.: АСТ, 2012;

8

.Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 2012.

9. .Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение. – М., 2015.



В раздел образования